Темы статей
Выбрать темы

Налоговики требуют документы за период, который уже проверялся

Редакция СБ
Ответы на вопросы

Налоговики требуют документы за период, который уже проверялся

 

Имеют ли право сотрудники налоговой инспекции требовать от налогоплательщика в ходе проверки документы за период, который уже проверялся и по которому уже был составлен акт проверки либо справка?

 

Как и действовавшее ранее законодательство,

Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) не устанавливает ограничений в отношении периода проведения проверки. Однако опять же, как и раньше, налоговые органы ограничены сроком давности в 1095 дней, в течение которого они могут самостоятельно определить сумму подлежащего уплате денежного обязательства.

Кроме того, следует

принимать во внимание сроки хранения документов, предусмотренные НКУ и Перечнем типовых документов, утвержденным приказом Главного архивного управления при Кабинете Министров Украины от 20.07.1998 г. № 41 (далее — Перечень № 41). Так, налоговый орган может требовать от налогоплательщиков первичные документы, которые используются в бухгалтерском и налоговом учете, другие регистры, финансовую, статистическую отчетность, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы с учетом сроков их хранения, предусмотренных НКУ и Перечнем № 41.

Согласно

п. 44.3 НКУ плательщики налогов обязаны обеспечить хранение первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее неподачи — с предусмотренного НКУ предельного срока подачи такой отчетности1. Такая формулировка ставит вопрос о том, каким образом определять сроки хранения «неналоговых» документов. По нашему мнению, сроки хранения таких документов должны определяться в соответствии с требованиями Перечня № 41 . Напомним: согласно п.п. 2.9 Перечня № 41 исчисление сроков хранения документов проводится с 1 января года, который следует за годом завершения их делопроизводством. Например, исчисление срока хранения дел, завершенных делопроизводством в 2010 году, начинается с 1 января 2011 года. После окончания сроков хранения документов в архивных подразделениях предприятия такие документы передаются в государственный архив (архивный отдел госрайадминистрации, архивный отдел местного совета) (п.п. 4.3.3.1 Основных правил работы государственных архивов Украины, одобренных коллегией Госкомархива Украины от 03.02.2004 г., протокол № 2).

1 Если такие документы связаны с предметом проверки, которая уже началась, либо проведением процедуры административного обжалования, принятого по ее результатам налогового уведомления-решения или судебного разбирательства, такие документы должны храниться до окончания проверки и предусмотренного законом срока обжалования принятых по ее результатам решений и/или решения дела судом, но не менее 1095 дней.

Уничтожение либо утрата документов ранее установленных сроков может повлечь применение к налогоплательщику штрафа в размере 510 грн., а при повторном в течение года выявлении аналогичного нарушения — 1020 грн. (

п.п. 121.1 НКУ).

В случае потери, повреждения или досрочного уничтожения документов налогоплательщик обязан в

пятидневный срок со дня такого события в письменном виде уведомить орган государственной налоговой службы по месту учета в порядке, установленном НКУ для подачи налоговой отчетности. После этого налогоплательщик обязан восстановить утраченные документы в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем поступления уведомления в орган государственной налоговой службы. Однако при этом НКУ, как и ранее действовавшее законодательство, не оговаривает способов восстановления документов, которые обязаны были бы признавать налоговые органы.

При невозможности проведения проверки налогоплательщика в связи с утратой (повреждением, уничтожением) документов сроки проведения проверок переносятся до даты восстановления и подачи документов к проверке в пределах предусмотренных для этого

НКУ сроков. Однако если документы так восстановлены и не будут, налоговый орган будет исходить из их отсутствия, что может повлечь самые плачевные для налогоплательщика последствия в виде непризнания расходов, налогового кредита, самого факта осуществления тех или иных операций и т. д.

Единственная зацепка для налогоплательщика — норма, предусматривающая, что если налогоплательщик после окончания проверки и до принятия решения контролирующим органом по результатам такой проверки подает документы, подтверждающие показатели, отраженные таким плательщиком налогов в налоговой отчетности, не предоставленные во время проверки, такие документы должны быть учтены контролирующим органом при рассмотрении вопроса о принятии решения. Раньше такой нормы не было, что затрудняло жизнь налогоплательщиков.

 

Нина Костенко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше