Темы статей
Выбрать темы

Самовольное строительство: если отсутствует разрешение на выполнение строительных работ

Редакция СБ
Письмо от 10.01.2011 г. № 23-16/7/0/7-11

Самовольное строительство: если отсутствует разрешение на выполнение строительных работ

 

Письмо Минрегионстроя от 10.01.2011 г. № 23-16/7/0/7-11

 

<...>

На сегодняшний день законодательное урегулирование вопросов самовольного строительства регламентируется нормами статьи 376 Гражданского кодекса Украины (ГКУ).

Согласно нормам части первой статьи 376 ГКУ

жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество считают самовольным строительством, если они построены или строятся на земельном участке, который не был отведен для этой цели, или без надлежащего разрешения либо надлежаще утвержденного проекта, или с существенными нарушениями строительных норм и правил.

Как свидетельствуют разъяснительные материалы Высшего хозяйственного суда Украины от 01.01.2010 г. «Обобщение судебной практики рассмотрения хозяйственными судами дел по спорам, связанным с земельными правоотношениями» (см. пункт 3.2 «Самовольное строительство») и Апелляционного суда г. Киева от 01.01.2010 г. «Обобщение судебной практики решения гражданских дел, связанных с самовольным строительством, реконструкцией и перепланировкой объектов недвижимости» для вынесения судебного решения о сносе самовольно построенных объектов отсутствие только одного разрешительного документа в сфере строительства — разрешения на выполнение строительных работ — как правило, не является достаточным основанием для принятия такого решения.

Прежде всего, судом учитывается наличие у ответчика документов:

на право владения либо пользования земельным участком, на котором осуществлено строительство;

подтверждение согласия собственника земельного участка на размещение объекта строительства на его земельном участке в случае осуществления строительства пользователем этого земельного участка;

решение соответствующего государственного органа о даче предварительного согласия на расположение на земельном участке объекта строительства и разработку проекта землеотведения для такого строительства;

разработанной и в установленном порядке утвержденной проектной документации на строительство объекта;

подтверждение соответствия законченного строительством объекта требованиям строительных норм и правил и подтверждение прав собственности на построенный объект (по зданиям и хозяйственным сооружениям, построенным до 5 августа 1992 года, существует Временный порядок приема в эксплуатацию законченных строительством частных жилых домов усадебного типа, дачных и садовых домов с хозяйственными сооружениями и зданиями, построенных без разрешения на выполнение строительных работ, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 09.09.2009 г. № 1035, пунктом 3 которого определен упрощенный порядок приобретения прав собственности на такие здания).

Поскольку законодательством предусмотрено право застройщика на узаконивание самовольного строительства путем урегулирования прав собственности на земельный участок или его пользование, оформление соответствующих разрешительных документов и проектной документации на строительство, устранение допущенных нарушений строительных норм и правил при строительстве объекта, выполнение других требований, установленных действующим законодательством (уплата штрафных санкций и т. п.), судебное решение о сносе самовольно построенных объектов принимается как крайнее средство, когда застройщик не может в установленный срок устранить допущенные им нарушения.

Обращаем внимание на то, что нормами законопроекта «О регулировании градостроительной деятельности» (регистрационный номер № 7418 от 02.12.2010) предусмотрено урегулирование проблемных вопросов по сносу самовольно построенных объектов градостроительства.

Так, частью первой указанного законопроекта предусматривается, что в случае выявления факта самовольного строительства объекта градостроительства, перестройка которого с целью устранения существенного отклонения от проекта либо устранения нарушений прав и интересов других лиц, существенного нарушения строительных норм является невозможной, должностное лицо соответствующей инспекции государственного архитектурно-строительного контроля выдает лицу, осуществившему (осуществляющему) такое строительство, предписание об устранении нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, государственных строительных норм, стандартов и правил с определением срока для добровольного выполнения предписания.

В случае если лицо в установленный срок добровольно не выполнило требования, установленные в предписании, инспекция подает иск в суд о сносе самовольно построенного объекта за счет лица, осуществившего (осуществляющего) такое самовольное строительство.

Судебная практика решения гражданских дел, связанных с самовольным строительством, обобщается судами соответствующей юрисдикции. Указанные обобщения (в том числе и упомянутые выше) размещаются на официальном сайте Минюста, на сайте информационно-аналитического центра «ЛІГА» и т. п. и, соответственно, являются общедоступными для ознакомления как субъектов права, так и субъектов строительной деятельности.

 

Заместитель министра И. Соколов

 

Комментарий

 

Комментируемое

письмо появилось в ответ на следующий вопрос: является ли отсутствие разрешительных документов на строительство само по себе основанием для выдвижения требования о сносе самовольно построенных объектов?

Напомним, что согласно

ч. 1 ст. 376 Гражданского кодекса Украины (далее — ГК) жилой дом, здание, сооружение, иное недвижимое имущество считаются самовольным строительством, если они построены или строятся на земельном участке, который не был отведен для этой цели, или без надлежащего разрешения или должным образом утвержденного проекта, или с существенными нарушениями строительных норм и правил. В случае существенного отклонения от проекта, которое противоречит общественным интересам или нарушает права других лиц, существенного нарушения строительных норм и правил, суд по иску соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления может вынести решение, которым обязать лицо, осуществившее (осуществляющее) строительство, провести соответствующую перестройку. Если проведение такой перестройки является невозможным или лицо, осуществившее (осуществляющее) строительство, отказывается от ее проведения, такое недвижимое имущество по решению суда подлежит сносу за счет лица, которое осуществило (осуществляет) строительство. Лицо, осуществившее (осуществляющее) самовольное строительство, обязано возместить расходы, связанные с приведением земельного участка в предыдущее состояние (ч. 7 ст. 376 ГК).

Принимая во внимание приведенные выше положения, судебная практика исходит из того, что сам по себе факт отсутствия разрешительной документации не является основанием для принятия решения о сносе объекта самовольного строительства (см.

постановление ВХСУ от 30.03.2009 г. по делу № 2-1/8388-2008). При этом в Обобщении судебной практики рассмотрения хозяйственными судами дел в спорах, связанных с земельными правоотношениями (письмо ВХСУ от 01.01.2010 г.) Высший хозяйственный суд Украины высказался несколько жестче, указав, что если во время решения спора судом будет установлено, что ответчик не имеет надлежащего разрешения, а также должным образом утвержденного проекта на строительство объекта градостроения, то такие обстоятельства являются основанием для вывода о том, что ответчиком осуществлено самовольное строительство на спорном земельном участке, а следовательно, указанное имущество в соответствии с действующим законодательством подлежит сносу. Однако и в данном случае ВХСУ оговаривается, что это не единственные факты, которые подлежат установлению в подобных делах, а применение ч. 7 ст. 376 ГК отдельно в данном письме вообще не рассматривает.

Аналогичную приведенной выше позицию занимает и Минрегионстрой в комментируемом

письме. Министерство отмечает, что поскольку законодательством предусмотрено право застройщика на узаконение самовольного строительства, снос «самостроя» является крайней мерой, когда застройщик в установленный срок не может устранить допущенные нарушения.

Кроме того, в комментируемом

письме Минрегионстрой ссылается на проект Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (рег. № 7418), который, по мнению Министерства, направлен на разрешение проблемных вопросов, связанных со сносом объектов самовольного строительства. Отметим, что, во-первых, указанным законопроектом усиливается ответственность за самовольное строительство, а во-вторых, данный закон принят 17.02.2011 г., с учетом предложений Президента Украины, но его дальнейшая судьба пока является неопределенной.

 

Дмитрий Вовк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше