Темы статей
Выбрать темы

ГАСИ: новый статус, новые полномочия

Редакция СБ
Статья

ГАСИ:новый статус, новые полномочия

1

Анастасия Семененко, юрист-аналитик ИД «Фактор»

 

Напомним, что еще в декабре 2010 года в Украине стартовала административная реформа. Началась она с Указа Президента Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 09.12.2010 г. № 1085/2010, но потом в Указ были внесены изменения... Недавно Президент утвердил положения о некоторых ЦОИВ, в том числе утверждено и Положение о строительной инспекции.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон № 3038

— Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038.

Указ № 1085

— Указ Президента Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 09.12.2010 г. № 1085/2010.

Постановление № 316

— постановление КМУ «О ликвидации правительственных органов» от 28.03.2011 г. № 346.

Постановление № 1434

— постановление КМУ «Об утверждении Положения о Государственной архитектурно-строительной инспекции» от 18.10.2006 г. № 1434.

Указ № 439

— Указ Президента Украины «Об утверждении Положения о Государственной архитектурно-строительной инспекции» от 08.04.2011 г. № 439.

 

1 Материал опубликован в газете «Время ЖКХ», 2011, № 5, с. 46.

 

Хронология изменений

Указ № 1085

издан с целью оптимизации системы центральных органов исполнительной власти (далее — ЦОИВ), устранения дублирования их полномочий, обеспечения сокращения численности управленческого аппарата и расходов на его содержание, повышения эффективности государственного управления. Для достижения этой цели было сокращено количество министерств, пересмотрена система других ЦОИВ. Постановление № 346 дополнительно «подкорректировало» этот процесс.

Так,

постановлением № 346 Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины (далее — ГАСИ) в соответствии с Указом № 1085 был предоставлен статус ЦОИВ, деятельность которого направляется и координируется КМУ через Вице-премьер-министра Украины — Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины.

Напомним, что

ранее согласно постановлению № 1434 ГАСИ определялась как правительственный орган государственного управления, действующий в составе Министерства регионального развития и строительства и ему подчиняющийся.

Теперь

, как видим, «ранг» Инспекции повысился, вместе с этим изменился уровень подчиненности. Окончательно, по крайней мере, на сегодняшний день, статус и полномочия ГАСИ закреплены после издания Президентом Украины Указа № 439.

 

«Новые» полномочия обновленной ГАСИ

Это какими стали «новые» полномочия обновленной ГАСИ?

Начнем с того, что полномочия ГАСИ

значительно расширились. Этому есть два объяснения.

Во-первых

, в результате «укрупнения» ЦОИВ, которое происходит в настоящее время как очередной этап административной реформы, ГАСИ «получила в наследство» часть полномочий ликвидированной Государственной жилищно-коммунальной инспекции. Так, в соответствии с Указом № 439 ГАСИ в новом статусе является правопреемником прав и обязанностей не только прежней ГАСИ как правительственного органа, действовавшего в системе Минрегионстроя, но и Госжилкоммунинспекции — правительственного органа, действовавшего в системе МинЖКХ, получив при этом дополнительные функции по осуществлению контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Отныне

по Указу № 439 ГАСИ осуществляет в рамках своих полномочий государственный контроль за соблюдением исполнителями/производителями жилищно-коммунальных услуг правил технической эксплуатации, пользования системами водоснабжения, канализации и теплоснабжения, технических требований к средствам учета и регулирования потребления воды и тепловой энергии, количества и качества жилищно-коммунальных услуг (кроме субъектов естественных монополий, субъектов хозяйствования, действующих на смежных рынках в сфере централизованного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и являющихся лицензиатами национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, и субъектов хозяйствования, осуществляющих комбинированное производство тепловой и электрической энергии и/или использующих нетрадиционные или возобновляемые источники энергии).

Также именно ГАСИ и ее территориальные органы

будут контролировать субъектов в сфере ЖКХ в отношении соблюдения ими государственных стандартов, правил и норм в сфере обращения с бытовыми отходами, правил и норм технической эксплуатации жилых домов, использования придомовых территорий и правил пользования помещениями жилых домов и общежитий. Соответственно, ГАСИ наделяется полномочиями по проведению проверок деятельности субъектов ЖКХ.

ГАСИ имеет право

определять соответствие жилищно-коммунальных услуг количественным и качественным показателям, установленным порядками, правилами, нормами, нормативами и стандартами, в том числе с применением технических средств. При этом ГАСИ может использовать в своей деятельности собственные аккредитованные лаборатории и контрольно-измерительные средства, сертифицированные в установленном законодательством порядке.

В установленном законодательством порядке ГАСИ

может принимать участие в работе комиссий по расследованию причин и последствий аварий на строительстве и на объектах сферы ЖКХ.

ГАСИ для выполнения возложенных на нее задач имеет право в установленном порядке

выдавать обязательные для выполнения предписания по устранению нарушений требований законодательства в сфере ЖКХ; составлять акты проверок, протоколы о правонарушениях, рассматривать дела о правонарушениях в сфере ЖКХ, налагать штрафы в соответствии с законодательством.

Во-вторых,

полномочия ГАСИ изменились и вследствие вступления в силу Закона № 3038.

Основное, что отличает Закон № 3038 от законодательства о градостроительной деятельности прошлой редакции, — это

упрощение разрешительных процедур для осуществления строительства и введение декларативного принципа (молчаливого согласия) в этой сфере. Эти изменения наложили отпечаток и на полномочия ГАСИ.

Так,

кроме полномочий по выдаче разрешений на выполнение строительных работ, отказу в их выдаче и их аннулированию, ГАСИ дополнительно будет работать со сравнительно новыми видами документов, а именно: будет проводить регистрацию уведомлений и деклараций о начале выполнения подготовительных и строительных работ, деклараций о готовности объекта к эксплуатации и в определенных законом случаях отказывать в регистрации таких деклараций.

На ГАСИ возлагается задача

вести Единый реестр полученных уведомлений о начале выполнения подготовительных и строительных работ, зарегистрированных деклараций о начале выполнения подготовительных и строительных работ, выданных разрешений на выполнение строительных работ, зарегистрированных деклараций о готовности объекта к эксплуатации и выданных сертификатов, отказов в регистрации таких деклараций и в выдаче таких разрешений и сертификатов, выданных лицензий на осуществление хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, формируемый на основании информации, предоставленной соответствующими инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля. Кстати, доступ пользователей к данным реестра осуществляется бесплатно через официальный веб-сайт ГАСИ (так, по крайней мере, определено в Законе № 3038, но на момент подготовки этой статьи сайт Инспекции еще не обновлен2).

2 Режим доступа: http://www.dabi.gov.ua.

Указ № 439

, которым закреплены полномочия ГАСИ, полностью отвечает предписаниям Закона № 3038 относительно прав Инспекции приостанавливать строительные работы.

Ранее ГАСИ имела право приостанавливать строительные работы

, не соответствовавшие требованиям законодательства, государственных стандартов, норм и правил, техническим условиям, утвержденным проектным решениям, местным правилам застройки населенных пунктов или проводились без разрешения на их выполнение, а также производство и применение в строительстве строительных материалов, изделий и конструкций, изготовленных с нарушением требований государственных стандартов.

Теперь перечень оснований значительно сужен

, и ГАСИ может приостанавливать подготовительные и строительные работы, если они выполняются без регистрации декларации о начале выполнения или разрешения на выполнение строительных работ.

Указ № 439

дополнительно закрепил за ГАСИ функцию заказчика работ по сносу «самостроев», что также полностью соответствует предписаниям ч. 1 ст. 38 Закона № 3038.

Кроме того,

Закон № 3038 и Указ № 439 изменили роль ГАСИ в приеме объектов в эксплуатацию. Если прежде ГАСИ принимала участие в работе комиссии по приему в эксплуатацию законченных строительством объектов, то теперь ГАСИ де-юре «играет первую скрипку» в этом процессе.

Также по мотивированному письменному решению руководителя Инспекции или его заместителя ГАСИ может

запрещать эксплуатацию законченных строительством объектов, не принятых в эксплуатацию.

Как и ранее

, ГАСИ осуществляет контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами требований государственного законодательства в сферах градостроительной деятельности, государственных строительных норм, стандартов и правил, проводит соответствующие проверки, составляет протоколы о правонарушении в сфере строительства, выдает предписания и рассматривает дела о правонарушении в сферах градостроительной деятельности.

Кроме того, ГАСИ для выполнения возложенных на нее задач

имеет право пользоваться соответствующими информационными базами данных государственных органов, государственными, в том числе правительственными, системами связи и коммуникаций, сетями специальной связи и другими техническими средствами.

ГАСИ

может вносить заказчикам предложения о прекращении финансирования объектов строительства на период до устранения выявленных в результате осуществления архитектурно-строительного контроля нарушений.

В установленном порядке ГАСИ

имеет право требовать в случаях, определенных законодательством, выборочного раскрытия отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений, проведения съемок и замеров, дополнительных лабораторных и других испытаний строительных материалов, изделий и конструкций.

Хотим также обратить внимание, что

отныне ГАСИ возглавляет председатель, которого назначает на должность по представлению Премьер-министра Украины, внесенному на основании предложений Вице-премьер-министра Украины — Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, и увольняет с должности Президент Украины. Ранее ГАСИ возглавлял начальник, который назначался на должность КМУ по представлению Министра регионального развития и строительства.

Уменьшилось и количество заместителей

Председателя ГАСИ с трех до двух лиц. Здесь Указ № 439 перекликается с требованиями Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти» от 17.03.11 г. № 3166-VI. В соответствии со ст. 19 указанного Закона руководитель ЦОИВ может иметь не более двух заместителей. Согласно Указу № 439 первого заместителя, заместителя председателя ГАСИ Украины назначает на должности Президент Украины по представлению Премьер-министра Украины, внесенному на основании предложений Председателя ГАСИ Украины, согласованных с Вице-премьер-министром Украины — Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины. Первого заместителя, заместителя председателя ГАСИ Украины увольняет с должности Президент Украины.

ГАСИ

осуществляет свои полномочия непосредственно и через свои территориальные органы в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе или межрегиональные (полномочия которых распространяются на несколько регионов) территориальные органы.

В соответствии с

Указом № 439 председатель ГАСИ назначает на должности по согласованию с Вице-премьер-министром Украины — Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины и председателями соответствующих местных государственных администраций (в случае создания межрегиональных органов — с председателями всех соответствующих местных государственных администраций, на территории которых создается территориальный орган), увольняет с должностей руководителей территориальных органов ГАСИ Украины, назначает на должности по согласованию с Вице-премьер-министром Украины — Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, увольняет с должностей заместителей руководителей территориальных органов ГАСИ Украины.

Конечно, в этой статье мы раскрыли не все полномочия ГАСИ — их достаточно много, чтобы вместить в рамках одной публикации, но в следующих номерах мы еще неоднократно вернемся к этой теме и более подробно рассмотрим полномочия Инспекции.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше