Темы статей
Выбрать темы

Плановые налоговые проверки

Редакция СБ
Статья

ПЛАНОВЫЕ
НАЛОГОВЫЕ
ПРОВЕРКИ

Роман Кабальский, консультант

 

Как проходят налоговые проверки и как себя вести в ходе их проведения — вопрос, не чуждый любому субъекту хозяйствования. Кому-то уже пришлось пройти через проверку уже в бытность НКУ и сделать выводы, опираясь на собственный опыт, кому-то еще только предстоит визит контролеров из ГНИ. Мы, со своей стороны, постараемся обеспечить своих читателей тем объемом информации, который позволит чувствовать себя уверенно, увидев на пороге налоговых проверяющих.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 509 — Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Закон № 2181 — Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон № 3609 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по усовершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г. № 3609.

 

Как часто может проходить проверка?

Согласно ст. 77 НКУ документальная плановая проверка должна быть предусмотрена планом-графиком проведения документальных плановых проверок. В этот план-график отбираются налогоплательщики, имеющие риск по неуплате налогов и сборов, неисполнению другого законодательства, контроль за которым возложен на налоговые органы. При этом степень риска может быть:

незначительной (проверка проводится не чаще одного раза в три календарных года);

средней (проверка проводится не чаще одного раза в два календарных года);

высокой (проверка проводится не чаще одного раза в календарный год).

Отметим также, что НКУ устанавливает специальное правило по определению периодичности налоговых проверок для следующих категорий субъектов:

для юридических лиц, которые уплачивают налог на прибыль по ставке 0 % и у которых сумма уплаченного в бюджет НДС составляет не менее 5 % от задекларированного дохода за отчетный налоговый период;

для самозанятых лиц, сумма уплаченных налогов которых составляет не менее 5 % от задекларированного дохода за отчетный налоговый период.

Такие налогоплательщики включаются в план-график не чаще чем один раз в три календарных года. Однако данная норма не действует, если эти налогоплательщики нарушают положения ст. 45, 49, 50, 51, 57 НКУ, а именно:

— не определили свой налоговый адрес;

— не подают в установленные сроки налоговую отчетность;

— не вносят в установленном порядке уточнения в налоговую отчетность в случае самостоятельного выявления ошибок (в частности, абзацем третьим п. 44.1 НКУ предусмотрена обязанность внести соответствующие изменения в налоговую отчетность в случае признания договора недействительным);

— не предоставляют сведения о суммах выплаченных доходов налогоплательщикам-физлицам (налоговый расчет по форме № 1ДФ);

— не уплачивают своевременно и в полном объеме суммы налоговых обязательств.

Заметим, что календарный год исчисляется с 1 января года , в котором проводится проверка, до 31 декабря этого года, а не с даты проведения проверки. Следовательно, если субъект хозяйствования, к примеру, отнесен к налогоплательщикам с высокой степенью риска и последняя плановая налоговая проверка, скажем, будет проведена в декабре 2011 года, то следующая плановая проверка может проводиться уже в январе 2012 года, однако после этого до января 2013 года плановые проверки (независимо от того, выездные или невыездные) в отношении такого налогоплательщика проведены быть не могут.

Приказом ГНАУ от 01.04.2011 г. № 190 утверждены Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования. Указанными Методрекомендациями предусмотрены критерии распределения налогоплательщиков по степени
риска.

Особое внимание будет уделяться тем субъектам, которые имеют наибольшее количество указанных рисков и возможность скрывать доходы.

Из предписаний НКУ следует, что в план-график проведения документальных плановых проверок включаются как выездные, так и невыездные проверки. Поэтому в случае проведения невыездной проверки следующая документальная проверка — выездная или невыездная — может быть проведена с учетом вышеуказанных ограничений к периодичности плановых проверок.

Как указывается в Методрекомендациях № 213, проведению проверки предшествует допроверочный анализ, который осуществляется с обработкой:

а) общих регистрационных данных;

б) показателей финансовой (при наличии) и налоговой отчетности (при выявленных расхождениях проанализировать причины);

в) информации о связанных лицах;

г) информации, полученной из ГКЦБФР, о заключенных сделках с ценными бумагами;

д) информации, полученной от других подразделений;

е) информации о проведенных операциях с нерезидентами;

ж) информации из открытых источников (СМИ, Интернета и т. п.);

з) информации о взаимоотношениях с любыми контрагентами;

и) информации о применении налогоплательщиком схем уклонения от налогообложения или схем минимизации (при наличии);

к) другой информации о налогоплательщике, которая может быть использована при проведении допроверочного анализа, с целью определения возможных рисков нарушений налогоплательщиком действующего законодательства и вопросов, подлежащих первоочередной проверке.

Отметим, что допроверочный анализ предшествует проведению не только плановых выездных проверок, а, в идеале, такой анализ должен осуществляться и при проведении внеплановых, а также фактических проверок.

 

Всегда ли проверяющих следует допускать к проверке?

О проведении документальной плановой проверки руководителем органа государственной налоговой службы принимается решение. В свою очередь это решение оформляется соответствующим приказом.

Такую плановую проверку проводит подразделение органа ГНС согласно плану-графику. Перед проверкой подразделение органа ГНС направляет заказным письмом с уведомлением о вручении (или вручает под расписку) налогоплательщику (должностному лицу налогоплательщика или его законному (уполномоченному) представителю):

— копию приказа о проведении документальной плановой проверки;

— письменное уведомление о проведении проверки (копия уведомления остается в органе ГНС).

Обращаем внимание, что заказное письмо с указанными документами должно быть направлено налогоплательщику не позднее чем за 10 календарных дней до начала документальной плановой проверки. При этом считаем, что данная норма должна толковаться в пользу налогоплательщика: соответственно, речь должна идти о том, что налогоплательщик должен получить уведомление о проведении проверки не позднее чем за 10 дней до ее начала.

В уведомлении о проведении документальной плановой проверки в обязательном порядке указываются: основание для проведения проверки и дата начала.

Уведомление подписывается руководителем (или заместителем руководителя) органа ГНС и заверяется гербовой печатью этого органа (либо составляется на бланке органа). Факсимильное воспроизведение подписи руководителя (заместителя руководителя) на уведомлении о проведении документальной проверки не допускается.

Кроме того, для проведения проверки налогоплательщика выписывается направление на проверку, которое также подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа ГНС, возглавляющего такую проверку и принявшего решение (приказ) о ее проведении. Направление на проверку либо скрепляется гербовой печатью налогового органа, либо излагается на его бланке. Дело в том, что согласно Типовой инструкции по делопроизводству в органах государственной налоговой службы Украины, утвержденной приказом ГНАУ от 01.07.98 г. № 315, документ, направляемый налоговым органом налогоплательщику, не обязательно должен содержать оттиск печати такого органа: к заверенному печатью документу приравнивается его изложение на бланке налогового органа. Факсимильное воспроизведение подписи руководителя (заместителя руководителя) на направлении на проведение проверки также не допускается.

В направлении на проверку обязательно указываются:

— дата выдачи;

— наименование органа государственной налоговой службы;

— реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки;

— наименование и реквизиты субъекта (объекта), проверка которого проводится (фамилия, имя, отчество проверяемого физического лица — плательщика налога);

— цель проверки;

— вид проверки (плановая),

— основания для проверки;

— дата начала и продолжительность проверки;

— должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку.

Форма направления на проверку, соответствующая требованиям НКУ, установлена Методическими рекомендациями о порядке организации и проведения проверок налогоплательщиков, утвержденными приказом ГНАУ от 14.04.2011 г. № 213 .

Если такое направление налоговики не предъявляют налогоплательщику (должностным (служебным) лицам, или оно оформлено с нарушением, налогоплательщик вправе не допускать визитеров к проведению проверки.

Кроме направления на проверку и копии приказа о ее проведении каждый из проверяющих должен также предъявить свое служебное удостоверение. Дело в том, что ранее действовавшее законодательство прямо указывало на необходимость предъявления служебных удостоверений проверяющими из налоговой. НКУ этот момент упустил, в результате чего многие специалисты путем толкования пытались найти в Кодексе указание на то, что направление на проверку должно быть выписано на каждого проверяющего отдельно, тем самым подтвердив его полномочия на проведение проверки. Однако на практике все решилось гораздо проще: сама форма направления на проверку предполагала, что каждый из проверяющих предъявляет свое служебное удостоверение. После внесения соответствующих изменений в НКУ Законом № 3609 проблема окончательно была снята.

Основанием для недопуска к проверке также может стать неполучение налогоплательщиком уведомления о проведении плановой проверки либо его получение с нарушением установленного срока (менее чем за 10 дней до начала проверки).

Еще одним основанием для недопуска представителей контролирующих органов к проверке в ст. 7 Указа № 817 назван их отказ от подписи в Журнале регистрации проверок, форма которого утверждена приказом Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства от 10.08.98 г. № 18. С тем, что такой Журнал рекомендуется вести субъектам хозяйствования для недопущения несанкционированных проверок, согласны и налоговики (см. консультацию специалистов Информационно-справочного департамента государственной налоговой службы в разделе «Єдина база податкових знань» на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua). Правда, в п. 81.1 НКУ указано, что отказать в допуске к проверке на других основаниях, за исключением непредъявления направления на проверку или предъявления направления, оформленного с нарушениями, нельзя.

При предъявлении направления налогоплательщик должен расписаться в нем и указать свои фамилию, имя, отчество, должность, дату и время ознакомления. В случае отказа от подписи в направлении сотрудники налоговой службы составляют акт, удостоверяющий факт отказа. Тогда данный акт служит основанием для начала проведения такой проверки.

Если налогоплательщик отказывает в допуске работников налогового ведомства к проведению проверки, они также составляют акт, удостоверяющий факт отказа.

В случае если при организации проверки установлено отсутствие налогоплательщика (должностных лиц налогоплательщика или его законных (уполномоченных) представителей) по местонахождению (месту жительства), в тот же день составляется акт (произвольной формы) о неустановлении местонахождения налогоплательщика и не позднее следующего рабочего дня после составления данного акта передается подразделению налоговой милиции органа ГНС, на учете в котором состоит налогоплательщик, запрос на установление местонахождения налогоплательщика.

Если изначально проверка не была проведена в связи с отсутствием налогоплательщика по местонахождению либо в связи с недопуском проверяющих или же по причине непредоставления необходимых для осуществления проверки документов, уведомление и приказ о проведении проверки налогоплательщику повторно не направляются, а выписывается новое направление и издается приказ о проверке с указанием новой даты начала с соблюдением продолжительности проведения, определенной в соответствии с планом-графиком в предыдущих документах. При этом в акте проверки обязательно излагаются обстоятельства, которые привели к нарушению сроков проведения такой проверки, определенных в направленных налогоплательщику уведомлении и приказе о проведении проверки.

В случае возникновения в ходе проведения проверки необходимости внести изменения (замены или дополнительного привлечения) в состав проверяющих выписывается направление на проверку, в котором указываются данные о привлеченном должностном (служебном) лице, которое будет продолжать проверку с соответствующей даты, и аннулируется направление, выписанное на замененного работника. Такое направление на проверку должностными (служебными) лицами органа ГНС предъявляется налогоплательщику (его должностным лицам), о чем налогоплательщик расписывается в направлении (в месте, предусмотренном образцом формы направления) с указанием фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления.

 

Как долго может длиться проверка?

Согласно п. 82.1 НКУ продолжительность документальных плановых проверок не должна превышать:

для крупных плательщиков налогов — 30 рабочих дней;

для субъектов малого предпринимательства — 10 рабочих дней;

других плательщиков налогов — 20 рабочих дней.

Продление данных сроков возможно по решению руководителя органа государственной налоговой службы:

для крупных плательщиков налогов — не более чем на 15 рабочих дней;

для субъектов малого предпринимательства — не более чем на 5 рабочих дней;

других плательщиков налогов — не более чем на 10 рабочих дней.

Под крупным плательщиком налогов понимается юридическое лицо, у которого объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает 500 млн гривень или общая сумма уплаченных в Государственный бюджет Украины налогов по платежам, контролируемым органами государственной налоговой службы, за такой же период превышает 12 млн гривень (п.п. 14.1.24 НКУ). Реестр крупных плательщиков налогов на 2011 год утвержден приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1005 .

К субъектам малого предпринимательства согласно ст. 1 Закона Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.10.2000 г. № 2063-III относятся:

— физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как субъекты предпринимательской деятельности;

— юридические лица — субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и объем годового валового дохода не превышает 70 млн гривень.

В категорию других плательщиков налогов входят плательщики, не подпадающие под определение крупного плательщика или субъекта малого предпринимательства (см. письмо ГНАУ от 31.01.2011 г. № 2518/7/23-4017/89 ).

Заметим, что при отнесении юридических лиц к категории крупных плательщиков налогов нужно ориентироваться исключительно на критерии, прописанные в НКУ, и не путать их с критериями отнесения субъектов хозяйствования к крупным, средним и малым предприятиям в соответствии с ч. 7 ст. 63 ХКУ. Связано это с тем, что для крупных и средних предприятий установлена обязанность предоставления налоговых деклараций в орган налоговой службы в электронной форме (см. п. 49.4 НКУ).

 

Могут ли продлить проверку?

Продление сроков проведения проверок осуществляется по решению (приказу) руководителя органа ГНС, которым была назначена такая проверка. Количество решений (приказов) о продлении сроков проверки не ограничивается при условии соблюдения предусмотренной НКУ предельной продолжительности проверки и обеспечения предоставления налогоплательщику (должностным лицам налогоплательщика или его законным (уполномоченным) представителям) копии указанного приказа и предъявления направления с отметкой о продлении проверки.

Решение (приказ) о продлении сроков проведения проверки принимается на основании докладной записки руководителя подразделения органа ГНС, осуществлявшего (возглавлявшего) такую проверку, с изложением оснований и объективных причин необходимости такого продления.

При принятии решения (приказа) о продлении сроков проведения документальной выездной проверки новые направления на проверку не выписываются. О продлении сроков проверки указывается в направлениях, которые выписывались на проведение проверок, с указанием основных реквизитов приказа и количества рабочих дней (суток), на которые продлена проверка.

 

Является ли правомерным приостановление плановой проверки?

Согласно п. 82.4 НКУ проведение документальной выездной плановой и внеплановой проверок может быть приостановлено исключительно в отношении крупного плательщика налогов.

Решение (приказ) о приостановлении документальной плановой или внеплановой выездной проверки принимается на основании докладной записки руководителя подразделения органа ГНС, организовавшего (возглавлявшего) такую проверку, с изложением объективных причин необходимости такого приостановления.

Копия приказа руководителя органа ГНС о приостановлении проверки не позднее следующего рабочего дня вручается налогоплательщику (должностным лицам плательщика или его законному (уполномоченному) представителю) под расписку.

Приостановление проверки прерывает течение срока ее проведения в случае вручения плательщику налогов или его уполномоченному представителю под роспись копии приказа о приостановлении проверки.

При этом проверка может быть приостановлена на общий срок, не превышающий 30 рабочих дней, а при необходимости проведения экспертизы, получения информации от иностранных государственных органов о деятельности плательщика налогов, завершения рассмотрения судом исков по вопросам, связанным с предметом проверки, восстановления плательщиком налогов утраченных документов проверка может быть приостановлена на срок, необходимый для завершения таких процедур.

Общий срок проведения проверок достоверности начисления бюджетного возмещения НДС с учетом указанных выше сроков приостановления не может превышать 60 календарных дней.

При необходимости руководитель органа ГНС, принимавший решение о приостановлении проверки, может принять решение о возобновлении документальной плановой или внеплановой выездной проверки до истечения срока, на который она была приостановлена. Такое решение (приказ) принимается по письменному представлению (докладной записке) руководителя подразделения органа ГНС, организовавшего (возглавлявшего) проверку, в случае устранения (окончания действия) обстоятельств, послуживших основанием для такого приостановления. В таком случае орган ГНС может возобновить проверку не ранее следующего рабочего дня со дня вручения налогоплательщику копии приказа о возобновлении проверки.

 

Проверяемый период деятельности

Следует сказать, что вопреки распространенному убеждению, что проверка может осуществляться не более чем за последних три года, на самом деле ограничений по проверяемому периоду деятельности законодательство не устанавливает. Однако своеобразным ограничителем служат сроки хранения документов и сроки, в течение которых налоговый орган может наложить взыскание.

Так, согласно п.п. 44.3 и ст. 102 НКУ налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, на основании которых налоговыми органами осуществляется проверка соблюдения законодательства не менее чем 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой использовались указанные документы, а в случае неподачи — начиная с предельного срока подачи такой отчетности. Следовательно, после того, как налогоплательщик уничтожит документы, проведение проверки утрачивает смысл, поскольку уже отсутствует предмет контроля.

Кроме того, НКУ устанавливает (как это делал и Закон № 2181) срок давности в 1095 дней (отсчитывается с момента совершения нарушения) на применение санкций за допущенные налогоплательщиком нарушения налогового законодательства, по истечении которого даже если в ходе проверки будут выявлены нарушения, применить за них штрафных санкции налоговый орган не сможет, а значит — проверка также теряет смысл1.

1 Памятку для налогоплательщика, в которой систематизирована основная информация, касающаяся проведения плановых налоговых проверок, см. в статье «Проверки налоговых органов: памятка плательщику налогов» // «Строительная бухгалтерия», 2011, № 20, с. 30.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше