Темы статей
Выбрать темы

Медосмотр водителей: как организовать?

Редакция СБ
Статья

Медосмотр водителей: как организовать?

Ирина Басова, экономист-аналитик ИД «Фактор»,

Анна Яковлева, консультант

 

Согласно действующему законодательству все водители транспортных средств подлежат обязательным медицинским осмотрам. Порядок их организации, способы и время их проведения, оформление результатов рассмотрим в данной статье.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Конституция

— Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР.

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

Закон о дорожном движении

— Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.

Закон № 2681

— Закон Украины «О порядке ввоза (пересылки) в Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, которые ввозятся (пересылаются) гражданами на таможенную территорию Украины» от 13.03.2001 г. № 2681-III.

Положение № 124/345

— Положение о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Украины, Министерства внутренних дел Украины от 05.06.2000 г. № 124/345.

Перечень № 299

— Перечень заболеваний и дефектов, при которых лицо не может быть допущено к управлению соответствующими транспортными средствами, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Украины от 24.12.99 г. № 299.

Перечень № 559

— Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим медицинским осмотрам, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 23.05.2001 г. № 559.

Постановление № 1238

— постановление Кабинета Министров Украины «Об обязательном профилактическом наркологическом осмотре и порядке его проведения» от 06.11.97 г. № 1238.

Приказ № 339

— приказ Министерства здравоохранения Украины «О совершенствовании системы профилактических противоалкогольных и противонаркотических мероприятий и обязательных профилактических наркологических осмотров» от 28.11.97 г. № 339.

Постановление № 1465

— постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических психиатрических осмотров и перечня медицинских психиатрических противопоказаний по выполнению отдельных видов деятельности (работ, профессий, службы), которые могут представлять непосредственную опасность для лица, осуществляющего эту деятельность, либо окружающих» от 27.09.2000 г. № 1465.

Приказ № 12

— приказ Министерства здравоохранения Украины «Об утверждении Инструкции о проведении обязательных предварительных и периодических психиатрических осмотров» от 17.01.2002 г. № 12.

Приказ № 397

— приказ Государственной таможенной службы «Об утверждении Порядка пропуска на территорию Гостаможслужбы Украины и в ее административные здания» от 23.04.2010 г. № 397.

Приказ № 2092

— приказ Министерства юстиции и Фонда государственного имущества «Об утверждении Методики товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств» от 24.11.2003 г. № 142/5/2092.

 

Необходим ли медосмотр?

Очень часто строительные предприятия сталкиваются с проблемой организации и проведения ежедневных медицинских осмотров водителей. Пожалуй, более актуальной данная тема является только для предприятий, работающих в сфере автоперевозок. И если для перевозчиков это вопрос текущий, то к строительной деятельности прямого отношения медицинские осмотры водителей не имеют. Однако при наличии в штате водителей (будь то шофер директора или водитель автокрана) проводить их нужно и строительным предприятиям в том числе. Более того, проводить нужно и

текущие медосмотры (предрейсовые и послерейсовые) и периодические. Сразу отметим, что изобретать здесь ничего не нужно. Основные моменты проведения медицинского осмотра водителей утверждены Положением № 124/345.

Для чего же предприятию нужно контролировать здоровье штатного водителя? Может, оставить этот вопрос «на совести» водителя? Сел за руль — значит здоров? Но

Конституция предписывает охранять труд наемных работников, в том числе и путем создания безопасных условий труда. В данном случае залог безопасности труда водителя — это его хорошее самочувствие. Собственно, медицинский осмотр водителей и проводится с целью определения способности к безопасному управлению транспортными средствами.

Говоря о медосмотре водителей, можно подумать, что речь идет только о водителях автомобилей (легковых и грузовых), но медосмотр-то обязаны проходить

водители транспортных средств! Заметьте, что согласно Закону № 2681 (а также другим нормативным документам, например приказу № 397, приказу № 2092 и др.), которые полностью повторяют определение из этого Закона) транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов. Как видим, в категорию транспортных средств включается так называемая спецтехника, т. е. те самые «приспособления, предназначенные для перевозки... установленного на них специального оборудования или механизмов». Согласитесь, экскаватор или автобетоносмеситель (бетоновоз) нельзя отнести не то что к легковым, но и к грузовым автомобилям. Отсюда важнейший вывод для строительного предприятия — медосмотр обязаны пройти все водители: водитель легкового автомобиля, водитель грузового автомобиля, водитель автокрана, экскаваторщик, тракторист и т. д.

В своем

письме № 6140 от 17.05.2010 г. Госкомпредпринимательства подчеркивает, что в соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона о дорожном движении должностные лица, отвечающие за эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств, обязаны, в частности:

обеспечивать отбор, повышение квалификации и профессионального уровня водителей,

осуществлять контроль за состоянием их здоровья и соблюдением режима труда и отдыха;

не допускать к управлению транспортными средствами лиц

, не имеющих права на управление транспортным средством соответствующей категории, не прошедших в установленный срок медицинского осмотра, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под влиянием лекарственных препаратов, которые снижают их внимание и скорость реакции.

Именно эти обязанности должностных лиц и выполняются путем проведения

медицинских осмотров.

 

Виды медосмотров

Согласно

п. 1.1 Положения № 124/345 медицинские осмотры бывают таких видов: предварительный, периодический, ежесменный предрейсовый и послерейсовый осмотры, а также внеочередные осмотры, вызванные какой-либо необходимостью.

Предварительному

медицинскому осмотру подлежат кандидаты в водители транспортных средств для получения права на управление транспортным средством соответствующей категории. Периодическому медицинскому осмотру подлежат водители транспортных средств для подтверждения права на управление транспортным средством соответствующей категории или получения права на управление транспортным средством другой категории. К таким осмотрам строительное предприятие как работодатель не имеет отношения, так как проводят его учреждения здравоохранения еще до получения водительского удостоверения. При необходимости по направлению владельца или должностного лица, которое отвечает за эксплуатацию транспортных средств предприятия на основании медицинских данных о постоянном ухудшении здоровья водителя, которое препятствует безопасному управлению транспортным средством, могут проводиться внеочередные медицинские осмотры.

Предварительный, периодический и внеочередной медицинские осмотры

проводятся медицинской комиссией, которая создается в учреждении здравоохранения. В состав такой комиссии входят: врач-терапевт (глава комиссии), врач-невропатолог, врач-отоларинголог, врач-офтальмолог, врач-хирург. После проведения одного из этих видов медицинских осмотров выдается Медицинская справка о пригодности к управлению транспортным средством, ф. № 083/у (учетная). Поэтому при направлении работника на периодический или внеочередной медицинский осмотр, лицу, ответственному за эксплуатацию транспортных средств на предприятии (как правило, это главный механик), необходимо проверить наличие этой справки у работника и диагноз.

В компетенцию строительного предприятия как субъекта хозяйствования и работодателя входит только проведение

ежесменных медицинских осмотров. Согласно п. 1.4 Положения № 124/345 ежесменному предрейсовому и послерейсовому медицинским осмотрам подлежат водители транспортных средств предприятий и организаций всех форм собственности. Такие медицинские осмотры водителей проводятся врачами или работниками среднего звена, которые осуществляют медицинский контроль обслуживания водителей предприятий, учреждений, организаций. Право проводить отмеченные медицинские осмотры медицинские работники получают после периодической (1 раз в три года) учебы методам их проведения в Государственном предприятии «Украинский медицинский центр безопасности дорожного движения и информационных технологий» Министерства здравоохранения Украины или его филиалах. Важно, что для проведения ежесменных медицинских осмотров медицинскому работнику не требуется лицензия на медицинскую практику!

Таким образом, для штатных водителей строительного предприятия необходимо проводить только ежесменный предрейсовый и послерейсовый медосмотры

. Остальные виды медосмотров (предварительный, периодический и внеочередной) проводятся учреждениями здравоохранения, а предприятие может направлять своих сотрудников для прохождения медосмотра при необходимости или при наличии оснований, установленных нормативными документами.

 

Как организовать ежесменный медосмотр

Как же предприятию организовать проведение ежесменных медицинских осмотров для всех водителей?

Способов

для привлечения медицинского работника, имеющего соответствующий сертификат, несколько:

1) предусмотреть в штатном расписании соответствующую должность

— этот способ целесообразен тогда, когда водители осуществляют выезды и возврат в гараж в течение всего дня, т. е. время проведения медосмотра предусмотреть невозможно и необходимо постоянное присутствие медработника;

2) привлечь внештатного медработника по договору

— этот способ подходит для строительных предприятий с четким графиком выезда из гаража, в договоре четко должно быть оговорено время, когда медработник обязан выполнять свои обязанности (например, с 6.00 до 8.00 и с 16.00 до 18.00);

3) заключить договор с учреждением здравоохранения

, хотя бы один из сотрудников которого имеет право проводить ежесменные медосмотры водителей (такое право предусмотрено частью второй статьи 46 Закона о дорожном движении при наличии в штате менее ста водителей) — этот способ удобен для предприятий, находящихся в непосредственной близости от поликлиник и желающих гарантированно следить за здоровьем водителей, так как водители пройдут ежесменный медосмотр независимо от присутствия медработника, закрепленного за предприятием. Одним из существенных недостатков первых двух способов является «человеческий фактор» — заболела медсестра, другие обстоятельства возникли — и проводить ежесменный медосмотр обязан главный механик, а у него полно других забот, особенно с утра, в общем, текущий форс-мажор. Третий способ практически полностью исключает такого рода сбои, но соответственно более дорогостоящий. В любом случае — выбор за предприятием.

Понятно, что предрейсовый медицинский осмотр проводится для водителей транспортных средств предприятий перед их выездом на смену, а вот послерейсовому осмотру подлежат водители в случае выявления признаков болезни в течение смены. При проведении ежесменного предрейсового и послерейсового медицинских осмотров

медработник:

собирает анамнез (проще говоря, опрашивает водителя на предмет жалоб на самочувствие);

определяет частоту пульса;

измеряет артериальное давление;

проводит пробу на алкоголь в выдыхаемом воздухе.

В случае необходимости медицинский работник может предложить водителю измерить температуру тела.

Результат

проведенного ежесменного предрейсового и послерейсового медицинских осмотров фиксируется в Журнале ежесменного предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей, ф. № 137-2/у, утвержденной приказом № 124/345. После этого в путевом листе ставится штамп с выводом о пригодности к управлению транспортным средством. Такой штамп выдается медицинскому работнику в Государственном предприятии «Украинский медицинский центр безопасности дорожного движения и информационных технологий» Министерства здравоохранения Украины или его филиалах после прохождения учебы методам проведения ежесменных предрейсовых и послерейсових медицинских осмотров водителей транспортных средств.

В случае выявления признаков временной нетрудоспособности (патологическое повышение частоты пульса, артериального давления выше возрастных норм, выявление алкоголя в выдыхаемом воздухе и других признаков алкогольного опьянения или опьянения другого происхождения, наличия жалоб на симптомы болезни, которые препятствуют управлению транспортом)

водитель не допускается к выполнению профессиональных обязанностей. При выявлении признаков заболевания или недостатков, включенных в Перечень № 299, владелец или должностное лицо, которое отвечает за эксплуатацию транспортных средств предприятия, направляет водителя на внеочередной медицинский осмотр в учреждение здравоохранения.

Отметим, что перечень заболеваний и их признаков отличается для водителей разных категорий. Так, например, с гипертонией I степени управлять легковым автомобилем можно, а допуск к управлению грузовым автомобилем решается в индивидуальном порядке.

Помимо вышеуказанных видов медосмотров, водители, управляющие транспортными средствами, обязаны проходить:

— первичные и периодические (1 раз в 2 года)

наркологические осмотры (согласно постановлению № 1238 и приказу № 339);

— первичные и периодические (1 раз в 2 года)

психиатрические осмотры (согласно постановлению № 1465 и приказу № 12).

 

Ответственность

И напоследок несколько слов о самом важном: об ответственности работодателя за выпуск на линию транспортных средств без отметок в путевом листе о прохождении ежесменного медицинского осмотра.

Так, согласно

ст. 128 КУоАП такое нарушение влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние, оборудование, эксплуатацию транспортных средств, граждан — субъектов хозяйственной деятельности от сорока до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 680 до 850 грн.), а за повторное в течение года совершение такого же нарушения предусмотрен штраф от пятидесяти до восьмидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 850 до 1360 грн.).

Что касается водителя, то согласно ст. 1331 КУоАП перевозка пассажиров или грузов водителем, не прошедшим ежесменный предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, или перевозка без проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств влечет за собой наложение штрафа от тридцати до сорока не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 510 до 680 грн.).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше