Темы статей
Выбрать темы

Дискуссионный инжиниринг

Редакция СБ
Статья

Дискуссионный инжиниринг

Иван Чалый, консультант

 

Итак, мы продолжаем анализировать ситуацию, сложившуюся с НДС-обложением/необложением услуг по инжинирингу. В данной публикации предлагаем Вам ознакомиться на этот счет с мнением еще одного автора, имеющего немалый опыт в сфере учета в строительстве1.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон об архитектуре

— Закон Украины «Об архитектурной деятельности» от 20.05.1999 г. № 687-XIV, с изменениями и дополнениями.

КВЭД

— Национальный классификатор Украины «Классификация видов экономической деятельности» ДК 009:2005, принятый приказом Госпотребстандарта от 26.12.2005 г. № 375.

ГК 016-97

— Государственный классификатор продукции и услуг, утвержденный приказом Госстандарта от 30.12.1997 г. № 822.

ДБН А.2.2-3-2004

— ДБН А.2.2-3-2004 «Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства» (утверждены приказом Госстроя от 20.01.2004 г. № 8).

 

1 См. на эту тему также статьи «Инжиниринговые услуги: новые возможности» // «Строительная бухгалтерия», 2011, № 8, с. 41; «Объект или не объект — вот в чем вопрос» // «Строительная бухгалтерия», 2011, № 9, с. 17.

Появление в

п.п. 196.1.14 НКУ нормы, которая выводит из-под НДС-обложения инжиниринговые услуги, внесло неразбериху в ряды налогоплательщиков:

«Особенно много проблем возникло у компаний, связанных со строительством. Сначала насторожились генподрядчики, увидев в своих лицензиях слово «инжиниринг», потом заволновались проектные организации, пытаясь выяснить, включаются ли выполняемые ими работы в состав инжиниринговых услуг

» (см. «El-бухгалтер», 2011, № 10).

 

Проектировщики, пожалуй, оказались в самой незавидной ситуации.

С одной стороны, многим из них НДС-избавление пришлось бы очень кстати. Ведь удельный вес добавленной стоимости в цене их продукта чрезвычайно высок.

С другой стороны, у многих проектировщиков полным ходом выполняются работы по контрактам, заключенным до 2011 года. И в этих контрактах НДС был предусмотрен. Лишение заказчиков права на налоговый кредит нередко может негативно сказаться на партнерских отношениях.

Главная же проблема в том, что, изучая нормы

НКУ, нельзя сделать однозначного вывода о том, должны ли строительные проектировщики начислять НДС на стоимость своего продукта с 01.01.2011 г.:

«<...> проектанты столкнулись с проблемой толкования нормативного текста Кодекса: дело в том, что определение понятия «инжиниринг», содержащееся в этом документе, несколько отличается от уже привычных для строителей определений этой категории, содержащихся в отраслевом законодательстве»2.

2 http://www.epravda.com.ua/columns/2011/03/16/277099.

 

Как видим, в части НДС-обложения все упирается в «налоговый» термин, дефиниция которого приведена в

п.п. 14.1.85 НКУ:

«инжиниринг — предоставление услуг (выполнение работ) по составлению технических заданий, проектных предложений,

проведению научных исследований и технико-экономических обследований, выполнению инженерно-разведочных работ по строительству объектов, разработке технической документации, проектированию и конструкторской обработке объектов техники и технологии, предоставлению консультации и авторского надзора во время монтажных и пусконаладочных работ, а также предоставлению консультаций, связанных с такими услугами (работами)».

В этом определении проектные работы для строительства прямо не обозначены. Вместе с тем строительные проектировщики без труда находят в

п.п. 14.1.85 НКУ многие из выполняемых ими работ.

Важно отметить, что в привычном для проектировщиков

Законе об архитектурной деятельности «инжиниринг» определен иначе:

«Инжиниринговая деятельность в сфере строительства (инжиниринг) — деятельность по предоставлению услуг инженерного и технического характера, к которым относятся проведение предварительных технико-экономических обоснований и исследований, экспертизы проекта, разработка программ финансирования строительства, организация изготовления проектной документации, проведение конкурсов и торгов, заключение договоров подряда, координация деятельности всех участников строительства, а также осуществление технического надзора за строительством объекта архитектуры и консультации экономического, финансового или другого характера»

.

Особенно накалилась ситуация после того, как в прессе было обнародовано

письмо ГНАУ от 13.01.2011 г. № 748/7/16-1517-19 (см. «Строительная бухгалтерия», 2011, № 9, с. 18) .

 

В этом письме, направленном в адрес одного из проектных предприятий, налоговики сделали следующий вывод:

«Статьями 196 и 197 Кодекса определены операции, не являющиеся объектом налогообложения, и операции, освобождаемые от налогообложения.

Учитывая то, что освобождения от налога на добавленную стоимость

услуг по разработке проектной документации для строительства (архитектурно-проектные работы) Кодексом не предусмотрены, такие услуги подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке по ставке 20 %».

Специалисты, комментируя это произведение эпистолярного жанра, в первую очередь были удивлены тем, что «

письмо вообще не упоминает определение инжиниринга, содержащееся в п.п. 14.1.85 НК»3. Другими словами, отвечая на запрос налогоплательщика, ГНАУ ограничилась лишь «голым выводом»4.

3 http://buhgalter.com.ua/conference/details/868.

4 «Объект или не объект — вот в чем вопрос» // «Строительная бухгалтерия», 2011, № 9, с. 17.

Этот вывод был подвергнут жесткой критике со стороны независимых экспертов. Как правило, их аргументы сводились к анализу положения официальных классификаторов. Аналитики считают, что Госклассификатор продукции и услуг ДК 016-97 дает основания полагать, что многие проектировочные работы вписываются в налоговое понятие «инжиниринг» (см.

«Бухгалтер», 2011, № 11, с. 38). К тем же выводам приводит специалистов и анализ содержания кода 74.20.1 КВЭД5.

5 http://buhgalter.com.ua/conference/details/868.

В то же время эксперты предупреждают, что налоговики при желании могут также отыскать аргументы в пользу своей позиции. Сославшись на ДБН А.2.2-3-2004, они могут включить в налоговое понятие «инжиниринг» лишь

предпроектные работы. Отсюда следует вывод о том, что «составление проектной документации (а не проектных предложений) в целях налогообложения понятием инжиниринга не охватывается»6.

6

«Объект или не объект — вот в чем вопрос» // «Строительная бухгалтерия», 2011, № 9, с. 17.

Дикость ситуации состоит в том, что терминологическая неопределенность

в любом случае является угрозой для налогоплательщиков.

Даже если предприятие прислушается к налоговикам и начислит НДС на проектный инжиниринг, то проверка, проведенная у его заказчика, может закончиться серьезными проблемами. Кто знает, как станут трактовать положения

п.п. 14.1.85 НКУ те инспекторы, которые проверяют обоснованность сумм налогового кредита у заказчика?

 

Как же поступить руководителю предприятия, занимающегося архитектурно-строительным проектированием?

Мы бы советовали рассматривать ситуацию не в целом по всему комплексу проектных работ, а по их составляющим.

Это значит, что

сущность всех работ, выполняемых в рамках архитектурно-строительного проектирования, должна быть проанализирована на предмет соответствия признакам, приведенным в п.п. 14.1.85 НКУ.

Только после детального анализа руководство должно принять решение о том, подлежат ли те или иные работы обложению НДС.

Кроме того, для смелых налогоплательщиков юристы рекомендуют использовать следующий алгоритм:

«

Обратитесь в налоговую инспекцию за письменной налоговой консультацией по интересующему вас вопросу, изложив соответствующую аргументацию (определение «инжиниринг» из НК, содержание кода 74.20.1 КВЭДУ и т. п.). Если ответ будет для вас положительным — пользуйтесь им. В противном случае — обжалуйте консультацию в суде, руководствуясь положениями п. 53.3 НК:

«53.3. Плательщик налогов может обжаловать в суде как правовой акт индивидуального действия налоговую консультацию контролирующего органа, изложенную в письменной форме, которая, по мнению такого плательщика налогов, противоречит нормам или содержанию соответствующего налога или сбора.

Признание судом такой налоговой консультации недействительной является основанием для предоставления новой налоговой консультации с учетом выводов суда»7.

7 http://buhgalter.com.ua/conference/details/868.

 

Подведем итог

В настоящее время, в силу законодательной неопределенности, предприятия, специализирующиеся в сфере архитектурно-строительного проектирования, находятся в зоне повышенных налоговых рисков.

Чтобы справиться с этой проблемой, руководители таких предприятий должны принять осознанные и волевые решения относительно своей налоговой политики. Главное здесь — понимать, что любой выбор может быть сопряжен с трудностями, решать которые, возможно, придется в судебном порядке.

 


Государство усилило контроль за строительством

 

Правительство одобрило проект

Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения ответственности и совершенствования государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности» от 27.04.2011 г., сообщается на официальном портале правительства Украины.

По словам Виктора Тихонова, министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, возглавляемое им министерство разработало этот законопроект во исполнение

Закона «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI, который существенно упрощает разрешительные процедуры в строительстве.

«Законопроектом предусматривается увеличить размеры штрафных санкций за правонарушения в сфере градостроительства, дифференцировать размеры штрафов в зависимости от категории сложности строящихся, а также — персональную ответственность отдельных исполнителей за правонарушения в сфере градостроительства», — подчеркнул В. Тихонов.

Кроме того, чиновник отметил, что «Упрощение разрешительных процедур в строительстве должно происходить одновременно с усилением контроля со стороны государства за строительством и повышением ответственности всех участников процесса. Размеры штрафа или иного наказания за нарушение законодательства, строительных норм, стандартов и правил должны соответствовать вреду, который нанесен или может быть нанесен вследствие такого нарушения».

По словам В. Тихонова, существующие сегодня размеры штрафных санкций являются минимальными, что не пугает участников строительного процесса, и они позволяют себе действовать вне правового поля. С принятием закона, надеется вице-премьер-министр, участники строительного процесса станут дисциплинированными.

Источник: www.building.ua

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше