Отчетность по международным стандартам
Письмо Министерства финансов Украины от 23.02.2012 г. № 31-08410-07-27/4531
Департамент налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Украины на запрос о применении международных стандартов финансовой отчетности сообщает.
В соответствии со статьей 121 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее — Закон), вступившей в силу с 01.01.2012 г., публичные акционерные общества, банки, страховщики, а также предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, составляют финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности (далее — МСФО).
Порядок составления первых финансовых отчетов по МСФО определяет МСФО 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности».
Согласно Закону для составления финансовой отчетности применяются МСФО, которые официально обнародованы на веб-сайте Министерства финансов Украины.
Учитывая, что МСФО принимаются Советом по международным стандартам бухгалтерского учета, их толкование Министерством финансов Украины не осуществляется .
В то же время сообщается, что значения терминов «общая совокупная прибыль» и «прочая совокупная прибыль» определены Международным стандартом бухгалтерского учета 1 «Подача финансовой отчетности», а не Международным стандартом финансовой отчетности 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности».
Международный стандарт финансовой отчетности 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» предусматривает в качестве составляющей первой финансовой отчетности субъекта хозяйствования «отчет о совокупных доходах», содержание которого определено Международным стандартом бухгалтерского учета 1 «Подача финансовой отчетности».
Директор Департамента
налоговой, таможенной политики
и методологии бухгалтерского учета Н. Чмерук
КОММЕНТАРИЙ
Хотелось бы напомнить, что первоначально требование для публичных акционерных обществ (далее — ПАО) раскрывать финансовую информацию в соответствие с МСФО в отчете эмитента содержалось только в ч. 6 ст. 40 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» от 23.02.2006 г. № 3480-IV.
В соответствие с требованиями этой статьи НКЦПФР решением от 30.11.2010 г. № 1780 утвердила Порядок раскрытия информации о деятельности публичных акционерных обществ на основе МСФО (далее — Порядок № 1780). Далее в своих разъяснительных письмах на протяжении 2010 и 2011 годов комиссия неоднократно указывала на необходимость для публичных акционерных обществ в составе годового отчета эмитента предоставить раскрытие финансовой информации согласно МСФО, как это предусмотрено Порядком № 1780.
Однако собравшись на свое заседание 9 февраля 2012 года, члены комиссии вдруг передумали и отказались от этого требования, несмотря на действующие нормы законодательства (cм. Разъяснение № 1, утвержденное решением ГКЦПФР от 09.02.2012 г. № 270). В этом Разъяснении комиссия сообщила, что ПАО в 2011 году могут не раскрывать информацию о своей деятельности на основе МСФО, но уже за І квартал 2012 год те акционерные общества, которые обязаны подавать свою финансовую отчетность комиссии, должны подать подготовленную отчетность в соответствии с МСФО, так как это предусмотрено ст. 12.1 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее — Закон о бухучете).
Может быть, собравшись на свое следующее заседание, комиссия откажется и от этого требования, но действие норм Закона о бухучете она точно отменить не сможет. Согласно внесенным в Закон изменениям (ч. 2 cm. 121 Закона о бухучете) с 2012 года готовить финансовую отчетность по МСФО обязаны ПАО, страховые компании и банки, с 2013 года к ним присоединятся субъекты, осуществляющие деятельность в сфере финансовых услуг.
Последовавшие разъяснительные письма наших государственных регуляторных органов, таких как Минфин или государственная служба статистики, посвященные вопросам подготовки отчетности по МСФО, ясностью и логикой не блещут, и чаще всего вместо прояснения еще более запутывают ситуацию (см., например, знаменитое письмо «трех»1 от 07.12.2011 г. № 12-208/1757-14830), демонстрируя, насколько далеки специалисты этих структур от реалий МСФО.
1 Письмо Национального банка, Минфина, Государственной службы и статистики Украины «О применении международных стандартов финансовой отчетности» 07.12.2011 г. № 12-208/1757-14830, № 31-08410-06-5/30523, № 04/4-07/702.
Приведенное письмо Минфина от 23.02.2012 г. № 31-08410-07-27/4531 (текст см. на с. 9 данного номера) исключением не стало. Письмо явилось ответом Минфина на следующий вопрос: «... Текст МСФО 1, официально опубликованный на сайте Минфина, не содержит определения понятия «Сукупні доходи». Вместо этого этот текст содержит определение понятия «загальний сукупний прибуток» и «інший загальний прибуток». Есть ли разница, с точки зрения специалистов Минфина, между понятиями «сукупні прибутки» та «сукупні доходи».
Читая этот вопрос и ответ Минфина, непосвященный человек может прийти к выводу, что в стандартах МСФО есть два разных термина «совокупный доход» и «совокупная прибыль». На самом деле это один и тот же термин, который в оригинале звучит как «Сomprehensive income», а вот вариантов его перевода на русский (украинский) язык в том числе и в официальном переводе МСФО, размещенном на сайте Минфина, как и в другой профессиональной литературе есть несколько: совокупная прибыль, либо совокупный доход иногда встречается вариант перевода — всеобъемлющая прибыль. Так, в п. 7 официального перевода МСБУ 1 термин переведен как общая совокупная прибыль и дано его определение: «Общая совокупная прибыль — изменение в капитале в течение периода в результате операций и других событий, не являющееся изменением в результате операций с собственниками в их качестве собственников».
Но уже для пунктов 81, 82 МСБУ 1 при переводе вместо термина «отчет о совокупной прибыли» (что было бы логично исходя из приведенного в пункте 7 определения) используются термин «Отчет о совокупных доходах».
Что на самом деле важно понимать бухгалтеру — чем отличается Отчет о совокупных доходах (или по-другому Отчет о совокупной прибыли) от привычного нам Отчета о финансовых результатах.
Общая совокупная прибыль включает две составляющие:
— прибыль или убыток (рассчитываются как общий доход за минусом расходов, кроме компонентов прочей совокупной прибыли);
— прочую совокупную прибыль.
Отчет о совокупной прибыли соответственно включает две части, в первой рассчитывается показатель прибыль или убыток за период. Собственно это и есть известный нашему бухгалтеру Отчет о финансовых результатах. Показатель прибыль или убыток из этого отчета есть итоговая сумма, отраженная за отчетный период бухгалтером по балансовому счету 44 «Нераспределенная прибыль» в корреспонденции со счетом 79 «Финансовый результат».
А вот вторая часть этого Отчета нашему бухгалтеру незнакома, в ней отражаются компоненты показателя Прочая совокупная прибыль. Этот термин определен в стандарте так:
«Прочая совокупная прибыль включает статьи дохода и расхода (в том числе корректировки в отношении реклассификации), которые не признаны в составе прибыли или убытка, как того требуют или допускают другие МСФО».
Чтобы пояснить, что это такое, достаточно вспомнить такую знакомую нам операцию, как дооценка основных средств. Согласно нашему Плану счетов2 дооценка отражается по кредиту счета 42 «Дополнительный капитал». Так вот изменения в сальдо этого счета, как и других балансовых счетов, отражающих операции с капиталом за отчетный период (кроме изменений в капитале в связи со взносами либо выплатами собственникам), являются компонентами прочей совокупной прибыли. И далее в Отчете о совокупной прибыли (совокупных доходах) значения двух этих показателей — Прибыль или убыток и Прочая совокупная прибыль суммируются и мы получаем Общую совокупную прибыль, или по-другому Общий совокупный доход. Стандарт также разрешает вместо одного отчета предоставлять эту информацию в формате двух отчетов: (1) Отчет о прибылях и убытках, (2) Отчет о совокупной прибыли.
2 Приказ Минфина «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции о его применении» от 30.11.99 г. № 291.
Что касается второго письма Государственной службы статистики от 10.02.2012 г. №04/3-12/69, то все правильно — подавать промежуточную консолидированную финансовую отчетность предприятия, готовящие ее по МСФО, нашим органам статистики не должны. Согласно п. 11 Порядка подачи финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419, предприятия, имеющие дочерние предприятия, подают консолидированную отчетность собственникам (учредителям) не позднее 45 дней после окончания отчетного квартала. При подготовке как отдельной, так и консолидированной промежуточной финансовой отчетности по МСФО предприятия обязаны соблюдать положения МСБУ 34 «Промежуточная отчетность».
Виктория Бирюченко