Темы статей
Выбрать темы

Градостроительные условия и ограничения: комментарии

Редакция СБ
Статья

Градостроительные условия и ограничения: комментарии

Яна Брусенцова, юрист-аналитик ИД «Фактор»

 

Весной этого года в нормативно-правовые документы были внесены некоторые изменения о разрешительных документах в строительстве. Однако при толковании этих изменений возникает немало вопросов, в том числе о получении градостроительных условий и ограничений.

Редакция газеты «Строительная бухгалтерия» обратилась в Минрегион с просьбой дать официальное разъяснение по применению изменений, внесенных в Порядок предоставления градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, их состав и содержание, утвержденные приказом Минрегиона от 07.07.2011 г. № 109.

И вот сегодня мы публикуем ответ, предоставленный нам Минрегионом, и наш комментарий.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Приказ № 49 — приказ Минрегиона «О внесении изменений в приказ Минрегиона Украины от 07.07.2011 г. № 109» от 08.02.2012 г. № 49.

Порядок № 109 — Порядок предоставления градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, их состав и содержание, утвержденные приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 07.07.2011 г. № 109.

Перечень — Перечень объектов строительства, для проектирования которых градостроительные условия и ограничения не предоставляются, утвержденный приказом Министерства регионального развития; строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 07.07.2011 г. 109.

Закон о регулировании градостроительной деятельности — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

Закон о благоустройстве населенных пунктов — Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-ІV.

ГСН В.2.2-15-2005 — Государственные строительные нормы Украины. Здания и сооружения. Жилые дома. Основные положения ГСН В.2.2-15-2005, утвержденные приказом Государственного комитета по строительству и архитектуре от 18.05.2005 г. № 80.

Государственный классификатор зданий и сооружений ГК 018-2000 или ГК ЗС — Государственный классификатор зданий и сооружений ГК 018-2000, утвержденный приказом Госстандарта Украины от 17.08.2000 г. № 507.

 

Комментарии Минрегиона

16 марта 2012 года вступил в силу приказ Минрегиона «О внесении изменений в приказ Минрегиона Украины от 07.07.2011 г. № 109» от 08.02.2012 г. № 49.

Согласно этому приказу были внесены некоторые изменения в Порядок № 109 и Перечень объектов строительства, для проектирования строительства которых градостроительные условия и ограничения не предоставляются.

 

Вопрос: Со вступлением в силу приказа № 49 градостроительные условия и ограничения будут предоставляться отдельно от исходных данных (как это предусматривалось Порядком № 109 в предыдущей редакции) или в их составе? Если отдельно, то в какой форме застройщик должен обращаться для их получения и в течение какого времени они должны быть предоставлены (либо получен отказ в их предоставлении)?

Ответ: Статья 29 Закона о регулировании градостроительной деятельности четко относит градостроительные условия и ограничения к исходным данным. Соответственно они должны предоставляться в их составе и в срок, установленный законом, — десять рабочих дней со дня регистрации заявления.

 

Вопрос: Учитывая новую редакцию п. 2.3. Порядка № 109, можно говорить о том, что отныне в случае отсутствия документов на право землепользования во всех случаях реконструкции любых объектов строительства градостроительные условия и ограничения могут предоставляться без этих документов?

Ответ: Да, при реконструкции любых объектов строительства градостроительные условия и ограничения могут предоставляться без документов на право землепользования. На это непосредственно указывает норма прямого действия, изложенная в упомянутом пункте Порядка № 109.

 

Вопрос: В пп. 5, 6, 9, 11, 14 Перечня слова «капитальный ремонт» исключены. Учитывая внесенные изменения, правильно ли понимать, что отныне при осуществлении капитального ремонта объектов, указанных в этих пунктах, необходимо получение градостроительных условий и ограничений? Кроме того, п. 7 Перечня объектов строительства, для проектирования строительства которых градостроительные условия и ограничения не предоставляются, изложен в новой редакции, в соответствии с которой из него был исключен «капитальный ремонт локального характера». Следует ли теперь для проведения капитального ремонта объектов, указанных в п. 7, получать градостроительные условия и ограничения?

Ответ: В соответствии с п. 27 Перечня, при реставрации, капитальном ремонте зданий и сооружений и перепланировке помещений получение градостроительных условий и ограничений не требуется.

 

Вопрос: Пункт 18 Перечня был изложен в новой редакции: «Установка малых архитектурных форм, реконструкция элементов благоустройства без сноса (переноса) других сооружений или коммуникаций, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт малых архитектурных форм». Что именно имеется в виду под «установкой малых архитектурных форм»? Действующее законодательство предусматривает «размещение», осуществляемое в соответствии с требованиями Закона о благоустройстве населенных пунктов.

Ответ: Под формулировкой «установка малых архитектурных форм» необходимо понимать размещение малых архитектурных форм, осуществляемое в соответствии с Законом о благоустройстве населенных пунктов. Слово «установка» применено как синоним слова «размещение» и по своей сути соответствует ему.

 

Вопрос: Строительство, капитальный ремонт элементов благоустройства отныне невозможны без получения градостроительных условий и ограничений?

Ответ: Перечень содержит исчерпывающее описание объектов строительства, для проектирования которых градостроительные условия и ограничения не предоставляются. Следовательно, если запланированные проектные работы по строительству (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт) элементов благоустройства отсутствуют в Перечне, то заказчику необходимо получить на эти работы градостроительные условия и ограничения.

 

Вопрос: Пункт 25 Перечня изложен в новой редакции: «Реконструкция жилых и нежилых помещений без изменения их внешней конфигурации, устройство в существующих жилых домах, административно-бытовых зданиях предприятий и общественных зданиях встроенных помещений общественного назначения». Однако определения терминов «жилое помещение» и «нежилое помещение» содержатся только в ГСН В.2.2-15-2005. Какие объекты имеются в виду в п. 25 — только ли подпадающие под определения, приведенные в ГСН В.2.2-15-2005? Также в новой редакции изложен п. 27: «Реставрация, капитальный ремонт зданий и сооружений и перепланировка помещений». Однако определение терминов «здания» и «сооружения» содержатся только в Государственном классификаторе зданий и сооружений ГК 018-2000. Какие объекты имеются в виду в п. 27: только ли подпадающие под определение в упомянутом Государственном классификаторе? Подпадают ли под действие п. 27 жилые дома, ведь их можно отнести к категории сооружений в понимании ГК 018-2000?

Ответ: При определении жилых и нежилых помещений нужно руководствоваться государственными строительными нормами ГСН В.2.2-15-2005 «Жилые дома. Основные положения» и ГСН В.22-9-99 «Общественные здания и сооружения», а также нормативными требованиями государственных надзорных органов, с обязательным обеспечением проектами устойчивости зданий, надежности их эксплуатации, противопожарной безопасности, экологических и санитарно-гигиенических правил и норм по составным частям комплекса и их функциональной принадлежности.

Государственный классификатор зданий и сооружений ГК 018-2000 (далее — ГК ЗС) содержит определение понятий «сооружение» и «здание», а также разделяет их по функциональному назначению.

Сооружения — это строительные системы, связанные с землей, которые созданы из строительных материалов, полуфабрикатов, оснащения и оборудования в результате выполнения разных строительно-монтажных работ.

Здания — это сооружения, состоящие из несущих и ограждающих либо соединенных (несуще-ограждающих) конструкций, которые образуют наземные или подземные помещения, предназначенные для проживания либо пребывания людей, размещения оборудования, животных, растений, а также предметов.

К зданиям относятся : жилые дома, общежития, гостиницы, рестораны, торговые здания, промышленные здания, вокзалы, здания для публичных выступлений, для медицинских и образовательных заведений и т. п.

Инженерные сооружения — это объемные, плоскостные либо линейные наземные, надземные или подземные строительные системы, которые состоят из несущих и в отдельных случаях — ограждающих конструкций и предназначены для выполнения производственных процессов разных видов, размещения оборудования, материалов и изделий, для временного пребывания и передвижения людей, транспортных средств, грузов, перемещения жидких и газообразных продуктов и т. п.

Инженерные сооружения классифицируются в основном по инженерному замыслу, определяемому целевым назначением объекта.

К инженерным сооружениям относятся : транспортные сооружения (железные дороги, шоссейные дороги, взлетно-посадочные полосы, мосты, эстакады и т. п.), трубопроводы и коммуникации, дамбы, комплексные промышленные сооружения, спортивные и развлекательные сооружения и т. п.

ГК ЗС предназначен для использования органами центральной и местной исполнительной и законодательной власти, финансовыми службами, органами статистики и всеми субъектами хозяйствования (юридическими и физическими лицами) в Украине.

Таким образом, п. 27 Перечня применяется ко всем зданиям и сооружениям, определенным ГК ЗС .

 

Ответ предоставлен пресс-службой Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины (официальный сайт: http://www.minregionbud.gov.ua, тел./факс: (044) 590-47-91; (044) 590-47-92 e-mail: press@minregionbud.gov.ua ).

 

Комментарий редакции

1. Итак, в соответствии с приказом № 109 Минрегиона в абз. 2 п. 2.1 Порядка № 109 были внесены изменения, согласно которым слова «в течение десяти рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления» были заменены словами «в порядке, установленном Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности». Изменения несущественны, но возникли вопросы: как именно и в какие сроки будут предоставляться градостроительные условия и ограничения?

Итак, в предыдущей редакции указанная выше норма четко устанавливала, что градостроительные условия и ограничения должны быть предоставлены в течение десяти дней со дня регистрации соответствующего заявления. Отныне же градостроительные условия и ограничения предоставляются в порядке, установленном Законом о регулировании градостроительной деятельности. В то же время данный Закон прямо не устанавливает требования по подаче заявления для получения градостроительных условий и ограничений. Более того, Закон о регулировании градостроительной деятельности отдельно не определяет срок, в течение которого должны быть предоставлены градостроительные условия и ограничения. Зато он предусматривает, что рассмотрение заявления и предоставление исходных данных (составляющими которых являются градостроительные условия и ограничения) либо принятие решения об отказе в выдаче исходных данных осуществляются специально уполномоченным органом градостроительства и архитектуры в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления.

По этому поводу Минрегион объяснил, что градостроительные условия и ограничения будут предоставляться в составе исходных данных (именно это предусмотрено в п. 3 ст. 29 Закона о регулировании градостроительной деятельности) в десятидневный срок (п. 6 ст. 29 Закона о регулировании градостроительной деятельности). Другими словами, отныне для предоставления градостроительных условий и ограничений не устанавливается отдельный срок, а на них распространяется срок, определенный для получения исходных данных.

2. Пункт 2.3 Порядка № 109 был изложен приказом № 49 в новой редакции, в соответствии с которой в случае отсутствия документов на право землепользования (при реконструкции) градостроительные условия и ограничения могут предоставляться без этих документов.

Напомним: ранее градостроительные условия и ограничения могли предоставляться без документов на право землепользования в случае реконструкции либо капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры государственной и коммунальной собственности. То есть возможность получить градостроительные условия и ограничения при отсутствии документов на землепользование ограничивалась только случаями осуществления реконструкции и капитального ремонта объектов социальной сферы государственной и коммунальной собственности. Отныне же такое право получили все застройщики независимо от того, какие объекты строительства реконструируются. Это подтверждает в своих разъяснениях и Минрегион.

3. В пп. 5, 6, 9, 11, 14 Перечня были исключены слова «капитальный ремонт». Это, в свою очередь, поставило под сомнение возможность застройщиков осуществлять капитальный ремонт объектов, определенных в указанных выше пунктах, без получения градостроительных условий и ограничений.

Но по этому поводу Минрегион приводит п. 27 Перечня, в котором указывается, что при реставрации, капитальном ремонте зданий и сооружений и перепланировке помещений получение градостроительных условий и ограничений не требуется. Таким образом, можно говорить о том, что приказ № 49 «обобщил» возможность проведения капитального ремонта объектов, указанных в пп. 5, 6, 9, 11, 14 Перечня, через п. 27 этого же Перечня. Иными словами, указанные объекты «вошли» в состав зданий и сооружений. К определению терминов «здания» и «сооружения» мы вернемся ниже.

4. Пункт 18 Перечня был изложен в новой редакции, в соответствии с которой теперь получение градостроительных условий и ограничений не требуется в случае установки малых архитектурных форм, реконструкции элементов благоустройства без сноса (переноса) других сооружений либо коммуникаций. Напомним: ранее этим пунктом предусматривалось, что в получении градостроительных условий и ограничений нет необходимости в случае строительства, реконструкции и капитального ремонта элементов благоустройства без сноса (переноса) других сооружений либо коммуникаций, реконструкции, реставрации, капитального ремонта малых архитектурных форм.

Основной возникший вопрос таков: что имеется в виду под «установкой малых архитектурных форм»? В свою очередь, напомним, что действующее законодательство предусматривает возможность «размещения малых архитектурных форм», осуществляемого в соответствии с требованиями Закона о благоустройстве населенных пунктов.

Минрегион объяснил, что под формулировкой «установка малых архитектурных форм» необходимо понимать «размещение малых архитектурных форм», т. е. эти слова в данном случае являются тождественными.

Кроме того, возник еще один вопрос: осуществление строительства и капитального ремонта элементов благоустройства отныне невозможно без получения градостроительных условий и ограничений?

Минрегион объяснил, что если запланированные проектные работы по строительству (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт) элементов благоустройства отсутствуют в Перечне, то заказчику необходимо получить на эти работы градостроительные условия и ограничения.

В свою очередь, напомним, что перечень объектов, являющихся элементами благоустройства, приведен в ст. 21 Закона о благоустройстве населенных пунктов.

5. Пункт 25 Перечня изложен в новой редакции: «Реконструкция жилых и нежилых помещений без изменения их внешней конфигурации, устройство в существующих жилых домах, административно-бытовых зданиях предприятий и общественных зданиях встроенных помещений общественного назначения».

И снова возник вопрос: какие объекты относятся к «жилым» и «нежилым» помещениям? Те, определения которых содержатся в ДБН В.2.2-15-2005? Ведь правильное понимание того или иного термина имеет важнейшее значение в правовой сфере, от этого зависит возможность применения других правовых норм.

В свою очередь, Минрегион подтвердил, что, действительно, при определении жилых и нежилых помещений нужно руководствоваться ДБН В.2.2-15-2005 «Жилые здания. Основные положения» и ДБН В.22-9-99 «Общественные здания и сооружения».

Следовательно:

жилое помещение — отапливаемое помещение, расположенное в надземном этаже, предназначенное для круглогодичного проживания и соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям к микроклимату и воздушной среде, естественному освещению, допустимым уровням нормируемых параметров по шуму, вибрации, ультразвуку и инфразвуку, электрическим и электромагнитным полям и ионизирующему излучению;

нежилое помещение — помещение в структуре жилого дома, не относящееся к жилому фонду. Является самостоятельным объектом гражданско-правовых отношений.

6. Пункт 27 Перечня изложен в новой редакции, в соответствии с которой в случае реставрации, капитального ремонта зданий и сооружений и перепланировки помещений предоставление градостроительных условий и ограничений не осуществляется.

Теперь остается лишь выяснить, какие же объекты строительства подпадают под категорию «здания» и «сооружения».

С целью выяснения этого Минрегион отсылает нас к ГК ЗС.

Действительно, ГК ЗС содержит определение указанных выше терминов. Следовательно, чтобы выяснить, нужно ли заказчику получать градостроительные условия и ограничения в случае, например, капитального ремонта жилого дома, достаточно обратиться к ГК ЗС.

Так, здания — это сооружения, состоящие из несущих и ограждающих или соединенных (несуще-ограждающих) конструкций, которые образуют наземные либо подземные помещения, предназначенные для проживания или пребывания людей, размещения оборудования, животных, растений, а также предметов.

В то же время к зданиям относятся в том числе и жилые дома.

Следовательно, для капитального ремонта жилого дома нет необходимости получать градостроительные условия и ограничения.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше