Темы статей
Выбрать темы

С лицензией дешевле, чем без нее

Редакция СБ
Статья

С лицензией дешевле, чем без нее

Виктория Петрушина, заместитель главного редактора

 

Процедура лицензирования затратна и по времени, и по финансам. Но! Чтобы потом «спать спокойно», вам просто необходимо продумать, что, как, где и чем вы будете строить, и под это получить соответствующую строительную лицензию. В противном случае уж очень велика «безлицензионная» ответственность. О ней и поговорим в статье.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

УК — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

ГК — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХК — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон о хозобществах — Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII.

Лицензионные условия — Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденные приказом Минрегионстроя от 27.01.2009 г. № 47.

Порядок № 1396 — Порядок «О лицензировании хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры», утвержденный постановлением КМУ от 05.12.2007 г. № 1396.

 

Когда ГАСК лишает лицензии?

ГАСК имеет право (п. 20 Порядка № 1396):

— аннулировать выданную лицензию;

— приостановить действие лицензии;

— принять решение об устранении субъектом строительной деятельности нарушений, связанных с соблюдением лицензионных условий осуществления строительной деятельности.

Но! Для таких действий у ГАСК должны быть веские основания. Все основания прописаны в Порядке № 1396. Рассмотрим их.

 

Аннулирование лицензии (п. 21 Порядка № 1396). Основаниями для аннулирования лицензии являются:

— заявление субъекта строительной деятельности об аннулировании лицензии;

— решение об отмене государственной регистрации субъекта хозяйствования;

— нотариально удостоверенная копия свидетельства о смерти физического лица (предпринимателя);

— акт о выявлении недостоверных сведений в документах, поданных субъектом строительной деятельности для получения лицензии;

— акт о невыполнении решения органа лицензирования об устранении нарушений, связанных с соблюдением лицензионных условий осуществления строительной деятельности, требований нормативно-правовых актов, которые были основанием для принятия решения об устранении таких нарушений;

— акт о повторном в течение года нарушении субъектом строительной деятельности лицензионных условий осуществления строительной деятельности или требований нормативно-правовых актов;

— акт об установлении факта передачи лицензии либо ее копии другому юридическому или физическому лицу для осуществления хозяйственной деятельности;

— акт об установлении факта неподачи в установленный срок уведомления об изменении данных, указанных в документах, прилагавшихся к заявлению о выдаче лицензии;

— акт комиссии по расследованию причин аварии на строительстве объекта, приведшей к гибели людей либо к тяжелым экологическим последствиям;

— невозможность субъекта строительной деятельности обеспечить выполнение лицензионных условий;

— акт об отказе субъекта строительной деятельности от проведения органом лицензирования проверки.

Решение об аннулировании лицензии принимается по результатам рассмотрения указанного вопроса на заседании лицензионной комиссии.

 

Приостановление действия лицензии (п. 22 Порядка № 1396). Основаниями для приостановления действия лицензии являются:

— акт проверки субъекта строительной деятельности о нарушении лицензионных условий, если выявленные нарушения невозможно устранить в процессе осуществления строительной деятельности;

— акт комиссии по расследованию причин аварии на строительстве объекта, не приведшей к гибели людей либо к тяжелым экологическим последствиям.

Решение о приостановлении действия лицензии принимается по результатам рассмотрения указанного вопроса на заседании лицензионной комиссии.

 

Обратите внимание! О приостановлении действия либо аннулировании лицензии ГАСИ информирует органы государственной налоговой службы по месту регистрации субъекта строительной деятельности и его обособленных структурных подразделений.

В случае аннулирования лицензии субъект строительной деятельности имеет право обратиться с письменным заявлением о получении новой лицензии для продолжения строительной деятельности не ранее чем через год с даты принятия органом лицензирования решения об аннулировании предыдущей лицензии.

 

Деятельность без лицензии

Законодательством предусмотрен ряд мер ответственности за осуществление лицензируемых видов деятельности без получения соответствующей лицензии: от штрафов и до возможности ликвидации субъекта хозяйствования, а также уголовной ответственности для его должностных лиц.

 

Ответственность за административное правонарушение. Тему административно-хозяйственных штрафов в строительстве мы подробно рассматривали в газете «Строительная бухгалтерия», 2009, № 9, с. 25 (см. в закладке интернет-визитки нашей газеты по адресу: www.buhgalter.com.ua).

Здесь же упомянем о следующем. Согласно ст. 164 КоАП осуществление хозяйственной деятельности без лицензии влечет за собой наложение штрафа от 20 до 40 ннмдг (т. е. от 340 до 680 грн.) с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Субъектом ответственности за совершение административного правонарушения является только физическое лицо. Юридические лица к административной ответственности не привлекаются. Поэтому к ответственности по ст. 164 КоАП может привлекаться физическое лицо — предприниматель или должностное лицо юридического лица.

Заметим, что отвечать при этом будет именно то должностное лицо, по решению (распоряжению) которого осуществлялась деятельность, требующая лицензии, и которое наделено организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

Уголовная ответственность. Согласно ч. 1 ст. 202 УК осуществление без получения лицензии видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством, либо осуществление таких видов хозяйственной деятельности с нарушением условий лицензирования, если это было связано с получением дохода в крупных размерах 1:

карается штрафом от ста до двухсот пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1700 до 4250 грн.)

или

исправительными работами на срок до двух лет

или

ограничением свободы на тот же срок.

1 Исходя из ст. 202 УК, полученный доход является доходом, полученным в крупном размере, если его сумма в тысячу и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан. В этом случае согласно п. 22.5 Закона № 889 для квалификации преступлений и правонарушений в уголовном законодательстве сумма не облагаемого налогом минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы (в 2011 году налоговая соцльгота равна 470,5 грн.).

Субъектом уголовной ответственности, как и административной, является только физическое лицо. Поэтому к ответственности по ст. 202 УК могут привлекаться физическое лицо (в том числе и физлица-предприниматели) и служебное лицо субъекта хозяйствования — юридического лица, наделенного организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

 

Признание сделки недействительной. Сделка юридического лица, совершенная им без соответствующего разрешения (лицензии), может быть признана судом недействительной. Об этом сказано в ст. 227 ГК. В Комментарии к ГК2 относительно сделок, которые признаны недействительными, указано, что способность юридического лица совершать сделки (заключать договоры) ограничивается не содержанием устава или положениями законодательного акта о дееспособности юридических лиц определенного вида, а определяется наличием у него разрешения (лицензии) на совершение определенной сделки или сделок определенного типа. Субъектный состав такой сделки специфичен, т. е. хотя бы одной ее стороной является юридическое лицо, действующее без соответствующего разрешения (лицензии). Кто является второй стороной такой сделки, правового значения не имеет. Как следует из ст. 227 ГК, контрагентом юридического лица здесь может быть любой субъект гражданского права.

2 Гражданский кодекс Украины: Комментарий / под общей редакцией д. ю. н., профессора, зав. кафедрой гражданского права ОНЮА Харитонова Е. О., к. ю. н., доцента кафедры гражданского права ОНЮА Калитенко О. М. — T. 1. — 2-е изд. — Х.: ООО «Одиссей», 2004. — С. 832.

Последствия признания сделки недействительной определяются общими правилами, установленными ст. 216 ГК, а именно:

«...в случае недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить второй стороне в натуре все, что она получила во исполнение этой сделки, а в случае невозможности такого возврата, в частности, если полученное состоит в пользовании имуществом, выполненной работе, предоставленной услуге, — возместить стоимость полученного по ценам, которые существуют на момент возмещения...».

В то же время следует обратить внимание на нормы, указанные в ст. 207 и 208 ХК. Так, согласно ст. 207 ХК «хозяйственное обязательство, совершенное с целью, заведомо противоречащей интересам государства и общества, может быть по требованию соответствующего органа государственной власти признано судом недействительным полностью или частично».

Последствия же такой недействительности предусмотрены ч. 1 ст. 208 ХК, а именно:

а) при наличии противоречащей интересам государства и общества цели у обеих сторон в доход государства взимается все полученное ими по обязательству;

б) при наличии противоречащей интересам государства и общества цели только у одной стороны все полученное ею должно быть возвращено второй стороне, а полученное последней или принадлежащее ей в возмещение выполненного взимается в доход государства.

Применение предусмотренных ч. 1 ст. 208 ХК санкций возможно только в случае выполнения сделки хотя бы одной стороной.

Хозяйственное обязательство может возникать только между субъектами хозяйствования, в число которых включаются все юридические лица и физические лица — предприниматели (ст. 55 ХК).

В соответствии с ч. 1 ст. 208 ХК предусмотренные ею санкции применяются только судом.

Обратите внимание! Суды применяют положения ст. 207, 208 ХК с учетом норм ч. 1 ст. 203, ч. 2 ст. 215, ч. 2 ст. 228 ГК, поэтому сделка, совершенная с целью, заведомо противоречащей интересам государства и общества, является ничтожной, т. е. признания такой сделки недействительной судом не требуется, и в иск сразу включаются требования о взыскании всего полученного стороной по сделке в доход государства.

Кроме того, суды при применении таких последствий, как взыскание всего полученного по сделке в доход государства, считают необходимым придерживаться требований ст. 250 ХК, т. е. с иском о таком взыскании контролирующий орган может обратиться в суд только в течение шести месяцев с момента выявления нарушения, но не более года с момента его совершения.

 

Возмещение морального ущерба. В соответствии со ст. 227 ГК, если юридическое лицо, не имея лицензии, ввело вторую сторону в заблуждение относительно своего права на совершение такой сделки, оно обязано возместить ей моральный ущерб, причиненный такой сделкой. При этом моральный ущерб согласно ст. 1167 ГК может возмещаться как физическому, так и юридическому лицу.

Как указано в ст. 23 ГК, моральный ущерб возмещается независимо от имущественного ущерба, подлежащего возмещению, и не связан с размером такого возмещения.

Заметим, что размер денежного возмещения морального ущерба определяется судом в зависимости от характера правонарушения и с учетом других обстоятельств, имеющих существенное значение. При определении размера возмещения учитываются требования разумности и справедливости.

 

Ликвидация субъекта хозяйствования. В соответствии с п.п. «в» ч. 4 ст. 19 Закона о хозобществах хозяйственное общество может быть ликвидировано на основании решения суда по представлению органов, контролирующих деятельность общества, в случае систематического или грубого нарушения им законодательства.

Четких определений понятий «грубое нарушение» и «систематическое нарушение» в строительно-лицензионном законодательстве нет (напомним, что регулируют эти вопросы Порядок № 1396 и Лицензионные условия).

Возможность ликвидации субъекта хозяйствования предусмотрена и нормами ХК. Так, в соответствии со ст. 247 ХК в случае осуществления субъектом хозяйствования деятельности, противоречащей закону, к нему может быть применена административно-хозяйственная санкция в виде отмены государственной регистрации этого субъекта хозяйствования и его ликвидации. Применение такой административно-хозяйственной санкции осуществляется на основании решения суда.

Одним из условий удовлетворения судом требования о ликвидации субъекта хозяйствования, осуществляющего лицензируемый вид деятельности без получения лицензии, является наличие соответствующих полномочий у контролирующего органа. Если за ним полномочие на обращение в суд с таким иском не закреплено, суд должен будет отказать в требовании отменить государственную регистрацию. Поэтому отсутствие лицензии крайне редко становится основанием для применения такого вида санкции, как ликвидация субъекта хозяйствования.

 

Как видим, осуществление строительной деятельности без лицензии или когда с лицензией «что-то не то» грозит субъекту хозяйствования и его должностным лицам набором весьма существенных санкций. Об этом следует помнить и, возможно, тогда процедура лицензирования покажется менее затратной и продолжительной.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше