Темы статей
Выбрать темы

Экспертиза проектов строительства по-новому

Редакция СБ
Статья

Экспертиза проектов строительства по-новому

Алексей Глазовой, юрист (г. Киев)

 

В сегодняшнем номере нашей газеты на с. 8 –10 мы опубликовали текст постановления № 560, регулирующего вопросы утверждения и экспертизы проектов строительства. Постановление вступило в силу 13.06.2011 г., поэтому проанализируем его в данной статье.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон № 3038

— Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

Закон № 208

— Закон Украины «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства» от 14.10.94 г. № 208/94-ВР.

Постановление № 560

— постановление КМУ «Об утверждении Порядка утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины» от 11.05.2011 г. № 560.

Постановление № 427

— постановление КМУ «Вопросы комплексной государственной экспертизы проектов строительства» от 05.04.2006 г. № 427.

Постановление № 1269

— постановление КМУ «О порядке утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения их государственной экспертизы» от 31.10.2007 г. № 1269.

Постановление № 557

— постановление КМУ «Об утверждении Порядка отнесения объектов строительства к IV и V категориям сложности» от 27.04.2011 г. № 557.

 

В соответствии с заключительными положениями

Закона № 3038 Кабинетом Министров Украины, министерствами и другими центральными и местными органами исполнительной власти осуществляется работа по приведению своих нормативно-правовых актов в соответствие с данным Законом.

Конечный срок приведения нормативно-правовых актов в соответствие с действующим законодательством истек

13.06.2011 г., т. е. через три месяца после опубликования Закона № 3038. С этого же дня вступили в силу части вторая — пятая ст. 31 Закона № 3038 и постановление № 560, а постановления № 427 и № 1269 утратили силу.

 

Проект строительства

Проектирование и строительство объектов осуществляются собственниками или пользователями земельных участков в следующем порядке

:

— получение заказчиком или проектировщиком исходных данных;

— разработка проектной документации;

— проведение в случаях, предусмотренных

ст. 31 Закона № 3038, ее экспертизы;

— утверждение проектной документации;

— выполнение подготовительных и строительных работ;

— прием в эксплуатацию законченных строительством объектов;

— регистрация права собственности на объект градостроительства.

 

Постановлением № 560

определено понятие термина «проект строительства».

 


Постановление № 560

<...>

В данном Порядке под термином «проект строительства» следует понимать проектную документацию объектов архитектуры, разработанную для нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта зданий и сооружений, технического переоснащения объектов производственного назначения на таких стадиях проектирования, как технико-экономическое обоснование, технико-экономический расчет, эскизный проект, проект, рабочий проект.

<...>


 

Проектная документация на строительство объектов разрабатывается в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти по вопросам строительства, градостроительства и архитектуры, с учетом требований градостроительной документации и исходных данных и соблюдением требований законодательства, государственных строительных норм, стандартов и правил и утверждается заказчиком. Заказчиком является физическое либо юридическое лицо, которое имеет намерения о застройке территории (одного или нескольких земельных участков) и подало в установленном законодательством порядке соответствующее заявление.

При двух- и трехстадийном проектировании проекты строительства утверждаются на стадии «проект и рабочий проект» и одобряются на стадии «технико-экономическое обоснование», «технико-экономический расчет» и «эскизный проект». Пунктом 2.5 ДБН А.2.2-3-2004. «Проектирование. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства» определены стадии проектирования. Для технически несложных объектов, а также объектов с использованием проектов массового и повторного применения I и II категорий сложности проектирование осуществляется в одну стадию — рабочий проект (РП).

В две стадии ведется проектирование для объектов гражданского назначения — эскизный проект (ЭП), а для объектов производственного назначения — технико-экономический расчет (ТЭР) и для обоих — рабочая документация (Р). Для объектов III категории сложности проектирование осуществляется в две стадии: проект (П); рабочая документация (Р).

Для объектов IV и V категорий сложности, технически сложных относительно градостроительных, архитектурных, художественных и экологических требований, инженерного обеспечения, внедрения новых строительных технологий, конструкций и материалов проектирование выполняется в три стадии: для объектов гражданского назначения — ЭП, а для объектов производственного назначения — технико-экономическое обоснование (ТЭО); проект (П); рабочая документация — (Р). Переутверждение проектов строительства осуществляется в порядке, установленном для их утверждения.

Проекты строительства

, реализуемые с привлечением средств государственного бюджета, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, а также средств предприятий, учреждений и организаций государственной формы собственности (кроме случаев, предусмотренных законодательными актами), утверждают:

— Кабинет Министров Украины по представлению центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций, а также других органов государственной власти —

по объектам общей сметной стоимостью 100 млн грн. и более ;

— Кабинет Министров Украины по представлению центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций, а также других органов государственной власти —

по надкатегорийных по метану и опасных по внезапным выбросам шахт, в которых проводятся работы на глубине более 800 метров, независимо от их сметной стоимости, а также по объектам, проекты строительства которых реализуются с привлечением иностранных кредитов, предоставленных под государственные гарантии ;

— центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации и другие органы государственной власти —

по объектам общей сметной стоимостью от 30 до 100 млн грн.;

— предприятия, учреждения и организации государственной формы собственности —

по объектам общей сметной стоимостью до 30 млн грн.

По решению Кабинета Министров Украины

право утверждать проекты строительства объектов общей сметной стоимостью 100 млн грн. может быть предоставлено:

— центральным органам исполнительной власти;

— Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским госадминистрациям;

— другим органам государственной власти.

 

Экспертиза проектов

Перед утверждением проектов строительства в случаях, определенных

ст. 31 Закона № 3038, проводится их экспертиза:

 


Закон № 3038

<...>

Статья 31. Проектная документация на строительство

1. Проектная документация на строительство объектов разрабатывается в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти по вопросам строительства, градостроительства и архитектуры, с учетом требований градостроительной документации и исходных данных и соблюдением требований законодательства, государственных строительных норм, стандартов и правил и утверждается заказчиком.

К проектной документации на строительство объектов, представляющих повышенную экологическую опасность, а также объектов, подлежащих оценке воздействия на окружающую природную среду в трансграничном контексте, прилагается оценка существующего или предсказуемого воздействия на состояние окружающей природной среды. Перечень таких объектов определяется Кабинетом Министров Украины.

2. Экспертиза проектов строительства проводится в установленном Кабинетом Министров Украины порядке экспертными организациями независимо от формы собственности, соответствующими критериям, определенным центральным органом исполнительной власти по вопросам строительства, градостроительства и архитектуры. При этом к проведению экспертизы привлекаются (в том числе на основании гражданско-правовых договоров) эксперты по вопросам санитарного и эпидемиологического благополучия населения, экологии, охраны труда, энергосбережения, пожарной, техногенной, ядерной и радиационной безопасности, которые прошли профессиональную аттестацию, проводившуюся с привлечением представителей соответствующих центральных органов исполнительной власти, и получили соответствующий квалификационный сертификат. Порядок проведения профессиональной аттестации таких экспертов устанавливается Кабинетом Министров Украины.

3. Не подлежат обязательной экспертизе проекты строительства объектов I — III категорий сложности.

4. Обязательной экспертизе подлежат проекты строительства объектов, которые:

1) относятся к IV и V категориям сложности, — по соблюдению нормативов по вопросам санитарного и эпидемиологического благополучия населения, экологии, охраны труда, энергосбережения, пожарной, техногенной, ядерной и радиационной безопасности, прочности, надежности и необходимой долговечности;

2) сооружаются на территориях со сложными инженерно-геологическими и техногенными условиями, — в части прочности, надежности и долговечности;

3) сооружаются с привлечением бюджетных средств, — относительно сметной части проектной документации.

По решению заказчика может проводиться также экспертиза проектов строительства других объектов, чем предусмотренные в этой части.

5. Установление случаев и порядка проведения экспертизы проектов строительства другими законами не допускается.

6. Проектная документация на строительство объектов не требует согласования государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами, созданными такими органами.

<...>


 

Экспертиза проектов строительства является одним из важнейших этапов осуществления застройки территорий. В первую очередь это утверждение связано с возможностью наступления негативных последствий, вызванных нарушением строительных норм, стандартов и правил в процессе проектирования.

Целью проведения экспертизы проектов строительства

является определение качества проектных решений путем выявления отклонений от требований к прочности, надежности и долговечности зданий и сооружений, их эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения, в том числе к доступности лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения, санитарного и эпидемиологического благополучия населения, охраны труда, экологии, пожарной, техногенной, ядерной и радиационной безопасности, энергосбережения и энергоэффективности, сметной части проекта строительства. Экспертиза является завершающим этапом разработки проектов строительства.

В соответствии со

ст. 32 Закона № 3038 все объекты строительства по сложности архитектурно-строительного решения и/или инженерного оборудования подразделяются на I, II, III, IV и V категории сложности. Категория сложности объекта строительства определяется в соответствии с государственными строительными нормами и стандартами на основании класса последствий (ответственности) такого объекта строительства. Отнесение объекта строительства к той или иной категории сложности осуществляется проектной организацией и заказчиком строительства.

Порядок отнесения объектов к IV и V категориям сложности определен

постановлением № 557.

Не подлежат обязательной экспертизе

проекты строительства объектов I — III категорий сложности.

Обязательной экспертизе подлежат

проекты строительства объектов, относящихся к IV и V категориям сложности, — по соблюдению нормативов по вопросам санитарного и эпидемиологического благополучия населения, экологии, охраны труда, энергосбережения, пожарной, техногенной, ядерной и радиационной безопасности, прочности, надежности и необходимой долговечности; сооружаемые на территориях со сложными инженерно-геологическими и техногенными условиями, — в части прочности, надежности и долговечности; сооружаемые с привлечением бюджетных средств, — относительно сметной части проектной документации.

Ответственность проектировщика

на сегодняшний день регулируется нормой Закона № 208, где определено, что за передачу проектной организацией заказчику рабочей документации для строительства, не удовлетворяющей строительным нормам, государственным стандартам, нормам и правилам, исходным данным на проектирование объектов архитектуры, предоставленных в установленном порядке, и утвержденному проекту, на проектировщика налагается штраф в размере 30 % стоимости разработанной рабочей документации, а также за передачу проектной организацией заказчику рабочей документации для реконструкции, реставрации, капитального ремонта объекта архитектуры, в которой предусмотрено внесение изменений с нарушением требований архитектурно-технического паспорта указанного объекта на проектировщика налагается штраф в размере 25 % стоимости разработанной рабочей документации.

Кроме того,

Законом № 3038 Кабмину поручено внести в Верховную Раду Украины проект закона о персонификации ответственности за негативные последствия, вызванные допущенными нарушениями строительных норм, стандартов и правил в процессе проектирования, экспертизы проектов и строительства объектов градостроительства. На сегодняшний день соответствующий законопроект в Верховной Раде Украины не зарегистрирован.

Основным новшеством в экспертной процедуре является

предоставление заказчику возможности выбора экспертной организации. В соответствии с п. 7 постановления № 560 экспертизу имеют право проводить экспертные организации независимо от формы собственности, соответствующие критериям, определенным Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Раньше комплексная государственная экспертиза осуществлялась Центральной службой Укргосстройэкспертизы Минрегионстроя или ее территориальными подразделениями.

На сегодняшний день

срок проведения экспертизы будет составлять:

— в зависимости от технической и технологической сложности объектов строительства —

30 календарных дней;

— для объектов, представляющих повышенную ядерную и радиационную опасность, и тех, относительно которых проводится оценка их воздействия на окружающую природную среду, —

90 календарных дней;

— для объектов I — III категорий сложности, сооружаемых на территориях со сложными инженерно-геологическими и техногенными условиями, —

15 календарных дней;

— сметной части проекта строительства объектов I — III категорий сложности —

15 календарных дней.

Экспертная организация по результатам проведенной экспертизы направляет ее заказчику письменный отчет, содержащий информацию о соблюдении требований к прочности, надежности и долговечности домов и сооружений, их эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения, в том числе к доступности лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения, санитарному и эпидемиологическому благополучию населения, охране труда, экологии, пожарной, техногенной, ядерной и радиационной безопасности, энергосбережению и энергоэффективности, сметной части проекта строительства.

 

Выводы

Действующее законодательство в сфере градостроительства и архитектуры предусматривает внедрение заявительского принципа в разрешительной системе «one stop shop» «единого окна» и заключается в максимальном упрощении разрешительных процедур, что, в свою очередь, возлагает повышенную ответственность на всех участников градостроительной деятельности, в частности, на заказчика строительства, проектировщика, подрядчика — исполнителя строительных работ. Учитывая, что на сегодняшний день не принят полный перечень законов и подзаконных нормативных актов, в частности закона, который бы персонифицировал и устанавливал степень ответственности каждого из субъектов градостроительства, получивших возможность самостоятельно определять категорию сложности объектов градостроительства и заказывать экспертизу проектов у частных исполнителей, это, в свою очередь, повышает риск злоупотреблений со стороны субъектов градостроительства — физических и юридических лиц, что может существенно отразиться на качестве объектов градостроительства.

В следующих номерах мы еще неоднократно будем обращаться к анализу нормативно-правовых документов по разрешительным процедурам, так что ожидайте следующего номера «Строительной бухгалтерии».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше