На что надеяться малому бизнесу?
Сергей Децюра, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
В последнее время в СМИ начала появляться информация о том, что органы власти разработали новую реформу упрощенной системы налогообложения. В связи с этим сегодня расскажем о том, чего могут ждать субъекты малого предпринимательства в будущем.
ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ
НКУ
— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.Указ № 746
— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» в редакции от 28.06.1999 г. № 746/99.Законопроект № 8276
— проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 21.03.2011 г. № 8276.Концепция
— Концепция реформирования упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства от 18.03.2011 г.
Предыстория
Не секрет, что упрощенная система налогообложения в том виде, в каком она существует на данный момент (установлена
Указом № 746), доживает последние дни.Президент, подписывая
НКУ, поручил правительству в течение шести месяцев разработать законопроект, который бы вносил изменения в НКУ относительно упрощенной системы налогообложения. Разработка новой упрощенной системы налогообложения была поручена Комитету ВРУ по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики (далее — Комитет), а также Совету предпринимателей при Кабмине (далее — Совет предпринимателей).Комитет изложил свой вариант упрощенной системы в виде
Законопроекта № 8276, который 21.03.11 г. подал в ВРУ. Совет предпринимателей свой вариант проекта упрощенной системы налогообложения пока еще в ВРУ не подал, но основные его нормы для обсуждения были обнародованы в Интернете в виде Концепции. Нормы этой Концепции в дальнейшем должны стать основой законопроекта Минфина по реформированию упрощенной системы налогообложения.Построение упрощенной системы налогообложения — очень ответственное дело, так как от этого зависят развитие сферы малого предпринимательства и стабильные поступления в бюджет. Чтобы достичь такого эффекта и удовлетворить требования малого и среднего бизнеса, разработчики обоих вариантов упрощенной системы налогообложения решили взять за основу принципы налогообложения, предусмотренные на сегодняшний день нормами
Указа № 746, внеся соответствующие изменения в НКУ.Рассмотрим наиболее интересные, по нашему мнению, составляющие обоих вариантов реформирования упрощенной системы учета.
Субъекты упрощенной системы налогообложения и ставки налога
Планируется, что субъектами упрощенной системы налогообложения, как и в настоящий момент, смогут быть физические и юридические лица. При этом физические лица будут разделены на несколько категорий в зависимости от вида деятельности, которым они занимаются; объема получаемой выручки и количества работников, принимающих участие в хозяйственной деятельности. Так, в соответствии с
Законопроектом № 8276 физические лица — предприниматели будут разделены на 5 категорий, а согласно Концепции — на 3.Что касается юридических лиц, то здесь никакая градация не предусматривается. Для них, как и в настоящий момент, планируется установить только ограничение по количеству наемных работников и объем дохода (выручки):
Плательщики единого налога по разным вариантам реформирования
упрощенной системы налогообложения
Плательщики | Объем выручки/дохода за год | Количество работников | Ставки единого налога | Могут ли покупатели отразить расходы при расчете ННП* |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ЗАКОНОПРОЕКТ № 8276 | ||||
I. Физические лица: | ||||
1-й категории | Не превышает 300 тыс. грн. | Без наемных работников, но с возможностью использовать труд членов семьи в течение 7 календарных дней в месяц | От 20 до 50 грн. в месяц независимо от размера выручки | Нет |
2-й категории | Не превышает 1,5 млн грн. | Не более 10 человек одновременно, включая членов семьи | — от 50 до 100 грн., если выручка не превышает 500 тыс. грн.; — от 100 до 200 грн. при выручке 500 тыс. грн. — 1 млн грн.; — от 200 до 300 грн. при выручке 1 млн — 1,5 млн грн. | |
3-й категории | Не превышает 3 млн грн. | Не ограничена | 3 % объема полученной выручки, но не менее 200 грн. | Да |
4-й категории** | Не превышает 200 тыс. грн. | Без работников | От 20 до 100 грн. | Нет |
5-й категории** | Не превышает 200 тыс. грн. | Без работников | От 200 до 500 грн. | Да |
II. Юридические лица | Не превышает 10 млн грн. | Не превышает 50 человек | 1) при выручке до 5 млн грн.: — 3 % выручки для плательщиков НДС; — 5 % выручки для неплательщиков НДС; 2) из суммы превышения выручки более 5 млн грн.: — 5 % суммы превышения для плательщиков НДС; — 7 % суммы превышения для неплательщиков НДС | Да |
КОНЦЕПЦИЯ | ||||
I. Физические лица: | ||||
1-й категории | До 150 размеров МЗП*** | Без наемных работников | От 1 до 10 % МЗП (10,04 грн. — 100,4 грн.) | Относятся только в том случае, если юридические лица — покупатели будут подавать отдельную налоговую отчетность с перечнем доходов и расходов плательщика в разрезе контрагентов***** |
2-й категории | До 600 МЗП (602,4 тыс. грн.****) | До 10 человек | — от 2 до 20 % МЗП (20,08 грн. — 200,8 грн.), если объем дохода — до 300 МЗП; — от 20 до 40 % МЗП (200,8 грн. — 401,6 грн.) при объеме дохода от 300 до 600 МЗП |
|
3-й категории | До 1000 МЗП (1,004 млн грн.****) | До 10 человек | 3 % размера дохода для плательщиков НДС; | |
II. Юридические лица | Не превышает 3000 МЗП (3,012 млн грн.****) | Не превышает 50 человек | — 3 % от размера полученного дохода для плательщиков НДС; | Относятся |
* Здесь и далее по тексту — налог на прибыль. ** Осуществляют деятельность в сфере права, бухгалтерского учета и аудита, консалтинга, маркетинга, инжиниринга, информатизации, рекламную деятельность, являются страховыми агентами. *** Здесь и далее по тексту —минимальная заработная плата. **** Предельный объем дохода рассчитан условно исходя из того, что МЗП на 01.01.12 г., когда планируют ввести эту систему учета, будет составлять 1004 грн. ***** На наш взгляд, подача такой отчетности будет значительным препятствием при работе юридических лиц с субъектами малого предприятия, поскольку мало юридических лиц выразят желание дополнительно подавать еще одну форму налоговой отчетности. |
Запрещенные виды деятельности
В соответствии с
Законопроектом № 8276 к субъектам хозяйствования, на которых не распространяется упрощенная система налогообложения, будут относиться субъекты хозяйствования (физические и юридические лица), которые осуществляют вспомогательную деятельность в сфере государственного управления, осуществляют добычу и реализацию полезных ископаемых, юридические лица, предоставляющие в аренду земельные участки несельскохозяйственного назначения (более 0,2 гектара), физические лица — предприниматели, предоставляющие в аренду жилые помещения общей площадью более 100 кв. м и нежилые помещения площадью более 300 кв. м, и т. п.Согласно
Концепции к субъектам хозяйствования, которым запрещено переходить на упрощенную систему, относятся субъекты, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых; деятельностью в сфере финансового посредничества; деятельностью по управлению предприятиями; техническими испытаниями и исследованиями; деятельностью по предоставлению услуг почты и связи; деятельностью в сфере аудита и т. п.
Особенности уплаты плательщиками единого налога
отдельных налогов и сборов
Название налога (сбора) | Законопроект № 8276 | Концепция |
1 | 2 | 3 |
Налог на прибыль | Не уплачивают | |
Налог на доходы | Освобождаются от уплаты только физические лица — единоналожники | |
НДС | Уплачивают НДС только: — юридические лица, избравшие ставку налогообложения в размере 3 % (5 %) суммы выручки | Плательщиками НДС могут быть только физические и юридические лица, избравшие ставку налога 3 %. Все другие единоналожники не имеют права стать плательщиком НДС |
Земельный налог (кроме земельного налога на земельные участки, не используемые для ведения предпринимательской деятельности) | Не уплачивают | Уплачивают |
Плата за пользование недрами | Не уплачивают | Уплачивают |
Сбор за специальное использование воды | Не уплачивают | Уплачивают |
Сбор за специальное использование лесных ресурсов | Не уплачивают | Уплачивают |
Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности | Не уплачивают | Не уплачивают |
Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства | Не уплачивают | Не уплачивают |
Административно-хозяйственные санкции в Фонд социальной защиты инвалидов | Не уплачивают | Уплачивают |
Единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование | Уплачивают | |
Другие налоги и сборы (обязательные платежи) | Уплачивают |
Учет
Что касается ведения учета, то в
Законопроекте № 8276 и Концепции отражены разные подходы к этому вопросу.Так, согласно
Законопроекту № 8276 порядок ведения учета подобен действующему на данный момент: все категории физических лиц (кроме физических лиц 1-й категории, которые освобождены от ведения учета) будут вести только Книгу учета доходов, где будут указывать объем полученной выручки, а юридические лица будут вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность в соответствии с законодательством.В
Концепции порядок ведения учета намного сложнее. Так, физические лица — предприниматели:1-й категории будут вести Книгу учета
доходов и ежегодно подавать декларацию;2-й и 3-й категорий (неплательщики НДС) должны вести Книги учета
доходов и расходов (отражать расходы даже при отсутствии документов) и ежеквартально подавать декларацию;3-й категории (плательщики НДС) будут вести учет доходов, расходов и других показателей для определения объекта налогообложения на основании первичных документов в регистрах по форме и в порядке, определенных Минфином, и
ежеквартально подавать декларацию.На этом завершим краткий обзор возможной реформы упрощенной системы налогообложения. Надеемся, что новая система налогообложения, кто бы ее ни разработал, будет хорошим подспорьем в стремительном развитии субъектов малого бизнеса.