«Проектный» учет у заказчика
Анастасия Романова,консультант
Предпроектный и проектный этапы важны для заказчика строительства. Они являются, с одной стороны, неотъемлемой частью строительства, с другой стороны, его затратной частью, с точки зрения учета.
Вот о бухгалтерском и налоговом учете затрат на предпроектный и проектный этапы строительства и пойдет речь в этой статье.
ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
Закон № 3038 — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.
На что тратятся деньги?
Предпроектный этап состоит из определения предварительной стоимости проекта, подбора проектной организации (например, на тендерной основе), получения строительного паспорта, технических условий на присоединение объекта к внешним инженерным сетям и сооружениям и т. д.
Это важный этап, потому что от количества и качества собранной информации зависит эффективность будущего проекта.
На предпроектном этапе заказчик несет расходы, связанные с получением исходных данных для проектирования объекта строительства, к которым согласно ст. 29 Закона № 3038 относятся:
— градостроительные условия и ограничения;
— задания на проектирование, определяющие обоснованные требования заказчика к планировочным, архитектурным, инженерным и технологическим решениям и свойствам объекта градостроительства, его основным параметрам, стоимости и организации его строительства и составляемые с учетом градостроительных условий и ограничений, технических условий.
Этап проектирования может включать в себя:
— согласование проектной документации для строительства;
— составление проектной организацией всех необходимых чертежей, эскизов, спецификаций, пояснительных записок и т. п.;
— оптимизация проектных и конструктивных решений для уменьшения затрат на строительство;
— выбор подрядных организаций (например, на конкурсной основе).
Этот этап для заказчика очень важный и затратный.
Бухгалтерский учет расходов на проект
Перечисленные выше расходы являются расходами, связанными со строительством.
В бухгалтерском учете их следует отражать в зависимости от назначения объекта строительства.
Если заказчик строит объект для продажи, то «собирать» расходы, понесенные на предпроектном и проектном этапах, ему следует на счете 23 «Производство».
Если же заказчик строит объект «для себя», то эти расходы он накапливает на субсчете 151 «Капитальные инвестиции» .
Налоговый учет расходов на проект
Куда включать расходы на предпроектные и проектные работы в налоговом учете, также зависит от назначения построенного объекта.
Если объект предназначен для продажи, то для заказчика такие расходы будут включаться в себестоимость строительного контракта. А отражаться в декларации по налогу на прибыль такие расходы будут по принципу соответствия доходов и расходов на основании п. 138.4 НКУ . То есть в налоговом учете заказчик сможет отразить расходы на строительство только по факту продажи (получения дохода), а точнее по факту перехода права собственности на построенный объект. Причем факт перехода права собственности не зависит от факта получения денежных средств за проданный объект.
Если же объект строится «для себя», то эти расходы целесообразно включить в его первоначальную стоимость. Ведь такие расходы подпадают под определение производственных расходов, осуществленных плательщиком налога, связанных с изготовлением и вводом в эксплуатацию при строительстве основного средства. Это подтверждает и консультация налоговиков из ЕБНЗ.
ЕБНЗ Вопрос. Как в налоговом учете учитываются расходы на проектные <...> работы при строительстве ОС? Ответ из разд. 110.07.20 ЕБНЗ: «Расходы, связанные со строительством объектов недвижимости, в частности расходы на проектные <...> работы, понесенные в связи с оплатой работ по строительству недвижимости и т. п., учитываются в составе первоначальной стоимости объекта основных средств группы 3». |
По окончании строительства, когда заказчик введет в эксплуатацию объект, построенный «для себя», в налоговом учете у него «появится» амортизация. Согласно пп. 144.1 и 146.2 НКУ расходы на изготовление <...> объекта основных средств начинают амортизироваться с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию .
Отдельно скажем о сумме паевого участия в развитии инфраструктуры населенного пункта. Категории заказчиков, которые привлекаются к паевому участию, перечислены в ст. 40 Закона № 3038.
Есть два ответа на вопрос: как отражать в налоговом учете паевое участие?
Налоговые органы дали свой ответ в ЕБНЗ.
ЕБНЗ Вопрос. <...> Включаются ли в состав расходов обязательные платежи в виде паевых взносов на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры города и уплата средств в целевой специальный фонд городского бюджета на развитие жилищного строительства до момента сдачи в эксплуатацию построенной жилой площади? Ответ из разд. 110.07.03 ЕБНЗ: «<...> Итак, если обязательность уплаты паевого взноса на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта предусмотрена договором, заключенным застройщиком с органом местного самоуправления в соответствии с нормами Закона № 3038, то расходы плательщика налога на уплату такого взноса учитываются в составе расходов в рамках, определенных статьей 40 Закона № 3038. При этом если вновь построенные объекты предназначены плательщиком налога для использования в собственной хозяйственной деятельности, то в соответствии с п. 146.6 ст. 146 НКУ расходы на их строительство увеличивают первоначальную стоимость такого основного средства и подлежат амортизации. Если предприятие осуществляет строительство с целью последующей продажи, то стоимость расходов на их строительство в составе себестоимости изготовленных товаров, выполненных работ признается расходами того отчетного периода, в котором признаны доходы от реализации таких товаров, выполненных работ, предоставленных услуг». |
То есть налоговики отнеслись к паевому участию, как к обычным расходам, которые признаются в зависимости от назначения построенного объекта. Об этом мы говорили в начале данного подраздела статьи.
У нас есть свое мнение, которое мы предлагаем для смелых налогоплательщиков. Паевое участие можно отнести в состав расходов на основании п.п. 138.10.4 НКУ как сумму прочих обязательных платежей, установленных законодательными актами. Как только вы начислили паевой взнос, вы имеете право включить его в расходы независимо от факта уплаты. Обратите внимание! Включив паевой взнос в расходы, вы его уже не включаете в первоначальную стоимость объекта или себестоимость строительного контракта.
Пример. Предприятие (плательщик НДС) планирует строительство торгового центра «для себя». На предпроектном этапе данное предприятие осуществило расходы, связанные с:
— получением архитектурно-планировочного задания, в размере 1800 грн., в том числе НДС — 300 грн.;
— получением технических условий (оплата стоимости услуг специализированной организации), 6000 грн., в том числе НДС — 1000 грн.;
— уплатой паевого взноса, в размере 100000 грн.
Стоимость проектных работ составила 3600 грн., в том числе НДС — 600 грн.
Налоговый и бухгалтерский учет данных операций приведен в таблице.
№ п/п | Содержание операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | Налоговый учет | ||
дебет | кредит | доходы | расходы | |||
Предпроектный этап | ||||||
1 | Произведена предварительная оплата стоимости услуг, связанных с получением архитектурно-планировочного задания | 371 | 311 | 1800,00 | — | — |
2 | Отражен налоговый кредит по НДС | 641 | 644 | 300,00 | — | — |
3 | Отнесена стоимость услуг в состав капитальных инвестиций | 151 | 631 | 1500,00* | — | — |
4 | Отражено списание суммы налогового кредита по НДС | 644 | 631 | 300,00 | — | — |
5 | Отражен зачет задолженностей | 631 | 371 | 1800,00 | — | — |
6 | Произведена предварительная оплата стоимости услуг, связанных получением технических условий | 371 | 311 | 6000,00 | — | — |
7 | Отражен налоговый кредит по НДС | 641 | 644 | 1000,00 | — | — |
8 | Отнесена стоимость услуг в состав капитальных инвестиций | 151 | 631 | 5000,00* | — | — |
9 | Отражено списание суммы налогового кредита по НДС | 644 | 631 | 1000,00 | — | — |
10 | Отражен зачет задолженностей | 631 | 371 | 6000,00 | — | — |
11 | Произведена уплата паевого участия | 371 | 311 | 100000,00 | — | — |
12 | Сумма паевого участия отнесена в состав капитальных инвестиций | 151 | 371 | 100000,00* | — | — ** |
Этап проектирования | ||||||
13 | Произведена предварительная оплата стоимости проектных работ | 371 | 311 | 3600,00 | — | — |
14 | Отражен налоговый кредит по НДС | 641 | 644 | 600,00 | — | — |
15 | Отнесена стоимость проектных работ в состав капитальных инвестиций | 151 | 631 | 3000,00* | — | — |
16 | Отражено списание суммы налогового кредита | 644 | 631 | 600,00 | — | — |
17 | Отражен зачет задолженностей | 631 | 371 | 3600,00 | — | — |
* Согласно пп. 144.1 и 146.2 НКУ расходы на изготовление <...> объекта основных средств начинают амортизироваться с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию. ** В данном примере мы, следуя логике налоговиков из ЕБНЗ, включили сумму паевого участия в первоначальную стоимость торгового центра и не отразили ее в налоговых расходах. То есть после ввода торгового центра в эксплуатацию сумма паевого участия будет амортизировать в составе его первоначальной стоимости и через амортизацию будет участвовать в налоговом учете. Сумму паевого участия в развитии инфраструктуры населенного пункта можно отнести в состав прочих операционных расходов согласно п.п. 138.10.4 НКУ, но это только для смелых плательщиков. Тогда проводка в строке 12 таблицы будет такой: Дт 92 — Кт 371, а в графе «расходы» будет стоять сумма паевого участия, т. е. 100000,00. |
В данной статье мы рассмотрели теорию и практику учета предпроектных и проектных работ у заказчика, показали вам возможные подводные камни и предложили варианты учета, а выбор делать вам, уважаемые читатели!