| Профессионализм —прежде всего
Уважаемые читатели, у нас в гостях настоящий профессионал своего дела, любящий свою работу, уважающий своих коллег и просто замечательный человек. Знакомьтесь: Терехова Лидия Николаевна — главбух строительной компании ООО «Элит Груп» c 18-летним опытом бухгалтерской работы. |
— Компания ООО «Элит Груп» подбирает кадры по таким критериям: профессионализм, индивидуальность, оригинальность. Лидия Николаевна, скажите, пожалуйста, в чем вы видите вашу оригинальность и индивидуальность?
— Дело не в оригинальности или индивидуальности.
Хороший главный бухгалтер должен, прежде всего, быть профессионалом в своем деле, в полном смысле этого слова, как, впрочем, и любой другой работник, если он хочет быть нужным и полезным своей компании; он должен уметь оперативно использовать полученную информацию, обладать знаниями, нужными для оценки конкретных событий или фактов. Кроме того, главный бухгалтер должен быть коммуникабельным, воспитанным, дипломатичным, терпеливым, трудоспособным. Умеющим объяснить руководителю профессиональным и в то же время доступным для восприятия языком все тонкости налогового учета. Всем этим критериям я соответствую.
При подборе кадров не просто сразу принять решение, так как соискатели прибегают к некоторым ухищрениям и неточностям в резюме. Понять это можно, ведь каждому хочется предстать перед работодателем в более выгодном свете, а резюме ведь неофициальный документ. Поэтому я разработала тест для соискателей, который состоит из нескольких ключевых вопросов. Кроме того, я увлекаюсь нумерологией и по дате рождения могу определить, сможет ли человек ставить и достигать цели, способен ли логически мыслить, совместим ли с сотрудниками бухгалтерии и руководителем. Но! Прежде всего — профессионализм!
— Главный бухгалтер — ключевая фигура любого предприятия. Вы отвечаете за документальное оформление «хозяйственной жизни» своего предприятия. Но все мы нуждаемся в отпуске, и главный бухгалтер — не исключение. Как организована работа бухгалтерии в период вашего отпуска?
— Каждый работник имеет право уйти в отпуск, в том числе и главный бухгалтер. Значит, само собой разумеется, что мои обязанности в это время должен исполнять кто-то другой (иначе отпускник, т.е. я просто не сможет реализовать свое право на отдых). В нашей компании есть заместитель главного бухгалтера, который во время моего отпуска выполняет все функции главного бухгалтера. Дополнительные функции по выполнению моих обязанностей возлагаются на него путем издания приказа руководителя компании о временном замещении главного бухгалтера, в котором оговариваются круг его обязанностей и срок их выполнения. Как и большинство главбухов, я стараюсь идти в отпуск до или после того, как отчеты сданы. Кроме того, в наше время интернет позволяет подписать любой документ: либо электронной отчетности, либо банковский.
— В некоторых организациях считают, что помимо руководителя договор должен визировать главный бухгалтер. Зачастую от условий, прописанных и непрописанных в договоре, будет зависеть бухгалтерский и налоговый учет. Участвуете ли вы в экспертизе договоров, заключаемых вашей компанией?
— Я считаю, что участие главного бухгалтера в экспертизе договоров обязательно. Мнение главного бухгалтера необходимо прежде всего для понимания того, соответствует ли данная сделка налоговому законодательству, для оптимизации налогообложения, правильности начисления налогов, соблюдения сроков их уплаты. Да, я участвую в экспертизе договоров, и хотя не визирую их, мое мнение руководство компании учитывает.
— Много ошибок допускают бухгалтеры на этапе составления первичных документов или переноса данных. Это «человеческий фактор», от него никуда не деться. А обнаруживаются они, как правило, только при составлении отчетности. Как вы минимизируете ошибки подобного рода?
— Первичные документы — основа бухгалтерского и налогового учета на любом предприятии. Без правильно и вовремя составленного первичного документа в учете не отражается ни одна хозяйственная операция.
Мой 18-летний опыт работы главным бухгалтером позволяет мне правильно оформлять первичные документы в момент их составления. А от сотрудников бухгалтерии я требую знания п. 2 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», в котором перечислены обязательные реквизиты, без которых документ не будет считаться первичным. Бухгалтерский учет мы ведем в программе «1С» и надо очень «постараться», чтобы не заполнить все реквизиты, предусмотренные формой конкретного документа.
Интервью: Виктория Петрушина