Темы статей
Выбрать темы

Небанковское кредитное учреждение — выход для застройщика

Редакция СБ
Статья

Небанковское кредитное учреждение — выход для застройщика

Борис Бидий, юрист (г. Киев)

 

Зачастую даже специалисты не знают о такой форме кредитных учреждений, как небанковское кредитное учреждение, отличное от кредитного союза, возможность создания которого предусмотрена украинским законодательством. Тем не менее, по сведениям автора, на фоне отсутствия выдачи банками ипотечных кредитов в кризисный и послекризисный период факты регистрации таких учреждений имели место. Однако массового характера создание таких учреждений не приобрело, очевидно, из-за некоего недостатка информации о такой форме финансовых учреждений. Постараемся восполнить это в настоящей статье.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

ХК

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

УК — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

Закон о финуслугах — Закон Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» от 12.07.2001 г. № 2664-II.

Лицензионные условия

— Лицензионные условия осуществления деятельности по предоставлению финансовых кредитов за счет привлеченных средств кредитными учреждениями, утвержденные распоряжением Госфинуслуг от 18.10.2005 г. № 4802.

Положение № 41 — Положение о Государственном реестре финансовых учреждений, утвержденное распоряжением Госфинуслуг от 28.08.2003 г. № 41.

Положение № 6261 — Положение о критериях и финансовых нормативах деятельности кредитных учреждений, утвержденное распоряжением Госфинуслуг от 28.09.2006 г. № 6261.

Положение № 417 — Положение о внесении информации о кредитных учреждениях в Государственный реестр финансовых учреждений и о внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты, утвержденное распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг от 27.03.2008 г. № 417.

Распоряжение № 25 — распоряжение Госфинуслуг «Об утверждении Положения об осуществлении финансового мониторинга финансовыми учреждениями» от 05.08.2003 г. № 25.

Распоряжение № 188 — распоряжение Госфинуслуг «Об установлении платы за выдачу лицензий» от 29.12.2003 г. № 188.

Распоряжение № 1515 — распоряжение Госфинуслуг «Об утверждении Положения об установлении ограничений на совмещение деятельности финансовых учреждений по предоставлению определенных видов финансовых услуг» от 08.07.2004 г. № 1515.

Распоряжение № 41 — распоряжение Госфинуслуг «Об утверждении Положения о Государственном реестре финансовых учреждений» от 28.08.2003 г. № 41.

 

Проблемы финансирования строительства сегодня

Большинство аналитиков, занимающихся прогнозами относительно состояния и перспектив развития рынка недвижимости, сходятся в одном — значительная активизация рынка недвижимости, и в особенности рынка жилищного строительства, произойдет после возобновления банками программ ипотечного кредитования. Думаем, не согласиться с этим сложно.

Те из застройщиков, кто выстоял в кризис и продолжил строительство жилых домов, столкнулись с новой проблемой — низкой покупательной способностью населения ввиду практического отсутствия ипотечного кредитования со стороны банков, и, как следствие, отсутствием достаточного количества продаж на первичном рынке жилья. Все это не только сдерживает развитие отрасли, но зачастую не дает возможности застройщику в нормальном режиме завершить уже начатое строительство жилого дома.

Крупные банки на сегодня свернули программы выдачи ипотечных кредитов населению. А те, кто выдает такие кредиты, устанавливают такие

высокие проценты, что идут на это только единицы. Да и доверие населения к банкам значительно упало после ряда нелицеприятных фактов поведения многих, в том числе крупных украинских банков, в части возврата депозитов, а также многочисленных фактов давления на своих должников по потребительским кредитам, так называемых издержек коллекторской деятельности и просто недобросовестного поведения в отношении своих клиентов.

В условиях зыбкости рынка недвижимости и отсутствия стабильного спроса на жилье застройщик также не может себе позволить взять кредит в банке для завершения строительства объекта. Причем и банки проявляют явное нерасположение к застройщикам — те стали банкам неинтересны, не то что в былые времена инвестиционного бума.

 

Выход есть: собственное кредитное учреждение

С целью стимулирования продаж строящегося жилья застройщикам предлагается обратить свое внимание на иные возможности, такие, как возможность создания собственного кредитного учреждения1, которое обеспечит возможность кредитовать своих инвесторов, и, таким образом, значительно расширить сегмент потенциальных покупателей

жилой недвижимости и укрепить свое положение на рынке.

1 Можно, конечно же, создать свой банк, но, в условиях острого дефицита средств и высокой степени пруденциального надзора для банковских учреждений затраты превысят полезный эффект.

Правда, одновременно с выдачей кредитов такое кредитное учреждение будет принимать на себя риски, связанные с неплатежом по кредиту. Однако при взвешенной кредитной политике и наличии фактического контроля над объектами строительства, позволяющего при необходимости реализовать заложенную недвижимость (имущественные права на недвижимость) в другие руки, положительный эффект от создания такого учреждения должен перекрыть указанные риски и расходы на его создание.

Собственно, это самостоятельное учреждение, входящее в группу застройщика, а другие компании застройщика — его учредители. Самостоятельно получает лицензию, самостоятельно работает. В общем, этот вариант подходит тем строителям, у которых самодостаточный бизнес. А назначение такого кредитного учреждения — сопутствовать продажам.

 

Общие принципы работы кредитного учреждения

Согласно действующему законодательству кредитные учреждения в Украине могут создаваться в форме банков, кредитных союзов и

иных небанковских кредитных учреждений2 (далее — кредитное учреждение).

2 См., например, распоряжение от 09.04.2009 г. № 238, где

кредитные учреждения упоминаются особо, наряду с кредитными союзами.

Деятельность таких небанковских кредитных учреждений попадает под регулирование Государственной комиссии регулирования рынка финансовых услуг (далее — Госфинуслуг или Комиссия).

Предоставление финансовых услуг является для

финансового учреждения исключительным видом деятельности (п.п. 1 ст. 1 Закона о финуслугах).

Кроме того, согласно ограничениям, установленным Комиссией, деятельность по выдаче финансовых кредитов за счет прямо или опосредованно привлеченных средств

не может совмещаться с предоставлением каких-либо иных финансовых услуг (п.п. 2.2 разд. 2 распоряжения № 1515).

 

Лицензирование.

Кредитное учреждение имеет право осуществлять деятельность по выдаче финансовых кредитов на основании соответствующей лицензии (ч. 3 ст. 5 Закона о финуслугах, п.п. 2.2 разд. 2 распоряжения № 1515). Лицензированием кредитных учреждений занимается та же Госфинуслуг — государственный регулятор на рынке небанковских финансовых услуг (ст. 34 Закона о финуслугах).

Для получения такой лицензии и дальнейшего проведения деятельности кредитное учреждение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к таким учреждениям соответствующими

Лицензионными условиями.

Необходимым условием

получения лицензии на осуществление кредитной деятельности является внесение создаваемого учреждения в государственный реестр финансовых учреждений, который ведет Комиссия (распоряжение № 41).

Согласно

п.п. 1.1 Лицензионных условий заявителем на получение лицензии может быть лицо, внесенное в государственный реестр финансовых учреждений.

Юридическое лицо приобретает

статус финансового учреждения с момента внесения соответствующей записи о нем в указанный реестр (п. 6 Положения № 41). Документом, подтверждающим внесение в реестр финансового учреждения, является Свидетельство (п. 8 Положения № 41).

Для кредитных учреждений

установлен отдельный порядок внесения в реестр финансовых учреждений.

На момент подачи документов в Комиссию с целью внесения в реестр финансовых учреждений кредитное учреждение должно:

— сформировать собственный капитал;

— утвердить внутренние правила предоставления финансовых кредитов;

— утвердить примерные договоры кредита (соответствующие определенным типам кредитования);

— иметь учетную и регистрирующую систему, обеспечивающую

учет и регистрацию договоров кредита (ведение реестра договоров);

— иметь в наличии

систему бухгалтерского учета, регистрирующую систему, в частности, программное обеспечение и специальное техническое оборудование, соответствующие требованиям законодательства, и предусмотреть учет операций по оказанию финансовых услуг (выдаче кредитов) и составление отчетности;

— иметь отдельное собственное или арендованное помещение с ограниченным доступом, оснащенное сейфами.

Кроме того, руководитель и главный бухгалтер кредитного учреждения должны соответствовать требованиям3, выдвигаемым Комиссией к таким лицам.

3 Профессиональные требования к руководителям и главным бухгалтерам финансовых учреждений утверждены распоряжением Госфинуслуг от 13.07.2004 г. № 1590.

Что касается

получения лицензии, то необходимо отметить тот факт, что Госфинуслуг своеобразно подходит к решению вопроса о сроке действия выдаваемой лицензии. Своим распоряжением № 188 Комиссия установила тарифы годичной платы за пользование лицензией и предлагает этот тариф умножить на срок действия лицензии. Согласно п. 1 указанного распоряжения, лицензиат вносит плату за получение лицензии единым платежом за весь срок действия лицензии.

Поскольку сроки, на которые выдается лицензия на осуществление отдельных видов финансовых услуг, в данном нормативном документе не фигурируют, создается впечатление, что лицензиат сам выбирает срок, на который он получает лицензию. Однако это не совсем так, поскольку, при внимательном знакомстве с

Лицензионными условиями, в них можно обнаружить четко установленный срок действия лицензии на осуществление деятельности по выдаче финансовых кредитов — 3 года, а в случае повторной выдачи он может составлять 5 лет при выполнении определенных условий (п. 1.9 Лицензионных условий).

Годовая плата

за пользование лицензией на осуществление деятельности по выдаче финансовых кредитов составляет 10000 грн. То есть за весь срок действия лицензии за выдачу лицензии вновь создаваемому лицензиату ему необходимо будет уплатить 30000 грн.

Кроме требований, указанных в

Лицензионных условиях, нужно учитывать требования к кредитному учреждению, устанавливаемые Положением № 6261 в части соблюдения нормативов платежеспособности, качества активов такого учреждения, рисков осуществляемых им операций и показателей ликвидности с целью обеспечения стабильности кредитных учреждений и предупреждения потерь капитала.

 

Требования к собственному капиталу

кредитного учреждения не столь высоки, как для других финансовых учреждений и банков. Собственный капитал кредитного учреждения, за исключением субординированного долга, должен составлять сравнительно скромную сумму — не менее 1 млн грн. (п.п. 1.6 Лицензионных условий; п.п. 1.8 разд. 2 Положения № 417).

В то же время кредитное учреждение может оперировать привлеченным капиталом в гораздо меньшем соотношении к собственному капиталу, чем банк. Для кредитного учреждения

суммарное соотношение (плечо) больших рисков (более 10 % собственного капитала), которое способно нести кредитное учреждение, составляет восьмикратный размер собственного капитала. Чтобы увеличить плечо оперирования привлеченным капиталом, необходимо увеличивать порог риска, который считается большим. А это в свою очередь заставляет увеличивать собственный капитал кредитного учреждения. Обратите внимание, что для целей расчета показателя способности принимать риски кредитным учреждением берется собственный капитал кредитного учреждения, который включает в себя и субординированный капитал.

Разберемся с понятием «субординированный капитал кредитного учреждения». Его определение находим в

п. 2 главы 2 Положения № 6261. Согласно указанному Положению, субординированный капитал включает деньги, привлеченные от юридических лиц — резидентов и нерезидентов, как в национальной, так и в иностранной валюте, на условиях субординированного долга.

Таким образом, можно утверждать, что

субординированный капитал по отношению к кредитным учреждениям употребляется в том же смысле, что и субординированный долг — в отношении банков. Говоря другими словами, субординированный капитал представляет собой долгосрочные долговые обязательства, например, из договора займа (кредита), полученного от других кредитных учреждений (финансовых компаний), в первую очередь из-за рубежа, возврат которых соподчинен другим обязательствам компании.

 

Резервный фонд.

Кредитное учреждение также должно обеспечивать формирование резервного фонда в порядке, предусмотренном для хозяйственных обществ. На сегодняшний день он должен составлять не менее 15 % от уставного капитала хозяйственного общества. Ежегодные отчисления в этот фонд устанавливаются уставом и должны составлять не менее 5 % прибыли предприятия (ч. 4 ст. 87 ХК).

Кроме того, кредитное учреждение должно придерживаться методики формирования и списания небанковским финансовым учреждением резервов для покрытия возможных потерь по всем видам кредитных операций, приобретенным ценным бумагам, другим активным операциям в соответствии с законодательством, утвержденной

распоряжением № 111.

 

Финмониторинг.

Помимо всего сказанного выше, кредитное учреждение согласно Закону о финмониторинге является субъектом финансового мониторинга. Порядок осуществления финансового мониторинга финансовыми учреждениями, надзор за которыми осуществляет Госфинуслуг, регламентируется распоряжением № 25.

 

Начало работы: практические рекомендации

Получение лицензии.

Абзац 2 п. 1.3 Лицензионных условий говорит о том, что деятельность кредитного учреждения по предоставлению финансовых кредитов за счет капитала кредитного учреждения в том числе, субординированого капитала (субординированного долга) по кредитным договорам с кредитными учреждениями, а также денег из государственного и местного бюджетов, полученных финансовыми учреждениями — юридическими лицами публичного права4, не требует получения лицензии. Этот момент мы и предлагаем использовать.

4 О создании финансового учреждения — юридического лица публичного права речь не идет, да это и весьма скользкий путь привлекать бюджетные деньги. Обычно это сопровождается проверками КРУ и прокуратуры.

Основываясь на указанной формулировке

Лицензионных условий, можно сделать следующие выводы.

Во-первых

, лицензию получать, конечно же, нужно. Во всех известных автору случаях регистрации таких учреждений они лицензировались. Это снимает ненужные в работе риски.

Во-вторых

, начинать деятельность по кредитованию можно за счет собственного капитала, лицензия для этого не потребуется (по крайней мере, в масштабах такой деятельности, которая дает возможность формировать уставный капитал кредитного учреждения из стоимости активов других участников группы застройщика). В то же время такая лицензия может быть, при необходимости, получена позднее. Если двигаться таким путем, это значительно ускорит сроки начала кредитования финансовым учреждением, поскольку получение лицензии потребует значительных финансовых, материальных и временных ресурсов.

Однако, принимая такое решение, нужно хорошо понимать, какой выигрыш (имеется в виду временной) может это принести. Мы же можем отметить следующее. Так как регистрации кредитных учреждений, не являющихся кредитными союзами или ломбардами, крайне редки, в настоящий момент трудно оценить с высокой точностью реальные усилия и сроки для получения соответствующей лицензии. Срок получения лицензии, скорее всего, будет составлять не только срок рассмотрения заявления лицензиата Комиссией, но и предваряющие этому необходимые этапы: установку соответствующего оборудования, поиск и обучение (сертификацию) соответствующего персонала и т. п. Так что, возможно, выбор в пользу начала деятельности по кредитованию за счет собственного капитала компании без лицензии может оказаться хорошим решением.

Относительно ответственности за деятельность без лицензии необходимо сказать следующее. Здесь необходимо принимать в расчет то, какие социальные правоотношения защищает норма, обязывающая получать лицензию. Это выдача кредитов за счет средств, привлеченных в первую очередь от физических лиц — вкладчиков.

Статья 202 УК («деятельность без лицензии») применяется крайне редко.

Кроме того, для проведения деятельности в более широких масштабах без лицензии можно поэксплуатировать идею привлечения субординированного капитала (долга).

Теперь остается выяснить следующее — насколько, например, кипрские либо другие оффшорные компании соответствуют употребляемым по тексту

кредитным учреждениям (которые выдают субординированный кредит).Не беремся в рамках этой публикации утверждать, но критерии отнесения юридического лица к кредитным (финансовым) учреждениям во многих оффшорных зонах не представляют слишком большой сложности и чрезмерных дополнительных затрат, а следовательно, достаточно легко выполнимы. Более точно на этот вопрос смогут ответить консультанты, специализирующиеся на сопровождении оффшорных компаний5.

5 Конечно, с точки зрения юридических рисков, для снятия сомнений на этот счет можно сделать запрос в Госфинуслуг (высказанное чиновником мнение вообще нельзя принимать в расчет как что-то определенное), но с точки зрения менеджмента лучше такой запрос вообще не делать, а просто поступать так, как нам кажется законным. При этом исходим из того, что платить все равно, как правило, приходится, но такой момент желательно отсрочить.

Пункт 2.6 Положения № 6261

устанавливает требования к структуре субординированного капитала кредитного учреждения. Требования эти аналогичны требования к структуре субординированному долга банковских учреждений:

 


Положение № 6261

<...>

2.6. Субординированный капитал, включаемый в собственный капитал кредитного учреждения, не должен превышать 50 процентов размера основного капитала кредитного учреждения (суммы уставного капитала, резервного капитала, других резервов, сформированных для покрытия рисков и нераспределенной прибыли или убытка).

Сумма составляющих собственного капитала, за исключением основного капитала, не должна превышать суммы основного капитала.

<...>


 

Различается и учетный аспект субординированного капитала (долга) кредитного учреждения и банков: для кредитных учреждений учет ведется в общем порядке (см.

письмо ГНАУ от 29.03.2001 г. № 4107/7/22-3217), в то время как для банков существует отдельный порядок.

Таким образом, возможность получения займа от связанной компании-нерезидента с целью доформирования уставного капитала кредитного учреждения за счет субординированного долга представляется задачей осуществимой. При отсутствии особого порядка, регулирующего эти вопросы для кредитных учреждений, регистрация таких договоров займа, по которым привлекается субординированный долг для кредитного учреждения, должна осуществляться в общем порядке.

Теперь слово за вами, господа. Думайте сами, решайте сами — иметь или не иметь.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше