Темы статей
Выбрать темы

Об оплате сертификата, проверках и подготовке заключений: разъясняет ГАСИ

Редакция СБ
Письмо от 21.06.2011 г. № 40-19/1-571

Об оплате сертификата, проверках и подготовке заключений: разъясняет ГАСИ

 

Письмо Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины от 21.06.2011 г. № 40-19/1-571

 

Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины рассмотрела обращение <…> и сообщает.

На данный момент предоставление платных услуг Госархстройинспекцией Украины осуществляется в соответствии с

законами Украины «О регулировании градостроительной деятельности» и «Об архитектурной деятельности», постановлениями Кабинета Министров Украины от 05.12.2007 г. № 1396 «О лицензировании хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры» и от 13.04.2011 г. № 461 «Вопросы приема в эксплуатацию законченных строительством объектов», которым утверждены Порядок внесения платы за выдачу сертификата, выдаваемого в случае приема в эксплуатацию законченного строительством объекта, и ее размер.

В соответствии с

частью пятой статьи 41 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» установлено, что Госархстройинспекция Украины и ее территориальные органы в своей деятельности взаимодействуют с органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за соблюдением природоохранных, санитарно-гигиенических, противопожарных требований, требований в сфере охраны труда, энергосбережения и других требований, предусмотренных законом, а также с органами внутренних дел, прокуратуры, государственной статистики и другими правоохранительными и контролирующими органами.

Для выполнения возложенных на Госархстройинспекцию Украины заданий в соответствии с

Положением о Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 08.04.2011 г. № 439/2011, она имеет право привлекать к проведению проверок и подготовке заключений по вопросам, относящимся к ее компетенции, представителей центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций (по согласованию с их руководителями), специалистов научно-исследовательских, опытно-конструкторских, экспертных и проектных учреждений.

Таким образом, полномочия Госархстройинспекции Украины по привлечению к проведению проверок других органов предусмотрены на законодательном уровне.

Вместе с тем вопросы осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, в том числе проведение проверок, урегулированы

Порядком осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 23.05.2011 г. № 553 (далее — Порядок).

В соответствии с

пунктом 14 Порядка среди требований, которые обязан выполнять субъект градостроительства, содержится, в частности, требование допускать должностных лиц инспекции к проведению проверки при условии соблюдения порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля.

При осуществлении такого контроля субъект градостроительства в соответствии с

пунктом 13 указанного Порядка имеет право присутствовать.

 

Председатель Госархстройинспекции Украины А. Рыбак

 

КОММЕНТАРИЙ

 

В комментируемом

письме Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины затрагивает многие вопросы, но не дает исчерпывающие ответы на них. В письме содержатся ссылки на нормы действующего законодательства, при этом более расширенные разъяснения по отдельным его положениям не даются.

В частности, действительно не требует дополнительных комментариев вопрос оплачивания сертификата, выдаваемого в случае приема в эксплуатацию законченного строительством объекта. Все и так неплохо прописано в

постановлении КМУ «Вопросы приема в эксплуатацию законченных строительством объектов» от 13.04.2011 г. № 461.

Осталась почти неизменной

по сравнению с предыдущим законодательством норма о взаимодействии в своей деятельности ГАСИ с органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за соблюдением природоохранных, санитарно-гигиенических, противопожарных требований, требований в сфере охраны труда, энергосбережения и других требований, предусмотренных законом, а также с органами внутренних дел, прокуратуры, государственной статистики и другими правоохранительными и контролирующими органами. Такая возможность была предусмотрена и ранее в постановлении КМУ «Об утверждении Положения о Государственной архитектурно-строительной инспекции» от 18.10.2006 г. № 1434.

А вот относительно привлечения к

проверкам, проводимым ГАСИ, и подготовки заключений по вопросам, относящимся к ее компетенции, представителей центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций (по согласованию с их руководителями), специалистов научно-исследовательских, опытно-конструкторских, экспертных и проектных учреждений (п.п. 2 п. 5 Указа Президента Украины от 08.04.2011 г. № 439/2011 и п.п. 7 п. 11 постановления КМУ «Об утверждении Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля» от 23.05.2011 г. № 553) эта норма несколько изменилась.

Так, в частности, в

Положении о государственном архитектурно-строительном контроле, утвержденном постановлением КМУ от 25.03.93 г. № 225, действовавшем до вступления в силу постановления КМУ № 553, к проверкам привлекались независимые эксперты и специализированные организации, причем на договорных условиях. Да и заключения они готовили по вопросам, относящимся к их компетенции.

Отныне же круг лиц, которые могут быть привлечены к проверкам ГАСИ, значительно расширился

. При этом постановление КМУ № 553, как и ранее, не конкретизирует, как именно осуществляется этот процесс. Более того, напрашивается вывод: если ГАСИ обратится в специализированную организацию либо в орган местного самоуправления с вопросом об их привлечении к проверкам, то они будут обязаны это сделать. Не мешало бы подробнее прописать эту норму.

Так, не требует дополнительных разъяснений

абз. 2 п. 9 постановления КМУ № 553, где указано, что в случае выявления факта самовольного строительства объекта, относительно которого невозможно установить субъекта градостроительства , который строит или построил такой объект, проверка проводится с привлечением представителей органов местного самоуправления и органов внутренних дел. Документы, оформленные по результатам такой проверки, направляются в соответствующий орган внутренних дел для установления личности субъекта градостроительства. Все четко и понятно: кто привлекается и в каком случае.

Еще одна норма, которую бы не помешало более подробно разъяснить, содержится

в п. 14 постановления КМУ № 553. В соответствии с ней субъект градостроительства, в отношении которого осуществляется государственный архитектурно-строительный контроль, обязан допускать должностных лиц ГАСИ к проведению проверки при условии соблюдения порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля (далее — Порядок). Согласитесь, прописано достаточно «абстрактно»: с одной стороны, вроде бы защищаются права субъекта градостроительства в части того, что он обязан допускать к проверке должностных лиц ГАСИ только в случае соблюдения ими Порядка. А с другой стороны — для того чтобы субъект градостроительства мог воспользоваться своим правом «недопуска» к проверке, он должен знать этот Порядок. В то же время сам Порядок не содержит определения того, какие же именно нормы должны соблюдаться должностными лицами ГАСИ. В частности, в соответствии с п. 12 постановления КМУ № 553 должностные лица инспекции при осуществлении государственного архитектурно-строительного контроля обязаны:

— в полном объеме, объективно и беспристрастно осуществлять государственный архитектурно-строительный контроль в рамках полномочий, предусмотренных законодательством;

— соблюдать деловую этику во взаимоотношениях с субъектами хозяйствования и физическими лицами.

Конечно, субъект градостроительства перед началом проверки имеет право проверить наличие у должностных лиц ГАСИ служебных удостоверений (

п. 13 постановления КМУ № 553). Однако инспекторы ГАСИ, как правило, всегда имеют их при себе, поэтому это достаточно шаткое основание для недопуска их к проверкам.

Следовательно, так или иначе, в 99,9 % случаях субъекты градостроительства вынуждены будут допустить к проверкам инспекторов ГАСИ.

 

Яна Брусенцова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше