Темы статей
Выбрать темы

Список клиентов как нематериальный актив

Редакция СБ
Статья

Список клиентов как нематериальный актив

Иван Чалый, консультант

 

Многие компании владеют довольно обширными базами, содержащими сведения о клиентуре. Такая информация для менеджеров зачастую является бесценной. Но всегда ли соответствующие информационные базы являются активами для предприятия?

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

П(С)БУ 8

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы», утвержденное приказом МФУ от 18.10.1999 г. № 242.

 

В

п. 5 П(С)БУ 8 говорится следующее:

«

Бухгалтерский учет нематериальных активов ведется по каждому объекту по следующим группам:

<...>

авторское право и смежные с ним права (право на литературные, художественные, музыкальные произведения, компьютерные программы, программы для электронно-вычислительных машин,

компиляции данных (базы данных ), исполнение, фонограммы, видеограммы, передачи (программы) организаций вещания и т. п.)».

Однако это вряд ли означает, что

любые расходы, связанные с базами данных, могут быть признаны нематериальными активами.

Если принимать во внимание позицию международных стандартов, на которые ориентированы стандарты национальные, то нужно признать, что капитализации подлежат лишь расходы на

приобретение баз данных. Расходы же, связанные с созданием таких баз, должны списывать в затраты тогда, когда такие расходы были понесены.

Параграф 63 МСБУ 38

прямо указывает на то, что внутренне генерированные перечни клиентов не следует признавать нематериальным активом (НМА).

Американские аналитики в этом вопросе нередко усматривают аналогии с расходами на исследования и разработки и указывают на существование в системе US-GAAP единственного исключения из общего правила, которое запрещает капитализировать расходы на создание баз данных:

«В случае учета программных продуктов FASB <...>

приближается к международным стандартам. В SFAS 86 пропагандируется капитализация затрат на разработку программных продуктов, а именно «компьютерных программ, приобретенных и арендованных, учитываемых как отдельный продукт или часть продукции или процесса». Условием капитализации выступает установление «технологической осуществимости продукта». <...>

Данное Положение распространяется только на программный продукт, но

этот принцип может быть применен и в отношении разработки других информационных технологий, в частности баз данных для системы управления полетами на авиалиниях, или учебно-методических материалов.

<...>

Следующее подтверждение концепции капитализации стоимости

идентифицируемых нематериальных активов мы находим в SFAS 61, которое рассматривает вопросы учета титула фирмы (title companies). Фирмы создают базы данных , именуемые титулом предприятия (title plant). Данное Положение разрешает капитализировать все затраты на разработку таких баз данных. (В любом случае капитализация прекращается, как только актив принимается в эксплуатацию)»1.

1 Э. С. Хендриксен, М. Ф. Ван Бреда. Теория бухгалтерского учета. — М.: Финансы и статистика, 2000, с. 411.

Внутренне генерированные нематериальные активы могут появиться в балансах после слияния компаний. В этой ситуации предприятие-покупатель может произвести

оценку тех идентифицированных НМА, которые ранее не были признаны в балансе приобретенного предприятия.

Поскольку такие НМА могут вызвать некоторую настороженность у инвесторов, компании предоставляют подробную информацию о сущности тех баз, которые были капитализированы в активе баланса.

Приведем пример, который не связан со строительством, но хорошо иллюстрирует суть изложенной в статье темы.

 

Пример.

В МСФО-отчете за 2009 год украинский пищевой гигант «Укрпродукт», зарегистрированный на уютном оффшорном островке Джерси, указывает в разделе «Приобретенные нематериальные активы и гудвилл» Примечаний такую информацию:

«Нематериальный актив «Список клиентов» («Customer list») представляет собой перечни поставщиков сырого молока, расположенных в окрестностях Летичивского и Жмеринского маслозаводов. В Украине, где более 80 % всего молока получается от индивидуальных производителей, существующая база поставщиков очень важна для производителей молока и поэтому является ценностью.

Приобретенный актив «Список клиентов» был признан на основе метода распределения цены приобретения (Purchase Price Allocation — PPA), примененного к 12-месячному периоду, следующему за покупкой этих двух предприятий. Актив был оценен независимым оценщиком Uvecon с использованием метода сравнения продаж, методов амортизированных издержек возмещения (для материальных активов) и методов прибыльных и затратных выгод (нематериальные активы).

На конец года текущая стоимость использования была определена дисконтированием ожидаемых денежных потоков бизнеса Группы по настоящей стоимости. Ключевые допущения для расчета стоимости использования касались ставки дисконтирования и уровня роста компании. Директора оценили ставки дисконтирования по текущим рыночным оценкам стоимости денег во времени и рискам, принятым для молочного бизнеса. Ставка дисконтирования, которую директора сочли приемлемой, составила 25 %, являясь ставкой средневзвешенной стоимости капитала Группы (weigted average cost of capital)».

 

Очевидно, что оценка НМА, приобретенного в ходе слияния бизнеса, — дело весьма хлопотное. К ней следует подходить очень ответственно.

Если достоверная оценка стоимости такого НМА невозможна, то его стоимость окажется включенной в общий состав гудвилла.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше