Темы статей
Выбрать темы

Экологический налог

Редакция СБ
Статья

Экологический налог

Анна Яковлева, консультант,

Ирина Басова, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

В связи с вступлением в силу Налогового кодекса в Украине появился новый налог — экологический. Но, к счастью, не такой он уже и новый, просто хорошо замаскировавшийся и выросший в «ранге» сбор за загрязнение окружающей природной среды. В целом, все нормы, действовавшие для этого сбора, перекочевали и в VIII раздел Налогового кодекса, в котором структурированы и расшифрованы некоторые понятия, вопросы обложения различных объектов экологическим налогом рассмотрены подробно. Отчитываться по экологическому налогу и уплачивать его налогоплательщикам предстоит уже по итогам первого квартала 2011 года.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон об охране природы

— Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.1991 г. № 1264-XII.

Инструкция № 7

— Инструкция о содержании и порядке составления отчета о проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на предприятии, утвержденная приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины от 10.02.1995 г. № 7.

Приказ № 1010

— приказ ГНАУ «Об утверждении формы Налоговой декларации экологического налога» от 24.12.2010 г. № 1010.

КОАТУУ

— Классификатор объектов административно-территориального устройства Украины, утвержденный приказом Госстандарта от 31.10.1997 г.

 

Согласно

п.п. 9.1.6 НКУ экологический налог относится к общегосударственным налогам и сборам, что также подчеркнуто в определении этого понятия, которое приведено в п.п. 14.1.57 НКУ, и выглядит так:

 


НКУ

14.1.57. экологический налог

— общегосударственный обязательный платеж, взимаемый с фактических объемов выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты загрязняющих веществ, размещения отходов, фактического объема радиоактивных отходов, которые временно хранятся их производителями, фактического объема образованных радиоактивных отходов и с фактического объема радиоактивных отходов, накопленных до 1 апреля 2009 года.

 

Заметим, что использовавшееся ранее в нормативных документах, касавшихся регулирования сбора за загрязнение, словосочетание «окружающая природная среда» больше не применяется. Вместо этого говорится об атмосферном воздухе и водных объектах.

 

Плательщики экологического налога

Согласно

п. 240.1 НКУ плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая тех, которые выполняют агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, во время ведения деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются:

— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения1;

— сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;

— размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов в качестве вторичного сырья.

1 Понятие «стационарный источник загрязнения» определено в п.п. 14.1.230 НКУ. Соответственно это — предприятие, цех, агрегат, установка или другой недвижимый объект, сохраняющий свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляющий выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и/или сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

Отдельно понятие «плательщика налога» определяет

ст. 15 НКУ. Но в связи со спецификой экологического налога в ст. 240 НКУ дается более подробное определение, в котором очерчивается круг плательщиков этого налога и приведены признаки, приобретая которые субъект определенной организационно-правовой формы хозяйствования им становится.

Как видим, первая группа плательщиков — это все субъекты хозяйствования, которые осуществляют выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (

НКУ выделяет 5 видов такой деятельности, осуществляя которые субъекты хозяйствования становятся плательщиками экологического налога) и размещение отходов2.

2 Согласно ответам в Единой базе налоговых знаний на сайте ГНАУ, плательщиками экологического налога будут также субъекты хозяйствования, размещающие бытовые отходы.

Кроме вышеперечисленных, отдельно в

п. 240.2 НКУ выделены плательщики налога, которые используют топливо для передвижных источников загрязнения3. Среди последних названы граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства. Но назвать плательщиков, определенных в п. 240.2 НКУ, таковыми можно весьма условно, поскольку налог с них должны удерживать и перечислять в бюджет во время реализации такого топлива, предоставлять соответствующую отчетность контролирующему органу, а также нести ответственность за определенные нарушения в последнем случае не сами плательщики налога, а так называемые налоговые агенты.

3 Передвижными источниками загрязнения считаются транспортные средства, движение которых сопровождается выбросом в атмосферу загрязняющих веществ (п.п. 14.1.142 НКУ, п.п. 1.15.6 Инструкции № 7).

 

Налоговые агенты

Налоговым агентом

согласно п. 18.1 НКУ признается лицо, на которое возложена обязанность исчисления, удержания с доходов, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику, и перечисления налогов в соответствующий бюджет от имени и за счет средств налогоплательщика. Отметим, что налоговые агенты экологического налога никаких доходов его плательщикам не начисляют и не выплачивают (например, как в случае с НДФЛ), скорее наоборот — получают доходы от реализации топлива плюс экологический налог. Согласно п. 18.2 НКУ налоговые агенты приравниваются к налогоплательщикам, имеют права и исполняют обязанности, установленные НКУ для налогоплательщиков.

В соответствии с

п. 241.2 НКУ к налоговым агентам относятся субъекты хозяйствования, которые:

— осуществляют оптовую торговлю4 топливом;

— осуществляют розничную торговлю топливом (кроме тех, которые реализуют топливо, приобретенное у субъектов хозяйствования, указанных выше).

4 Раздел VIII НКУ не содержит критериев определения того, какая торговля является оптовой, а какая розничной. Нет таких критериев и в других разделах НКУ.

Нужно отметить, что при таком законодательном регулировании уплаты экологического налога, взимаемого за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения в случае использования топлива, определение передвижного источника загрязнения, приведенное в

п.п. 14.1.142 НКУ, не используется. Как, впрочем, и упоминание в этом контексте об использовании топлива, поскольку сам факт его использования при начислении экологического налога не имеет значения, а налогом фактически облагается каждая продажа топлива (оптовая или розничная). Подчеркнем, что согласно ответам в единой базе налоговых знаний на сайте ГНАУ экологический налог, который уплачивается в бюджет налоговыми агентами во время реализации такого топлива, включается в цену топлива.

Согласно

п.п. 242.1.4 НКУ базой для взимания5 экологического налога являются объемы и виды топлива, реализованного налоговыми агентами, а не фактически использованные объемы топлива. Следовательно, обязанность расчета и уплаты в бюджет, а также предоставления отчетности по этому налогу возложена не на плательщиков, определенных п. 240.2 НКУ, а на налоговых агентов. И поэтому плательщики экологического налога, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива, этот налог не начисляют и налоговую отчетность по нему не предоставляют.

5

НКУ не предусматривает механизма взимания налоговыми агентами экологического налога, например, путем указания начисленной и взимаемой суммы этого налога в первичных документах отдельной строкой.

 

Объект и база обложения

Согласно

п. 242.1 НКУ объектом и базой обложения экологическим налогом являются объемы и виды (или классы, или категория):

— загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками;

— загрязняющих веществ, выбрасываемых непосредственно в водные объекты;

— отходов, размещаемых в специально отведенных для этого местах или на объектах в течение отчетного квартала, кроме объектов и видов (классов) отдельных отходов в виде вторсырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отдельных отходов в виде вторсырья и осуществляют уставную деятельность по их сбору и заготовке;

— топлива, реализованного налоговыми агентами.

 

Ставки экологического налога

Ставки экологического налога установлены в различных размерах в зависимости от базы обложения и являются твердыми (т. е. установлены в абсолютном значении и не изменяются от объема выбросов). Однако

п. 5.2 Переходных положений НКУ предусмотрено постепенное увеличение ставок экологического налога, установленных статьями 243, 244, 245, 246, по налоговым обязательствам, которые возникнут:

— с 01.01.2011 г. по 31.12.2012 г. включительно ставки экологического налога будут составлять 50 % от установленных размеров ставок;

— с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г. включительно ставки экологического налога будут составлять 75 % от установленных размеров ставок;

— с 01.01.2014 г. ставки экологического налога достигнут 100 % от установленных размеров ставок.

Кроме того, нормами

абз. 9 п. 4 Заключительных положений НКУ Кабинет Министров уполномочен ежегодно до 1 июня вносить в Верховную Раду Украины проект закона о внесении изменений в НКУ относительно ставок налогообложения, определенных в абсолютных значениях, с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции, в частности для экологического налога.

Размеры ставок экологического налога, установлены

статьями 243 — 246 НКУ.

 

Налоговая декларация по экологическому налогу

Начиная с отчетности за I квартал 2011 года

плательщики экологического налога, за исключением тех, которые осуществляют загрязнение окружающей среды передвижными источниками загрязнения в результате использования топлива, и налоговые агенты составляют налоговую отчетность в форме Налоговой декларации по экологическому налогу. Форма этой декларации утверждена приказом № 1010.

Согласно

ст. 250 НКУ Налоговая декларация по экологическому налогу должна подаваться в органы ГНС в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, а налоговые обязательства6 по экологическому налогу — уплачиваться в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока предоставления налоговой декларации (п. 250.2 НКУ). Плательщики экологического налога, за исключением тех, которые осуществляют загрязнение окружающей среды передвижными источниками загрязнения в результате использования топлива, и налоговые агенты перечисляют суммы налога, взимаемого за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, одним платежным поручением на счета, открытые в территориальных органах Государственного казначейства.

6 Налоговой обязанностью признается обязанность плательщика налога исчислить, задекларировать и/или уплатить сумму налога и сбора в порядке и сроки, определенные НКУ, законами по вопросам налогообложения или таможенного дела.

Обратите внимание на

место предоставления декларации по экологическому налогу, которая должна будет подаваться:

— по месту размещения источников, мест или объектов — за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах;

— по местонахождению пунктов продажи топлива — за топливо, реализованное налоговыми агентами.

Согласно

п. 250.8 НКУ если место предоставления налоговых деклараций не совпадает с местом нахождения плательщика экологического налога на налоговом учете, то по месту учета плательщика в орган ГНС должны подаваться копии соответствующих налоговых деклараций в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) периода. А если плательщик экологического налога состоит на налоговом учете в городе с районным делением, то такой плательщик может подавать одну налоговую декларацию за выбросы, сбросы всеми своими источниками загрязнения и/или размещение отходов, если эти источники и/или специально отведенные места для размещения отходов находятся на территории указанного города. При этом в декларации необходимо указать код согласно КОАТУУ по месту пребывания плательщика сбора на налоговом учете (городского совета).

В случае, если плательщик экологического налога с начала отчетного года не планирует осуществление выбросов, загрязняющих веществ, размещение отходов, то согласно

п. 250.9 НКУ он обязан уведомить об этом налоговую службу по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления экологического налога. Дата и форма такого заявления пока не утверждены. Однако если от налогоплательщика такое заявление не поступит, то он будет обязан предоставлять налоговые декларации в обычном порядке. Если загрязнения окружающей среды не будет, то подавать нужно будет декларации с прочерками, и за неподачу таких отчетов ответственность будет такой же, как и в общем случае.

Следует отметить, что эта норма применяется, если плательщик целый календарный год не планирует осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов. Но если плательщик в первом, втором или третьем квартале подал декларацию и уплатил налог, то в любом следующем налоговом (отчетном) периоде и до конца отчетного календарного года, в течение которых он не будет осуществлять эксплуатацию источника загрязнения и соответствующие выбросы, сбросы и размещение отходов, такой плательщик должен составлять и подавать налоговую декларацию за соответствующие налоговые (отчетные) периоды.

Отметим, что согласно

п. 120.1 НКУ непредоставление или несвоевременное предоставление налоговой декларации влечет за собой наложение штрафа в размере 170 грн. за каждую неподачу или задержку. А за повторные действия (если налогоплательщик уже штрафовался) — 1020 грн. за каждую неподачу или задержку.

Пунктами 250.3 — 250.4 НКУ органам исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды вменено в обязанность до 1 декабря года, предшествующего отчетному, подавать информацию в территориальные органы ГНС: перечни предприятий о выдаче им разрешений на размещение отходов, выбросы, специальное водопользование, но невключение предприятия в указанный перечень не освобождает их от уплаты экологического налога.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше