CPA in UA
Сегодня у нас в гостях Виктория Бирюченко, сертифицированный аудитор, аффилированный член CFMA, квалификация CPA US (высшая квалификация публичных бухгалтеров и аудиторов США). Имеет более 10 лет практического опыта работы с компаниями строительной отрасли. | Виктория Бирюченко, директор АФ «МТД Аудит» |
Досье: Виктория Бирюченко, директор авторитетной киевской аудиторской фирмы «МТД Аудит». Благодаря своему профессионализму и глубоким знаниям строительной отрасли, Виктория была принята аффилированным членом CFMA (Construction Financial Management Association) — профессионального объединения финансовых менеджеров строительной отрасли США. В настоящее время она единственный в Европе сертифицированный преподаватель учебных курсов, разработанных этой ассоциацией. Виктория имеет квалификацию СРА (certified public accountant — сертифицированный общественный бухгалтер). Это одна из самых авторитетных в мире и в то же время сложных профессиональных сертификаций в сфере финансов. Претенденты на получение СРА сдают ряд экзаменов на знание экономических дисциплин, в частности американских учетных стандартов US-GAAP, которые у нас часто называют просто ГААП. Среди других систем ГААП выделяется насыщенной и разветвленной системой стандартизации учетных процедур. Она содержит тысячи правил и рекомендаций относительно ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. За два десятилетия независимости Украины освоить программу СРА смогли лишь немногие наши соотечественники — их можно пересчитать по пальцам. Тем интереснее узнать мнение столь высококвалифицированного профессионала по актуальным бухгалтерским вопросам.
— Виктория, скажите, пожалуйста, чем занимается Ваша компания?
— Мы занимаемся аудитом и консалтингом. В частности, обслуживанием бизнеса в сфере девелопмента и строительства. С компаниями строительной отрасли сотрудничаем около 10 лет. Аудиторская фирма «МТД Аудит» является членом Украинской Строительной Ассоциации (ныне — Конфедерация строителей Украины).
Основные направления, в которых мы работаем в сфере аудита и консалтинга:
бизнес-планирование строительных и девелоперских проектов,
расчет и оценка их инвестиционной привлекательности,
финансовое управление такими проектами с точки зрения как девелопера (заказчика), так и генподрядчика,
управление рисками строительных и девелоперских проектов,
управленческий и финансовый учеты в строительстве,
налогообложение строительной отрасли,
операционный финансовый менеджмент, в том числе управление денежными средствами в строительстве и девелопменте.
—
Американская сертификация СРА является самой авторитетной бухгалтерской сертификацией в мире. Насколько сложно получить СРА-сертификат иностранцу?
— Достаточно сложно как с технической стороны, так и с точки зрения знаний и навыков, которыми нужно обладать для того, чтобы сдать экзамены на получение квалификации СPA. С технической точки зрения — потому что, в отличие от экзаменов сертификации АССА, которые проводятся по всему миру, сдать экзамены СPA можно только в США. Кроме того, исходя из государственного устройства США, каждый штат имеет собственные требования, которым должен соответствовать кандидат, чтобы его допустили к сдаче экзаменов. В итоге для иностранцев реально выполнимы требования двух штатов — Аляски и Нью-Хемпшира. Именно в один из комитетов этих двух штатов надо подавать свою заявку для получения статуса кандидата. Для штата Нью-Хемпшир необходимо подтвердить, что ваше экономическое образование соответствует степени бакалавра по экономической специальности по шкале оценки образования, принятой в США.
Что касается базы знаний и навыков, то надо быть готовым к тому, что придется выучить дисциплины, не являющиеся профильными для нас как украинских специалистов в сфере финансов. То есть кроме финансового учета по стандартам GAAP, финансового менеджмента, микроэкономики, макроэкономики, основ IT-технологий и аудита по стандартам, принятым в США (они, кстати, достаточно схожи с международными стандартами аудита, в соответствии с которыми сегодня должны работать и украинские аудиторы), нужно знать еще и налогообложение и право согласно законодательству США.
Также необходимо приспособиться к специфике построения экзаменационных вопросов и задач и к методике сдачи экзаменов.
Но нет ничего невозможного, поэтому тот,
кто поставил такую цель — стать СРА, при системном подходе и наличии терпения сможет ее достичь. Мне в моей подготовке очень помогла международная компания HOCK Trаining, имеющая, кстати, свой офис в Киеве. Именно ее курсы и учебники, предназначенные иностранцам, для которых ни американское законодательство, ни английский язык не являются родными, сыграли очень существенную роль в моем успехе. Поэтому хочу еще раз поблагодарить главу этой компании и одного из авторов учебников Брайана Хока и главу украинского офиса Яну Моргунову. На протяжении трех лет, пока я готовилась и сдавала экзамены, я могла обращаться к ним в любое время и по любым вопросам, и они никогда не отказывали в помощи и поддерживали меня как могли.
—
СРА-сертификация основана на американских стандартах GAAP. Эти стандарты хоть и близки МСФО, но, тем не менее, отличаются от них. Украина сейчас стремится к внедрению МСФО. В чем могут оказаться полезными американские GAAP украинским бухгалтерам, осваивающим МСФО?
— На мой взгляд, стандарты GAAP ближе нам по духу, и сдавать экзамен на знание этих стандартов мне было где-то, может быть, даже проще, чем сдавать МСФО на сертификации ДипФР. В отличие от МСФО, это скорее правила, а не принципы.
В американских стандартах в большинстве случаев установлены четкие правила или даны четкие пояснения, что и как интерпретировать. Американские GAAP разрабатывались десятки лет, в частности издавались различные пояснения, бюллетени, отраслевые руководства и т. д.Непосредственно в состав GAAP входят: SFASs — положения Совета по стандартам финансового учета (FASB); FASB — интерпретации [пояснения]; AICPA CAP ARBs — бюллетени бухгалтерских исследований (издавались Американским институтом СPA в 1939 — 1959 гг.; используются в том случае, если они не были заменены позже соответствующим положением или интерпретацией).И аналогично: AICPA APB Opinions — мнения Совета по принципам учета 1959 — 1973 гг.
На этом верхнем уровне, естественно, может не быть конкретных ответов для интерпретации в учете той или иной специфической операции, и тогда американские бухгалтеры должны обратиться к другим источникам, поясняющим GAAP, в соответствии с установленной иерархией этих источников — лестницей GAAP, состоящей из 5 уровней. В том числе к этим источникам относятся бюллетени, руководства и пояснения, изданные Советом по стандартам или специально созданным для этого органом — Исполнительным комитетом по стандартам учета Американского института CPA.
В результате во многих случаях бухгалтер применяет уже готовые решения. Учитывая близость GAAP и МСФО, эти источники можно использовать и при ведении учета по МСФО — хотя бы для того, чтобы лучше понять суть того или иного положения международного стандарта. Наиболее запоминающийся для меня пример — это отчет о совокупном доходе. Если в МСФО этот отчет появился только с 2009 года, то в американском учете он существовал гораздо раньше, и понять суть изменений, внесенных в МСФО, мне помогло как раз знание данного отчета по стандартам US GAAP.
—
Как Вы оцениваете нынешнее состояние национальной стандартизации в Украине? В частности, тенденцию перевода украинского бухучета на правила Налогового кодекса. Можно ли считать достоверной украинскую отчетность, составленную по налоговым правилам?
— К тенденции перевода украинского учета на правила Налогового кодекса отношусь резко отрицательно. Наши бухгалтеры и так были сконцентрированы на том, что главным является налоговый учет, бухучет же нужен лишь в тех объемах, которые позволяют правильно вести налоговый учет, а все остальное — второстепенно. Как результат, ни один серьезный участник рынка — будь то инвестор, заимодатель или заказчик — не будет доверять цифрам украинского баланса о состоянии активов, обязательств и капитала компании. Такую же искаженную картину видят и украинские собственники, и украинское государство, хотя, конечно, главная причина — не в стандартах и не в бухгалтерах, а в тех теневых законах, по которым функционирует наша экономика.
Сами национальные стандарты разрабатывались на основе МСФО, и если бы наши бухгалтеры при составлении финотчетности их соблюдали, то разночтений между показателями украинского баланса и баланса, составленного по МСФО, скажем, для обычной торговой компании (но без теневых оборотов), было бы совсем не много.
Попытка внести изменения или переписать украинские бухгалтерские стандарты, чтобы сблизить их с правилами Налогового кодекса, — полный бред. Учет не должен обслуживать налоги, это все равно, что заставить хвост вилять собакой. Налоговое законодательство и бухучет служат совершенно разным целям: первое обслуживает фискальную политику государства, второй призван давать объективную, надежную и своевременную информацию о финансовом состоянии субъектов хозяйствования. Ни в одном государстве, ориентированном на рыночную экономику и развитие частного предпринимательства, никому и в голову такое не придет — подгонять бухучет под налоговое законодательство. Это равносильно тому, что государство вдруг решит волевым порядком изменить таблицу умножения или законы тригонометрии.
—
Недавно Минфин Украины утвердил Положение «Налоговые разницы». Соответствуют ли нормы этого Положения традициям международного учета?
— Какое отношение к активам и обязательствам имеют постоянные налоговые разницы? Это что — новый элемент финансового отчета, новое слово в теории бухучета? Мы фиксируем операцию методом двойной записи по счетам бухучета — допустим, это получение возвратной финпомощи: ДС плюс, Обязательства плюс. Что делать дальше — куда, извините, нам в бухучете приткнуть налоговую разницу? А она возникнет, если помощь останется не возвращенной, так как согласно НК нужно включать в налоговые доходы сумму условно начисленных процентов. Делать еще одну двойную запись по бухсчетам? Интересно, какую: Доход + Пост. Разница + ? Но это же абсурд! На мой взгляд, это положение мертворожденное и является результатом чьей-то безграмотности. К нему нельзя относиться серьезно и уж тем более внедрять его в учетную практику.
Другой вопрос, что любое государство стремится отслеживать процессы, связанные с налогообложением своих корпораций, и борется с тем, чтобы компании избегали уплаты налогов, уходя в другие юрисдикции, создавая связанные структуры или изобретая другие легальные способы оптимизации.
Для этого, например, в США ввели специальное приложение M-3 к форме 1120 (форма налоговой декларации для налога на прибыль корпораций). Подчеркиваю, это составляющая налоговой отчетности, а не финансовой, и порядок ее заполнения регулируется IRS (американской налоговой службой). Форма должна заполняться средними и крупными предприятиями, главная ее цель — сделать «разницы» между бухприбылью (чистым доходом, отраженным в финансовой отчетности) и налогооблагаемым доходом более прозрачными и понятными. Кстати сказать, американские бухгалтеры тоже очень не любят эту форму. Тем не менее обязаны заполнять ее, идентифицировать в ней разницы и классифицировать их на временные и постоянные. Однако установленные в США правила — какие из понесенных доходов/расходов не учитываются или, наоборот, учитываются для определения налогооблагаемого дохода по сравнению с бухгалтерским учетом — более четкие, ясные и понятные, и, главное, список их — исчерпывающий. Говорю это потому, что изучала эти правила, чтобы сдавать экзамен СРА, и на экзамене было достаточно вопросов, посвященных согласованию налоговой и бухгалтерской прибыли, и расчетных задач, связанных с вычислением показателей, необходимых для определения налогооблагаемого дохода. По моим подсчетам, есть примерно 25 — 30 ключевых разниц, связанных с конкретными налоговыми ограничениями или, наоборот, преференциями, например налоговые нормы амортизации, правила признания налоговых убытков, эмиссионного дохода, инвестиционных прибылей и убытков и т. п. Повторю, что не только налоговые ограничения являются причиной разниц, есть и преференции, направленные, например, на стимулирование инвестиций в основной капитал и т. п.
—
Как известно, в американской профессиональной среде многие скептически относятся к системе МСБУ-МСФО. Примут ли, по Вашему мнению, США летом этого года решение о переходе на МСФО?
— Мне кажется, нет, я не почувствовала желания американцев переходить на другие стандарты, им комфортно со своими. Это хорошо было видно по подготовленному FASB и IASB предварительному документу о единых принципах признания дохода и развернувшейся в профессиональной американской среде (особенно среди бухгалтеров, работающих в строительной отрасли) дискуссии по этому поводу.
На мой взгляд, гармонизация GAAP и МСФО — очень медленный и болезненный процесс. В подтверждение своих слов приведу данные опроса из финансового обзора компаний строительной отрасли США за 2010 год (опубликовано в феврале 2011 г.): «...
наиболее обсуждаемая тема в среде профессионалов от бухучета — это сближение между US GAAP и МСФО. Однако в строительной индустрии менее чем половина (41 %) специалистов, отвечавших на вопросы, осведомлены об этом. И почти 95 % не планируют внедрять МСФО в свою учетную практику и даже начинать процесс внедрения в следующем (то есть в 2011-м) году. Следовательно, крайне маловероятно, чтобы МСФО повлияли на финансовую отчетность строительных компаний в скором времени». Так что, думаю, этим летом в США такого решения точно не примут.
Материал опубликован
в электронном издании ИД «Фактор»
«El-бухгалтер», 2011, № 19