Темы статей
Выбрать темы

В Новый год с новыми правилами: о разграничении земель государственной и коммунальной собственности

Редакция СБ
Статья

В НОВЫЙ ГОД С НОВЫМИ ПРАВИЛАМИ:

О разграничении земель государственной
и коммунальной собственности

Анастасия Семененко,
юрист-аналитик
ИД «Фактор»

 

6 октября 2012 года Президент подписал Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по разграничению земель государственной и коммунальной собственности» от 06.09.2012 г. № 5245-VI. Этот документ в корне меняет принцип разграничения земель: с проектного — на статус «в силу закона», как он назван в пояснительной записке к принятому уже Закону. Закон № 5245 должен вступить в силу с 01.01.13 г., поэтому рассмотрим, что нас ждет в новом году.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

ЗК — Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

Закон № 5245 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по разграничению земель государственной и коммунальной собственности» от 06.09.2012 г. № 5245-VI.

Закон № 1457 — Закон Украины «О разграничении земель государственной и коммунальной собственности» от 05.02.2004 г. № 1457-IV.

Закон № 858 — Закон Украины «О землеустройстве» от 22.05.2003 г. № 858-IV.

 

С чего все начиналось...

Впервые принципы разграничения земель государственной и коммунальной собственности были закреплены в 2004 году в Законе № 1457. Основанием для проведения работ, связанных с разграничением земель государственной и коммунальной собственности в границах населенных пунктов, на сегодняшний день остается решение сельского, поселкового, городского совета, а за пределами населенных пунктов — решение Совета министров Автономной Республики Крым или соответствующей областной государственной администрации.

Сегодня разграничение земель государственной и коммунальной собственности должно осуществляться по проектам, которые согласно заказу соответствующих сельских, поселковых, городских советов, Совета министров Автономной Республики Крым, областных государственных администраций разрабатываются государственными и другими землеустроительными организациями. То есть до 01.01.2013 г. действует так называемый проектный принцип разграничения земель. Как показала практика, существующий проектный принцип не соответствует реалиям нашей жизни и делает невозможным его применение на практике вследствие слишком высокой стоимости изготовления проектов и чрезвычайно сложного порядка их согласования. Поэтому и возникла необходимость в изменении подходов к разграничению земель государственной и коммунальной собственности. Будем надеяться, что таким положительным изменением, которое зарекомендует себя в дальнейшем в практической жизни, и станет Закон № 5245.

 

Общее о Законе № 5245

С 01.01.2013 г. Закон № 5245 определяет перечень земельных участков, которые будут относиться к коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, а также тех, которые будут находиться в государственной собственности.

Кроме того, важным моментом является то, что в основу Закона № 5245 положен отказ от разработки проектов землеустройства по разграничению земель государственной и коммунальной собственности и проведению разграничения земель государственной и коммунальной собственности по принципу «в силу закона».

Изменятся и полномочия органов, которые будут передавать земельные участки в собственность либо пользование, что является логическим продолжением автоматического разграничения земель государственной и коммунальной собственности.

Итак, Закон № 5245 обновил некоторые законы, в том числе ЗК, Закон № 858 и другие. Рассмотрим ниже наиболее значимые, по нашему мнению, изменения.

Разграничение по новым правилам...

Напомним, что сегодня ст. 6 и 7 Закона № 1457 определяют, какие именно земли при разграничении земель государственной и коммунальной собственности относятся к землям коммунальной собственности территориальных громад сел, поселков, городов, а какие — к землям государственной собственности. Также предлагаем сравнить, как изменятся составляющие этих двух перечней со вступлением в силу Закона № 5245 и какие земли «отойдут» к соответствующим территориальным громадам, а какие — к государству.

 

Земли коммунальной собственности территориальных громад

Согласно Закону № 1457 (ст. 7)

Согласно Закону № 5245 (п. 3 раздела II «Заключительные положения»)

Все земли в границах населенных пунктов, кроме земель частной собственности и земель, отнесенных к государственной собственности

а) земельные участки: — на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества коммунальной собственности соответствующей территориальной громады; — находящиеся в постоянном пользовании органов местного самоуправления, коммунальных предприятий, учреждений, организаций

Земельные участки за пределами населенных пунктов, на которых расположены объекты коммунальной собственности

б) все другие земли, расположенные в границах соответствующих населенных пунктов, кроме земельных участков частной собственности и земельных участков государственной собственности, указанных в подпунктах «а» и «б» п. 4 этого раздела

Земли запаса, которые ранее были переданы территориальным громадам сел, поселков, городов в соответствии с законодательством Украины

 

Земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, являющиеся общей собственностью территориальной громады и государства

 

 

Как видите, оставлен главный принцип отнесения земельных участков к коммунальной собственности — расположение объектов недвижимого имущества в границах того или иного населенного пункта, конечно, кроме некоторых случаев.

 

Земли государственной собственности

Согласно Закону № 1457 (ст. 6)

Согласно Закону № 5245 (п. 4 раздела II «Заключительные положения»)

1

2

Земельные участки, используемые для обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов государственной власти, Национальной академии наук Украины, государственных отраслевых академий наук

а) расположенные в границах населенных пунктов земельные участки: — на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества государственной собственности; — находящиеся в постоянном пользовании органов государственной власти, государственных предприятий, учреждений, организаций, Национальной академии наук Украины, государственных отраслевых академий наук; — относящиеся к землям обороны

Земли обороны, кроме земельных участков под объектами социально-культурного, производственного и жилого назначения

б) земельные участки, используемые Черноморским флотом Российской Федерации на территории Украины на основании международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины

Земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы

в) земли зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы

Земли под водными объектами общегосударственного значения в соответствии с законодательством Украины, а также землей под береговыми полосами водных путей, водоохранных зон, прибрежных защитных полос, зон санитарной охраны объектов водного фонда общегосударственного значения за пределами населенных пунктов

г) все другие земли, расположенные за пределами населенных пунктов, кроме земельных участков частной собственности и земельных участков коммунальной собственности, указанных в подпункте «а» п. 3 этого раздела

Земли атомной энергетики и космической системы

 

Земельные участки, используемые для обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов государственной власти, Национальной академии наук Украины, государственных отраслевых академий наук

 

Земли под объектами природно-заповедного фонда и историко-культурными объектами, имеющими национальное и общегосударственное значение

 

Земли лесного фонда за пределами населенных пунктов

 

Земли под казенными предприятиями

 

Земельные участки, на которых расположены государственные, в том числе казенные, предприятия, хозяйственные общества, в уставных фондах которых государству принадлежат доли (акции, паи), объекты незавершенного строительства и законсервированные объекты

 

Земельные участки, закрепленные за государственными профессионально-техническими учебными заведениями и высшими учебными заведениями государственной формы собственности

 

 

Невооруженным глазом видно, что перечень земель, которые будут отнесены к землям государственной собственности, значительно сократился: либо за счет изъятия таких земель из перечня тех, которые могут находиться только в государственной собственности, либо за счет обобщения и упрощения некоторых позиций. Так, в пояснительной записке еще к проекту Закона № 5245 указывалось, что нецелесообразным является отнесение исключительно к государственной собственности земель под объектами природно-заповедного фонда и историко-культурными объектами, имеющими национальное и общегосударственное значение. В частности, изменение собственности на указанные земли никоим образом не влияет на режим их использования.

Следовательно, иначе говоря, новая процедура разграничения заключается в том, что в границах населенных пунктов коммунальной собственностью объявляются все земли, кроме земельных участков частной собственности и земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности, а также пребывающие в постоянном пользовании органов государственной власти и государственных предприятий, учреждений и организаций. За пределами же населенных пунктов в государственной собственности остаются все земли, кроме земель частной собственности и земельных участков, которые на момент разграничения были предоставлены в пользование коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям (кладбища, общественные пастбища, мусорные свалки и другие объекты коммунального хозяйства).

Предложенный механизм разграничения земель государственной и коммунальной собственности дает возможность кардинально упростить процесс разграничения и осуществить его без затрат как из местных бюджетов, так и из госбюджета.

Обращаем внимание, что со вступлением в силу Закона № 5245 государственная регистрация права государства или территориальной громады на земельные участки, указанные выше в пп. 3 и 4 раздела II Закона № 5245, будет осуществляться на основании заявления органов, передающих согласно ст. 122 ЗК земельные участки в собственность или в пользование, к которому прилагается извлечение из Государственного земельного кадастра о соответствующем земельном участке.

При этом следует отметить, что ст. 122 ЗК с 01.01.2013 г. приобретет новое содержание, что является логическим продолжением изменений в процессе разграничения земель государственной и коммунальной собственности.

Так, в частности, передача земель в собственность или пользование согласно обновленной ст. 122 ЗК будет осуществляться следующим образом:

 

Орган, передающий земельные участки

Перечень земель, передаваемых в собственность или пользование

Сельские, поселковые, городские советы (ч. 1 ст. 122 ЗК)

Земельные участки из земель коммунальной собственности соответствующих территориальных громад для всех нужд

Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, районные советы (ч. 2 ст. 122 ЗК)

Земельные участки из соответствующих земель общей собственности территориальных громад для всех нужд

Районные государственные администрации на их территории (ч. 3 ст. 122 ЗК)

Земельные участки из земель государственной собственности, кроме случаев, определенных ч. 4 и 8 ст. 122 ЗК:
в границах сел, поселков, городов районного значения для всех нужд; — за пределами населенных пунктов для: а) ведения водного хозяйства; б) строительства объектов, связанных с обслуживанием жителей территориальной громады района (школ, заведений культуры, больниц, предприятий торговли и т. п.), с учетом требований части седьмой этой статьи; в) индивидуального дачного строительства

Центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов в области земельных отношений и его территориальные органы (ч. 4 ст. 122 ЗК)

Земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной собственности, кроме случаев, определенных ч. 8 ст. 122 ЗК, для всех нужд

Областные государственные администрации на их территории (ч. 5 ст. 122 ЗК)

Земельные участки из земель государственной собственности, кроме случаев, определенных ч. 3, 4 и 8 ст. 122 ЗК, в границах городов областного значения и за пределами населенных пунктов, а также земельные участки, не входящие в состав определенного района, или в случаях, когда районная государственная администрация не создана, для всех нужд

Киевская и Севастопольская городские государственные администрации в пределах их территорий (ч. 6 ст. 122 ЗК)

Земельные участки из земель государственной собственности, кроме случаев, определенных ч. 4 и 8 ст. 122 ЗК, для всех нужд

Совет министров Автономной Республики Крым на территории Автономной Республики Крым (ч. 7 ст. 122 ЗК)

Земельные участки из земель государственной собственности, кроме случаев, определенных ч. 3, 4 и 8 ст. 122 ЗК, в границах сел, поселков, городов, не входящих в состав определенного района, и за пределами населенных пунктов для всех нужд, а также согласовывает передачу таких земель в собственность или в пользование с районными государственными администрациями на их территории для строительства объектов, связанных с обслуживанием жителей территориальной громады района (школ, заведений культуры, больниц, предприятий торговли и т. п.)

Кабинет Министров Украины (ч. 8 ст. 122 ЗК)

Земельные участки из земель государственной собственности — в собственность или в пользование в случаях, определенных ст. 149 ЗК, и земельные участки дна территориального моря, а также земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной собственности в уставный капитал государственного земельного банка, который стопроцентно принадлежит государству и не подлежит приватизации

 

Как видите, полномочия органов, имеющих право передавать земельные участки в собственность или пользование, значительно изменились. Также обращаем внимание, что появляется новый орган, уполномоченный передавать земли. Это центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов в области земельных отношений и его территориальные органы, которые будут осуществлять передачу земельных участков только сельскохозяйственного назначения, отбирая указанные полномочия у местных государственных администраций, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и Совета Министров Автономной Республики Крым.

Итак, Законом № 5245 предлагается оставить множественность субъектов, которые будут предоставлять в собственность или пользование одни и те же земельные участки.

А теперь вернемся к вопросу госрегистрации права государства либо территориальной громады на земельный участок. Закон № 5245 уточняет, что в случае если сведения о земельных участках, указанных в п. 3 и 4 раздела II Закона № 5245, не внесены в Государственный реестр земель, предоставление разрешения на разработку документации по землеустройству, которое является основанием для государственной регистрации таких земельных участков, а также его утверждение будут осуществляться по следующему принципу:

 

в границах населенных пунктов

сельскими, поселковыми, городскими советами

за пределами населенных пунктов

органами исполнительной власти, которые в соответствии с законом осуществляют распоряжение такими земельными участками

 

И ключевой момент Закона № 5245 — в п. 7 раздела II указывается, что со дня вступления в силу данного Закона земли государственной и коммунальной собственности в Украине считаются разграниченными. Это говорит об отсутствии необходимости дополнительных расходов из государственного и местных бюджетов на проведение разграничения, которое произойдет «в силу закона», а не по каждому проекту землеустройства. То есть Законом № 5245 предусмотрена государственная регистрация права собственности на такие земельные участки без принятия уполномоченным органом дополнительных решений. При этом отмечается, что право собственности на земельные участки государственной и коммунальной собственности, определенные в п. 3 и 4 раздела II Закона № 5245, реализуется только после государственной регистрации права собственности на соответствующий земельный участок.

 

О гарантиях для пользователей

Следует отметить, что Закон № 5245, кроме прочего, нормировал правоотношения, связанные с переходом права собственности на земельные участки, находящиеся в пользовании. Так, ЗК был дополнен новой ст. 1481, которая определяет условия перехода права собственности на земельные участки, находящиеся в пользовании. В частности, устанавливается обязательность уведомления всех пользователей земельных участков лицом, которое приобрело право собственности на него, о переходе собственности на земельный участок. Такой же порядок распространяется и на случаи перехода полномочий по реализации права собственности государства на земельный участок, находящийся в пользовании, от одного органа государственной власти, органа местного самоуправления, к другому.

Так, ч. 3 ст. 1481 ЗК обязывает лицо, которое приобрело право собственности на земельный участок, в течение одного месяца со дня приобретения права собственности на него уведомить об этом его пользователя. В таком уведомлении должны быть указаны:

 

1

кадастровый номер (при наличии), место расположения и площадь земельного участка

2

наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (для физических лиц) нового собственника

3

место жительства (местонахождение) нового собственника, его почтовый адрес

4

платежные реквизиты (в случае если законом или договором предусмотрена плата за пользование земельным участком в денежной форме)

 

Уведомление должно быть направлено пользователю земельного участка заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено ему лично под подпись.

А вот уведомление о переходе права собственности от государства к территориальной громаде или наоборот подлежит еще и опубликованию в печатных средствах массовой информации местной сферы распространения с указанием кадастрового номера, места расположения и площади земельного участка.

При этом устанавливается, что соответствующие изменения в договоры аренды, суперфиция, эмфитевзиса, сервитута, залога могут быть внесены исключительно с согласия их сторон.

Следовательно, пользователи земельными участками могут не беспокоиться по поводу грядущих изменений, поскольку договорные отношения между потенциальными новыми собственниками в соответствии с требованиями Закона № 5245 должны быть оставлены в силе.

 

Коротко о других изменениях

Следует обратить внимание на обновленную ч. 5 ст. 116 ЗК. Начиная с 01.01.2013 г. земельные участки, которые будут находиться в собственности либо пользовании граждан или юридических лиц, будут передаваться в собственность или пользование по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления после прекращения права собственности или пользования такими участками в порядке, определенном законом. Напомним, что в соответствии с действующей редакцией ЗК предоставление в пользование земельного участка, находящегося в собственности или в пользовании, осуществляется после его изъятия (выкупа). Несколько настораживает, что в новой редакции ч. 5 ст. 116 ЗК говорится о прекращении права собственности или пользования в соответствии с законом (что имеется в виду под «законом»?). В частности, сегодня основания и порядок прекращения права собственности (пользования) земельными участками закреплены в главе 22 ЗК.

Не менее «интересным» новшеством является то, что с 01.01.13 г. субъектами права общей собственности на земельный участок смогут быть не только граждане и юридические лица, но также государство и территориальные громады (ч. 2 ст. 86 ЗК). Напомним, что пока еще субъектами права общей собственности на землю могут быть только граждане и юридические лица.

Также Закон № 5245 закрепил правило, по которому право собственности на недвижимое имущество предприятия, учреждения, организации, находящееся в государственной и коммунальной собственности, и земельный участок, на котором они расположены, должны сочетаться в одном лице. Так, в частности, ст. 123 ЗК была дополнена новой частью (ч. 12), где предусматривается, что на основании решения о передаче здания, сооружения, другого объекта недвижимого имущества государственной собственности в коммунальную собственность принимается решение о передаче в коммунальную собственность земельного участка, на котором расположен объект передачи. На основании же решения о передаче здания, сооружения, другого объекта недвижимого имущества коммунальной собственности в государственную собственность также передается в государственную собственность земельный участок, на котором расположен объект передачи.

Кроме того, предусматривается, что в случае предоставления земельных участков государственной собственности в постоянное пользование предприятиям, учреждениям, организациям коммунальной собственности одновременно осуществляется передача земельных участков государственной собственности в коммунальную собственность и наоборот (ч. 11 ст. 123 ЗК).

Вот такие изменения ожидают нас в новом году. Конечно, в этой статье мы коснулись не всех новшеств, а только некоторых, которые могут быть интересны нашим читателям. Кроме того, считаем, что мы еще не раз вернемся к Закону № 5245, поскольку его действительно можно считать прорывом в земельной реформе.

В частности, по мнению авторов Закона № 5245, при его помощи должны быть четко определены земли и земельные участки, находящиеся в государственной и коммунальной собственности. А это, в свою очередь, будет способствовать эффективному управлению территорией, регулированию налоговой базы за счет платы за землю, предотвращению конфликтных ситуаций и судебных разбирательств.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше