Темы статей
Выбрать темы

На что надеяться малому бизнесу?

Редакция СБ
Статья

На что надеяться малому бизнесу?

Сергей Децюра, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

В последнее время в СМИ начала появляться информация о том, что органы власти разработали новую реформу упрощенной системы налогообложения. В связи с этим сегодня расскажем о том, чего могут ждать субъекты малого предпринимательства в будущем.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Указ № 746

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» в редакции от 28.06.1999 г. № 746/99.

Законопроект № 8276

— проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 21.03.2011 г. № 8276.

Концепция

— Концепция реформирования упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства от 18.03.2011 г.

 

Предыстория

Не секрет, что упрощенная система налогообложения в том виде, в каком она существует на данный момент (установлена

Указом № 746), доживает последние дни.

Президент, подписывая

НКУ, поручил правительству в течение шести месяцев разработать законопроект, который бы вносил изменения в НКУ относительно упрощенной системы налогообложения. Разработка новой упрощенной системы налогообложения была поручена Комитету ВРУ по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики (далее — Комитет), а также Совету предпринимателей при Кабмине (далее — Совет предпринимателей).

Комитет изложил свой вариант упрощенной системы в виде

Законопроекта № 8276, который 21.03.11 г. подал в ВРУ. Совет предпринимателей свой вариант проекта упрощенной системы налогообложения пока еще в ВРУ не подал, но основные его нормы для обсуждения были обнародованы в Интернете в виде Концепции. Нормы этой Концепции в дальнейшем должны стать основой законопроекта Минфина по реформированию упрощенной системы налогообложения.

Построение упрощенной системы налогообложения — очень ответственное дело, так как от этого зависят развитие сферы малого предпринимательства и стабильные поступления в бюджет. Чтобы достичь такого эффекта и удовлетворить требования малого и среднего бизнеса, разработчики обоих вариантов упрощенной системы налогообложения решили взять за основу принципы налогообложения, предусмотренные на сегодняшний день нормами

Указа № 746, внеся соответствующие изменения в НКУ.

Рассмотрим наиболее интересные, по нашему мнению, составляющие обоих вариантов реформирования упрощенной системы учета.

 

Субъекты упрощенной системы налогообложения и ставки налога

Планируется, что субъектами упрощенной системы налогообложения, как и в настоящий момент, смогут быть физические и юридические лица. При этом физические лица будут разделены на несколько категорий в зависимости от вида деятельности, которым они занимаются; объема получаемой выручки и количества работников, принимающих участие в хозяйственной деятельности. Так, в соответствии с

Законопроектом № 8276 физические лица — предприниматели будут разделены на 5 категорий, а согласно Концепции — на 3.

Что касается юридических лиц, то здесь никакая градация не предусматривается. Для них, как и в настоящий момент, планируется установить только ограничение по количеству наемных работников и объем дохода (выручки):

 

Плательщики единого налога по разным вариантам реформирования
упрощенной системы налогообложения

Плательщики
единого налога

Объем выручки/дохода за год

Количество работников

Ставки единого налога

Могут ли покупатели отразить расходы при расчете ННП*

1

2

3

4

5

ЗАКОНОПРОЕКТ № 8276

I. Физические лица:

1-й категории

Не превышает 300 тыс. грн.

Без наемных работников, но с возможностью использовать труд членов семьи в течение 7 календарных дней в месяц

От 20 до 50 грн. в месяц независимо от размера выручки

Нет

2-й категории

Не превышает 1,5 млн грн.

Не более 10 человек одновременно, включая членов семьи

— от 50 до 100 грн., если выручка не превышает 500 тыс. грн.;

— от 100 до 200 грн. при выручке 500 тыс. грн. — 1 млн грн.;

от 200 до 300 грн. при выручке 1 млн — 1,5 млн грн.

3-й категории

Не превышает 3 млн грн.

Не ограничена

3 % объема полученной выручки, но не менее 200 грн.

Да

4-й категории**

Не превышает 200 тыс. грн.

Без работников

От 20 до 100 грн.

Нет

5-й категории**

Не превышает 200 тыс. грн.

Без работников

От 200 до 500 грн.

Да

II. Юридические лица

Не превышает 10 млн грн.

Не превышает 50 человек

1) при выручке до 5 млн грн.:

3 % выручки для плательщиков НДС;

5 % выручки для неплательщиков НДС;

2) из суммы превышения выручки более 5 млн грн.:

5 % суммы превышения для плательщиков НДС;

7 % суммы превышения для неплательщиков НДС

Да

КОНЦЕПЦИЯ

I. Физические лица:

1-й категории

До 150 размеров МЗП***
(150,6 тыс. грн.****)

Без наемных работников

От 1 до 10 % МЗП (10,04 грн. — 100,4 грн.)

Относятся только в том случае, если юридические лица — покупатели будут подавать отдельную налоговую отчетность с перечнем доходов и расходов плательщика в разрезе контрагентов*****

2-й категории

До 600 МЗП

(602,4 тыс. грн.****)

До 10 человек

от 2 до 20 % МЗП (20,08 грн. — 200,8 грн.), если объем дохода — до 300 МЗП;

от 20 до 40 % МЗП (200,8 грн. — 401,6 грн.) при объеме дохода от 300 до 600 МЗП

 

3-й категории

До 1000 МЗП (1,004 млн грн.****)

До 10 человек

3 % размера дохода для плательщиков НДС;
5 % — для неплательщиков НДС

II. Юридические лица

Не превышает 3000 МЗП (3,012 млн грн.****)

Не превышает 50 человек

3 % от размера полученного дохода для плательщиков НДС;
5 % — для неплательщиков НДС

Относятся

* Здесь и далее по тексту — налог на прибыль.

** Осуществляют деятельность в сфере права, бухгалтерского учета и аудита, консалтинга, маркетинга, инжиниринга, информатизации, рекламную деятельность, являются страховыми агентами.

*** Здесь и далее по тексту —минимальная заработная плата.

**** Предельный объем дохода рассчитан условно исходя из того, что МЗП на 01.01.12 г., когда планируют ввести эту систему учета, будет составлять 1004 грн.

***** На наш взгляд, подача такой отчетности будет значительным препятствием при работе юридических лиц с субъектами малого предприятия, поскольку мало юридических лиц выразят желание дополнительно подавать еще одну форму налоговой отчетности.

 

Запрещенные виды деятельности

В соответствии с

Законопроектом № 8276 к субъектам хозяйствования, на которых не распространяется упрощенная система налогообложения, будут относиться субъекты хозяйствования (физические и юридические лица), которые осуществляют вспомогательную деятельность в сфере государственного управления, осуществляют добычу и реализацию полезных ископаемых, юридические лица, предоставляющие в аренду земельные участки несельскохозяйственного назначения (более 0,2 гектара), физические лица — предприниматели, предоставляющие в аренду жилые помещения общей площадью более 100 кв. м и нежилые помещения площадью более 300 кв. м, и т. п.

Согласно

Концепции к субъектам хозяйствования, которым запрещено переходить на упрощенную систему, относятся субъекты, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых; деятельностью в сфере финансового посредничества; деятельностью по управлению предприятиями; техническими испытаниями и исследованиями; деятельностью по предоставлению услуг почты и связи; деятельностью в сфере аудита и т. п.

 

Особенности уплаты плательщиками единого налога
отдельных налогов и сборов

Название налога (сбора)

Законопроект № 8276

Концепция

1

2

3

Налог на прибыль

Не уплачивают

Налог на доходы

Освобождаются от уплаты только физические лица — единоналожники
«за себя»

НДС

Уплачивают НДС только:
физические лица — единоналожники, которые по своему добровольному решению зарегистрировались в качестве плательщиков НДС;

юридические лица, избравшие ставку налогообложения в размере 3 % (5 %) суммы выручки

Плательщиками НДС могут быть только физические и юридические лица, избравшие ставку налога 3 %.

Все другие единоналожники не имеют права стать плательщиком НДС

Земельный налог (кроме земельного налога на земельные участки, не используемые для ведения предпринимательской деятельности)

Не уплачивают

Уплачивают

Плата за пользование недрами

Не уплачивают

Уплачивают

Сбор за специальное использование воды

Не уплачивают

Уплачивают

Сбор за специальное использование лесных ресурсов

Не уплачивают

Уплачивают

Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности

Не уплачивают

Не уплачивают

Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства

Не уплачивают

Не уплачивают

Административно-хозяйственные санкции в Фонд социальной защиты инвалидов

Не уплачивают

Уплачивают

Единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование

Уплачивают

Другие налоги и сборы (обязательные платежи)

Уплачивают

 

Учет

Что касается ведения учета, то в

Законопроекте № 8276 и Концепции отражены разные подходы к этому вопросу.

Так, согласно

Законопроекту № 8276 порядок ведения учета подобен действующему на данный момент: все категории физических лиц (кроме физических лиц 1-й категории, которые освобождены от ведения учета) будут вести только Книгу учета доходов, где будут указывать объем полученной выручки, а юридические лица будут вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность в соответствии с законодательством.

В

Концепции порядок ведения учета намного сложнее. Так, физические лица — предприниматели:

1-й категории будут вести Книгу учета

доходов и ежегодно подавать декларацию;

2-й и 3-й категорий (неплательщики НДС) должны вести Книги учета

доходов и расходов (отражать расходы даже при отсутствии документов) и ежеквартально подавать декларацию;

3-й категории (плательщики НДС) будут вести учет доходов, расходов и других показателей для определения объекта налогообложения на основании первичных документов в регистрах по форме и в порядке, определенных Минфином, и

ежеквартально подавать декларацию.

На этом завершим краткий обзор возможной реформы упрощенной системы налогообложения. Надеемся, что новая система налогообложения, кто бы ее ни разработал, будет хорошим подспорьем в стремительном развитии субъектов малого бизнеса.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше