О порядке подачи и оформления декларации о готовности объекта к эксплуатации
Письмо Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины от 31.05.2012 г. № 40-16-3825
В соответствии с частью шестой статьи 39 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины либо ее территориальный орган (далее — Инспекция) по местонахождению объекта строительства отказывают в регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации, если такая декларация подана либо оформлена с нарушением установленных требований.
Пунктом 21 Порядка приема в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 г. № 461 , определено, что, в случае если декларация подана либо оформлена с нарушением установленных требований, Инспекция возвращает ее на доработку с обоснованием оснований возврата в срок, предусмотренный для ее регистрации. После устранения недостатков, ставших основанием для возврата декларации на доработку, заказчик может повторно обратиться в Инспекцию для регистрации декларации.
Вместе с тем сообщаем, что пунктом 19 этого Порядка установлена ответственность заказчика за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации.
КОММЕНТАРИЙ
В комментируемом письме разъясняются действия Государственной архитектурно-строительной инспекции либо ее территориальных органов (далее — Инспекция) в случае подачи или оформления декларации о готовности объекта к эксплуатации с нарушением требований законодательства (далее — декларация).
Напомним, что декларация — это документ, удостоверяющий факт приема в эксплуатацию законченных строительством объектов, относящихся к I — III категориям сложности, и объектов, строительство которых осуществлялось на основании строительного паспорта. В частности, прием в эксплуатацию таких объектов производится путем регистрации соответствующей Инспекцией на безвозмездной основе поданной заказчиком декларации.
Порядок приема в эксплуатацию законченных строительством объектов определяется постановлением КМУ от 13.04.2011 г. № 461 (далее — Порядок № 461). Так, в частности, п. 18 Порядка № 461 предусматривается, что заказчик (его уполномоченное лицо) подает лично или направляет заказным письмом с описью вложения в Инспекцию два экземпляра декларации (форма декларации приведена в приложении 1 к Порядку № 461). При этом один экземпляр декларации после проведения регистрации возвращается заказчику, а второй — остается в Инспекции, которая зарегистрировала декларацию.
В то же время в ч. 6 ст. 39 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI (далее — Закон № 3038) предоставляет Инспекции право по местонахождению объекта строительства отказать в регистрации декларации, если такая декларация подана либо оформлена с нарушением установленных требований.
И здесь возникает вопрос: что имеется в виду под нарушением требований законодательства? Ведь ни в Законе № 3038, ни в Порядке № 461 ответ на этот вопрос невозможно найти, можно только догадываться. Так, в п. 17 Порядка № 461 указывается, что регистрация декларации осуществляется с соблюдением требований Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV. А это предусматривает, что декларация должна приниматься в разрешительном центре по местонахождению объекта. Итак, можно бы было прийти к выводу, что если декларация будет подана другим способом, это будет нарушением требований законодательства. В то же время содержание п. 18 Порядка № 461 дает все основания говорить о том, что заказчик имеет полное право подать декларацию непосредственно в соответствующую Инспекцию. Следовательно, это исключает нарушение требований законодательства в данной части. Остается еще одно вероятное основание нарушения требований законодательства — это подача декларации в одном экземпляре, а не в двух, как того требует Порядок № 461.
Значительно более простая ситуация с оформлением декларации с нарушением установленных требований. По нашему мнению, имеется в виду несоблюдение самой формы декларации. С этим все понятно: декларация оформлена неправильно — есть все основания получить отказ в ее регистрации.
Следовательно, как указывается в п. 21 Порядка № 461, в случае если декларация подана либо оформлена с нарушением установленных требований, Инспекция вернет ее на доработку. При этом Инспекция должна обосновать основания возврата декларации в срок, предусмотренный для ее регистрации. При этом напоминаем, что срок для регистрации декларации составляет десять рабочих дней с даты подачи (поступления) декларации. В течение этого срока Инспекция должна проверить полноту данных, указанных в декларации. И именно в этот срок Инспекция должна в случае выявления несоответствий (нарушений) декларации установленным требованиям уведомить заявителя о своем отказе в регистрации декларации.
Обращаем внимание: абзац 2 п. 21 Порядка № 461 предусматривает, что после устранения недостатков, ставшим основанием для возврата декларации на доработку, заказчик может повторно обратиться в Инспекцию для регистрации декларации.
Кроме того, Инспекция в своем письме напоминает, что согласно п. 19 Порядка установлена ответственность заказчика за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации. Таким образом, заказчик может не только получить отказ в регистрации декларации, но еще и быть привлечен к ответственности в случае выявления Инспекцией недостоверных данных при оформлении декларации. В частности, ответственность за приведение недостоверных данных в декларации предусмотрена Кодексом Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП).
При этом взыскания, применяемые к нарушителю, дифференцированы в зависимости от категории сложности объекта строительства, а именно предусматривается следующее:
Норма КоАП | Размер взыскания |
Приведение недостоверных данных в декларации, совершенное относительно объектов I категории сложности (ч. 11 ст. 96 КоАП) | Наложение штрафа от 350 до 400 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 5950 до 6800 грн.) |
Приведение недостоверных данных в декларации, совершенное относительно объектов II категории сложности (ч. 12 ст. 96 КоАП) | Наложение штрафа от 400 до 500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 6800 до 8500 грн.) |
Приведение недостоверных данных, совершенное относительно объектов III категории сложности (ч. 13 ст. 96 КоАП) | Наложение штрафа от 500 до 600 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 8500 до 10200 грн.) |
Яна Брусенцова