Темы статей
Выбрать темы

Консервация строительства: организация и учет

Редакция СБ
Статья

Консервация строительства: организация и учет

Юлия Егорова, главный бухгалтер

 

В строительстве иногда случаются ситуации, когда необходимо остановить строительные работы на некоторое время. Если такая остановка планируется ненадолго и не будет иметь отрицательных последствий, то никаких дополнительных действий производить не требуется. Если же за этот срок не удастся возобновить стройку и существует вероятность разрушения уже возведенных конструкций, то строящийся объект нужно консервировать. Как это сделать и отразить в учете, мы и поговорим в этой статье.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

П(С)БУ 16 «Расходы»

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина от 31.12.1999 г. № 318.

Положение № 2

— Положение о порядке консервации и расконсервации объектов строительства, утвержденное приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 21.10.2005 г. № 2.

Порядок № 1104

— постановление КМУ «Некоторые вопросы выдачи разрешений на выполнение подготовительных и строительных работ» от 30.09.2009 г. № 1104.

 

Для чего нужно консервировать объекты строительства

Предприятие запланировало долгосрочную остановку строительства. Чтобы сохранить качество уже выполненных работ и установленных конструктивных элементов, недостроенный объект нужно законсервировать. Анализ разрушений строящихся объектов показывает, что в результате длительного воздействия различных неблагоприятных факторов принципиально изменяется расчетная схема, по которой проектировался и строился объект. Например, если происходит остановка строительства на том этапе, когда нагрузки на фундамент неравномерны, то в этом случае при возобновлении строительства разница в осадках фундаментов окажется значительной. Соответствующие деформации могут привести к образованию трещин в стенах, особенно кирпичных, в конструкциях перекрытий и в сопряжении последних с колоннами, а также трещин в перемычках. По данным зарубежных исследователей, среднестатистический размер ущерба от разрушения объекта строительства оценивается примерно в 68 % от его первоначальной стоимости. Например, стоимость выполненных строительных работ по постройке монолитно-каркасного жилого дома ориентировочно составляет 60 — 65 млн грн. Работы остановлены на стадии готового каркаса до 12-го этажа, кирпичной кладки наружных и внутренних стен — до девятого этажа. Стоимость работ по консервации этого объекта — не более 60 тыс. грн. Если же не консервировать его, то после годичного перерыва только ремонт кирпичной кладки стен может обойтись почти в 100 тыс. грн., ремонт или восстановление поврежденного перекрытия — в 150 тыс. грн. А всего потребуется не менее 250 — 350 тыс. грн.

Однако, несмотря на это, при наличии большого количества остановленных строек в Украине среди них практически нет законсервированных объектов. Причиной такого положения может быть то, что

Положение № 2 предписывает, что консервация обязательна для тех объектов, строительство которых осуществляется с привлечением государственных и смешанных инвестиций. Это Положение имеет рекомендательный характер для любых других объектов, строительство которых осуществляется за счет других источников финансирования.

Согласно

п. 1.2 Положения № 2 консервация объекта — это комплекс работ и мероприятий, связанных с хранением объекта в течение определенного длительного времени. Естественно, строительно-монтажные работы при этом прекращаются. В течение срока консервации принимаются временные или постоянные мероприятия, которые предотвращают разрушение объекта строительства.

Соответственно, расконсервация объекта строительства — это комплекс работ и мероприятий, связанных с возобновлением строительства законсервированного объекта.

В

Положении № 2 не установлен срок временного приостановления строительства, для которого консервация объекта обязательна. По большому счету, насущной необходимости в этом и нет. Ведь самое главное — это наличие причин для консервации объекта. Как мы уже сказали выше, основной причиной консервации зачастую является ее более высокая экономическая эффективность по сравнению с остановкой строительства без каких-либо сопутствующих подготовительных работ, снижение риска разрушения объекта.

 

Разрешение на строительство при консервации объекта

Разумеется, если строительство приостанавливается на длительный срок, а объект консервируется, то необходимо сдать разрешение на выполнение строительных работ, полученное для строительства этого объекта.

Согласно

п. 15 Порядка № 1104 это делается в таком порядке:

1) подписывается акт о принятии законсервированного объекта;

2) в семидневный срок после подписания этого акта заказчик (или уполномоченное им лицо) должен вернуть разрешение на выполнение строительных работ в инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля, которая выдала это разрешение;

3) вместе с разрешением подается заверенная в установленном порядке копия распорядительного документа о консервации объекта (например, приказа о консервации).

 

После принятия решения о расконсервации объекта заказчик подает в ту же инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля, которая ранее выдавала ему разрешение на строительство этого объекта, такие документы:

1) заверенную в установленном порядке копию решения о расконсервации объекта;

2) акт о техническом состоянии конструкций объекта и о возможности возобновления строительства.

Если за время консервации объекта никакие обстоятельства не изменялись и основания, на которых было выдано разрешение на его строительство, остались такими же, то заказчику просто возвращается ранее полученное разрешение. Если же основания изменились, то заказчику необходимо получать новое разрешение в общем порядке согласно

Порядку № 1104.

Согласно

п. 16 Порядка № 1104 заказчик обязан сообщить в семидневный срок о начале проведения строительных работ инспекции, выдавшей соответствующее разрешение, в произвольной форме. В случае если проведение строительных работ не требует разрешения, об их начале сообщается в указанный срок инспекции государственного архитектурно-строительного контроля по месту расположения такого объекта по форме, утвержденной Минрегионстроем.

 

Порядок проведения консервации — основные моменты

И наконец, рассмотрим основное, а именно сам порядок проведения консервации и расконсервации строительных объектов. Этот порядок утвержден

Положением № 2. Напомним, что Положение № 2 обязательно к применению в отношении объектов, строительство которых осуществляется с привлечением государственных и смешанных инвестиций (в общем объеме которых есть доля государственных инвестиций). В отношении всех остальных объектов оно носит рекомендательный характер. В этих случаях этот документ может служить лишь неофициальным руководством к действию при консервации и расконсервации объектов. Кроме этого, можно взять за основу формы первичных документов, приведенных в приложении к нему, и использовать их в неизменном виде либо в доработанном под нужды конкретного предприятия.

 

Итак, если строительство объекта не обеспечено финансированием или его технический уровень не соответствует современным требованиям, то такой объект подлежит консервации.

Решение о консервации объекта принимается тем же лицом, которое приняло решение о строительстве объекта и финансировало его:

— органом исполнительной власти — главным распорядителем бюджетных средств по инициативе нижестоящих органов исполнительной власти;

— субъектами хозяйственной деятельности — заказчиками строительства, которые принимали решение о его начале.

Решение оформляется приказом или другим распорядительным документом (далее — приказ). Если строительство финансировалось несколькими инвесторами, то такой документ должен быть обязательно согласован с каждым из них.

В приказе о консервации объекта необходимо обязательно привести следующую информацию:

— причины, по которым было принято решение о консервации объекта;

— срок его консервации;

— источники финансирования работ и мероприятий, связанных с консервацией;

— срок разработки документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта и сохранения оборудования, конструкций и материалов;

— указывается лицо (предприятие, организация), ответственное за сохранение законсервированного объекта, оборудования и материалов.

 

После принятия решения о консервации объекта заказчик в течение двух месяцев должен выполнить определенные действия.

В течение первого месяца после принятия решения о консервации необходимо составить некоторые документы. Вместе с подрядчиком заказчик должен составить:

— Акт о приостановке строительства по форме

приложения 1 к Положению № 2;

— Ведомость о состоянии консервируемого объекта по форме

приложения 2;

— Ведомость несмонтированных конструкций, оборудования и материалов, а также смонтированного специального оборудования, которое будет демонтироваться только после ввода объекта в эксплуатацию по форме

приложения 3. Все это остается на строительном объекте и подлежит консервации вместе с ним;

— Ведомость несмонтированных конструкций, оборудования и материалов, которые будут переданы на строительство других объектов (

приложение 4).

 

При участии подрядчика и проектной организации составляются:

— Перечень работ по консервации объекта;

— Перечень работ и мероприятий, необходимых для сохранения объекта и/или его конструктивных элементов.

 

В течение двух месяцев с даты принятия решения о консервации заказчику необходимо:

— оплатить подрядчику работы по проведению консервации, возместить ему связанные с консервацией расходы, если иное не предусмотрено договором подряда;

— на основании документов, перечень которых мы рассмотрели выше, составить и утвердить сметы на проведение работ по консервации и сметы расходов для обеспечения сохранности законсервированного объекта и/или его конструктивных элементов.

 

Сами работы по консервации объекта выполняются тем же подрядчиком, который строил данный объект до момента его консервации. Если договором подряда такие случаи не были предусмотрены, то на них составляется дополнительное соглашение к договору. Разумеется, заказчик может привлечь и другого подрядчика для проведения консервации, заключив с ним договор подряда.

В таком дополнительном соглашении или договоре на консервацию указываются:

— сроки выполнения работ;

— условия приемки заказчиком законсервированного объекта и его конструктивных элементов.

В момент приемки-сдачи законсервированного объекта оформляется акт о принятии законсервированного объекта по форме

приложения 6 к Положению № 2. Согласно ведомости по форме приложения 3 принимаются также конструкции, оборудование и материалы, которые остаются на объекте и также подлежат консервации.

После подписания акта о принятии законсервированного объекта заказчик обеспечивает его охрану. Любой вывоз подрядчиком материальных ценностей с объекта после подписания акта запрещается.

После окончания работ по консервации объекта заказчик обязан сдать разрешение на выполнение строительных работ.

 

Предприятиям, для которых

Положение № 2 не обязательно к выполнению, мы все-таки рекомендуем придерживаться его норм, хотя бы в части оформления первичных документов, которые подтверждают расходы на консервацию в налоговом учете.

 

Решение о расконсервации и возобновлении строительства принимается органами исполнительной власти или субъектами хозяйственной деятельности, которые приняли предыдущее решение о консервации (или их правопреемниками). Во исполнение принятого решения издается соответствующий приказ или другой распорядительный документ о расконсервации и возобновлении строительства. В этом документе обязательно должны быть указаны источники финансирования продолжения строительства объекта, а также работ и мероприятий по его расконсервации.

После подписания распорядительного документа о расконсервации и продолжении строительства заказчик обязан:

— при участии проектной организации составить акт о техническом состоянии объекта и возможности продолжения строительства. Можно привлечь для этого и другую проектную организацию. С проектной организацией составляется договор на продолжение авторского надзора либо новый договор на осуществление такого надзора;

— получить в инспекции государственного архитектурно-строительного контроля разрешение на возобновление строительства объекта;

— заключить дополнительное соглашение с подрядчиком, который осуществлял строительство, либо заключить новый договор с другим подрядчиком;

— в случае необходимости — совершить другие действия.

 

Учет расходов на консервацию

Бухгалтерский учет.

В бухгалтерском учете законсервированные объекты выделяются в отдельную группу. Вместе с этим их стоимость, то есть сумма всех затрат, уже осуществленных на их строительство до принятия решения о консервации, продолжает учитываться на том же синтетическом счете. Так, если учет расходов на строительство консервируемого объекта велся на счете 23 «Производство» вместе с расходами на другие строительные объекты, то с момента принятия решения о его консервации необходимо выделить все такие расходы в отдельную группу из общей суммы производственных расходов по всем строящимся объектам. Если же на счете 23 учитывались только расходы на консервируемый объект, то в момент принятия решения о консервации никакой отдельной группы создавать не нужно. Разумеется, когда предприятие начнет строить новые объекты, то расходы на новое строительство должны будут учитываться отдельно от стоимости незавершенного строительства законсервированного объекта.

Сам процесс консервации и дальнейшее содержание законсервированных объектов сопровождаются определенными расходами. Это расходы по следующим статьям:

— материальные расходы;

— расходы на оплату труда персонала, занятого на консервации и расконсервации объектов, и отчисления на социальные мероприятия;

— оплата работ, выполненных подрядчиками;

— амортизация основных средств, участвующих в работах по консервации и расконсервации;

— другие расходы, связанные с процессом консервации.

Законсервированные строительные объекты не принимают участия в хозяйственной деятельности предприятия, так как в период консервации их невозможно продать и получить доход от продажи. Поэтому перечисленные расходы следует учитывать как расходы обычной деятельности, не связанные с производством и реализацией продукции согласно

п. 29 П(С)БУ 16. Для учета таких расходов Планом счетов предусмотрен субсчет 977 «Прочие расходы обычной деятельности». Об этом говорится также в письме МФУ от 24.04.2009 г. № 31-34000-20-10/11663.

Схема проводок по учету расходов, связанных с консервацией объекта строительства, показана в таблице.

 

Бухгалтерский учет расходов, связанных с консервацией объекта строительства

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Дт

Кт

 

Расходы, связанные с подготовкой объекта к консервации и его содержанием во время консервации

1

Списана стоимость материалов

977

20

2

Расходы на заработную плату и единый социальный взнос

977

66, 65

3

Амортизация основных средств, используемых при подготовке к консервации и во время содержания законсервированного объекта

977

13

4

Приняты от подрядчиков работы по подготовке к консервации

977

63

Налоговый кредит

641

5

Оплачены работы подрядчиков

63

31

6

Списаны расходы, связанные с консервацией, на финансовый результат

79

977

 

Налог на прибыль.

Чтобы разобраться, как вести налоговый учет расходов, связанных с консервацией строительства, нужно правильно классифицировать эти расходы в целях налогообложения.

Нормы о консервации основных фондов, содержащиеся в

пп. 144.2, 145.1.2, 146.2, 146.18, 148.2 НКУ, не касаются вопросов консервации объектов, строящихся с целью дальнейшей продажи. Расходы на строительство и консервацию объектов, строящихся с целью продажи, учитываются как расходы обычной деятельности строительного предприятия согласно нормам ст. 138 НКУ, при условии, если они связаны с хозяйственной деятельностью предприятия.

Так, согласно

п.п. 138.10.6 НКУ расходы, связанные с консервацией объекта строительства, включаются в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль как прочие расходы обычной деятельности, не связанные непосредственно с производством и реализацией объектов строительства как готовой продукции. Кроме этого пункта, существует еще п.п. 138.12.2 НКУ, который разрешает включать в состав расходов любые расходы хозяйственной деятельности, которые прямо не предусмотрены нормами Раздела III Налогового кодекса, но по которым и не установлено никаких ограничений. Связь этих расходов с хозяйственной деятельностью подтверждается тем фактом, что консервация объекта строительства поможет предприятию избежать более крупных финансовых потерь и сохранить объект в надлежащем состоянии до возобновления его строительства.

В любом случае расходы, связанные с консервацией, признаются расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены

(п. 138.5 НКУ).

Однако это еще не все. Любые расходы, связанные с консервацией объекта строительства, должны быть подтверждены первичными документами согласно

п. 138.2 НКУ. Поэтому мы рекомендуем предприятиям использовать формы первичных документов, утвержденные Положением № 2, а те из них, для которых это Положение не обязательно, могут использовать как утвержденные формы, так и разработанные самостоятельно. Во втором случае желательно утвердить такие формы первичных документов в приказе о документообороте предприятия или в приказе об учетной политике. Напомним также, что согласно п.п. 139.1.9 НКУ расходы, не подтвержденные первичными документами, не включаются в состав расходов в налоговом учете.

Как видим, общие принципы отражения расходов, связанных с консервацией объекта строительства, в налоговом и в бухгалтерском учете одинаковы. Однако следует помнить о том, что в бухучете перечень и сумма расходов могут быть больше, чем в налоговом учете (например, суточные, которые выплачиваются в большем размере, нежели это предусмотрено

п.п. 140.1.7 НКУ).

 

НДС.

Право на налоговый кредит при приобретении товаров и услуг, связанных с консервацией объекта строительства, будет зависеть от того, будут ли они использоваться в дальнейшем в налогооблагаемых операциях (п. 198.3 НКУ). Если при классификации расходов, связанных с консервацией объекта строительства, предприятие определило, что они связаны с хозяйственной деятельностью, а также если объект строительства предназначен для использования в налогооблагаемых операциях, то и право на налоговый кредит по НДС по этим расходам у предприятия будет.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше