Темы статей
Выбрать темы

Штраф за выполнение строительных работ без разрешения: нюансы от ГАСИ

Редакция СБ
Письмо от 06.12.2010 г. № 40-19-6656

Штраф за выполнение строительных работ без разрешения: нюансы от ГАСИ

 

Письмо ГАСИ от 06.12.2010 г. № 40-19-6656

 

Государственная архитектурно-строительная инспекция <...> об административной ответственности за нарушение градостроительного законодательства <...> сообщает следующее.

1. В соответствии со статьей 281 Закона Украины «О планировании и застройке территорий» для организации строительства и подготовки строительной площадки к началу выполнения строительных работ по строительству объекта заказчик может получить разрешение на выполнение подготовительных работ. Разрешение на выполнение подготовительных работ — документ, удостоверяющий право заказчика и подрядчика на выполнение работ по строительству объекта: подготовка земельного участка, устройство ограждения строительной площадки и снос зданий и сооружений, нарушение элементов благоустройства в границах отведенного земельного участка под застройку, сооружение временных производственных и бытовых сооружений, необходимых для организации и обслуживания строительства, подведение временных инженерных сетей, устройство подъездных путей, складирование строительных материалов.

В соответствии со статьей 1 Закона Украины «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства» предприятия, их объединения, учреждения и организации (далее — предприятия) независимо от форм собственности, которые осуществляют проектирование, работы по строительству, реконструкции, реставрации и капитальному ремонту (далее — строительные работы), изготавливают строительные материалы, изделия и конструкции, а также являются заказчиками в строительстве или совмещают функции заказчика и подрядчика, несут ответственность в виде штрафа, в том числе за следующие правонарушения: проведение подготовительных работ без разрешения на выполнение подготовительных работ или без разрешения на выполнение строительных работ, или без соответствующей утвержденной проектной документации — в размере пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Таким образом, как усматривается из приведенных норм, ответственность за осуществление подготовительных работ без соответствующего разрешения может быть применена как к подрядчику, так и к заказчику строительства.

2. В соответствии со статьей 239 Хозяйственного кодекса Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями и в порядке, установленном законом, могут применять к субъектам хозяйствования, в частности, такую административно-хозяйственную санкцию, как административно-хозяйственный штраф.

Согласно статье 250 Хозяйственного кодекса Украины административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.

В административном праве различают продолжающиеся и длящиеся административные правонарушения.

Так, продолжающимся административным проступком называют ряд идентичных проступков, которые совершаются неоднократно с одинаковой целью, формой вины, теми же субъектами и которые составляют в совокупности единое правонарушение (например, мелкое хищение государственного или коллективного имущества).

Однако длящимися административными проступками являются проступки, связанные с продолжительным, непрерывным невыполнением обязанностей, предусмотренных правовой нормой (например, самовольное строительство зданий или сооружений), они прекращаются или выполнением регламентированных обязанностей, или привлечением виновного в невыполнении лица к ответственности. Очень часто такие правонарушения являются последствиями противоправной бездеятельности.

То есть длящиеся правонарушения характеризуются тем, что лицо, которое совершило какие-либо определенные действия или бездействия, находится в дальнейшем в состоянии непрерывного продолжения этих действий (бездействия). Эти действия непрерывно нарушают закон в течение какого-либо времени. Иногда такое состояние продолжается значительное время, и все время виновный непрерывно совершает правонарушение в виде невыполнения возложенных на него обязанностей.

Следовательно, исчислять шестимесячный срок привлечения к административной ответственности при длящемся правонарушении необходимо с того момента, когда должностному лицу инспекции государственного архитектурно-строительного контроля стало известно о факте совершения административного правонарушения, предусмотренного Законом Украины «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства».

Отмечаем, что письма Госархстройинспекции не устанавливают нормы права и имеют информационный характер.

 

Заместитель начальника В. Папка

 

Комментарий

 

Комментируемое

письмо появилось в ответ на следующие вопросы:

1.

Будет ли применен штраф в размере 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан в случае неполучения разрешения на выполнение подготовительных работ, и если да, то к кому из субъектов строительства (подрядчику или заказчику)?

2.

Является ли штраф за выполнение строительных работ без соответствующего разрешения административно-хозяйственной санкцией, которая не может быть применена после окончания шести месяцев со дня выявления нарушения (таким днем считается день составления инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля протокола, в котором зафиксировано нарушение)?

По первому вопросу напомним, что согласно

ч. 1 ст. 1 Закона Украины «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за нарушения в сфере градостроительства» от 14.12.1994 г. № 208/94-ВР (далее по тексту — Закон об ответственности за нарушения в сфере градостроительства) проведение подготовительных работ без разрешения на их выполнение или выполнение строительных работ наказывается штрафом в размере 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. При этом ч. 1 ст. 281 Закона Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 г. № 1699-ІІ предусматривает, что для организации строительства и подготовки строительной площадки до начала строительных работ заказчик может получить разрешение на выполнение подготовительных работ. Однако формулировка «может получить» означает лишь то, что заказчик по своему усмотрению может получить разрешение на проведение либо строительных, либо подготовительных работ и не вправе осуществлять подготовительные работы без получения одного из упомянутых документов. На этот момент и обращается внимание в комментируемом письме.

Рассматривая вопрос о том, на кого должен налагаться указанный выше штраф, Госархстройинспекция полагает, что штраф применяется в отношении как заказчика, так и подрядчика. С учетом положений действующего законодательства такая позиция представляется обоснованной.

Во-первых, то, что субъектами ответственности выступают и подрядчик, и заказчик, указано в ч. 1 ст. 1 Закона об ответственности за нарушения в сфере градостроительства. Во-вторых, обязанность заказчика передать подрядчику разрешительную документацию (и соответственно — обязанность подрядчика ее получить) содержится в п. 4 Общих условий заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве, утвержденных постановлением КМУ от 01.08.2005 г. № 668.

Следует также отметить, что сейчас в Верховной Раде Украины рассматривается

проект Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 02.12.2010 г. № 7418(см. комментарий на с. 43 данного номера нашей газеты), в случае принятия которого штраф за проведение подготовительных работ без оформления соответствующей разрешительной документации будет увеличен до 5 тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. При этом ответственность подрядчика и заказчика будет разграничена.

Отвечая на

второй вопрос, Госархстройинспекция соглашается с тем, что штраф за выполнение строительных работ является по своей природе административно-хозяйственной санкцией и что, таким образом, на порядок наложения таких штрафов распространяется действие главы 27 Хозяйственного кодекса Украины (далее по тексту — ХК). Аналогичной позиции придерживается и судебная практика (см., например, постановление Запорожского окружного административного суда от 02.09.2010 г. по делу № 2а-4580/10/0870). При этом выполнение строительных работ без разрешения Госархстройинспекция относит к продолжающимся проступкам, совершение которого может быть прекращено только после получения разрешения на проведение строительных работ. С учетом этого следует применять и ст. 250 ХК, согласно которой административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил ведения хоздеятельности. Соответственно шестимесячный срок со дня выявления нарушения необходимо отсчитывать с момента составления уполномоченным лицом инспекции государственного архитектурно-строительного контроля протокола о правонарушении, а годичный срок со дня нарушения следует отсчитывать с момента получения разрешения на проведение строительных работ.

 

Дмитрий Вовк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше