Темы статей
Выбрать темы

Строить на землях обороны: Да/Нет. Нужное подчеркнуть

Редакция СБ
Письмо от 04.11.2011 г. № 4931/17/8-11

Строить на землях обороны: да/нет.

Нужное подчеркнуть

 

Письмо Госкомзема Украины от 04.04.2011 г. № 4931/17/8-11

 

<…>

Статьей 77 Земельного кодекса Украины

установлено, что землями обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Украины.

Земли обороны могут находиться в государственной и коммунальной собственности.

В соответствии со

статьей 20 Земельного кодекса Украины земельные участки, относящиеся к землям обороны, используются исключительно согласно Закону Украины «Об использовании земель обороны».

Согласно

статье 2 Закона Украины «Об использовании земель обороны» воинским частям для выполнения возложенных на них функций и задач земельные участки предоставляются в постоянное пользование в соответствии с требованиями Земельного кодекса Украины.

Особенности предоставления земельных участков воинским частям под военные и другие оборонные объекты определяются Кабинетом Министров Украины.

Воинские части обязаны использовать предоставленные им земельные участки в соответствии с требованиями земельного и природоохранного законодательства и с соблюдением требований по обеспечению безопасности населения в процессе проведения ими постоянной деятельности.

В соответствии со

статьей 84 Земельного кодекса Украины к землям государственной собственности, которые не могут передаваться в коммунальную собственность, относятся земли обороны, кроме земельных участков под объектами социально-культурного, производственного и жилого назначения.

Вместе с этим

поручением Кабинета Министров Украины от 31.01.2007 г. № 4889/3/1-07 приостановлены операции по реализации и передаче земель обороны (в том числе под объектами недвижимости), кроме операций передачи в коммунальную собственность земельных участков под объектами социально-культурного и жилого назначения вместе с этими объектами, до принятия отдельного решения.

 

Председатель комиссии по проведению реорганизации
 Государственного комитета Украины
 по земельным ресурсам А. Кадомский

 

КОММЕНТАРИЙ

 

В комментируемом письме затронут вопрос об

операциях передачи в коммунальную собственность земель обороны под объектами социально-культурного и жилого назначения вместе с этими объектами. Госкомзем сегодня не возражает против проведения таких операций, однако совсем не указывает, как именно это сделать на практике.

Статья 4 Закона Украины «Об использовании земель обороны» от 27.11.2003 г. № 1345-IV

(далее — Закон о землях обороны) позволяет использовать земли обороны в хозяйственных целях:

«...могут использоваться для строительства объектов социально-культурного назначения, жилья для военнослужащих и членов их семей, а также социального и доступного жилья

без изменения их целевого назначения» (абз. 2 ст. 4).

Однако отсюда следует множество вопросов:

1.

На самом ли деле застройка на землях обороны без изменения целевого назначения участка противоречит понятию «земли обороны», поскольку строительство жилья, безусловно, не является видом размещения и постоянной деятельности воинских частей? Так, согласно ст. 1 Закона о землях обороны землями обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, других военных формирований.

2.

Часть 3 ст. 77 Земельного кодекса устанавливает, что вокруг земель обороны создаются защитные, охранные и другие зоны с особыми условиями использования . При отсутствии изменения целевого назначения непонятно, как и на каком основании будут ликвидироваться эти зоны в случае проведения строительства на земельных участках, на которых эти зоны расположены.

3.

Применяются ли в приведенном выше случае нормы (например, ст. 21 Земельного кодекса), описывающие негативные последствия для субъектов нецелевого использования земли?

Напомним, что 08.12.2010 г. вступил в силу

Закон Украины «О внесении изменений в статью 4 Закона Украины «Об использовании земель обороны» относительно строительства жилья для военнослужащих и членов их семей» от 04.10.2010 г. № 2674-VI (далее — Закон № 2674), целью которого было упрощение строительства жилых объектов на землях обороны.

Законом № 2674

внесены изменения в ст. 4 Закона о землях обороны, посвященную использованию этих земель для хозяйственных целей. Часть 2 ст. 4 Закона о землях обороны в ее новой редакции предусматривает, что земли обороны могут использоваться для строительства объектов социально-культурного назначения, жилья для военнослужащих и членов их семей, а также социального и доступного жилья без изменения их целевого назначения.

В свою очередь, упрощение, связанное со строительством на землях обороны, заключается

в отсутствии необходимости изменять целевое назначение земли при строительстве на этих землях жилья для военнослужащих и членов их семей, а также социального и доступного жилья.

Раньше застройка на этих землях тормозилась необходимостью согласно

ст. 20, 21 Земельного кодекса изменять целевое назначение земельных участков. Попытка провести строительство без изменения целевого назначения заканчивалась неудачей ввиду четкой позиции судебных органов, признававших соответствующие договоры недействительными (например, постановление ВСУ от 10.02.2010 г. по делу № 2-7/2489-2008). Теперь же ч. 2 ст. 4 Закона о землях обороны разрешает застройку без изменения целевого назначения.

Однако такие изменения не учитывают ряд других норм законодательства и поэтому

фактически не могут быть применены на практике.

Во-первых

, застройка на землях обороны без изменения целевого назначения участка логически противоречит приведенному выше понятию этих земель, поскольку строительство жилья, безусловно, не является видом размещения и постоянной деятельности воинских частей.

Во-вторых

, ч. 3 ст. 77 Земельного кодекса устанавливает, что вокруг земель обороны создаются защитные, охранные и другие зоны с особыми условиями использования. При отсутствии изменения целевого назначения непонятно, как и на каком основании эти зоны будут ликвидироваться в случае проведения строительства на земельных участках, на которых эти зоны расположены.

И

в-третьих, изменив ч. 2 ст. 4 Закона о землях обороны, законодатель оставил действующими все нормы (например, ст. 21 ЗК), содержащие негативные последствия для субъектов нецелевого использования земли.

 

Юлия Ляшенко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше