Темы статей
Выбрать темы

Газовый котел: эконалог и разрешение на эксплуатацию

Редакция СБ
Статья

Газовый котел: эконалог и разрешение на эксплуатацию

Сергей Децюра, экономист-аналитик ИД «Фактор»
Виктория Петрушина, заместитель главного редактора

 

Жилой дом сдан в эксплуатацию. Для его обогрева установлен газовый котел. В данной статье поговорим о разрешении на его эксплуатацию и немного об эконалоге.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о разрешительной системе

— Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Закон об атмосферном воздухе

— Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.92 г. № 2707-XII.

Порядок № 302

— Порядок проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, получивших такие разрешения, утвержденный постановлением КМУ от 13.03.2002 г. № 302.

Инструкция № 7

— Инструкция о содержании и порядке составления отчета проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на предприятии, утвержденная приказом Минэкобезопасности от 10.02.95 г. № 7.

Инструкция № 177

— Инструкция о порядке и критериях взятия на государственный учет объектов, которые оказывают или могут оказать вредное воздействие на здоровье людей и состояние атмосферного воздуха, видах и объемах загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, утвержденная приказом Минэкологии от 10.05.2002 г. № 177.

Инструкция № 108

— Инструкция об общих требованиях к оформлению документов, в которых обосновываются объемы выбросов, для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками для предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, утвержденная приказом Минприроды от 09.03.2006 г. № 108.

Перечень № 317

— Перечень типов оборудования, для которых разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ из стационарных источников, утвержденный приказом Минприроды от 16.08.2004 г. № 317.

Перечень № 72

— Перечень определенных действий по осуществлению хозяйственной деятельности либо видов хозяйственной деятельности, которые не могут осуществляться на основании декларации соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства, утвержденный постановлением КМУ от 25.08.2010 г. № 72.

 

Что такое стационарный источник загрязнения атмосферы?

Для ответа на этот вопрос обратимся к нормативно-правовым актам:

 


НКУ

<...>

14.1.230.

cтационарный источник загрязнения атмосферы предприятие, цех, агрегат, установка либо другой неподвижный объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и/или сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

<...>


 


Инструкция № 7

<...>

1.15.5.

Стационарный источник загрязнения атмосферы — предприятие, цех, агрегат, установка или другой недвижимый объект, сохраняющий свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляющий выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

<...>


 

Как видим, оба документа содержат практически идентичные определения рассматриваемого термина.

Исходя из приведенных определений и принципа работы бытовой газовый котел отопления относится к cтационарным источникам загрязнения атмосферы.

 

Эконалог

Сначала несколько слов об экологическом налоге, связанном с эксплуатацией автономных систем отопления (котлов). Как разъяснила ГНАУ в Единой базе налоговых знаний, в случае использования автономных систем отопления (котлов)

у собственников административных, торговых, складских и других зданий и сооружений возникает объект обложения эконалогом — объем загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух при сгорании топлива (газа, мазута и т. д.). Соответственно лица, использующие автономные системы отопления, являются плательщиками эконалога независимо от того, получено ими разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения или нет. При этом исходные данные для расчета размера эконалога субъект хозяйствования может брать из:

— разрешения на эксплуатацию, о котором речь пойдет во второй части статьи (если оно получено)

или

— паспорта на отопительный прибор, где указывается количество использованного газа за период.

Подробно тему экологического налога мы уже рассматривали в газете «Строительная бухгалтерия», 2011, № 6, с. 24. Поэтому здесь на этом останавливаться не будем, а перейдем сразу к теме разрешений.

 

Разрешение на эксплуатацию

В соответствии с

ч. 5 ст. 11 Закона об атмосферном воздухе для использования стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха в хозяйственной деятельности субъекты хозяйствования должны получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

 

Должен ли субъект хозяйствования получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ бытовым газовым котлом?

Однозначный ответ на этот вопрос в нормативно-правовых актах не содержится. Государственные инспекторы по охране окружающей природной среды, ссылаясь на нормы ст. 11 Закона об атмосферном воздухе1, считают, что субъекты хозяйствования, использующие стационарный источник загрязнения (в нашем случае — бытовой газовый котел), должны получать такое разрешение, мотивируя тем, что «выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться после получения разрешения».

1 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться после получения разрешения (ст. 11 Закона об атмосферном воздухе).

Но!

Мы с такой позицией инспекторов по охране окружающей природной среды не согласны, поскольку считаем, что не на каждый бытовой газовый котел, используемый субъектом хозяйствования, следует получать такое разрешение.

Необходимость в получении разрешения возникает в случае, если:

— котел входит в

Перечень № 317. Такой Перечень разработан по требованию Кабмина2 для разработки нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, подлежащих регулированию согласно ч. 1 ст. 11 Закона об атмосферном воздухе. Итак, по нашему мнению, если бытовой газовый котел не попадает в этот Перечень, то получать разрешение не нужно. А какие котлы попадают в Перечень? Это те котлы, мощность которых превышает 50 МВт, а, как правило, даже в многоквартирных домах до 5 этажей3 — не превышает;

— выбросы загрязняющих веществ, осуществленные таким объектом, содержатся в

Перечне загрязняющих веществ и пороговых значений потенциальных выбросов, по которым осуществляется государственный учет, приведенном в приложении 1 к Инструкции № 177, и превышают пороговые значения, указанные в этом Перечне. Если выбросы, осуществляемые стационарным источником загрязнения, не попали в этот Перечень или размер таких выбросов не превышает пороговые значения, то такой стационарный источник не подлежит государственной регистрации, т. е. для его эксплуатации получать разрешение на выбросы в атмосферный воздух не нужно. Установить, какие именно выбросы осуществляет ваш котел, и их размер можно с помощью паспорта на отопительный прибор.

2 Такое требование содержится в п. 7 Порядка разработки и утверждения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ из стационарных источников, утвержденного постановлением КМУ от 28.12.2001 г. № 1780.

3

См., например, http://artiss.com.ua/goods.php?id=667

Наше мнение подтверждают и суды. Так, в

постановлении Винницкого окружного административного суда от 17.06.2009 г. по делу № 2-а-2127/09/0270 сделан вывод о том, что требования Государственной экологической инспекции по поводу получения разрешения для бытового газового котла являются необоснованными. Суд аргументирует свою позицию тем, что из анализа нормативно-правовых актов (Перечня № 317 и Инструкции № 177), которыми устанавливается получение разрешений, следует, что «...ни по мощности бытовых тепловых котлов, ни по их целевому использованию, а также по количеству вредных выбросов в атмосферный воздух проверенные у истца стационарные источники не подпадают под регулирование, определенное требованиями ст. 11 Закона об атмосферном воздухе и принятыми для их реализации нормативно-правовыми актами».

Но!

При этом следует обратить внимание, что вывод суда правомерен только тогда, когда мощность бытового газового котла не превышает 50 МВт, а размер выбросов не превышает пороговые значения. Если хотя бы один из этих критериев превышен, субъект хозяйствования обязательно должен получить разрешение .

 

А если разрешение все-таки нужно...

Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками является документом, дающим право использовать природные ресурсы.

Такое

разрешение выдается субъекту хозяйствования — собственнику стационарного источника выбросов, с которого поступают в атмосферный воздух загрязняющие вещества либо их смеси (п. 2 Порядка № 302).

При этом согласно

п. 1.9 Инструкции № 108 под субъектом хозяйствования, который должен получить разрешение, понимают физическое или юридическое лицо, которое управляет или контролирует оборудование, в том числе лицо, которому согласно законодательству переданы права владеть и пользоваться оборудованием, а также обеспечивать его техническое функционирование.

Из этого можно сделать

вывод, что в случае передачи в аренду стационарного источника загрязнения разрешение на выбросы должен получить арендатор такого источника загрязнения. К аналогичному выводу пришли и налоговики в консультации, приведенной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 40, с. 37.

Механизм получения разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками регламентирован

Порядком № 302. В соответствии с п. 4 этого Порядка для получения разрешения субъект хозяйствования должен:

оформить заявление;

— подготовить

документы , в которых обосновываются объемы выбросов загрязняющих веществ. Эти документы согласно п. 1.3 Инструкции № 108 являются неотъемлемой частью заявления на получение разрешения на выбросы, и именно они подаются вместе с ним в органы Минприроды;

— провести

инвентаризацию стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, пылегазоочистного оборудования;

— провести

оценку воздействия выбросов загрязняющих веществ на состояние атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны;

разработать планы мероприятий по: достижению установленных нормативов предельно допустимых выбросов для наиболее распространенных и опасных загрязняющих веществ; охране атмосферного воздуха на случай возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; ликвидации причин и последствий загрязнения атмосферного воздуха; окончательному прекращению деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и приведению места деятельности в удовлетворительное состояние; предотвращению превышения установленных нормативов предельно допустимых выбросов в процессе производства; осуществлению контроля за соблюдением установленных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и условий разрешения на выбросы;

обосновать размеры нормативных санитарно-защитных зон, провести оценку расходов, связанных с реализацией мероприятий по их созданию;

провести оценку и анализ расходов, связанных с реализацией запланированных мероприятий по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха;

подготовить информацию о получении разрешения для ознакомления с ней общественности и разместить в местных печатных СМИ сообщение о намерении получить разрешение с указанием адреса местной госадминистрации, в которую могут направляться замечания общественных организаций и отдельных граждан (п. 5 Порядка № 302).

Также для получения разрешения субъект хозяйствования должен подать в территориальный орган Минприроды и учреждение государственной санитарно-эпидемиологической службы

в письменной и в электронной формах заявление и пакет документов, подготовленных в соответствии с Инструкцией № 108, в которых обосновываются объемы выбросов загрязняющих веществ.

Приводить подробный перечень документов, которые нужно подать для получения разрешения, мы не будем, его можно найти в

Инструкции № 108. Отметим лишь то, что подготовить документы, обосновывающие объемы выбросов загрязняющих веществ, субъект хозяйствования может самостоятельно или путем привлечения специализированных предприятий (ст. 11 Закона об атмосферном воздухе, ч. 2 п. 4. Порядка № 302). Перечень учреждений, организаций и заведений, имеющих право на разработку таких документов, определен специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов (он размещен на официальном сайте Минприроды: http://www.menr.gov.ua). Выполнение работ, связанных с подготовкой документов, в которых обосновываются объемы выбросов, осуществляется специализированными учреждениями на договорных принципах.

После подачи заявления и пакета документов, в которых обосновываются объемы выбросов загрязняющих веществ, происходит непосредственная процедура выдачи разрешения, состоящая в соответствии с

пп. 6 — 8 Порядка № 302 из прохождения поданными документами трех инстанций.

Сначала поданные документы на получение разрешения в течение

30 календарных дней с даты поступления документов проходят процедуру согласования в учреждении государственной санитарно-эпидемиологической службы, которая рассматривает поданные документы и в случае отсутствия замечаний подготавливает заключение о выдаче разрешения, предоставляемое субъекту хозяйствования (п. 6 Порядка № 302). При наличии замечаний документы возвращаются субъекту хозяйствования с изложением их содержания и указанием срока повторной подачи.

В то же время местные госадминистрации рассматривают замечания общественных организаций по работе стационарного источника загрязнения, а при необходимости организуют проведение их публичного обсуждения и в течение

30 календарных дней с даты опубликования информации о намерении субъекта хозяйствования получить разрешение уведомляют об этом территориальный орган Минприроды (п. 7 Порядка № 302). Этот орган, получив такое уведомление, осуществляет анализ замечаний и в случае необходимости предлагает субъекту хозяйствования учесть их при подготовке разрешения к выдаче.

Кроме того, территориальные органы Минприроды параллельно с прохождением документов на получение разрешений процедуры согласования с санэпидемслужбой и публичным обсуждением замечаний общественности в течение тех же

30 календарных дней рассматривают заявление и документы на получение разрешения и при отсутствии замечаний выдают разрешение (п. 8 Порядка № 302).

Срок выдачи разрешения

установлен Порядком № 302, а не законом, и составляет 30 календарных дней. Но поскольку на получение такого разрешения распространяется действие Закона о разрешительной системе, в котором срок выдачи разрешительных документов составляет 10 рабочих дней (ч. 1 ст. 41 Закона о разрешительной системе), то, на наш взгляд, при выдаче такого разрешения должен применяться именно срок, установленный в Законе о разрешительной системе. Эту позицию поддерживает и Госкомпредпринимательства в письме от 07.06.2010 г. № 7171, где он указывает: в случае если законами не установлен срок выдачи разрешения (как в нашем случае), то для решения проблемных вопросов необходимо применять нормы Закона о разрешительной системе.

Кроме того, следует обратить внимание, что в соответствии со

ст. 4 Закона о разрешительной системе срок действия документа разрешительного характера или неограниченность срока действия такого документа должен устанавливаться также исключительно законом. А поскольку срок действия разрешения на выбросы установлен подзаконным актом (п. 3 Порядка № 302), а не законом, то правомерность выдачи разрешения с установленным сроком — под большим вопросом. Кроме того, Госкомпредпринимательства в письме от 11.10.2010 г. № 12836, разъясняя аналогичный вопрос об установлении срока действия разрешения на размещение наружной рекламы, пришел к выводу: если законом не установлен срок действия документа разрешительного характера, то такой документ выдается бессрочно, а следовательно, оснований для продления срока его действия нет. Если применить логику этого письма к нашему случаю, то можно утверждать, что разрешение на выбросы должно выдаваться бессрочно.

В то же время совсем не факт, что территориальные органы Минприроды будут руководствоваться нормами

Закона о разрешительной системе, а не нормами Порядка № 302. Поэтому приведенная информация пригодится прежде всего тогда, когда по поводу выдачи разрешения возникнут споры.

Кроме того, хотя разрешение является документом разрешительного характера, воспользоваться принципом молчаливого согласия, установленным в

п. 4 ст. 4 Закона о разрешительной системе для эксплуатации стационарного источника загрязнения, субъект хозяйствования, подавший все документы для получения разрешения на выбросы и не получивший такого разрешения, не может. Это обусловлено тем, что на деятельность, связанную с образованием выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, не распространяется действие п. 4 ст. 4 Закона о разрешительной системе, так как она названа в п. 48 Перечня № 72.

 

Разрешение для котельной: нюансы

Порядок получения разрешений на осуществление выбросов котельными Минприроды изложило в

письме от 30.01.2007 г. № 842/10/2-8. В этом письме говорится о том, что котельные (тепловые станции, имеющие одну или несколько тепловых установок, потребляющих органическое топливо и производящих тепловую энергию), для которых разрабатываются документы, в которых обосновываются объемы выбросов, для получения разрешения необходимо разделить, как и все стационарные источники загрязнения, на три группы:

первая группа

— котельные, в составе которых имеется технологическое оборудование (котлоагрегат, газотурбинная установка, установка комбинированного цикла и т. п.), предназначенное для выработки тепловой, механической энергии, в том числе и когенерационные установки, путем превращения химической энергии топлива, общая суммарная мощность которого превышает 50 МВт. Состав документов предусмотрен разд. 2 Инструкции № 108;

вторая группа

— котельные, общая суммарная мощность которых не превышает 50 МВт и которые взяты на государственный учет4. Состав документов предусмотрен разд. 2 Инструкции № 108 , за исключением пп. 2.11, 2.15. Для этих котельных самые лучшие доступные технологии и методы управления не разрабатываются, а с целью реализации требований по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются и внедряются меры, предусмотренные в типовых проектах;

третья группа

— котельные, общая суммарная мощность которых не превышает 50 МВт и которые не взяты на государственный учет. Состав документов предусмотрен разд. 2, за исключением пп. 2.3.1 — 2.3.5, 2.7.2, пп. 2.8, 2.10, 2.11, 2.14 — 2.16 Инструкции № 108.

4 Необходимость взятия на государственный учет объектов, которые оказывают или могут оказать вредное воздействие на здоровье людей и на состояние атмосферного воздуха, определена ст. 31 Закона № 2707, порядок ведения которого утвержден постановлением КМУ от 13.12.2001 г. № 1655.

Теперь вы все знаете о разрешении на эксплуатацию газовых котлов отопления и эконалоге, связанном с их эксплуатацией. А если у вас остались вопросы, пишите, мы оперативно и компетентно дадим на них ответы.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше