Определение предмета закупки работ
Государственное предприятие планирует провести капитальный ремонт производственного корпуса. На ремонт междуэтажных перекрытий выделено 290 тыс. грн., на замену старых оконных и дверных блоков — 280 тыс. грн. Можно ли осуществить закупку путем заключения прямых договоров по отдельным видам работ? Будут ли такие действия нарушением норм Закона о госзакупках?
В соответствии с Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон № 2289) предмет закупки определяется заказчиком в порядке, установленном уполномоченным органом. Порядок определения предмета закупки утвержден приказом Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 921 (далее — Порядок).
Согласно указанному Порядку определение предмета закупки работ осуществляется заказчиком в соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 1 Закона № 2289 по объектам строительства и с учетом Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000, утвержденных приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 27.08.2000 г. № 174 (в редакции приказа Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 17.06.2003 г. № 85, далее — Правила), а также Ведомственных строительных норм ВБНГ.1-218-182:2006 «Классификация работ по ремонтам автомобильных дорог общего пользования», утвержденных решением коллегии Государственной службы автомобильных дорог Украины от 10.04.2006 г. № 16.
Следовательно, объектом строительства является
каждое обособленное здание (производственный корпус или цех, склад, жилой дом и т. п.) или сооружение (мост, тоннель, платформа, дорога и т. п.) со всеми устройствами (галереями, эстакадами и т. п.), монтаж оборудования, мебели, инвентаря, подсобных и вспомогательных устройств, являющихся неотъемлемыми от этого здания, а также при необходимости — с инженерными сетями, прилегающими к нему.На строительство объекта должны быть составлены отдельный проект и смета или сметный расчет (объектная смета или объектный сметный расчет).
В соответствии с
пп. 2.2.3 и 2.2.4 п. 2.2 разд. 2 Правил при составлении сметы или сметного расчета на объект строительства (объектная смета или объектный сметный расчет) следует учитывать, что объектные сметы объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных смет, а объектные сметные расчеты объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных сметных расчетов и локальных смет и подлежат уточнению.Таким образом, согласно
Правилам и Закону № 2289 предмет закупки работ определяется по объектам строительства, и на каждый из таких объектов строительства составляется отдельная объектная смета (объектный сметный расчет), которая, в свою очередь, объединяет локальные сметы (локальные сметные расчеты), составляемые по отдельным видам работ. Такого мнения придерживается Министерство экономического развития и торговли Украины в своем разъяснении «О применении законодательства в сфере государственных закупок» от 07.07.2011 г. б/н.Следовательно, заказчику при закупке работ необходимо исходить
из данных отдельного проекта по объекту или объектного сметного расчета и осуществлять процедуру закупки на ожидаемую стоимость по объекту в целом путем применения одной из процедур (ст. 12 Закона № 2289) в случае, если стоимость работ равна или превышает 300 тыс. грн. В данном случае заказчику необходимо провести процедуру закупки по объекту в целом, т. е. на общую сумму 570 тыс. грн. (290 тыс. грн. + 280 тыс. грн.).Отметим, что в соответствии с
ч. 2 ст. 4 Закона № 2289 заказчик не имеет права делить предмет закупки на части во избежание проведения процедуры открытых торгов либо применения данного Закона. При этом осуществление закупки товаров, работ и услуг за государственные средства без применения определенных законом процедур в соответствии с КоАП влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 300 (5100 грн.) до 700 (11900 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (после вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок» от 05.07.2011 г. № 3681-VI — от 700 (11900 грн.) до 1000 (17000 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан).
Валерия Константинова