Темы статей
Выбрать темы

Должностное лицо... без права подписи?

Редакция СБ
Ответы на вопросы

Должностное лицо...
без права подписи?

 

Может ли председатель правления, президент или генеральный директор подписать налоговую отчетность или банковский документ?

 

Крупным строительным компаниям присуща сложная управленческая структура, где есть председатель правления, президент, генеральный директор и др. Далее разберемся, являются ли они должностными лицами для хозяйственного общества и при каких условиях они имеют право подписывать налоговые отчеты и банковские документы.

Что является хозяйственным обществом? К хозяйственным обществам относятся: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, полные общества, коммандитные общества (

ст. 1 Закона Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII).

Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI

(далее — НКУ) является основным налоговым законодательным документом и содержит следующую норму:

«110.1. Плательщики налогов, налоговые агенты и/или их

должностные лица несут ответственность в случае совершения нарушений, определенных законами по вопросам налогообложения и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы».

Пункт 110.1 НКУ

определяет перечень лиц, которые могут привлекаться к ответственности за совершение налоговых правонарушений. К ним относятся и должностные лица субъектов хозяйствования. Однако определения термина «должностное лицо» НКУ не дает.

А вот что говорится о значении налоговых лиц в организации бухучета

ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее — Закон о бухучете):

«Вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции

его собственника (собственников) либо уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, хранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник (собственники) либо уполномоченный орган (

должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами».

Как видим, ответственность за организацию бухучета на предприятии относится к компетенции его собственника или

должностного лица согласно учредительным документам.

Признаки должностного лица органов управления общества приведены в

ст. 89 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV:

«Должностными лицами

общества признаются председатель и члены исполнительного органа, председатель ревизионной комиссии (ревизор), а в случае создания совета общества (наблюдательного совета) — председатель и члены этого совета».

Учитывая изложенное выше, с точки зрения налогового и бухгалтерского законодательства,

председатель правления и президент являются должностными лицами предприятия, как должностные лица органа управления общества.

Но!

Когда, а главное — какое это может иметь значение для налоговой отчетности? В регистрационной палате, а через нее — в налоговой инспекции и соцфондах имеются сведения о руководителях и главном бухгалтере. Те лица, которые были внесены в регистрационное дело, имеют право подписи налоговых деклараций, отчетов и расчетов.

Кроме того, право подписи банковских документов оформляется нотариально удостоверенной карточкой образцов подписей и оттиска печати. В карточке тоже указаны конкретные лица, имеющие право подписи банковских документов.

С лицами, которые указаны в

регистрационном деле или в банке, может что-то случиться, например, кто-то из них умер, а такое в жизни случается... Что делать? И имеет ли значение, что есть другие лица, которые с точки зрения законодательства тоже являются должностными лицами?

Как оказывается, для налоговой инспекции и банка все это не суть важно, пока не внесены изменения в регистрационную карточку и карточку образцов подписи и печати.

То есть

подписать налоговую отчетность могут только те лица, которые заявлены как должностные в регистрационной карточке.

Когда это сможет обнаружить налоговая инспекция? Конечно же, не в момент приема налоговой отчетности и даже не в момент проверки. Если с декларацией все в порядке, то налоговый инспектор может и не заметить, что налоговая отчетность подписана другим лицом. А вот если с налоговой декларацией окажется «что-то не так», дело дойдет до обжалования, тогда налоговую декларацию, подписанную не оговоренным лицом, могут признать недействительной. А именно в ней может оказаться большая сумма налогового обязательства. Нужны ли вам такие проблемы? Думаем, что нет.

С банковскими документами все сложнее. Там на месте проверяются образцы подписей и печати, и никто не примет документ, подписанный «как-то не так».

Наконец, предлагаем

алгоритм ваших действий на тот случай, если что-то случилось с ключевым должностным лицом:

1.

Учредители предприятия проводят собрание и протоколом назначают нового, например, директора. В интересах самих учредителей сделать все оперативно, в кратчайшие сроки, особенно если речь идет о стабильно работающем предприятии.

2.

Уполномоченное лицо общества несет государственному регистратору1 форму № 4 «Регистрационная карточка на внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» 2 и оригинал протокола собрания учредителей (или нотариально удостоверенную копию протокола), чтобы внести изменения в регистрационное дело. Как правило, регистрационная палата сама уведомляет налоговую инспекцию и соцфонды о внесенных изменениях.

1

Находится в соответствующем исполкоме.

2

Утверждена приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 20.04.2007 г. № 54.

3.

Уполномоченное лицо оформляет у нотариуса и приносит в банк новую карточку с образцами подписей и оттиска печати.

Только после этих действий новое уполномоченное должностное лицо сможет подписать налоговый или банковский документ.

 

Виктория Петрушина

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше