Себестоимость СМР: формирование и отражение в отчетности
Юлия Егорова, консультант
В этой статье мы поговорим о практических аспектах формирования себестоимости СМР в налоговом учете по новым правилам, а также рассмотрим методику отражения производственных расходов в декларации по налогу на прибыль.
ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ
НКУ
— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.
Закон о налоге на прибыль — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.
П(С)БУ 16 «Расходы» — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом МФУ от 31.12.99 г. № 318.
Приказ № 573 — приказ Министерства регионального развития и строительства от 31.12.2010 г. № 573 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию себестоимости строительно-монтажных работ».
Основные принципы бухгалтерского учета себестоимости СМР
С 1 апреля 2011 года вступил в силу
III раздел НКУ «Налог на прибыль предприятий». Одновременно с ним вступил в силу также и приказ № 573, которым утверждены новые методические рекомендации по формированию себестоимости строительно-монтажных работ.Согласно
приказу № 573 производственная себестоимость строительно-монтажных работ (далее — себестоимость СМР) состоит из прямых материальных расходов, прямых расходов на оплату труда, прочих прямых расходов, а также переменных общепроизводственных и постоянных распределенных общепроизводственных расходов, связанных с выполнением строительно-монтажных работ. Такая же классификация расходов принята и в П(С)БУ 16 «Расходы».Себестоимость СМР подрядной строительной организации, которая на условиях договоров субподряда привлекает субподрядчиков для выполнения СМР, предусмотренных договором подряда, и отвечает перед заказчиком за результаты их работы, состоит из прямых материальных расходов, прямых расходов на оплату труда, прочих прямых расходов, включая стоимость работ, выполненных по договорам субподряда, а также переменных общепроизводственных и постоянных распределенных общепроизводственных расходов, связанных с выполнением СМР отдельными производственными подразделениями строительной организации.
Бухгалтерский учет расходов, включаемых в себестоимость СМР, ведется по объектам расходов. Такими объектами расходов могут быть:
— отдельные виды СМР, себестоимость которых — это расходы, связанные с выполнением отдельных видов строительно-монтажных работ на одном или нескольких объектах строительства, по одному или нескольким договорам подряда на их сооружение;
— объект строительства, себестоимость которого включает прямые материальные расходы, прямые расходы на оплату труда, другие прямые расходы, а также переменные общепроизводственные и постоянные распределенные общепроизводственные расходы, связанные с выполнением СМР на конкретном объекте строительства за весь период его строительства;
— договор строительного подряда, в себестоимость которого включаются все расходы, связанные с таким договором.
Классификация расходов в бухгалтерском учете определяется строительной организацией самостоятельно с целью получения полной и достоверной информации о расходах при организации планирования, бухгалтерского и внутрихозяйственного учета, анализа себестоимости строительно-монтажных работ, принятия административных решений.
В бухгалтерском учете расходы могут классифицироваться по таким критериям:
— по видам деятельности;
— по месту возникновения;
— по видам расходов;
— по способам отнесения стоимости расходов в себестоимость строительно-монтажных работ;
— по степени влияния объема строительно-монтажных работ на уровень расходов;
— по результативности расходования;
— по календарным периодам возникновения расходов;
— по принадлежности к договору подряда на выполнение работ по строительству;
— по наличию чрезвычайных событий.
Классификация расходов по месту их возникновения ведется в таком разрезе:
— расходы основного производства;
— расходы второстепенного производства;
— расходы вспомогательного производства;
— расходы по географическому признаку.
Расходы основного производства — это расходы производственных структурных подразделений строительной организации, которые непосредственно принимают участие в выполнении строительно-монтажных работ, включая расходы, связанные с управлением, организацией и обслуживанием строительного производства.
Расходы второстепенного производства — это расходы производственных структурных подразделений строительной организации, которые непосредственного участия в производстве строительно-монтажных работ не принимают, но их продукция в дальнейшем используется при выполнении этих работ: производство бетонов и строительных растворов, железобетонных и бетонных изделий, строительных материалов, изделий и конструкций, блоков и строительного камня, кирпича, других изделий, полуфабрикатов и т. п.
Расходы вспомогательного производства — это расходы производственных структурных подразделений строительной организации, обслуживающие процесс основного производства, в частности осуществляющие технический осмотр, техническое обслуживание и ремонт собственных и арендованных строительных машин, механизмов и оборудования, обеспечение инструментом, запасными частями, транспортными услугами и т. п.
Классификация по видам расходов ведется в разрезе экономических элементов и статей калькуляции. Статьи калькуляции показывают, как формируются расходы для определения производственной себестоимости продукции. Перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости строительно-монтажных работ устанавливаются строительным предприятием произвольно.
По способу отнесения сумм расходов на себестоимость СМР расходы делятся на прямые и общепроизводственные (косвенные) расходы.
К прямым расходам относятся расходы, которые могут быть отнесены непосредственно к конкретному объекту расходов экономически целесообразным путем.
К общепроизводственным (косвенным) расходам относятся расходы, которые не могут быть отнесены к конкретному объекту расходов экономически целесообразным путем и включаются в себестоимость строительно-монтажных работ путем распределения с использованием методов, определенных нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету. Такие расходы распределяются между объектами расходов с использованием базы распределения, выбранной строительной организацией самостоятельно.
Классификация расходов относительно договора подряда на выполнение работ по строительству ведется по двум признакам: расходы по договору подряда и расходы периода.
Расходы по договору подряда (себестоимость работ по договору подряда) — это расходы на выполнение строительно-монтажных работ, непосредственно связанных с конкретным договором подряда (прямые расходы), а также расходы строительной организации по управлению, организации и обслуживанию строительного производства (распределенные общепроизводственные расходы).
Расходы периода — это расходы операционной деятельности строительной организации, которые невозможно прямо связать с выполнением конкретного договора подряда и, соответственно, с доходом по этому договору подряда.
Доходы и расходы в течение исполнения договора подряда признаются с учетом степени завершенности работ на отчетную дату, если конечный финансовый результат этого договора может быть достоверно оценен. Степень завершенности работ по договору подряда может определяться по одному из приведенных методов:
— измерение и оценка выполненной работы;
— соотношение объема завершенной части работ и их общего объема по договору подряда в натуральном измерении — кв. м, куб. м, тонна и т. д.;
— соотношение фактических расходов с начала выполнения договора подряда до даты баланса и ожидаемой (сметной) суммы общих расходов по договору.
Объектом бухгалтерского учета расходов с целью определения себестоимости СМР могут быть отдельные виды строительно-монтажных работ, отдельное здание и сооружение, несколько зданий и сооружений, договор подряда в целом. Основным методом учета расходов на производство СМР является учет по заказам в соответствии с договорами подряда. Учет расходов по заказам ведется нарастающим итогом до окончания выполнения договора.
Основные принципы налогового учета себестоимости СМР
Принципы учета расходов и их классификация в налоговом учете не так разнообразны, как в бухгалтерском. Согласно
п. 138.8 НКУ в себестоимость СМР включаются:1. Прямые материальные затраты:
a) сырье и основные строительные материалы;
б) покупные полуфабрикаты и комплектующие;
в) вспомогательные и прочие материалы.
Из суммы прямых материальных затрат исключается стоимость возвратных отходов. В зависимости от условий договора между заказчиком и подрядчиком возвратные отходы могут отставаться в собственности подрядчика либо могут быть возвращены заказчику.
2. Прямые расходы на оплату труда включают в себя заработную плату и другие выплаты работникам, занятым в СМР, при условии, что такие расходы могут быть непосредственно связаны с конкретными работами и объектами калькуляции.
3. Амортизация производственных основных средств и нематериальных активов, непосредственно связанных с производством СМР.
4. Стоимость услуг сторонних лиц, прямо связанных с производством СМР.
5. Прочие прямые расходы — все другие производственные расходы, не включенные в вышеперечисленные статьи, которые могут быть непосредственно отнесены на конкретный вид СМР или объект калькуляции. В частности, сюда относятся суммы единого социального взноса с работодателя, плата за аренду производственных фондов и земли.
Кроме всего прочего, в себестоимость СМР теперь можно включить потери от технологически неизбежного брака. Обязательное условие неизбежности такого брака косвенно следует из формулировок норм
п. 138.7 НКУ, в которых, однако, не дано четкое определение брака, потери от которого можно включить в состав операционных расходов, а лишь упоминается о расходах «на исправление такого технически неизбежного брака». Примером такого брака в строительстве может служить технически неизбежный брак при самостоятельном производстве строительных материалов и конструкций.Такая классификация производственных расходов в налоговом учете основана на классификации расходов, изложенной в
п. 11 П(С)БУ 16 «Расходы». Разница состоит в том, что для целей налогового учета в отдельные статьи выделены амортизация и стоимость услуг сторонних лиц, тогда как в бухгалтерском учете эти статьи включаются в состав прочих прямых расходов и поэтому в бухучете себестоимость включает только три основные статьи, а не пять.Второе основное различие между расчетом себестоимости в бухгалтерском и в налоговом учете состоит в том, что правила учета общепроизводственных расходов кардинально различаются. В бухгалтерском учете они включаются в себестоимость СМР, а в налоговом учете — относятся в состав расходов отчетного периода1.
1 С учетом предпоследних изменений в П(С)БУ 16 «Расходы» предприятиям разрешено формировать себестоимость в бухгалтерском учете по правилам налогового учета (изменения были внесены приказом Минфина Украины от 18.03.2011 г. № 372, который вступил в силу с 22.04.2011 г.). Последние изменения были направлены на замену формулировки в п. 24 П(С)БУ 16 «Расходы»: слова «пенсионное обеспечение, отчисления на социальное страхование, страховые взносы на случай безработицы» были заменены словами «общеобязательное государственное социальное страхование» (изменения были внесены приказом Минфина Украины от 31.05.2011 г. № 664, который вступил в силу с 04.07.2011 г.).
Итак, главные задачи налогового учета производственных расходов таковы:
— классификация расходов согласно нормам
п. 138.8 НКУ независимо от того, какая их классификация принята в бухгалтерском учете. Для целей налогообложения все производственные расходы по всем объектам калькуляции (по всем видам СМР, по всем подрядным договорам и т. д.) отражаются в разрезе единых статей, установленных п. 138.8 НКУ;— определение суммы расходов. Из состава расходов исключаются операции, расходы по которым нормами НКУ прямо запрещено учитывать при расчете себестоимости, проверяется соблюдение правил применения обычных цен и т. д.;
— соотнесение расходов, понесенных на выполнение СМР, с доходами от продажи их результатов.
Пример расчета себестоимости СМР и заполнения некоторых показателей декларации по налогу на прибыль
Для того чтобы наглядно представить себе основные правила определения себестоимости СМР, рассмотрим практический пример.
ООО «Крона» является подрядчиком и в данный момент выполняет строительно-монтажные работы по двум договорам: на капитальный ремонт офисного здания и на постройку 8-квартирного жилого дома. Так как ООО «Крона» имеет два объекта прямых расходов, то оно несет общепроизводственные расходы (ОПР) на обслуживание своего производства в целом. Эти расходы предприятие накапливает на счете
91 «Общепроизводственные расходы», а затем распределяет между отдельными объектами строительства пропорционально прямым расходам на каждый объект и относит их с кредита счета 91 в дебет счета 23 «Производство». Эта операция выполняется в последний день отчетного периода после отражения абсолютно всех общепроизводственных расходов по дебету счета 91. Мы не будем рассматривать сам процесс этого распределения, а проанализируем движения по счетам 91 и 23 в целом, без детализации по отдельным объектам.
Амортизация основных средств
Предприятиям производственной сферы рекомендуем начинать подготовку к составлению налоговой декларации по налогу на прибыль (далее — декларация по налогу на прибыль) с расчета амортизации основных средств. Проиллюстрируем основные проблемы такого расчета на примере ООО «Крона». Форма
налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия утверждена приказом Государственной налоговой администрации от 20.02.2011 г. № 114 (приказ вступил в силу с 11.04.2011 г.).При расчете амортизации для целей налогообложения по-прежнему нельзя полностью полагаться на данные бухгалтерского учета.
Во-первых, если в бухгалтерском учете для одних и тех же объектов установлены разные параметры начисления амортизации, то естественно, что и суммы налоговой и бухгалтерской амортизации будут разными. В нашем примере методы начисления амортизации одинаковы и для простоты примера мы принимаем, что в налоговом и в бухгалтерском учете используется прямолинейный метод. Сроки полезного использования основных средств — разные, потому что собственник ООО «Крона» хочет видеть в финансовой отчетности сумму амортизации основных средств исходя из реального срока их использования, а для целей налогообложения сумму амортизации он хочет по возможности увеличить. Поэтому в бухучете приняты реальные сроки полезного использования основных средств, а в налоговом — минимальные. Из-за такого различия в сроках полезного использования образуется временная налоговая разница, которая ликвидируется после того, как основные средства полностью самортизируются и в бухгалтерском, и в налоговом учете.
На практике таких различий может быть множество, в разрезе групп и отдельных объектов основных средств и нематериальных активов. Однако отметим, что без особой надобности усложнять учет нет необходимости. Если для целей финансовой отчетности полностью подходят правила налогового учета, то в этом случае нет никаких особых причин устанавливать разные параметры начисления амортизации. Приносить же показатели финансовой отчетности в жертву налоговым правилам мы не рекомендуем, ведь при этом не реализуется цель финансовой отчетности, которая заключается в предоставлении полной, правдивой и непредвзятой информации.
Во-вторых, в бухгалтерском учете в себестоимость СМР и в состав общепроизводственных расходов можно включать амортизацию объектов, которые для целей налогового учета не считаются используемыми в хозяйственной деятельности. В нашем примере — это здание и оборудование столовой для персонала, занятого на строительстве, оборудование аптечек, кулеры с питьевой водой на строительных площадках и т. п.
Некоторые данные расчета амортизации по ООО «Крона» приведены в
табл. 1.
Таблица 1
Начисление амортизации по ООО «Крона» за 2 квартал 2011 года
Наименование | Группа в налоговом учете | Первоначальная стоимость | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | Временная разница | Постоянная разница | ||
срок полезного использования, лет | сумма амортизации за квартал, грн. | срок полезного использования, лет | сумма амортизации за квартал, грн. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Основные средства общепроизводственного назначения | ||||||||
здания | 3 | 2400000 | 25 | 24000 | 20 | 30000 | -6000 |
|
оборудование | 4 | 810000 | 6 | 33750 | 5 | 40500 | -6750 |
|
транспортные средства | 5 | 320000 | 8 | 10000 | 5 | 16000 | -6000 |
|
мебель | 6 | 16000 | 4 | 1000 | 4 | 1000 | — |
|
оргтехника | 4 | 20000 | 4 | 1250 | 2 | 2500 | -1250 |
|
здание и оборудование столовой | Х | 280000 | 10 | 7000 | 0 | 0 |
| 7000 |
Всего (Дт 91 счета) | Х | 3846000 | Х | 77000 | Х | 90000 | -20000 | 7000 |
Основные средства производственного назначения | ||||||||
...* | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
Всего (Дт 23 счета) | Х | 5500000 | Х | 120000 | Х | 126000 | -11000 | 5000 |
Всего по счетам 91 и 23 |
| 9346000 | Х | 197000 | Х | 216000 | -31000 | 12000 |
* Детальный перечень всех объектов не приводится. |
В
табл. 1 проиллюстрировано возникновение временных разниц по причине различия параметров начисления амортизации. Мы рассмотрели один метод — прямолинейный, но с разными сроками полезного использования. Так, квартальная сумма амортизации общепроизводственных зданий в бухучете составила 24000 грн. (2400000 грн. : 25 лет : 4 квартала), а в налоговом учете — 30000 грн. (2400000 грн. : 20 лет : 4 квартала). Временная разница составила — 6000 грн. (24000 грн. - 30000 грн.). Точно так же рассчитана амортизация и по всем остальным объектам.Общая сумма начисленной амортизации отражается по кредиту
счета 13 и по дебету затратных счетов 91 и 23.
Объекты переданы во втором квартале
Если во втором квартале 2011 года все объекты ООО «Крона» были переданы заказчикам, то сумма амортизации, включенная в их себестоимость, отразится в приложении АМ к декларации о прибыли по ООО «Крона» за второй квартал 2011 года следующим образом (
табл. 2).
Таблица 2
Таблица 1 приложения АМ к декларации о прибыли ООО «Крона»
за второй квартал 2011 года
(фрагмент, на языке оригинала)
<...>
Код | Номер групи | Балансова вартість на початок звітного (податкового) періоду | Нарахована сума амортизації за звітний (податковий) період2 | Нарахована амортизація за попередні звітні (податкові) періоди, що не включена до складу витрат | Амортизація, що включається у звітному (податковому) періоді до: | Нарахована амортизація, що включається до витрат у майбутніх звітних (податкових) періодах (графа 4 + графа 5) - (графа 6 + графа 7 + графа 8 + графа 9 + графа 10) | ||||
собівартості придбаних (виготовлених) та реалізованих товарів (робіт, послуг)3 | загальновиробничих витрат4 | адміністративних витрат5 | витрат на збут6 | інших операційних витрат7 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Основні засоби та інші необоротні активи | ||||||||||
...* | ... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А15 | Сума рядків А1 — А14 | 10046000** | 316000 | — | 126000 | 90000 | 100000** | — | — | — |
* Разбивку по группам основных средств мы не приводим, так как нет аналитических данных по производственным основным средствам. ** Суммы условные. |
<...>
Объекты переданы в третьем квартале
Если же все строящиеся объекты ООО «Крона» будут переданы заказчикам в
третьем квартале 2011 года, то сумма амортизации будет включена в их себестоимость тоже в третьем квартале, а во втором квартале ее нужно будет отразить в графе 11 Приложения АМ (табл. 3, 4).
Таблица 3
Таблица 1 приложения АМ к декларации о прибыли ООО «Крона»
за второй квартал 2011 года
(фрагмент, на языке оригинала)
<...>
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Основні засоби та інші необоротні активи | ||||||||||
... | ... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А15 | Сума рядків А1 — А14 | 10046000* | 316000 | — | — | 90000 | 100000* | — | — | 126000 |
* Суммы условные. |
<...>
В состав налоговых расходов во втором квартале ООО «Крона» относит только амортизацию общепроизводственных и административных основных средств, а амортизация производственных основных средств продолжает числиться на дебете
счета 23 в составе незавершенного производства и еще не включена в состав расходов как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Она попадет в состав расходов в будущих отчетных периодах, в которых результаты выполненных СМР будут переданы заказчикам.
Таблица 4
Таблица 1 приложения АМ к декларации о прибыли ООО «Крона»
за третий квартал 2011 года
(фрагмент, на языке оригинала)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Основні засоби та інші необоротні активи | ||||||||||
... | ... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А15 | Сума рядків А1 — А14 | 10046000* |
| 126000 | 126000 | 95000* | 110000* | — | — | 130000* |
* Суммы условные. |
В начале
третьего квартала ООО «Крона» передало заказчикам завершенные объекты, на которые приходится амортизация производственных основных средств в сумме 126000 грн. Также в третьем квартале ООО «Крона» начислило амортизацию производственных основных средств по новым подрядам в сумме 130000 грн., общепроизводственных основных средств — в сумме 95000 грн. и административных основных средств — в сумме 110000 грн.
Общепроизводственные расходы
За второй квартал ООО «Крона» осуществило общепроизводственные расходы, приведенные в таблице 5. В этой таблице мы уже классифицировали все ОПР по статьям, которые соответствуют показателям приложения ЗВ к декларации о прибыли.
Таблица 5
Данные по счету 91 «Общепроизводственные расходы» за второй квартал 2011 год
Статьи расходов | Дт | Кт | Сумма | ОПР | Налоговые разницы | |
временные | постоянные | |||||
Расходы на оплату труда | 91 | 661 | 130000 | 120000 |
| 10000 |
Взносы на социальные мероприятия (условная ставка ЕСВ — 40 % от суммы заработной платы) | 91 | 651 | 52000 | 48000 |
| 4000 |
Расходы на оплату служебных командировок | 91 | 372 | 5600 | 4200 |
| 1400 |
Амортизация основных средств общепроизводственного назначения | 91 | 13 | 77000 | 90000 | (20000) | 7000 |
Расходы на оперативную аренду основных средств, других необоротных активов общепроизводственного назначения | 91 | 20, 22, 63 | 36700 | 36700 |
| — |
Расходы на отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение и другие услуги по содержанию производственных помещений | 91 | 63 | 21000 | 21000 |
| — |
Расходы на обслуживание производственного процесса | 91 | 20, 22, 63 | 32000 | 30200 |
| 1800 |
Расходы на охрану труда, технику безопасности, понесенные в соответствии с законодательством | 91 | 20, 22, 63 | 6600 | 6600 |
| — |
Расходы на страхование | 91 | 65 | 8100 | 6100 |
| 2000 |
Другие общепроизводственные расходы (недостачи стройматериалов) | 91 | 20 | 1200 | 1100 |
| 100 |
Всего | 23 | 91 | 370200 | 363900 | (20000) | 26300 |
В бухгалтерском учете ОПР списаны в дебет
счета 23, а в налоговом учете они отнесены в состав расходов отчетного периода, но не полностью, а только в той части, которая признана в соответствии с нормами НКУ. Независимо от того, в каком отчетном периоде объекты будут сданы заказчикам, ОПР включаются в состав расходов текущего отчетного периода.Ниже приводим фрагмент заполнения приложения ЗВ на основании данных по
счету 91 (табл. 6).
Таблица 6
Общепроизводственные расходы
(фрагмент, приводится на языке оригинала)
<...>
Показники | Код рядка | Сума, |
1 | 2 | 3 |
Загальновиробничі витрати (сума рядків 06.1.1 — 06.1.13) | 06.1 | 363900 |
Витрати на управління виробництвом, в тому числі: | 06.1.1 | 172200 |
витрати на оплату праці | 06.1.1.1 | 120000 |
внески на соціальні заходи | 06.1.1.2 | 48000 |
витрати на оплату службових відряджень | 06.1.1.3 | 4200 |
Амортизація основних засобів загальновиробничого (цехового, дільничного, лінійного) призначення | 06.1.2 АМ | 90000 |
Витрати на утримання, експлуатацію та ремонт, оперативну оренду основних засобів, інших необоротних активів загальновиробничого призначення, в тому числі: | 06.1.5 | 36700 |
Витрати на опалення, освітлення, водопостачання, водовідведення та інші послуги з утримання виробничих приміщень | 06.1.7 | 21000 |
Витрати на обслуговування виробничого процесу | 06.1.8 | 30200 |
Витрати на охорону праці, техніку безпеки, понесені відповідно до законодавства | 06.1.9 | 6600 |
Витрати на страхування | 06.1.12 | 5100 |
Інші загальновиробничі витрати; нестачі незавершеного виробництва, нестачі і втрати від псування матеріальних цінностей у цехах у межах норм природного убутку згідно із затвердженими галузевими міністерствами та погодженими Міністерством фінансів України нормативами | 06.1.13 | 2100 |
<...>
Строка 06.1.13 расшифровывается в произвольной форме. Таким образом, в приложении ЗВ не остается ни одного показателя без постатейной аналитики. Дадим некоторые рекомендации по составлению этой расшифровки. Заглавную часть расшифровки можно заполнять так же, как и заглавную часть самого приложения ЗВ, которая содержит данные о типе декларации, код предприятия по ЕГРПОУ и отчетный период. Затем следует основная часть, которую можно составить по нижеприведенной примерной форме (
табл. 7).
Таблица 7
Расшифровка строки 06.1.13
«Інші загальновиробничі витрати; нестачі незавершеного виробництва,
нестачі і втрати від псування матеріальних цінностей
у цехах у межах норм природного убутку згідно
із затвердженими галузевими міністерствами
та погодженими Міністерством фінансів України нормативами»
додатку ЗВ до декларації з податку на прибуток
за II квартал 2011 року
(на языке оригинала)
<...>
Показники | Сума, |
Інші загальновиробничі витрати; нестачі незавершеного виробництва, нестачі і втрати від псування матеріальних цінностей у цехах у межах норм природного убутку згідно із затвердженими галузевими міністерствами та погодженими Міністерством фінансів України нормативами — всього (ряд. 06.1.13) | 2100 |
в тому числі: внутрішньозаводське переміщення будівельних матеріалів зі складу до будівельних майданчиків | 1100 |
нестачі і втрати від псування матеріальних цінностей у цехах у межах норм природного убутку згідно із затвердженими галузевими міністерствами та погодженими Міністерством фінансів України нормативами | 1000 |
<...>
Как и все остальные формы отчетности по налогу на прибыль, эта расшифровка скрепляется печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия.
Производственные расходы
Как и в случае с общепроизводственными расходами, ООО «Крона» систематизировало производственные расходы, учтенные на
счете 23, по статьям, определенным в п. 138.8 НКУ (табл. 8).
Таблица 8
Данные по счету 23 «Производство» по ООО «Крона» за II квартал 2011 года
Статьи расходов | Дт | Кт | Сумма в бухгалтерском учете | Себестоимость в налоговом учете | Налоговые разницы | |
временные | постоянные | |||||
Незавершенное строительство на 1 апреля 2011 года | 23 | — | 5620000 | 4765800 | 849200 | 5000 |
Прямые материальные расходы | 23 | 20, 22 | 3100000 | 3100000 | — | — |
Стоимость материалов, приобретенных у нерезидентов, имеющих оффшорный статус | 23 | 20, 22 | 100000 | 85000 | — | 15000 |
Прямые расходы на оплату труда | 23 | 66 | 350000 | 343000 | — | 7000 |
Амортизация производственных основных средств, непосредственно связанных с выполнением СМР | 23 | 13 | 120000 | 126000 | -11000 | 5000 |
Стоимость приобретенных услуг, прямо связанных с выполнением СМР | 23 | 63 | 460000 | 460000 | — | — |
Расходы на страхование | 23 | 65 | 4000 | 4000 | — | — |
Сумма взносов на социальные мероприятия | 23 | 65 | 140000 | 137200 | — | 2800 |
Расходы на приобретение услуг (работ) по инжинирингу, в том числе: | 23 | 63 | 390000 | 375000 | — | 15000 |
расходы, понесенные в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по инжинирингу в объеме, не превышающем 5 % таможенной стоимости оборудования, импортируемого согласно соответствующему контракту | 23 | 632 | 90000 | 75000 | — | 15000 |
Всего прямых расходов за II квартал 2011 года |
|
| 4664000 | 4630200 | -11000 | 44800 |
Всего прямых расходов с начала работ |
|
| 10284000 | 9396000 | 838200 | 49800 |
Распределенные ОПР за II квартал 2011 года | 23 | 91 | 370200 |
| 343900 | 26300 |
Себестоимость СМР на конец II квартала 2011 года |
|
| 10654200 | 9396000 | 1182100 | 76100 |
Остаток незавершенного строительства на 1 апреля 2011 года в бухгалтерском учете составляет 5620000 грн. и включает в себя:
1) прямые материальные расходы в сумме 4765800 грн., которые участвовали в расчете по правилам
п. 5.9 Закона о налоге на прибыль и отражены в графе 5 строки А2 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации о прибыли за I квартал 2011 года. Теперь эта сумма должна быть включена в себестоимость выполненных СМР в том отчетном периоде, в котором эти работы будут переданы заказчику. Очевидно, что она включается в статью «прямые материальные расходы»;2) все прочие расходы, кроме материальных, в сумме 849200 грн., отраженные в бухгалтерском учете по дебету
23 счета и отнесенные в состав валовых расходов в налоговом учете в прошлых отчетных периодах (в I квартале 2011 года и ранее). Эти расходы составят временную налоговую разницу, которая ликвидируется в момент передачи заказчику выполненных СМР;3) материальные и прочие расходы, отнесенные на себестоимость СМР, но не включенные в состав валовых расходов и в перерасчет по
п. 5.9 Закона о налоге на прибыль в прошлых отчетных периодах.
В
табл. 9 показан фрагмент приложения СВ, заполненный по данным примера.
Таблица 9
Себестоимость приобретенных (изготовленных)
и реализованных товаров (работ, услуг)
(фрагмент приводится на языке оригинала)
<...>
Показники | Код рядка | Сума, |
Собівартість придбаних (виготовлених) та реалізованих товарів (робіт, послуг) (сума рядків 05.1.1 — 05.1.16) | 05.1. | 9396000 |
Прямі матеріальні витрати, в тому числі: | 05.1.1 | 7865800* |
Прямі витрати на оплату праці | 05.1.2 | 343000 |
Амортизація виробничих основних засобів, безпосередньо пов’язаних з виробництвом товарів, виконанням робіт, наданням послуг | 05.1.3 АМ | 126000 |
Вартість придбаних послуг, прямо пов’язаних з виробництвом товарів, виконанням робіт, наданням послуг | 05.1.7 | 460000 |
85 % вартості товарів (робіт, послуг), придбаних у нерезидентів, що мають офшорний статус | 05.1.10 ВО | 85000 |
Витрати на страхування | 05.1.11 | 4000 |
Сума внесків на соціальні заходи | 05.1.12 | 137200 |
Витрати на придбання послуг (робіт) з інжинірингу, в тому числі: | 05.1.13 | 375000 |
витрати, понесенні (нараховані) у зв’язку із придбанням у нерезидента послуг (робіт) з інжинірингу в обсязі, що не перевищує 5 % митної вартості обладнання, імпортованого згідно з відповідним контрактом | 05.1.13.1 | 75000 |
* Строка 05.1.1 включает в себя прямые материальные расходы, определенные по новым правилам во II квартале 2011 года, и остаток материальной составляющей в незавершенном производстве на 1 апреля 2011 года. |
<...>
Если объекты будут переданы заказчику в
III квартале, то во II квартале приложение СВ не заполняется. Оно заполняется только в III квартале и включает также и те расходы, которые были понесены на переданные объекты в этом квартале.Мы рассмотрели основные моменты, касающиеся формирования себестоимости СМР в налоговом учете и отражения ее в отчетности по налогу на прибыль. Надеемся, что данная консультация будет вам полезной при первом знакомстве с новой формой декларации по налогу на прибыль.