Определяем категорию сложности объекта
Документ вступил в силу с 3 июня 2011 года — дня официального опубликования.
Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 27 апреля 2011 г. № 557
ПОРЯДОК
отнесения объектов строительства
к IV и V категориям сложности
1.
Настоящий Порядок определяет механизм отнесения объектов строительства разного функционального назначения к IV и V категориям сложности.2. Отнесение объекта строительства к соответствующей категории сложности осуществляется проектировщиком и заказчиком
.3.
Категория сложности объекта строительства определяется в соответствии со строительными нормами и государственными стандартами на основании класса последствий (ответственности) такого объекта строительства.4.
Класс последствий (ответственности) объекта строительства определяется согласно требованиям ДБН В.1.2-14-2009 «Общие принципы обеспечения надежности и конструктивной безопасности зданий, сооружений, строительных конструкций и оснований» по уровню возможных экономических убытков и (или) других потерь, связанных с прекращением эксплуатации либо потерей целостности объекта.5. К IV категории сложности относятся объекты строительства, имеющие хотя бы один из следующих признаков
:1) рассчитаны на постоянное пребывание более 300 человек и (или) периодическое пребывание более 500 человек;
2) представляют возможную опасность для более чем 10000 человек, находящихся вне объекта;
3) в случае аварии либо невозможности (нецелесообразности) дальнейшей эксплуатации:
могут повлечь за собой убытки в объеме более 15000 минимальных размеров заработных плат;
могут привести к прекращению функционирования объектов транспорта, связи, энергетики и инженерных сетей регионального уровня;
могут привести к потере объектов культурного наследия местного значения.
6. К V категории сложности относятся объекты строительства, имеющие хотя бы один из следующих признаков
:1) согласно
Закону Украины «Об объектах повышенной опасности» являются объектами повышенной опасности;2) рассчитаны на постоянное пребывание более 400 человек и (или) периодическое пребывание более 1000 человек;
3) представляют возможную опасность для более 50000 человек, находящихся вне объекта;
4) в случае аварии либо невозможности (нецелесообразности) дальнейшей эксплуатации:
могут повлечь за собой убытки в объеме более 150000 минимальных размеров заработных плат;
могут привести к прекращению функционирования объектов транспорта, связи, энергетики и инженерных сетей общегосударственного значения;
могут привести к потере объектов культурного наследия национального значения.
7.
При проведении государственного архитектурно-строительного контроля на объектах самовольного строительства (при отсутствии проектной документации) категория сложности таких объектов определяется должностными лицами Госархстройинспекции и ее территориальных органов, а в случае необходимости — путем проведения экспертизы экспертной организацией либо экспертом, имеющим соответствующий сертификат.8.
Юридические и физические лица, принимающие участие в определении категории сложности объектов строительства, несут в соответствии с законом ответственность за нарушение требований настоящего Порядка.9
. Контроль за соблюдением требований настоящего Порядка осуществляется специально уполномоченными органами в сфере градостроительства и архитектуры.
КОММЕНТАРИЙ
Необходимость данного документа
(а именно, постановления № 557) объясняется тем, что Закон о градостроительстве1 проводит дифференциацию действий заказчиков, начиная от начала строительства объекта и заканчивая принятием объекта в эксплуатацию, в зависимости от сложности сооружаемых объектов архитектуры. В первую очередь, конечно, это связано с отменой необходимости проходить ранее обязательную государственную инвестиционную экспертизу проектов2 в отношении объектов, относящихся к I — III категориям сложности (п. 3 ст. 31 Закона о градостроительстве).1 Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.
2 Порядок утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы, утвержденный постановлением КМУ от 11.05.2011 г. № 560, вступил в силу с 13 июня 2011 года.
Мы говорим об
объектах строительства, относимых к IV и V категориям сложности, потому что такие объекты в соответствии с Государственными строительными нормами (ГСН) наиболее технически сложны в части градостроительных, художественных и экологических требований, инженерного обеспечения, внедрения новых технологий, конструкций и материалов и т. п. Согласно ГСН А.2.2-3-2004 проектирование таких объектов осуществляется в три стадии. Для этих объектов Законом и установлено обязательное прохождение экспертизы.Отнесение объекта архитектуры к той или иной категории сложности осуществляется
проектировщиком — компетентным субъектом градостроительной деятельности, имеющим соответствующую лицензию, при участии заказчика.Согласно
постановлению № 557 при обнаружении объекта самовольного строительства, строительство которого осуществляется без утвержденной в соответствующем порядке проектной документации, отнесение такого объекта к категории сложности будет осуществляться должностными лицами проводящей проверку государственной архитектурно-строительной инспекции, а в случае необходимости — экспертом, имеющим соответствующий сертификат. Постановление № 557 ничего не говорит о том, какой это должен быть сертификат. Но мы полагаем, что, поскольку правительством декларируется как тенденция упрощения процедур в строительстве, так и общая тенденция упрощения ведения бизнеса вообще, это должен быть сертификат, полученный в рамках общих требований к профессиональной аттестации (сертификации) ответственных исполнителей отдельных работ, связанных с объектом архитектуры (см. постановление КМУ «Некоторые вопросы профессиональной аттестации ответственных исполнителей отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры» от 23.05.2011 г. № 554).Согласно
п. 3 постановления № 557 отнесение объекта строительства к IV и V категориям сложности осуществляется в соответствии со строительными нормами и стандартами на основании класса последствий (ответственности) такого объекта строительства. Здесь налицо явная косность языка, которым сформулирована цитируемая фраза в Законе, а впоследствии — и в комментируемом нами Порядке. Заметим только, что у объекта не может быть последствий, последствия могут возникать в связи с его возведением, а ответственность, вообще, может возникать только у субъектов.Примерный (справочный) перечень отнесения тех или иных объектов архитектуры к той или иной категории сложности приведен в
Приложении 2 к ГСН А.2.2-3-2004. Что же касается последствий, связанных с объектом строительства, то класс последствий должен определяться в соответствии с ГСН В.1.2-14-2009 по уровню возможных экономических убытков и других затрат, связанных с прекращением эксплуатации или утратой целостности таким объектом.Согласно
постановлению № 557, к IV категории сложности относятся объекты строительства, имеющие хотя бы один из перечисленных признаков:— рассчитаны на постоянное пребывание более 300 чел. или периодическое пребывание более 500 чел.;
— составляют возможную угрозу для более чем 10000 чел., находящихся вне объекта;
— в случае аварии или невозможности (нецелесообразности) дальнейшей эксплуатации: могут вызвать последствия в размере более 15000 минимальных заработных плат (далее — м.з.п.), или привести к прекращению функционирования объектов транспорта, связи, энергетики и инженерных коммуникаций регионального уровня, или утрате объектами культурного наследия местного значения.
К V категории сложности
относятся объекты строительства, имеющие хотя бы один из перечисленных признаков:— объекты, являющиеся объектами повышенной опасности, согласно Закону «Об объектах повышенной опасности»;
— рассчитаны на постоянное пребывание более 400 чел. или периодическое пребывание более 1000 чел.;
— составляют возможную угрозу для более чем 50000 чел., находящихся вне объекта;
— в случае аварии или невозможности (нецелесообразности) дальнейшей эксплуатации: могут вызвать последствия в размере более 150000 м. з. п., или привести к прекращению функционирования объектов транспорта, связи, энергетики и инженерных коммуникаций общегосударственного уровня, или утрате объектами культурного наследия национального значения.
Борис Бидий