Темы статей
Выбрать темы

Себестоимость СМР: формирование и отражение в отчетности

Редакция СБ
Статья

Себестоимость СМР: формирование и отражение в отчетности

Юлия Егорова, консультант

 

В этой статье мы поговорим о практических аспектах формирования себестоимости СМР в налоговом учете по новым правилам, а также рассмотрим методику отражения производственных расходов в декларации по налогу на прибыль.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон о налоге на прибыль — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

П(С)БУ 16 «Расходы» — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом МФУ от 31.12.99 г. № 318.

Приказ № 573 — приказ Министерства регионального развития и строительства от 31.12.2010 г. № 573 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию себестоимости строительно-монтажных работ».

 

Основные принципы бухгалтерского учета себестоимости СМР

С 1 апреля 2011 года вступил в силу

III раздел НКУ «Налог на прибыль предприятий». Одновременно с ним вступил в силу также и приказ № 573, которым утверждены новые методические рекомендации по формированию себестоимости строительно-монтажных работ.

Согласно

приказу № 573 производственная себестоимость строительно-монтажных работ (далее — себестоимость СМР) состоит из прямых материальных расходов, прямых расходов на оплату труда, прочих прямых расходов, а также переменных общепроизводственных и постоянных распределенных общепроизводственных расходов, связанных с выполнением строительно-монтажных работ. Такая же классификация расходов принята и в П(С)БУ 16 «Расходы».

Себестоимость СМР подрядной строительной организации, которая на условиях договоров субподряда привлекает субподрядчиков для выполнения СМР, предусмотренных договором подряда, и отвечает перед заказчиком за результаты их работы, состоит из прямых материальных расходов, прямых расходов на оплату труда, прочих прямых расходов, включая стоимость работ, выполненных по договорам субподряда, а также переменных общепроизводственных и постоянных распределенных общепроизводственных расходов, связанных с выполнением СМР отдельными производственными подразделениями строительной организации.

Бухгалтерский учет расходов, включаемых в себестоимость СМР, ведется по объектам расходов. Такими объектами расходов могут быть:

— отдельные виды СМР, себестоимость которых — это расходы, связанные с выполнением отдельных видов строительно-монтажных работ на одном или нескольких объектах строительства, по одному или нескольким договорам подряда на их сооружение;

— объект строительства, себестоимость которого включает прямые материальные расходы, прямые расходы на оплату труда, другие прямые расходы, а также переменные общепроизводственные и постоянные распределенные общепроизводственные расходы, связанные с выполнением СМР на конкретном объекте строительства за весь период его строительства;

— договор строительного подряда, в себестоимость которого включаются все расходы, связанные с таким договором.

Классификация расходов в бухгалтерском учете определяется строительной организацией самостоятельно с целью получения полной и достоверной информации о расходах при организации планирования, бухгалтерского и внутрихозяйственного учета, анализа себестоимости строительно-монтажных работ, принятия административных решений.

В бухгалтерском учете расходы могут классифицироваться по таким критериям:

— по видам деятельности;

— по месту возникновения;

— по видам расходов;

— по способам отнесения стоимости расходов в себестоимость строительно-монтажных работ;

— по степени влияния объема строительно-монтажных работ на уровень расходов;

— по результативности расходования;

— по календарным периодам возникновения расходов;

— по принадлежности к договору подряда на выполнение работ по строительству;

— по наличию чрезвычайных событий.

Классификация расходов по месту их возникновения ведется в таком разрезе:

— расходы основного производства;

— расходы второстепенного производства;

— расходы вспомогательного производства;

— расходы по географическому признаку.

Расходы основного производства — это расходы производственных структурных подразделений строительной организации, которые непосредственно принимают участие в выполнении строительно-монтажных работ, включая расходы, связанные с управлением, организацией и обслуживанием строительного производства.

Расходы второстепенного производства — это расходы производственных структурных подразделений строительной организации, которые непосредственного участия в производстве строительно-монтажных работ не принимают, но их продукция в дальнейшем используется при выполнении этих работ: производство бетонов и строительных растворов, железобетонных и бетонных изделий, строительных материалов, изделий и конструкций, блоков и строительного камня, кирпича, других изделий, полуфабрикатов и т. п.

Расходы вспомогательного производства — это расходы производственных структурных подразделений строительной организации, обслуживающие процесс основного производства, в частности осуществляющие технический осмотр, техническое обслуживание и ремонт собственных и арендованных строительных машин, механизмов и оборудования, обеспечение инструментом, запасными частями, транспортными услугами и т. п.

Классификация по видам расходов ведется в разрезе экономических элементов и статей калькуляции. Статьи калькуляции показывают, как формируются расходы для определения производственной себестоимости продукции. Перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости строительно-монтажных работ устанавливаются строительным предприятием произвольно.

По способу отнесения сумм расходов на себестоимость СМР расходы делятся на прямые и общепроизводственные (косвенные) расходы.

К прямым расходам относятся расходы, которые могут быть отнесены непосредственно к конкретному объекту расходов экономически целесообразным путем.

К общепроизводственным (косвенным) расходам относятся расходы, которые не могут быть отнесены к конкретному объекту расходов экономически целесообразным путем и включаются в себестоимость строительно-монтажных работ путем распределения с использованием методов, определенных нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету. Такие расходы распределяются между объектами расходов с использованием базы распределения, выбранной строительной организацией самостоятельно.

Классификация расходов относительно договора подряда на выполнение работ по строительству ведется по двум признакам: расходы по договору подряда и расходы периода.

Расходы по договору подряда (себестоимость работ по договору подряда) — это расходы на выполнение строительно-монтажных работ, непосредственно связанных с конкретным договором подряда (прямые расходы), а также расходы строительной организации по управлению, организации и обслуживанию строительного производства (распределенные общепроизводственные расходы).

Расходы периода — это расходы операционной деятельности строительной организации, которые невозможно прямо связать с выполнением конкретного договора подряда и, соответственно, с доходом по этому договору подряда.

Доходы и расходы в течение исполнения договора подряда признаются с учетом степени завершенности работ на отчетную дату, если конечный финансовый результат этого договора может быть достоверно оценен. Степень завершенности работ по договору подряда может определяться по одному из приведенных методов:

— измерение и оценка выполненной работы;

— соотношение объема завершенной части работ и их общего объема по договору подряда в натуральном измерении — кв. м, куб. м, тонна и т. д.;

— соотношение фактических расходов с начала выполнения договора подряда до даты баланса и ожидаемой (сметной) суммы общих расходов по договору.

Объектом бухгалтерского учета расходов с целью определения себестоимости СМР могут быть отдельные виды строительно-монтажных работ, отдельное здание и сооружение, несколько зданий и сооружений, договор подряда в целом. Основным методом учета расходов на производство СМР является учет по заказам в соответствии с договорами подряда. Учет расходов по заказам ведется нарастающим итогом до окончания выполнения договора.

 

Основные принципы налогового учета себестоимости СМР

Принципы учета расходов и их классификация в налоговом учете не так разнообразны, как в бухгалтерском. Согласно

п. 138.8 НКУ в себестоимость СМР включаются:

1. Прямые материальные затраты:

a) сырье и основные строительные материалы;

б) покупные полуфабрикаты и комплектующие;

в) вспомогательные и прочие материалы.

Из суммы прямых материальных затрат исключается стоимость возвратных отходов. В зависимости от условий договора между заказчиком и подрядчиком возвратные отходы могут отставаться в собственности подрядчика либо могут быть возвращены заказчику.

2. Прямые расходы на оплату труда включают в себя заработную плату и другие выплаты работникам, занятым в СМР, при условии, что такие расходы могут быть непосредственно связаны с конкретными работами и объектами калькуляции.

3. Амортизация производственных основных средств и нематериальных активов, непосредственно связанных с производством СМР.

4. Стоимость услуг сторонних лиц, прямо связанных с производством СМР.

5. Прочие прямые расходы — все другие производственные расходы, не включенные в вышеперечисленные статьи, которые могут быть непосредственно отнесены на конкретный вид СМР или объект калькуляции. В частности, сюда относятся суммы единого социального взноса с работодателя, плата за аренду производственных фондов и земли.

Кроме всего прочего, в себестоимость СМР теперь можно включить потери от технологически неизбежного брака. Обязательное условие неизбежности такого брака косвенно следует из формулировок норм

п. 138.7 НКУ, в которых, однако, не дано четкое определение брака, потери от которого можно включить в состав операционных расходов, а лишь упоминается о расходах «на исправление такого технически неизбежного брака». Примером такого брака в строительстве может служить технически неизбежный брак при самостоятельном производстве строительных материалов и конструкций.

Такая классификация производственных расходов в налоговом учете основана на классификации расходов, изложенной в

п. 11 П(С)БУ 16 «Расходы». Разница состоит в том, что для целей налогового учета в отдельные статьи выделены амортизация и стоимость услуг сторонних лиц, тогда как в бухгалтерском учете эти статьи включаются в состав прочих прямых расходов и поэтому в бухучете себестоимость включает только три основные статьи, а не пять.

Второе основное различие между расчетом себестоимости в бухгалтерском и в налоговом учете состоит в том, что правила учета общепроизводственных расходов кардинально различаются. В бухгалтерском учете они включаются в себестоимость СМР, а в налоговом учете — относятся в состав расходов отчетного периода1.

1 С учетом предпоследних изменений в П(С)БУ 16 «Расходы» предприятиям разрешено формировать себестоимость в бухгалтерском учете по правилам налогового учета (изменения были внесены приказом Минфина Украины от 18.03.2011 г. № 372, который вступил в силу с 22.04.2011 г.). Последние изменения были направлены на замену формулировки в п. 24 П(С)БУ 16 «Расходы»: слова «пенсионное обеспечение, отчисления на социальное страхование, страховые взносы на случай безработицы» были заменены словами «общеобязательное государственное социальное страхование» (изменения были внесены приказом Минфина Украины от 31.05.2011 г. № 664, который вступил в силу с 04.07.2011 г.).

Итак, главные задачи налогового учета производственных расходов таковы:

— классификация расходов согласно нормам

п. 138.8 НКУ независимо от того, какая их классификация принята в бухгалтерском учете. Для целей налогообложения все производственные расходы по всем объектам калькуляции (по всем видам СМР, по всем подрядным договорам и т. д.) отражаются в разрезе единых статей, установленных п. 138.8 НКУ;

— определение суммы расходов. Из состава расходов исключаются операции, расходы по которым нормами НКУ прямо запрещено учитывать при расчете себестоимости, проверяется соблюдение правил применения обычных цен и т. д.;

— соотнесение расходов, понесенных на выполнение СМР, с доходами от продажи их результатов.

 

Пример расчета себестоимости СМР и заполнения некоторых показателей декларации по налогу на прибыль

Для того чтобы наглядно представить себе основные правила определения себестоимости СМР, рассмотрим практический пример.

ООО «Крона» является подрядчиком и в данный момент выполняет строительно-монтажные работы по двум договорам: на капитальный ремонт офисного здания и на постройку 8-квартирного жилого дома. Так как ООО «Крона» имеет два объекта прямых расходов, то оно несет общепроизводственные расходы (ОПР) на обслуживание своего производства в целом. Эти расходы предприятие накапливает на счете

91 «Общепроизводственные расходы», а затем распределяет между отдельными объектами строительства пропорционально прямым расходам на каждый объект и относит их с кредита счета 91 в дебет счета 23 «Производство». Эта операция выполняется в последний день отчетного периода после отражения абсолютно всех общепроизводственных расходов по дебету счета 91. Мы не будем рассматривать сам процесс этого распределения, а проанализируем движения по счетам 91 и 23 в целом, без детализации по отдельным объектам.

 

Амортизация основных средств

Предприятиям производственной сферы рекомендуем начинать подготовку к составлению налоговой декларации по налогу на прибыль (далее — декларация по налогу на прибыль) с расчета амортизации основных средств. Проиллюстрируем основные проблемы такого расчета на примере ООО «Крона». Форма

налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия утверждена приказом Государственной налоговой администрации от 20.02.2011 г. № 114 (приказ вступил в силу с 11.04.2011 г.).

При расчете амортизации для целей налогообложения по-прежнему нельзя полностью полагаться на данные бухгалтерского учета.

Во-первых, если в бухгалтерском учете для одних и тех же объектов установлены разные параметры начисления амортизации, то естественно, что и суммы налоговой и бухгалтерской амортизации будут разными. В нашем примере методы начисления амортизации одинаковы и для простоты примера мы принимаем, что в налоговом и в бухгалтерском учете используется прямолинейный метод. Сроки полезного использования основных средств — разные, потому что собственник ООО «Крона» хочет видеть в финансовой отчетности сумму амортизации основных средств исходя из реального срока их использования, а для целей налогообложения сумму амортизации он хочет по возможности увеличить. Поэтому в бухучете приняты реальные сроки полезного использования основных средств, а в налоговом — минимальные. Из-за такого различия в сроках полезного использования образуется временная налоговая разница, которая ликвидируется после того, как основные средства полностью самортизируются и в бухгалтерском, и в налоговом учете.

На практике таких различий может быть множество, в разрезе групп и отдельных объектов основных средств и нематериальных активов. Однако отметим, что без особой надобности усложнять учет нет необходимости. Если для целей финансовой отчетности полностью подходят правила налогового учета, то в этом случае нет никаких особых причин устанавливать разные параметры начисления амортизации. Приносить же показатели финансовой отчетности в жертву налоговым правилам мы не рекомендуем, ведь при этом не реализуется цель финансовой отчетности, которая заключается в предоставлении полной, правдивой и непредвзятой информации.

Во-вторых, в бухгалтерском учете в себестоимость СМР и в состав общепроизводственных расходов можно включать амортизацию объектов, которые для целей налогового учета не считаются используемыми в хозяйственной деятельности. В нашем примере — это здание и оборудование столовой для персонала, занятого на строительстве, оборудование аптечек, кулеры с питьевой водой на строительных площадках и т. п.

Некоторые данные расчета амортизации по ООО «Крона» приведены в

табл. 1.

 

Таблица 1

Начисление амортизации по ООО «Крона» за 2 квартал 2011 года

Наименование

Группа в налоговом учете

Первоначальная стоимость

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Временная разница

Постоянная разница

срок полезного использования, лет

сумма амортизации за квартал, грн.

срок полезного использования, лет

сумма амортизации за квартал, грн.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Основные средства общепроизводственного назначения

здания

3

2400000

25

24000

20

30000

-6000

 

оборудование

4

810000

6

33750

5

40500

-6750

 

транспортные средства

5

320000

8

10000

5

16000

-6000

 

мебель

6

16000

4

1000

4

1000

 

оргтехника

4

20000

4

1250

2

2500

-1250

 

здание и оборудование столовой

Х

280000

10

7000

0

0

 

7000

Всего (Дт 91 счета)

Х

3846000

Х

77000

Х

90000

-20000

7000

Основные средства производственного назначения

...*

...

...

...

...

...

...

...

...

Всего (Дт 23 счета)

Х

5500000

Х

120000

Х

126000

-11000

5000

Всего по счетам 91 и 23

 

9346000

Х

197000

Х

216000

-31000

12000

* Детальный перечень всех объектов не приводится.

 

В

табл. 1 проиллюстрировано возникновение временных разниц по причине различия параметров начисления амортизации. Мы рассмотрели один метод — прямолинейный, но с разными сроками полезного использования. Так, квартальная сумма амортизации общепроизводственных зданий в бухучете составила 24000 грн. (2400000 грн. : 25 лет : 4 квартала), а в налоговом учете — 30000 грн. (2400000 грн. : 20 лет : 4 квартала). Временная разница составила — 6000 грн. (24000 грн. - 30000 грн.). Точно так же рассчитана амортизация и по всем остальным объектам.

Общая сумма начисленной амортизации отражается по кредиту

счета 13 и по дебету затратных счетов 91 и 23.

 

Объекты переданы во втором квартале

Если во втором квартале 2011 года все объекты ООО «Крона» были переданы заказчикам, то сумма амортизации, включенная в их себестоимость, отразится в приложении АМ к декларации о прибыли по ООО «Крона» за второй квартал 2011 года следующим образом (

табл. 2).

 

Таблица 2

Таблица 1 приложения АМ к декларации о прибыли ООО «Крона»
за второй квартал 2011 года

(фрагмент, на языке оригинала)

<...>

Код
рядка

Номер групи

Балансова вартість на початок звітного (податкового) періоду

Нарахована сума амортизації за звітний (податковий) період2

Нарахована амортизація за попередні звітні (податкові) періоди, що не включена до складу витрат
у попередніх звітних
(податкових) періодах

Амортизація, що включається у звітному (податковому) періоді до:

Нарахована амортизація, що включається до витрат у майбутніх звітних (податкових) періодах (графа 4 + графа 5) - (графа 6 + графа 7 + графа 8 + графа 9 + графа 10)

собівартості придбаних (виготовлених) та реалізованих товарів (робіт, послуг)3

загальновиробничих витрат4

адміністративних витрат5

витрат на збут6

інших операційних витрат7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Основні засоби та інші необоротні активи

...*

...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А15

Сума рядків А1 — А14

10046000**

316000

126000

90000

100000**

* Разбивку по группам основных средств мы не приводим, так как нет аналитических данных по производственным основным средствам.

** Суммы условные.

<...>

 

Объекты переданы в третьем квартале

 

Если же все строящиеся объекты ООО «Крона» будут переданы заказчикам в

третьем квартале 2011 года, то сумма амортизации будет включена в их себестоимость тоже в третьем квартале, а во втором квартале ее нужно будет отразить в графе 11 Приложения АМ (табл. 3, 4).

 

Таблица 3

Таблица 1 приложения АМ к декларации о прибыли ООО «Крона»
за второй квартал 2011 года

(фрагмент, на языке оригинала)

<...>

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Основні засоби та інші необоротні активи

...

...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А15

Сума рядків А1 — А14

10046000*

316000

90000

100000*

126000

* Суммы условные.

<...>

 

В состав налоговых расходов во втором квартале ООО «Крона» относит только амортизацию общепроизводственных и административных основных средств, а амортизация производственных основных средств продолжает числиться на дебете

счета 23 в составе незавершенного производства и еще не включена в состав расходов как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Она попадет в состав расходов в будущих отчетных периодах, в которых результаты выполненных СМР будут переданы заказчикам.

 

Таблица 4

Таблица 1 приложения АМ к декларации о прибыли ООО «Крона»
за третий квартал 2011 года

(фрагмент, на языке оригинала)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Основні засоби та інші необоротні активи

...

...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А15

Сума рядків А1 — А14

10046000*

 

126000

126000

95000*

110000*

130000*

* Суммы условные.

 

В начале

третьего квартала ООО «Крона» передало заказчикам завершенные объекты, на которые приходится амортизация производственных основных средств в сумме 126000 грн. Также в третьем квартале ООО «Крона» начислило амортизацию производственных основных средств по новым подрядам в сумме 130000 грн., общепроизводственных основных средств — в сумме 95000 грн. и административных основных средств — в сумме 110000 грн.

 

Общепроизводственные расходы

За второй квартал ООО «Крона» осуществило общепроизводственные расходы, приведенные в таблице 5. В этой таблице мы уже классифицировали все ОПР по статьям, которые соответствуют показателям приложения ЗВ к декларации о прибыли.

 

Таблица 5

Данные по счету 91 «Общепроизводственные расходы» за второй квартал 2011 год

Статьи расходов

Дт

Кт

Сумма

ОПР
в налоговом учете

Налоговые разницы

временные

постоянные

Расходы на оплату труда

91

661

130000

120000

 

10000

Взносы на социальные мероприятия (условная ставка ЕСВ — 40 % от суммы заработной платы)

91

651

52000

48000

 

4000

Расходы на оплату служебных командировок

91

372

5600

4200

 

1400

Амортизация основных средств общепроизводственного назначения

91

13

77000

90000

(20000)

7000

Расходы на оперативную аренду основных средств, других необоротных активов общепроизводственного назначения

91

20, 22, 63

36700

36700

 

Расходы на отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение и другие услуги по содержанию производственных помещений

91

63

21000

21000

 

Расходы на обслуживание производственного процесса

91

20, 22, 63

32000

30200

 

1800

Расходы на охрану труда, технику безопасности, понесенные в соответствии с законодательством

91

20, 22, 63

6600

6600

 

Расходы на страхование

91

65

8100

6100

 

2000

Другие общепроизводственные расходы (недостачи стройматериалов)

91

20

1200

1100

 

100

Всего

23

91

370200

363900

(20000)

26300

 

В бухгалтерском учете ОПР списаны в дебет

счета 23, а в налоговом учете они отнесены в состав расходов отчетного периода, но не полностью, а только в той части, которая признана в соответствии с нормами НКУ. Независимо от того, в каком отчетном периоде объекты будут сданы заказчикам, ОПР включаются в состав расходов текущего отчетного периода.

Ниже приводим фрагмент заполнения приложения ЗВ на основании данных по

счету 91 (табл. 6).

 

Таблица 6

Общепроизводственные расходы

(фрагмент, приводится на языке оригинала)

<...>

Показники

Код рядка

Сума,
грн.

1

2

3

Загальновиробничі витрати (сума рядків 06.1.1 — 06.1.13)

06.1

363900

Витрати на управління виробництвом, в тому числі:

06.1.1

172200

витрати на оплату праці

06.1.1.1

120000

внески на соціальні заходи

06.1.1.2

48000

витрати на оплату службових відряджень

06.1.1.3

4200

Амортизація основних засобів загальновиробничого (цехового, дільничного, лінійного) призначення

06.1.2 АМ

90000

Витрати на утримання, експлуатацію та ремонт, оперативну оренду основних засобів, інших необоротних активів загальновиробничого призначення, в тому числі:

06.1.5

36700

Витрати на опалення, освітлення, водопостачання, водовідведення та інші послуги з утримання виробничих приміщень

06.1.7

21000

Витрати на обслуговування виробничого процесу

06.1.8

30200

Витрати на охорону праці, техніку безпеки, понесені відповідно до законодавства

06.1.9

6600

Витрати на страхування

06.1.12

5100

Інші загальновиробничі витрати; нестачі незавершеного виробництва, нестачі і втрати від псування матеріальних цінностей у цехах у межах норм природного убутку згідно із затвердженими галузевими міністерствами та погодженими Міністерством фінансів України нормативами

06.1.13

2100

<...>

 

Строка 06.1.13 расшифровывается в произвольной форме. Таким образом, в приложении ЗВ не остается ни одного показателя без постатейной аналитики. Дадим некоторые рекомендации по составлению этой расшифровки. Заглавную часть расшифровки можно заполнять так же, как и заглавную часть самого приложения ЗВ, которая содержит данные о типе декларации, код предприятия по ЕГРПОУ и отчетный период. Затем следует основная часть, которую можно составить по нижеприведенной примерной форме (

табл. 7).

 

Таблица 7

Расшифровка строки 06.1.13
«Інші загальновиробничі витрати; нестачі незавершеного виробництва,
 нестачі і втрати від псування матеріальних цінностей
 у цехах у межах норм природного убутку згідно
 із затвердженими галузевими міністерствами
 та погодженими Міністерством фінансів України нормативами»
 додатку ЗВ до декларації з податку на прибуток
 за II квартал 2011 року

(на языке оригинала)

<...>

Показники

Сума,
грн.

Інші загальновиробничі витрати; нестачі незавершеного виробництва, нестачі і втрати від псування матеріальних цінностей у цехах у межах норм природного убутку згідно із затвердженими галузевими міністерствами та погодженими Міністерством фінансів України нормативами — всього (ряд. 06.1.13)

2100

в тому числі:

внутрішньозаводське переміщення будівельних матеріалів зі складу до будівельних майданчиків

1100

нестачі і втрати від псування матеріальних цінностей у цехах у межах норм природного убутку згідно із затвердженими галузевими міністерствами та погодженими Міністерством фінансів України нормативами

1000

<...>

 

Как и все остальные формы отчетности по налогу на прибыль, эта расшифровка скрепляется печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия.

 

Производственные расходы

Как и в случае с общепроизводственными расходами, ООО «Крона» систематизировало производственные расходы, учтенные на

счете 23, по статьям, определенным в п. 138.8 НКУ (табл. 8).

 

Таблица 8

Данные по счету 23 «Производство» по ООО «Крона» за II квартал 2011 года

Статьи расходов

Дт

Кт

Сумма в бухгалтерском учете

Себестоимость в налоговом учете

Налоговые разницы

временные

постоянные

Незавершенное строительство на 1 апреля 2011 года

23

5620000

4765800

849200

5000

Прямые материальные расходы

23

20, 22

3100000

3100000

Стоимость материалов, приобретенных у нерезидентов, имеющих оффшорный статус

23

20, 22

100000

85000

15000

Прямые расходы на оплату труда

23

66

350000

343000

7000

Амортизация производственных основных средств, непосредственно связанных с выполнением СМР

23

13

120000

126000

-11000

5000

Стоимость приобретенных услуг, прямо связанных с выполнением СМР

23

63

460000

460000

Расходы на страхование

23

65

4000

4000

Сумма взносов на социальные мероприятия

23

65

140000

137200

2800

Расходы на приобретение услуг (работ) по инжинирингу, в том числе:

23

63

390000

375000

15000

расходы, понесенные в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по инжинирингу в объеме, не превышающем 5 % таможенной стоимости оборудования, импортируемого согласно соответствующему контракту

23

632

90000

75000

15000

Всего прямых расходов за II квартал 2011 года

 

 

4664000

4630200

-11000

44800

Всего прямых расходов с начала работ

 

 

10284000

9396000

838200

49800

Распределенные ОПР за II квартал 2011 года

23

91

370200

 

343900

26300

Себестоимость СМР на конец II квартала 2011 года

 

 

10654200

9396000

1182100

76100

 

Остаток незавершенного строительства на 1 апреля 2011 года в бухгалтерском учете составляет 5620000 грн. и включает в себя:

1) прямые материальные расходы в сумме 4765800 грн., которые участвовали в расчете по правилам

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль и отражены в графе 5 строки А2 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации о прибыли за I квартал 2011 года. Теперь эта сумма должна быть включена в себестоимость выполненных СМР в том отчетном периоде, в котором эти работы будут переданы заказчику. Очевидно, что она включается в статью «прямые материальные расходы»;

2) все прочие расходы, кроме материальных, в сумме 849200 грн., отраженные в бухгалтерском учете по дебету

23 счета и отнесенные в состав валовых расходов в налоговом учете в прошлых отчетных периодах (в I квартале 2011 года и ранее). Эти расходы составят временную налоговую разницу, которая ликвидируется в момент передачи заказчику выполненных СМР;

3) материальные и прочие расходы, отнесенные на себестоимость СМР, но не включенные в состав валовых расходов и в перерасчет по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль в прошлых отчетных периодах.

 

В

табл. 9 показан фрагмент приложения СВ, заполненный по данным примера.

 

Таблица 9

Себестоимость приобретенных (изготовленных)
и реализованных товаров (работ, услуг)

(фрагмент приводится на языке оригинала)

<...>

Показники

Код рядка

Сума,
грн.

Собівартість придбаних (виготовлених) та реалізованих товарів (робіт, послуг) (сума рядків 05.1.1 — 05.1.16)

05.1.

9396000

Прямі матеріальні витрати, в тому числі:

05.1.1

7865800*

Прямі витрати на оплату праці

05.1.2

343000

Амортизація виробничих основних засобів, безпосередньо пов’язаних з виробництвом товарів, виконанням робіт, наданням послуг

05.1.3 АМ

126000

Вартість придбаних послуг, прямо пов’язаних з виробництвом товарів, виконанням робіт, наданням послуг

05.1.7

460000

85 % вартості товарів (робіт, послуг), придбаних у нерезидентів, що мають офшорний статус

05.1.10 ВО

85000

Витрати на страхування

05.1.11

4000

Сума внесків на соціальні заходи

05.1.12

137200

Витрати на придбання послуг (робіт) з інжинірингу, в тому числі:

05.1.13

375000

витрати, понесенні (нараховані) у зв’язку із придбанням у нерезидента послуг (робіт) з інжинірингу в обсязі, що не перевищує 5 % митної вартості обладнання, імпортованого згідно з відповідним контрактом

05.1.13.1

75000

* Строка 05.1.1 включает в себя прямые материальные расходы, определенные по новым правилам во II квартале 2011 года, и остаток материальной составляющей в незавершенном производстве на 1 апреля 2011 года.

<...>

 

Если объекты будут переданы заказчику в

III квартале, то во II квартале приложение СВ не заполняется. Оно заполняется только в III квартале и включает также и те расходы, которые были понесены на переданные объекты в этом квартале.

Мы рассмотрели основные моменты, касающиеся формирования себестоимости СМР в налоговом учете и отражения ее в отчетности по налогу на прибыль. Надеемся, что данная консультация будет вам полезной при первом знакомстве с новой формой декларации по налогу на прибыль.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше