Темы статей
Выбрать темы

О подаче декларации через разрешительный центр

Редакция СБ
Письмо от 23.03.2012 г. № 3623-04/10875-08

О подаче декларации через разрешительный центр

 

Письмо Министерства экономического развития и торговли Украины от 23.03.2012 г. № 3623-04/10875-08

 

<...>

На обращение <...> о предоставлении разъяснения о необходимости подачи деклараций о готовности объекта к эксплуатации, о начале выполнения подготовительных работ и о начале выполнения строительных работ через разрешительный центр Министерство экономического развития и торговли Украины сообщает следующее.

Законом, определяющим правовые и организационные принципы функционирования разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и устанавливающим порядок деятельности разрешительных органов, уполномоченных выдавать документы разрешительного характера, и государственных администраторов, является Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон).

В соответствии с некоторыми определениями, предоставленными Законом:

разрешительный центр — рабочий орган городского совета города областного и/или республиканского Автономной Республики Крым значения (его исполнительного органа), областной, Киевской и Севастопольской городских, районной, районной в городе Киеве государственных администраций, уполномоченного Советом министров Автономной Республики Крым министерства или республиканского комитета (далее — уполномоченный орган исполнительной власти Автономной Республики Крым), в котором представители региональных, местных разрешительных органов и государственный администратор действуют по принципу организационного единства по выдаче документов разрешительного характера, переоформлению, выдаче дубликатов, аннулированию документов разрешительного характера.

Городские советы городов областного и/или республиканского Автономной Республики Крым значения (их исполнительные органы), районные и районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации, территориальные (местные) органы центральных органов исполнительной власти, их должностные лица , уполномоченные в соответствии с законом от своего имени проводить или привлекаться к проведению экспертизы и обследованию объектов, на которые выдается документ разрешительного характера, выдавать документы разрешительного характера в пределах соответствующей административно-территориальной единицы (соответствующих административно-территориальных единиц), являются местными разрешительными органами;

принцип организационного единства — принцип, согласно которому выдача документов разрешительного характера (переоформление, выдача дубликатов, аннулирование) субъектам хозяйствования осуществляется в установленном законодательством порядке в разрешительном центре государственным администратором путем взаимодействия с представителями местных разрешительных органов.

Статьей 4 Закона предусмотрено, что выдача документов разрешительного характера региональными и местными разрешительными органами осуществляется по принципу организационного единства. Субъект хозяйствования за получением документов разрешительного характера (переоформление, выдача дубликатов, аннулирование), которые выдаются местными разрешительными органами, обращается к государственному администратору в разрешительном центре.

В соответствии с Порядком приема в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 г. № 461, и порядками выполнения подготовительных и строительных работ, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 г. № 466, регистрация декларации осуществляется с соблюдением требований Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности».

Декларация принимается в разрешительном центре по местонахождению объекта.

Регистрацию декларации проводит Инспекция по местонахождению объекта на безвозмездной основе.

Учитывая изложенное, прием деклараций о готовности объекта к эксплуатации, о начале выполнения подготовительных работ и о начале выполнения строительных работ должен осуществляться по принципу организационного единства в разрешительном центре.

Согласно абзацу второму статьи 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

 

Директор Департамента государственной регуляторной политики
 и развития предпринимательства Г. Яцишина

 

КОММЕНТАРИЙ

 

В комментируемом письме Минэкономики Украины определило, что прием деклараций о готовности объекта к эксплуатации, о начале выполнения подготовительных работ и о начале выполнения строительных работ должен осуществляться по принципу организационного единства в разрешительном центре.

В обоснование своей позиции Минэкономики приводит прежде всего нормы Порядка приема в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного постановлением КМУ от 13.04.2011 г. № 461 (далее — Порядок приема в эксплуатацию), и порядков выполнения подготовительных и строительных работ, утвержденных постановлением КМУ от 13.04.2011 г. № 466 (далее — порядки выполнения подготовительных и строительных работ).

Так, в частности, в п. 17 Порядка приема в эксплуатацию предусматривается, что регистрация декларации осуществляется с соблюдением требований Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.05 г. № 2806-IV (далее — Закон № 2806).

Декларация принимается в разрешительном центре по местонахождению объекта.

Регистрацию декларации осуществляет Инспекция по местонахождению объекта на бесплатной основе.

Указанные выше нормы, казалось бы, четко урегулировали порядок регистрации декларации (осуществляется через разрешительный орган). Тем не менее вопросы возникают, о чем свидетельствует комментируемое письмо.

Почвой для возникновения вопросов, на наш взгляд, служат п. 18 Порядка приема в эксплуатацию и соответственно пп. 8, 9 порядков выполнения подготовительных и строительных работ, в которых отмечается, что заказчик (его уполномоченное лицо) подает лично или направляет заказным письмом с описью вложения в ГАСИ два экземпляра декларации соответствующей формы. Кроме того, в абз 2 п. 18 Порядка приема в эксплуатацию уточняется, что в случае подачи декларации в разрешительный центр он передает ее ГАСИ не позднее следующего рабочего дня.

Таким образом, непонятно: куда должна быть направлена декларация — непосредственно в Инспекцию или в разрешительный центр, как того требует Закон № 2806.

Минэкономики в комментируемом письме выразило свое мнение, согласно которому субъект хозяйствования за получением документов разрешительного характера, выдаваемых местными разрешительными органами, должен обратиться к государственному администратору. Но это лишь мнение Минэкономики, изложенное в письме, не имеющем юридической силы.

Кроме того, в противовес письму Минэкономики нелишним будет напомнить о существовании письма Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины (ГАСИ) «О регистрации декларации о начале выполнения подготовительных и строительных работ» от 22.06.2011 г. № 40-12-589. В этом письме ГАСИ придерживается другого мнения, согласно которому по желанию заказчика либо его уполномоченного лица декларации и документы могут подаваться как в разрешительный центр, так и в Инспекцию по местонахождению объекта.

И еще одно. Минэкономики в своем письме, ссылаясь на Закон № 2806, не делает «поправку» на то, что его действие распространяется на отношения, участниками которых являются субъекты хозяйствования.

Так, в частности, в п. 1 ст. 4 Закона № 2806 указывается, что его действие распространяется на разрешительные органы, государственных администраторов, уполномоченный орган и субъектов хозяйствования, которые намереваются осуществлять или осуществляют хозяйственную деятельность.

Напомним, что в соответствии со ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины субъектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

То есть, если сомнения относительно того, должны ли субъекты хозяйствования обращаться для регистрации декларации непосредственно в Инспекцию или в разрешительный центр, имеют право на существование, то в отношении физических лиц — нет. На них действие Закона № 2806 не распространяется, а следовательно, они имеют полное право сразу подавать декларацию в соответствующую Инспекцию.

 

Яна Брусенцова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше