Об обеспечении беспрепятственного доступа людей с ограниченными физическими возможностями
Письмо Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 30.05.2011 г. № 22-17/4431/0/6-11
<...>
Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины <...> относительно нормативно-правовой базы по
обеспечению потребностей людей с инвалидностью и по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, сообщает.Во исполнение требований международного и украинского законодательства по обеспечению доступной среды жизнедеятельности людей с ограниченными физическими возможностями, начиная с 1997 года, Министерством в соответствии с направлением деятельности осуществляется работа по разработке новых и усовершенствованию действующих государственных строительных норм по планированию и застройке населенных пунктов, а также строительству объектов градостроительства.
В течение 2003 — 2008 годов указанная работа осуществлялась в рамках реализации
Программы обеспечения беспрепятственного доступа людей с ограниченными физическими возможностями к объектам жилого и общественного назначения, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 4 июня 2003 года № 863.Учитывая, что определенные указанной программой задачи в основном выполнены, согласно поручению первого вице-премьер-министра Украины А. Турчинова от 07.03.2009 г. № 10429/1/1-09 Министерство совместно с другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти и общественными организациями инвалидов подготовило
проект постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Плана мероприятий создания доступной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения «БЕЗБАРЬЕРНАЯ УКРАИНА» на 2009 — 2015 годы», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 29 июля 2009 года № 784.Согласно
пункту 3 указанного постановления утратили силу постановление Кабинета Министров Украины от 4 июня 2003 года № 863 и распоряжение Кабинета Министров Украины от 3 ноября 2005 года № 444.Вместе с тем мероприятия, предусмотренные
постановлением Кабинета Министров Украины от 29 июля 2009 года № 784, направлены на дальнейшее усовершенствование нормативно-правовой базы по требованиям беспрепятственного доступа лиц с ограниченными физическими возможностями к объектам социальной инфраструктуры и усиление государственного и общественного контроля путем привлечения к выполнению мероприятий представителей общественных организаций инвалидов.Указанным постановлением
определены ответственные министерства, которые в рамках компетенции подают ежегодно до 30 января Кабинету Министров Украины и Министерству труда и социальной политики информацию о ходе выполнения указанного плана мероприятий по соответствующим направлениям.<...> Начиная с 1997 года, с учетом потребностей лиц с ограниченными физическими возможностями,
разработаны и утверждены новые государственные строительные нормы, а именно: ДБН В.2.2-3-97 «Здания и сооружения для учебных заведений», ДБН В.2.2-4-97 «Здания и сооружения детских дошкольных заведений», ДБН В.2.2-9-99 «Общественные здания и сооружения. Основные положения», ДБН В.2.2-10-2001 «Заведения здравоохранения», ДБН В.2.2-11-2002 «Предприятия бытового обслуживания», ДБН В.2.2-13-2003 «Спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения», ДБН В.2.2-16-2005 «Культурно-зрелищные и досуговые заведения», внесены соответствующие изменения в государственные строительные нормы ДБН 360-92 «Градостроительство. Планирование и застройка городских и сельских поселений».Кроме того,
введены в действие государственные строительные нормы ДБН В.2.2-15-2005 «Жилые дома. Основные положения», в отличие от действующих в Украине СНиП «Жилые здания», разработанных с учетом современных требований к проектированию разных типов жилых домов, в том числе усадебного типа, в которых учтены требования по созданию комфортных условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии со стандартами развитых стран Европейского сообщества.Во исполнение положений
законов Украины «О социальных услугах», «Об основах социальной защищенности инвалидов» и «О жилом фонде социального назначения» с целью повышения уровня социальной защиты населения в обеспечении специальным жильем и создания нормативной базы для проектирования зданий и сооружений заведений социальной защиты населения разработаны государственные строительные нормы ДБН В.2.2-18: 2006 «Здания и сооружения. Заведения социальной защиты населения».Основным нормативным документом
, устанавливающим требования по беспрепятственному доступу к зданиям и сооружениям, являются государственные строительные нормы ДБН В.2.2-17:2006 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».С учетом положений указанного нормативного документа в течение 2006 — 2010 годов
введены в действие новые государственные строительные нормы, а именно: ДБН В.2.2-18:2006 «Заведения социальной защиты населения», ДБН В.2.3-15-2007 «Автостоянки и гаражи для легковых автомобилей», ДБН В.2.2-20-2008 «Здания и сооружения. Гостиницы», ДБН В.2.2-23-2009 «Здания и сооружения. Предприятия торговли», ДБН В.3.2-2-2009 «Жилые дома. Реконструкция и капитальный ремонт», ДБН В.2.2-9-2009 «Общественные дома. Основные положения», ДБН В.2.2-25-2009 «Предприятия общественного питания (заведения ресторанного хозяйства)», ДБН В.2.2-26:20Ю «Суды», а также «Изменение № 1 к ДБН В.2.2-13-2003 «Спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения» в части международных требований проектирования футбольных стадионов, что особенно актуально в связи с проведением чемпионата Европы по футболу в 2012 году.Все эти нормы имеют отдельные требования по обеспечению потребностей лиц с ограниченными физическими возможностями
.Требования к автозаправочным станциям, в том числе по обеспечению беспрепятственного доступа к ним, будут учтены в государственных строительных нормах
«Автозаправочные станции. Основы проектирования и строительства», проект которых разрабатывается ОАО «УкрНИИинжпроект» и будет утвержден Министерством до конца текущего года.Кроме того,
внедрены методические документы: «Сборник законодательных и нормативных документов по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам жилищно-гражданского назначения» и «Альбом типовых решений оборудования элементами беспрепятственного доступа людей с ограниченными физическими возможностями к объектам жилищно-общественного назначения». В течение 2010 года в сотрудничестве с общественными организациями инвалидов указанный Альбом был дополнен рекомендациями по применению современных средств для лиц с дефектами зрения.В этом году работа в направлении усовершенствования нормативно-методической базы продолжается
.<...> Во исполнение
пункта 14 распоряжения Кабинета Министров Украины от 03.12.2009 г. № 1482-р «Об утверждении плана мероприятий по внедрению инклюзивного и интегрированного обучения в общеобразовательных учебных заведениях на период до 2012 года» по решению социальной проблемы интеграции детей-инвалидов в общий учебный процесс вместе со здоровыми учащимися Министерством запланировано до конца 2011 года внесение изменений в государственные строительные нормы ДБН В.2.2-3-97 «Здания и сооружения учебных заведений» в части создания в неспециализированных учебных заведениях надлежащих условий в соответствии с потребностями детей с ограниченными физическими возможностями.С целью детализации требований действующей нормативно-методической базы по обеспечению объектов элементами доступности для лиц с дефектами зрения и слуха и дополнения ее соответствующими положениями Министерством в 2011 году
планируется разработать методические рекомендации по оборудованию зданий элементами доступности для лиц с дефектами зрения и слуха.Министерством создан соответствующий механизм обеспечения надлежащего контроля за применением нормативных требований
в части учета мероприятий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам гражданского назначения: на уровне проектирования, экспертизы, строительства и приема в эксплуатацию объектов градостроительства, а также сопровождения проблемы на местах через подведомственные организации, предоставление организационной и методической помощи с привлечением базовых научно-исследовательских институтов, территориальных и общественных организаций.Проектные организации
независимо от форм собственности законодательно обязаны учитывать требования государственных строительных норм и стандартов, в том числе направленные на создание необходимых условий по обеспечению свободного доступа людей с ограниченными физическими возможностями к объектам социальной инфраструктуры.Государственной архитектурно-строительной инспекцией
— правительственным органом государственного управления в составе Министерства регионального развития и строительства Украины — и ее территориальными органами постоянно контролируется вопрос обеспечения средствами доступности объектов жилищно-общественного назначения во время строительства и приема в эксплуатацию.Объекты социальной инфраструктуры, на которых мероприятия по беспрепятственному доступу лиц с ограниченными физическими возможностями предусмотрены проектной документацией и не реализованы в процессе строительства, в эксплуатацию не принимаются
.Государственной архитектурно-строительной инспекцией дано
поручение от 14.03.2011 г. № 40-17-964 территориальным органам Государственного архитектурно-строительного контроля в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе о принятии в рамках компетенции мер по обеспечению доступности инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, а также привлечении к итоговым проверкам законченных строительством объектов представителей комитетов доступности при местных органах исполнительной власти и общественных организаций инвалидов с целью оценки соответствия построенных объектов требованиям по обеспечению беспрепятственного доступа для лиц с ограниченными физическими возможностями.На данный момент во исполнение
раздела V «Заключительные положения» Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» и Плана организации подготовки проектов актов, необходимых для его реализации, Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины подготовлен проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности».Указанным законопроектом предусматривается увеличить размеры штрафных санкций за правонарушения в сфере градостроительства, дифференцировать предложенные размеры штрафов в зависимости от категории сложности стоящихся объектов, предусмотреть персональную ответственность отдельных исполнителей за правонарушения в сфере градостроительства
.Принятие законопроекта будет способствовать усовершенствованию государственной политики в сфере градостроительства, усилению и персонификации ответственности субъектов градостроительства за нарушение требований, установленных законодательством, строительными нормами, стандартами и правилами.
Заместитель министра Д. Исаенко
КОММЕНТАРИЙ
В комментируемом письме приводится
перечень нормативно-правовых документов, которыми на сегодняшний день регламентируется строительство объектов жилищно-гражданского назначения для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения, в том числе новые государственные строительные нормы, которые были введены в действие в течение 2006 — 2010 гг.Основная суть этого письма:
1. Проектные организации обязаны учитывать требования государственных строительных норм и стандартов
, в том числе направленные на создание необходимых условий по обеспечению свободного доступа людей с ограниченными физическими возможностями к объектам социальной инфраструктуры.2. Государственная архитектурно-строительная инспекция постоянно контролирует вопросы обеспечения средствами доступности объектов жилищно-общественного назначения при строительстве и приеме в эксплуатацию
.3. Объекты социальной инфраструктуры
, на которых мероприятия по беспрепятственному доступу лиц с ограниченными физическими возможностями предусмотрены проектной документацией и не реализованы в процессе строительства, в эксплуатацию не принимаются.Известно, что
приказом Госстроя Украины «О мерах по выполнению задач Национальной Программы профессиональной реабилитации и занятости лиц с ограниченными возможностями на 2001 — 2005 годы» от 05.09.2001 г. № 175 Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины, местным инспекциям архитектурно-строительного контроля запрещено принимать в эксплуатацию объекты жилищно-гражданского назначения, в которых не выполнены мероприятия по беспрепятственному доступу инвалидов к указанным объектам, предусмотренные действующими строительными нормами (п. 3).Кроме запрета принимать в эксплуатацию, к
полномочиям должностных лиц инспекции по контролю относится, прежде всего, проверка соответствия выполнения подготовительных и строительных работ требованиям строительных норм, государственных стандартов и правил, утвержденным проектным требованиям, решениям, техническим условиям и т. п. (пп. 4, 5 п. 11 Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, утвержденного постановлением КМУ от 23.05.2011 г. № 553).Основным нормативным документом
, устанавливающим требования по беспрепятственному доступу к зданиям и сооружениям, являются государственные строительные нормы ДБН В.2.2-17:2006 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».Ответственность предприятий всех форм собственности за правонарушения в сфере градостроительства
установлена Законом Украины «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства» от 14.10.94 г. № 208/94-ВР (далее — Закон № 208). Данный Закон направлен на усиление государственного контроля за застройкой территорий, размещением и строительством объектов архитектуры, соблюдением субъектами архитектурной деятельности утвержденной градостроительной и другой проектной документации, местных правил застройки населенных пунктов, требований исходных данных, а также на защиту государством прав потребителей строительной продукции.Такой контроль осуществляют инспекторы Государственных архитектурно-строительных инспекций Украины, о чем уже было сказано выше. Также по результатам проверки на предприятия налагаются
штрафы согласно Закону № 208 и постановлению КМУ «Об утверждении Положения о порядке наложения штрафов за правонарушения в сфере градостроительства» от 06.04.95 г. № 244.На сегодняшний день максимальный размер штрафа, который может быть наложен на строительное предприятие, составляет (
ст. 1 Закона № 208):— за проведение строительных работ без разрешения на их выполнение или без утвержденной проектной документации —
в размере пятидесяти процентов стоимости этих работ;— за передачу проектной организацией заказчику рабочей документации для строительства, не соответствующей строительным нормам, государственным стандартам, нормам и правилам, исходным данным на проектирование объектов архитектуры, предоставленных в установленном порядке, и утвержденному проекту, —
в размере тридцати процентов стоимости разработанной рабочей документации;— за выполнение строительных работ, не соответствующих строительным нормам, государственным стандартам, нормам и правилам либо проектным решениям, —
в размере десяти процентов стоимости выполненных работ;— за прием в эксплуатацию объектов, возведенных с нарушением законодательства, а также местных правил застройки населенных пунктов или проектных решений, —
в размере пяти процентов стоимости соответствующих объектов;— за уклонение от выполнения или несвоевременное выполнение предписаний инспекций государственного архитектурно-строительного контроля —
в размере пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;— за эксплуатацию либо использование зданий или сооружений после окончания строительства без приема их государственными приемочными (техническими) комиссиями —
в размере десяти процентов стоимости выполненных работ;— за утверждение градостроительной документации с нарушением установленных строительных норм, государственных стандартов, норм и правил, исходных данных на проектирование —
в размере двадцати пяти процентов стоимости разработанной градостроительной документации;— за проведение подготовительных работ без разрешения на выполнение подготовительных работ или без разрешения на выполнение строительных работ, или без соответствующей утвержденной проектной документации —
в размере пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.К тому же уплата штрафов не освобождает предприятие от устранения допущенных нарушений и возмещения убытков, причиненных вследствие нарушений, предусмотренных данным
Законом № 208.Наконец, следует заметить, что на сегодняшний день парламентарии, со своей стороны, уже подготовили
законопроект, которым будут значительно увеличены размеры штрафных санкций за правонарушения в сфере градостроительства. Размеры штрафов планируется налагать дифференцированно в зависимости от категории сложности строящихся объектов. Кроме того, будет предусмотрена персональная ответственность отдельных исполнителей за правонарушения в сфере градостроительства.
Юлия Ляшенко