Темы статей
Выбрать темы

О порядке подачи и оформления декларации о готовности объекта к эксплуатации

Редакция СБ
Письмо от 31.05.2012 г. № 40-16-3825

О порядке подачи и оформления декларации о готовности объекта к эксплуатации

 

Письмо Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины от 31.05.2012 г. № 40-16-3825

 

В соответствии с частью шестой статьи 39 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины либо ее территориальный орган (далее — Инспекция) по местонахождению объекта строительства отказывают в регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации, если такая декларация подана либо оформлена с нарушением установленных требований.

Пунктом 21 Порядка приема в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 г. № 461 , определено, что, в случае если декларация подана либо оформлена с нарушением установленных требований, Инспекция возвращает ее на доработку с обоснованием оснований возврата в срок, предусмотренный для ее регистрации. После устранения недостатков, ставших основанием для возврата декларации на доработку, заказчик может повторно обратиться в Инспекцию для регистрации декларации.

Вместе с тем сообщаем, что пунктом 19 этого Порядка установлена ответственность заказчика за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

В комментируемом письме разъясняются действия Государственной архитектурно-строительной инспекции либо ее территориальных органов (далее — Инспекция) в случае подачи или оформления декларации о готовности объекта к эксплуатации с нарушением требований законодательства (далее — декларация).

Напомним, что декларация — это документ, удостоверяющий факт приема в эксплуатацию законченных строительством объектов, относящихся к I — III категориям сложности, и объектов, строительство которых осуществлялось на основании строительного паспорта. В частности, прием в эксплуатацию таких объектов производится путем регистрации соответствующей Инспекцией на безвозмездной основе поданной заказчиком декларации.

Порядок приема в эксплуатацию законченных строительством объектов определяется постановлением КМУ от 13.04.2011 г. № 461 (далее — Порядок № 461). Так, в частности, п. 18 Порядка № 461 предусматривается, что заказчик (его уполномоченное лицо) подает лично или направляет заказным письмом с описью вложения в Инспекцию два экземпляра декларации (форма декларации приведена в приложении 1 к Порядку № 461). При этом один экземпляр декларации после проведения регистрации возвращается заказчику, а второй — остается в Инспекции, которая зарегистрировала декларацию.

В то же время в ч. 6 ст. 39 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI (далее — Закон № 3038) предоставляет Инспекции право по местонахождению объекта строительства отказать в регистрации декларации, если такая декларация подана либо оформлена с нарушением установленных требований.

И здесь возникает вопрос: что имеется в виду под нарушением требований законодательства? Ведь ни в Законе № 3038, ни в Порядке № 461 ответ на этот вопрос невозможно найти, можно только догадываться. Так, в п. 17 Порядка № 461 указывается, что регистрация декларации осуществляется с соблюдением требований Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV. А это предусматривает, что декларация должна приниматься в разрешительном центре по местонахождению объекта. Итак, можно бы было прийти к выводу, что если декларация будет подана другим способом, это будет нарушением требований законодательства. В то же время содержание п. 18 Порядка № 461 дает все основания говорить о том, что заказчик имеет полное право подать декларацию непосредственно в соответствующую Инспекцию. Следовательно, это исключает нарушение требований законодательства в данной части. Остается еще одно вероятное основание нарушения требований законодательства — это подача декларации в одном экземпляре, а не в двух, как того требует Порядок № 461.

Значительно более простая ситуация с оформлением декларации с нарушением установленных требований. По нашему мнению, имеется в виду несоблюдение самой формы декларации. С этим все понятно: декларация оформлена неправильно — есть все основания получить отказ в ее регистрации.

Следовательно, как указывается в п. 21 Порядка № 461, в случае если декларация подана либо оформлена с нарушением установленных требований, Инспекция вернет ее на доработку. При этом Инспекция должна обосновать основания возврата декларации в срок, предусмотренный для ее регистрации. При этом напоминаем, что срок для регистрации декларации составляет десять рабочих дней с даты подачи (поступления) декларации. В течение этого срока Инспекция должна проверить полноту данных, указанных в декларации. И именно в этот срок Инспекция должна в случае выявления несоответствий (нарушений) декларации установленным требованиям уведомить заявителя о своем отказе в регистрации декларации.

Обращаем внимание: абзац 2 п. 21 Порядка № 461 предусматривает, что после устранения недостатков, ставшим основанием для возврата декларации на доработку, заказчик может повторно обратиться в Инспекцию для регистрации декларации.

Кроме того, Инспекция в своем письме напоминает, что согласно п. 19 Порядка установлена ответственность заказчика за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации. Таким образом, заказчик может не только получить отказ в регистрации декларации, но еще и быть привлечен к ответственности в случае выявления Инспекцией недостоверных данных при оформлении декларации. В частности, ответственность за приведение недостоверных данных в декларации предусмотрена Кодексом Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП).

При этом взыскания, применяемые к нарушителю, дифференцированы в зависимости от категории сложности объекта строительства, а именно предусматривается следующее:

 

Норма КоАП

Размер взыскания

Приведение недостоверных данных в декларации, совершенное относительно объектов I категории сложности (ч. 11 ст. 96 КоАП)

Наложение штрафа от 350 до 400 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 5950 до 6800 грн.)

Приведение недостоверных данных в декларации, совершенное относительно объектов II категории сложности (ч. 12 ст. 96 КоАП)

Наложение штрафа от 400 до 500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 6800 до 8500 грн.)

Приведение недостоверных данных, совершенное относительно объектов III категории сложности (ч. 13 ст. 96 КоАП)

Наложение штрафа от 500 до 600 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 8500 до 10200 грн.)

 

Яна Брусенцова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше