Темы статей
Выбрать темы

Встречные сверки — это не проверки!

Редакция СБ
Статья

Встречные сверки — это не проверки!

Екатерина Чурилова, консультант

 

Во исполнение пункта 73.5 Налогового кодекса Кабмин утвердил Порядок проведения встречных сверок. В данной статье поговорим об особенностях проведения этих самых сверок.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 2756

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» от 02.12.2010 г. № 2756-VI.

Закон об информации

— Закон Украины «Об информации» от 02.10.1992 г. № 2657-XII.

Порядок проведения встречных сверок

— Порядок проведения органами государственной налоговой службы встречных сверок, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1232.

 

Для полноты картины обратимся к первоисточнику —

Налоговому кодексу, а потом приступим к анализу Порядка проведения встречных сверок.

 


Налоговый кодекс

Статья 41. Контролирующие органы и органы взыскания

41.1. Контролирующими органами являются:

41.1.1. органы государственной налоговой службы — по налогам, взимаемым в бюджеты и государственные целевые фонды, <...>, а также по законодательству, контроль за соблюдением которого возлагается на органы государственной налоговой службы;

<...>

41.4. Другие государственные органы не имеют права проводить проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов, в том числе на запрос правоохранительных органов.

<...>

Статья 62. Способы осуществления налогового контроля

62.1. Налоговый контроль осуществляется путем:

<...>

62.1.2.

информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственной налоговой службы;

62.1.3. проверок и

сверок в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, а также проверок по соблюдению законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в порядке, установленном законами Украины, регулирующими соответствующую сферу правоотношений.

<...>

Статья 72. Сбор налоговой информации

72.1. Для информационно-аналитического обеспечения деятельности государственной налоговой службы используется информация, поступившая:

72.1.1. от плательщиков налогов и налоговых агентов, в частности информация:

72.1.1.1. содержащаяся в налоговых декларациях, расчетах, других отчетных документах;

72.1.1.2. содержащаяся в поданных крупными плательщиками налогов в электронном виде копиях документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документах, которые ведутся в электронном виде, регистрах бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документах, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов;

72.1.1.3. о финансово-хозяйственных операциях плательщиков налогов;

<...>

Статья 73. Получение налоговой информации органами государственной налоговой службы

73.1. Информация, определенная в статье 72 настоящего Кодекса, безвозмездно предоставляется органам государственной налоговой службы периодически или по отдельному письменному запросу органа государственной налоговой службы в сроки, определенные пунктом 73.2 настоящего Кодекса.

<...>

73.3. Органы государственной налоговой службы имеют право обратиться к плательщикам налогов и другим субъектам информационных отношений с письменным запросом о предоставлении информации (исчерпывающий перечень и основания предоставления которой установлены законом), необходимой для выполнения возложенных на органы государственной налоговой службы функций, задач, и ее документального подтверждения.

Такой запрос подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа государственной налоговой службы и должен содержать перечень запрашиваемой информации и подтверждающих ее документов, а также основания для направления запроса.

Письменный запрос о предоставлении информации направляется плательщику налогов или другим субъектам информационных отношений при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, выявлены факты, свидетельствующие о нарушении плательщиком налогов налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы;

2) для определения уровня обычных цен на товары (работы, услуги) при проведении проверок;

3) в других случаях, определенных настоящим Кодексом.

Запрос считается врученным, если он направлен по почте письмом с уведомлением о вручении по налоговому адресу или вручен под расписку плательщику налогов либо другому субъекту информационных отношений или его должностному лицу.

Плательщики налогов и другие субъекты информационных отношений обязаны предоставлять информацию, определенную в запросах органа государственной налоговой службы, и ее документальное подтверждение в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом). В случае если запрос составлен с нарушением требований, изложенных в абзацах первом и втором данного пункта, плательщик налогов освобождается от обязанности давать ответ на такой запрос.

Информация на запрос органа государственной налоговой службы предоставляется Национальным банком Украины, другими банками безвозмездно в порядке и объемах, установленных Законом Украины «О банках и банковской деятельности».

Порядок получения информации органами государственной налоговой службы по письменному запросу определяется Кабинетом Министров Украины.

<...>

73.5. С целью получения

налоговой информации органы государственной налоговой службы имеют право проводить встречные сверки данных субъектов хозяйствования в отношении плательщика налогов.

Встречной сверкой

считается сопоставление данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования, осуществляемое органами государственной налоговой службы с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете плательщика налогов.

Встречные сверки не являются проверками

и осуществляются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

По результатам встречных сверок составляется

справка, предоставляемая субъекту хозяйствования в десятидневный срок.

Статья 74. Обработка и использование налоговой информации

74.1. Налоговая информация, собранная в соответствии с настоящим Кодексом, может храниться и обрабатываться в информационных базах органов государственной налоговой службы или непосредственно должностными (служебными) лицами органов государственной налоговой службы. Перечень информационных баз, а также формы и методы обработки информации определяются центральным органом государственной налоговой службы.

74.2. Собранная налоговая информация и результаты ее обработки используются для выполнения возложенных на органы государственной налоговой службы функций и задач.


 

Итак,

налоговые органы являются органами контроля по (п. 41 Налогового кодекса):

— налогам, взимаемым в бюджеты и государственные целевые фонды (кроме тех, контроль за которыми возложен на таможенные органы);

— законодательству, контроль за соблюдением которого возложен на них.

Для исполнения налоговиками возложенных на них функций

Налоговый кодекс предусматривает информационно-аналитическое обеспечение деятельности государственной налоговой службы — комплекс мер по сбору, обработке и использованию необходимой информации.

Встречная сверка является одной из составляющих информационно-аналитического обеспечения деятельности налоговых органов.

В

п. 1 Порядка проведения встречных сверок приведено определение встречной сверки, идентичное тому, которое приведено в п. 73.5 Налогового кодекса (см. информблок).

В свою очередь, информационно-аналитическое обеспечение является одним из способов осуществления налогового контроля (

ст. 62 Налогового кодекса).

Кстати,

что подразумевает Налоговый кодекс под налоговой информацией? Налоговой информации в Кодексе уделяется особое внимание (см. ст. 72 — 74).

Соответствующие изменения внесены и в

Закон об информации. Согласно ст. 251 этого Закона налоговая информация — совокупность сведений и данных, которые созданы или получены субъектами информационных отношений в процессе текущей деятельности и необходимы для реализации возложенных на контролирующие органы задач и функций (п. 34 Закона № 2756)1.

1 Законом № 2756 внесены изменения в Закон об информации.

Теперь поговорим непосредственно о

Порядке проведения встречных сверок. Согласно п. 2 Порядка встречные сверки проводятся:

1) относительно осуществления операций, с которыми при проверке плательщика налогов и сборов

возникают сомнения по поводу факта совершения таких операций;

2) если существуют

разногласия задекларированных в декларациях по НДС показателей налогового кредита и налоговых обязательств.

Как будут проходить встречные сверки?

Во-первых, налоговый орган (инициатор) направляет налоговому органу (исполнителю), на учете в котором находится субъект хозяйствования, запрос о проведении встречной сверки для подтверждения полученных от налогоплательщика данных2.

2 Если предприятие находится на учете в том же органе ГНС, в котором находится налогоплательщик, или в пределах одного населенного пункта, то встречная сверка может быть проведена органом ГНС (инициатором) самостоятельно (п. 3 Порядка проведения встречных сверок).

Во-вторых

, если налоговый орган (исполнитель) располагает информацией, которая нужна налоговому органу (инициатору), и ее документальным подтверждением, то составляется соответствующая справка. Если же у налогового органа (исполнителя) отсутствует запрашиваемая информация, то он направляет заверенный печатью запрос о представлении информации и ее документального подтверждения субъекту хозяйствования по его адресу (местонахождению, налоговому адресу) заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручает субъекту хозяйствования или его законному или уполномоченному представителю под расписку (п. 4 Порядка).

Обратите внимание!

Проводя встречную сверку, налоговики должны требовать только те документы, идентичность которых нужно проверить. Следовательно, субъектам хозяйствования перед началом сверки стоит «поинтересоваться» у налоговиков, какие именно документы они хотят просмотреть и какие именно вопросы их будут интересовать.

Согласно

п. 5 Порядка проведения встречных сверок учет запросов на проведение встречных сверок у субъектов хозяйствования осуществляется налоговыми органами (как инициаторами, так и исполнителями).

В-третьих,

получив от предприятия запрашиваемую информацию и ее документальное подтверждение (в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления субъекту хозяйствования запроса), налоговый орган проводит встречную сверку (п. 6 Порядка).

В-четвертых,

по результатам проведенной встречной сверки составляется справка, которую подписывает субъект хозяйствования (законный или уполномоченный представитель) и должностные лица налогового органа и которая вручается лично субъекту хозяйствования (или его законному или уполномоченному представителю) под роспись или направляется субъекту хозяйствования по его адресу (местонахождению, налоговому адресу) заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 7 Порядка). В какой срок налоговый орган должен предоставить субъекту хозяйствования эту справку, в самом Порядке не сказано, а в п. 73.5 Налогового кодекса речь идет о десятидневном сроке.

Согласно

пп. 8, 9 Порядка проведения встречных сверок справка о проведении встречной сверки регистрируется в налоговых органах (как инициатора, так и исполнителя), а материалы встречной сверки направляются в налоговый орган инициатора.

В

п. 73.5 Налогового кодекса законодатель четко определил, что встречные сверки — это не налоговые проверки.

И еще один важный момент.

Основное отличие встречной сверки от налоговых проверок заключается в порядке их проведения и форме документов, составляемых по результатам.

Но!

Вне поля зрения законодателя остались следующие моменты по проведению встречных сверок:

— в

Налоговом кодексе не определено, какой распорядительный документ должен выдать руководитель органа государственной налоговой службы для начала проведения встречной сверки и должен ли выдать его вообще;

по результатам проведения встречной сверки составляется справка, которая должна быть подписана в том числе и субъектом хозяйствования (уполномоченным представителем). Законодатель не предусматривает возникновения ситуации, если субъект хозяйствования откажется подписать такую справку. Действия налоговиков в такой ситуации не определены;

— остается открытым вопрос: будет ли иметь встречная сверка более широкое практическое применение налоговиками, чем внеплановая выездная документальная проверка? Ведь основания для проведения той и другой довольно схожи (см. табл.):

 

Основания для проведения:

встречной сверки
(п. 2 Порядка проведения встречных сверок)

внеплановой выездной документальной проверки
(п. 78.1 Налогового кодекса)

проводятся у субъектов хозяйствования, при осуществлении операций с которыми во время проверки плательщика налогов и сборов возникают сомнения относительно факта осуществления таких операций

по результатам проверок других плательщиков налогов либо получения налоговой информации обнаружены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях плательщиком налогов налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, если плательщик налогов не предоставит объяснения и их документальные подтверждения по обязательному письменному запросу органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса

если существуют расхождения задекларированных в декларациях по налогу на добавленную стоимость показателей налогового кредита и налоговых обязательств

выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, поданных плательщиком налогов, если плательщик налогов не предоставит объяснения и их документальные подтверждения по письменному запросу органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса

 

Учитывая, что законодательная норма о встречных сверках новая, подождем соответствующих разъяснений ГНАУ.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше