Темы статей
Выбрать темы

Какими документами оформляются проверки инспекторами ГАСИ

Редакция СБ
Ответы на вопросы

Какими документами оформляются проверки инспекторами ГАСИ?

 

Подскажите, пожалуйста, предусмотрены ли действующими нормативно-правовыми актами формы документов, которые должны составляться во время проверок инспекторами ГАСИ?

 

Да, предусмотрены, но утверждены они не так давно. Минрегион приказом «Об утверждении форм актов и других документов, составляемых во время или по результатам осуществления государственного архитектурно-строительного контроля» от 15.05.2012 г. № 240 (далее — Приказ № 240) утвердил формы таких документов:

— форму акта проверки соблюдения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил согласно приложению 1;

— форму акта о недопущении должностных лиц инспекции государственного архитектурно-строительного контроля на объекты строительства, предприятия строительной отрасли для выполнения возложенных на них функций согласно приложению 2;

— форму предписания об устранении нарушения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил согласно приложению 3;

— форму предписания о приостановлении подготовительных и строительных работ, не соответствующих законодательству, строительным нормам, государственным стандартам и правилам, архитектурным требованиям, утвержденным проектным решениям, техническим условиям и другим нормативно-правовым актам, выполняемых без уведомления, регистрации декларации о начале их выполнения или без получения разрешения на выполнение строительных работ согласно приложению 4;

— форму протокола об административном правонарушении согласно приложению 5;

— форму постановления по делу об административном правонарушении согласно приложению 6;

— форму протокола о правонарушении в сфере градостроительной деятельности согласно приложению 7;

— форму постановления о наложении штрафа за правонарушение в сфере градостроительной деятельности согласно приложению 8;

— форму направления для проведения внеплановой проверки согласно приложению 9.

Необходимость принятия указанных выше форм была обусловлена прежде всего п. 15 Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, утвержденного постановлением КМУ от 23.05.2011 г. № 553 (далее — Постановление № 553). Так, в частности, в нем предусматривается, что формы актов и других документов, составляемых во время или по результатам осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, утверждаются Минрегионом.

А теперь вернемся немного в прошлое и вспомним, почему же так ожидали форм, утвержденных Приказом № 240? Ответ прост, потому что в период с 01.03.2012 г. по 23.07.2012 г. (дата вступления в силу Приказа № 240) не существовало никаких форм документов, которыми бы могли руководствоваться должностные лица Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины (далее — ГАСИ) и ее территориальных органов при осуществлении мероприятий государственного архитектурно-строительного контроля. О дате 01.03.2012 г. напомним, что именно в этот день вступило в силу постановление КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины и признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Украины от 22 июля 2009 г. № 759» от 27.02.2012 г. № 148. Этим нормативным актом, в частности, были признаны утратившими силу формы Протокола о правонарушении в сфере градостроения, Предписания и Постановления о наложении штрафа за правонарушения в сфере градостроения, утвержденные постановлением КМУ «Об утверждении Порядка наложения штрафов за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» от 06.04.95 г. № 244.

Поэтому начиная с 01.03.2012 г. должностным лицам ГАСИ и ее территориальных органов ничего не оставалось, как составлять документы во время и по результатам проверок соблюдения градостроительного законодательства, руководствуясь общими нормами Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (далее — КоАП). Так, например, требования к содержанию протокола об административном правонарушении содержатся в ст. 256 КоАП, а к постановлению по делу об административном правонарушении — в ст. 283 КоАП.

Следовательно, с протоколом и постановлением ситуация была более или менее урегулирована. Так, например, представим себе ситуацию: появляется на стройплощадке проверяющий из ГАСИ. Все идет к тому, что все же нарушения обнаружены и с соблюдением определенных процедур должен быть составлен протокол об административном правонарушении. Вы точно не знаете, какую форму должен иметь этот документ, но вы могли об этом узнать, заглянув в КоАП. Следует отметить, что наличие знаний о документах, их формах играет не последнюю роль в деятельности субъекта хозяйствования, тем более если речь идет о проверках и возможном наложении санкций по ее результатам. Так, например, неверно составленный протокол об административном правонарушении является основанием для обжалования постановления о наложении административного взыскания.

Отныне ситуация облегчена для обеих сторон: и для субъектов хозяйствования, и для инспекторов ГАСИ и ее территориальных органов — есть «официальная» форма протокола об административном правонарушении.

Более сложная ситуация была с иными документами, например с направлением для проведения проверки — его формы не было ранее и в настоящий момент тоже нет.

Напомним, что абз. 11 п. 7 Постановления № 533 предусмотрено, что во время проведения внеплановой проверки должностное лицо инспекции обязано предъявить служебное удостоверение и направление для проведения внеплановой проверки. Обращаем внимание наших читателей на название этого документа — направление для проведения внеплановых проверок, то есть оно предназначено для использования только при проведении внеплановых проверок.

С момента вступления в силу Постановления № 533 у застройщиков возник вопрос: нужно направление для проведения плановой проверки или нет? Из содержания самого Постановления № 533 об этом ничего конкретно не вытекает. Поэтому и возникла необходимость в получении разъяснений, которые и были предоставлены Минрегионом.

Минрегион в своем письме «О необходимости получения направления представителем Госархстройинспекции при проведении плановой проверки» от 07.03.2012 г. № 7/17-3811 (текст и комментарий к нему см. в «СБ», 2012, № 10, с.4) указал, что представители ГАСИ и ее территориальных органов должны иметь направление на проведение плановой проверки субъекта хозяйствования, которое выдается на основании приказа ГАСИ и ее территориальных органов об утверждении плана проведения плановых проверок на соответствующий период. При этом ссылался профильный орган на п. 7 Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, утвержденного Постановлением № 533. Правда, непонятно: почему именно на этот пункт ссылаются специалисты Минрегиона, ведь эта норма определяет порядок проведения внеплановой проверки.

С появлением форм актов и иных документов, составляемых начиная с 23 июля этого года во время или по результатам проверок инспекторами ГАСИ, опять появляется вопрос: должен иметь при себе проверяющий ГАСИ направление на плановую проверку или нет?

Как видите, есть только форма направления для проведения внеплановой проверки. Форма для проведения плановой проверки не предусмотрена, поэтому напрашивается вывод, что для ее проведения направление не нужно.

По нашему мнению, вопросы об утвержденных формах еще будут возникать. Но нужно сказать: позитив от того, что формы актов и иных документов, составляемых во время или по результатам осуществления государственного архитектурно-строительного контроля все же утверждены, является беспрекословным. Уверен в этом и Минрегион, который в своей пояснительной записке еще к проекту Приказа № 240 указал: принятие этого документа разрешит обеспечить эффективную реализацию мероприятий государственного архитектурно-строительного контроля и утвердить единый подход к оформлению документов, составляемых во время или по результатам осуществления такого контроля с учетом требований действующего законодательства.

 

Яна Брусенцова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше