Темы статей
Выбрать темы

Реклама и строительство: правовой аспект

Редакция СБ
Статья

Реклама и строительство:
 правовой аспект

Владимир Лежнин, юрист, г. Харьков
(e-mail: firm_law@ukr.net)

 

Для развития строительной компании необходимо активно рекламировать свою работу. Но для этого подходят не все средства. Законодательство Украины устанавливает множественные ограничения и запреты относительно рекламы, соблюдение которых только в сфере строительства контролируется несколькими государственными органами. Так, АМК может наложить штраф за недостоверную информацию (недобросовестную рекламу) в размере 5% годового дохода предприятия. Госпотребстандарт за такие нарушения налагает штраф в размере пятикратной стоимости распространенной рекламы. Поэтому нужно учитывать принципы и требования к рекламе, чтобы избежать претензий и штрафных санкций со стороны контролирующих органов.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Конституция — Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР.

ГК — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХК — Хозяйственный кодекс Украины от 16.03.2003 г. № 436-IV.

Закон о рекламе — Закон Украины «О рекламе» от 03.07.96 г. № 270/96-ВР.

Закон о принципах государственной языковой политики — Закон Украины «О принципах государственной языковой политики» от 03.07.2012 г. № 5029-VI.

Закон № 236 — Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.96 г. № 236/96-В.

Порядок № 693 — Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о рекламе, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 26.05.2004 г. № 693.

Порядок лицензирования хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры , — Порядок лицензирования хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 05.12.2007 г. № 1396 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины № 148 от 27.02.2012 г.).

Порядок № 466 — Порядок выполнения строительных работ, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 г. № 466.

Письмо Минюста № 758-0-2-08-19 — письмо Министерства юстиции Украины «О практике применения норм права в случае коллизии» от 26.12.2008 г. № 758-0-2-08-19.

Письмо № 2287 — письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства «О том, является ли изображение торговой марки на тенте авто рекламой» от 30.03.2007 г. № 2287.

Письмо № 8973/6/15-3416 — письмо Государственной налоговой администрации Украины «О рекламной информации на визитных карточках» от 29.10.2003 г. № 8973/6/15-3416.

 

Какая информация относится к рекламе?

Вообще реклама — это информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес об этом лице или товаре (ст. 1 Закона о рекламе).

Реклама имеет особое предназначение, которое отличает ее от другой информации, а именно — сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес о лице или товаре (работе, услуге).

Все мы каждый день сталкиваемся с рекламой — на телевидении, в транспорте, в сети Интернет.

Однако есть и специфические носители рекламы. Так, изображение на тенте автомобиля торговой марки с телефонами и адресом производителя продукции является рекламой, поскольку такая информация формирует и поддерживает осведомленность потребителей рекламы и их интерес к товару (письмо № 2287).

Что касается визиток, то налоговики считают, что предоставленная таким образом информация тоже является рекламной. Вот что говорится по этому поводу в письме ГНАУ № 8973/6/15-3416: «Рекламой являются визитные карточки работников фирмы, на которых размещен логотип фирмы, реквизиты и рабочие телефоны являются информацией о лице, распространенной в любой форме и поддерживающей осведомленность потребителей рекламы и их интерес о таком лице».

Однако не вся информация о лице или товарах, работах, услугах является рекламой .

Так, на строительной площадке в доступном для обзора месте на стенде (длиной не менее 1,5 метра и шириной не менее 1 метра) должна быть размещена следующая информация:

— о зарегистрированной декларации (регистрационный номер, дата выдачи, наименования ГАСИ, зарегистрировавшей декларацию и осуществляющей контроль за строительством объекта), выданном разрешении (регистрационный номер, дата выдачи, наименование Инспекции, выдавшей разрешение и осуществляющей контроль за строительством объекта);

сведения о наименовании объекта;

— изображение объекта;

— основные технико-экономические показатели объекта;

заказчик;

— проектировщик;

— подрядчик;

— лица, ответственные за осуществление авторского и технического надзора и за выполнение работ.

Такая информация не размещается в случае строительства индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, пристроек к ним (п. 29 Порядка № 466).

Указанная информация , размещенная на строительной площадке, не является рекламой, поскольку не предназначена сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес о таких лицах или товаре.

Так, размещение информации о производителе товара и/или товаре в местах, где этот товар реализуется или предоставляется потребителю, в том числе на элементах оборудования и/или оформления мест торговли, а также непосредственно на самом товаре и/или его упаковке, не считается рекламой (ч. 7 ст. 8 Закона о рекламе).

Также не является рекламой вывеска или табличка с информацией о зарегистрированном наименовании лица, знаки для товаров и услуг, принадлежащие этому лицу, вид его деятельности (если это не следует из зарегистрированного наименования лица), время работы, размещенные на внутренней поверхности собственного или предоставленного в пользование лицу помещения, на внешней поверхности дома или сооружения не выше первого этажа или на этаже, где находится собственное или предоставленное в пользование лицу помещение, у входа в такое помещение (ч. 6 ст. 9 Закона о рекламе).

 

Особенности рекламы объектов строительства

Кроме общих принципов и требований, реклама объектов строительства имеет свои особенности, о которых необходимо помнить.

В такой рекламе запрещается распространять информацию о сооружении жилого дома с использованием негосударственных средств, привлеченных от физических и юридических лиц, в том числе в управление:

— без получения права собственности или пользования земельным участком (подтверждением является государственный акт на право собственности на земельный участок или договор аренды земельного участка);

— лицензии на осуществление строительной деятельности;

— разрешения на выполнение строительных работ;

— или разрешения/лицензии на осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг или свидетельства о регистрации выпуска целевых облигаций, выполнение обязательств по которым обеспечивается единицей сооружаемой недвижимости (ч. 1 ст. 8 Закона о рекламе).

Реклама объектов строительства с целью продажи жилых или нежилых помещений, в том числе связанных с привлечением средств населения, разрешается только при наличии лицензии (разрешения) на осуществление строительной деятельности и разрешения на выполнение строительных работ на конкретном рекламируемом объекте. Такая реклама должна содержать номер лицензии (разрешения), дату ее выдачи и наименование органа, выдавшего эту лицензию (разрешение) (ч. 1 ст. 25-1 Закона о рекламе).

За нарушение законодательства о рекламе объектов строительства с целью продажи жилых или нежилых помещений, в частности связанных с привлечением средств населения, штрафы налагаются на рекламодателей (лиц, заказывающих рекламу), виновных в несоблюдении установленных требований к содержанию рекламы, а именно: отсутствии в рекламе указанных объектов строительства сведений о номере лицензии (разрешения) на продление строительной деятельности, дату ее выдачи и наименования органа, выдавшего такую лицензию (разрешение) (п. 7-1 Порядка № 693).

Как видим, нормы ст. 25-1 Закона о рекламе и п. 7-1 Порядка № 693 устарели в части необходимости обязательного наличия лицензии (разрешения) на осуществление строительной деятельности и разрешения на выполнение строительных работ на конкретном рекламируемом объекте.

Если следовать буквальному толкованию этих норм, то в случае отсутствия лицензии или разрешения на выполнение строительных работ, даже если они не требуются и не предусмотрены действующим законодательством, запрещено размещать такую рекламу. А в случае ее размещения органы Госпотребинспекции имеют полное право наложить за это штраф.

Однако, что в таком случае делать застройщику, у которого нет лицензии и разрешения на начало выполнения строительных работ: вовсе не рекламировать свою продукцию? Однозначный ответ — нет. Ниже приведем обоснование возможности осуществления такой рекламы, которая может быть использована также и в споре с органами Госпотребинспекции.

С 1 марта 2012 года лицензия на осуществление строительной деятельности необходима только для строительства объектов, принадлежащих к IV и V категориям сложности. Для строительства объектов, принадлежащих к I — III категориям сложности, такая лицензия не нужна.

Теперь о том, какие разрешительные документы должны быть на руках у застройщика перед началом строительства вообще. Так, согласно п. 2 Порядка № 466:

1) перед строительством объектов, принадлежащих к IV и V категориям сложности, застройщик должен получить в ГАСИ разрешение на выполнение строительных работ;

2) строительство приусадебных, дачных и садовых земельных участков осуществляется на основании строительного паспорта застройки земельного участка. В этом случае строительные работы могут начинаться только после того, как застройщик подаст в ГАСИ уведомление о начале выполнения строительных работ;

3) перед строительством объектов, принадлежащих к I — III категориям сложности, застройщику необходимо зарегистрировать в ГАСИ декларацию о начале выполнения строительных работ.

Кроме того, у заказчика должен быть документ на землю (госакт на землю, удостоверяющий право собственности, или договор аренды земли, или договор суперфиция).

Так, правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством (ч. 1 ст. 19 Конституции).

Поэтому, если нормами законодательства не предусмотрено получение лицензии или разрешения, то это не может быть препятствием для размещения рекламы .

Общими принципами хозяйствования в Украине являются, в частности:

— свобода предпринимательской деятельности в рамках, определенных законом;

— ограничение государственного регулирования экономических процессов в связи с необходимостью обеспечения социальной направленности экономики, добросовестной конкуренции в предпринимательстве, экологической защиты населения, защиты прав потребителей и безопасности общества и государства;

— запрет на незаконное вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения и т.д. (ст. 6 ХК).

Порядок лицензирования хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры , и Порядок выполнения строительных работ являются специальными нормами по отношению к ст. 25-1
Закона о рекламе
, регулирующими необходимость получения лицензии и разрешения на выполнение строительных работ.

Так, при расхождении между общим и специальным нормативно-правовым актом преимущество предоставляется специальному, если он не отменен выданным позже общим актом (письмо Минюста № 758-0-2-08-19).

Поэтому только для объектов строительства, принадлежащих к IV и V категориям сложности, в тексте рекламы необходимо указывать реквизиты лицензии (разрешения) на осуществление строительной деятельности и разрешения на выполнение строительных работ.

 

Какой язык может применяться в рекламе?

10 августа 2012 года вступил в силу Закон о принципах государственной языковой политики. Согласно ч. 1 ст. 26 указанного Закона рекламные объявления, сообщения и другие формы аудио- и визуальной рекламной продукции выполняются на государственном языке или другом языке по выбору рекламодателя.

Поэтому в рекламе может свободно использоваться как русский, так и английский, венгерский и другие языки.

 

Принципы рекламы

Принципами рекламы являются:

законность — соответствие законам и подзаконным нормативно-правовым актам;

точность и достоверность — соответствие информации, изложенной в рекламе, действительности;

— использование форм и средств, не наносящих потребителю рекламы вред (ч. 1 ст. 7 Закона о рекламе);

реклама не должна подрывать доверие общества к рекламе и должна соответствовать принципам добросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 7 Закона о рекламе). Проверка соответствия рекламы принципам добросовестной конкуренции возложена на органы Антимонопольного комитета Украины;

— реклама не должна содержать информацию или изображения, нарушающие этические, гуманистические, моральные нормы, пренебрегающие правилами приличия (ч. 3 ст. 7 Закона о рекламе);

реклама должна учитывать особую чувствительность детей и не наносить им вред (ч. 4 ст. 7 Закона о рекламе).

 

Общие требования к рекламе

В рекламе запрещается:

— использовать утверждения, являющиеся дискриминационными по каким-либо признакам;

— использовать средства и технологии, действующие на подсознание потребителей рекламы. Например, эффект «25 кадра», гипноз, методы нейролингвистического программирования (НЛП) и др.;

— использовать или имитировать изображение Государственного Герба Украины, Государственного Флага Украины, звучание Государственного Гимна Украины, изображения государственных символов других государств и международных организаций, а также официальные названия органов государственной власти Украины, органов местного самоуправления, кроме случаев, предусмотренных законами Украины в сфере интеллектуальной собственности;

— использовать изображение физического лица или его имя без письменного согласия этого лица;

— имитировать или копировать текст, изображение, музыкальные или звуковые эффекты, применяющиеся в рекламе других товаров, если иное не предусмотрено законами Украины в сфере интеллектуальной собственности и др. (ч. 1 ст. 8 Закона о рекламе);

— содержать изображения детей в опасных ситуациях или в обстоятельствах, в случае имитации которых может быть нанесен вред детям или другим лицам, а также информацию, способную вызывать пренебрежительное отношение детей к опасным для здоровья и жизни ситуациям (ч. 2 ст. 20 Закона о рекламе). Так, запрещено изображение детей на строительных площадках, во время осуществления строительных работ, на крышах домов и т.п.

«Внимание, акция!». В рекламе о скидке цен на продукцию, о распродаже должны быть сведения о месте, дате начала и окончания снижения цен на продукцию, распродажи, а также о соотношении размера скидки к предыдущей цене реализации товара (ч. 5 ст. 8 Закона о рекламе).

 

Контролирующие органы

Контроль за соблюдением законодательства Украины о рекламе в сфере строительства осуществляют в пределах своих полномочий:

Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей (далее — Госпотребинспекция) — по защите прав потребителей рекламы. До 21.04.2011 г. такие полномочия осуществлял Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (сокращенно — Госпотребстандарт);

Антимонопольный комитет Украины — по соблюдению законодательства о защите экономической конкуренции.

По требованию этих органов государственной власти рекламодатели, изготовители и распространители рекламы обязаны подавать документы, устные или письменные объяснения, видео- и звукозаписи, а также другую информацию, необходимую для осуществления ими полномочий по контролю.

Органы государственной власти обязаны сообщать рекламодателям, изготовителям и распространителям рекламы о рассмотрении дел о нарушении ими законодательства о рекламе не позднее чем за три дня до такого рассмотрения, а в безотлагательных случаях — не позднее чем за один день (ч. 2 ст. 26 Закона о рекламе).

Рекламодатели, производители и распространители рекламы во время рассмотрения вопроса о нарушении законодательства о рекламе имеют право:

— присутствовать на заседании органа государственной власти во время рассмотрения вопроса о нарушении ими Закона о рекламе;

— подавать необходимые документы, давать разъяснения;

— получать копию протокола заседания и решения органа государственной власти, принятого относительно них;

— оспаривать действия или бездействие указанного органа государственной власти и его должностных лиц в суде (ч. 3 ст. 26 Закона о рекламе).

Приведем пример из судебной практики. Так, в рекламе было сравнение, однако судом на основания вывода экспертизы установлено, что оба сравнения имеют абстрактный, неконкретизированный, неопределенный характер. Текст рекламного ролика не содержит утверждений, дискредитирующих продукцию других лиц, потому что в нем не идет речь о лицах, выпускающих продукцию. На основании этого судом признано недействительным решение Государственного комитета технического регулирования и потребительской политики-ответчика о запрещении такой рекламы (постановление апелляционного хозяйственного суда г. Киева от 11.05.2004 г. по делу № 20/780).

 

img 1

 

Необходимо помнить, что негативная информация, распространенная о лице, считается недостоверной, если лицо, ее распространившее, не докажет обратного (ч.  3 ст. 277 ГК). То есть этой нормой устанавливается презумпция недостоверности негативной информации о лице (постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 02.10.2007 г. по делу № 6/305/05).

 

Привлечение к ответственности органами АМК

Органы АМК могут оштрафовать недобросовестных рекламодателей за такие правонарушения, как:

1) сравнительная реклама . Сравнительной является реклама, содержащая сравнение с товарами, работами, услугами или деятельностью другого субъекта хозяйствования. Не признается неправомерным сравнение в рекламе, если приведенные сведения о товарах, работах, услугах, подтвержденные фактическими данными, являются достоверными, объективными, полезными для информирования потребителей (ст. 7 Закона № 236);

2) распространение информации, вводящей в заблуждение . Информацией, вводящей в заблуждение, являются, в частности, сведения:

— содержащие неполные, неточные или неправдивые данные о происхождении товара, производителе, продавце, способе изготовления, источнике и способе приобретения, реализации, количестве, потребительских свойствах, качестве, комплектности, пригодности к применению, стандартах, характеристиках, особенностях реализации товаров, работ, услуг, цене и скидках на них, а также о существенных условиях договора;

— содержащие неполные, неточные или неправдивые данные о финансовом состоянии или хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования;

— предписывающие полномочия и права, которые не имеют, или отношения, в которых не состоят;

— содержащие ссылку на объемы производства, приобретения, продажи или поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг, которых фактически не было на день распространения информации (ст. 15-1 Закона № 236).

За указанные выше правонарушения может быть наложен штраф до 5% дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъекта хозяйствования за последний отчетный год (ст. 21 Закона № 236).

Подробнее о порядке осуществления контроля, порядке и особенностях привлечения к ответственности органами АМК читайте в наших статьях: « Контроль АМК в сфере строительства (часть 1)»// «СБ», 2012, № 11, с. 25; «Контроль АМК в сфере строительства (часть 2)»// «СБ», 2012, № 12, с. 25.

 

Привлечение к ответственности органами Госпотребстандарта

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе несут рекламодатели (лица, являющиеся заказчиками рекламы для ее изготовления и/или распространения), виновные:

в заказе рекламы продукции, изготовление и/или оборот которой запрещен законом;

в предоставлении недостоверной информации производителю рекламы, необходимой для изготовления рекламы. К такой информации принадлежит информация о:

а) праве рекламодателя на использование тех или иных объектов права интеллектуальной собственности, знаков для товаров и услуг;

б) согласии физического лица на использование его изображения или использование его имени;

в) использовании или неиспользовании фонограмм исполнителями музыкальных произведений при изготовлении рекламы услуг, связанных с концертной, гастрольной, гастрольно-концертной, конкурсной, фестивальной деятельностью;

г) условии, месте и сроках проведения конкурсов, лотерей, розыгрышей призов и т.п.;

д) месте, дате начала и окончания снижения цен на продукцию, распродажи, а также о соотношении размера снижения к предыдущей цене реализации товара;

е) наличии строительной лицензии, разрешения на начало работ и т.п.;

в заказе распространения рекламы, запрещенной Законом о рекламе. Это заказ на распространение рекламы, содержание или форма которой не соответствует действующему законодательству Украины, т. е. заказ недобросовестной рекламы, неправомерной сравнительной рекламы и рекламы, не соответствующей принципам добросовестной конкуренции, и т.п.;

в несоблюдении установленных Законом о рекламе требований по содержанию рекламы. Требования к содержанию рекламы изложены в этой статье выше;

в нарушении порядка распространения рекламы, если реклама распространяется ими самостоятельно, в частности, распространении скрытой рекламы, размещении внешней рекламы с нарушением требований ст. 16 Закона о рекламе и др.

Госпотребстандарт за такие нарушения налагает штраф в размере пятикратной стоимости распространенной рекламы (ст. 27 Закона о рекламе).

При этом стоимость распространенной рекламы определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости без учета суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязательных платежей), установленных Налоговым кодексом Украины (ч. 5 ст. 27 Закона о рекламе).

Ответственность также несут изготовители рекламы , виновные в нарушении прав третьих лиц при изготовлении рекламы, — Госпотребстандарт налагает штраф в размере пятикратной стоимости изготовления рекламы.

То есть незаконное использование в рекламе объектов авторского права и других объектов права интеллектуальной собственности (в частности, знаков для товаров и услуг), изображений лиц без их разрешения и т.п.

Проанализировав судебную практику, автор приводит следующий пример. Так, утверждение истца о том, что он не обязан осуществлять контроль за соблюдением рекламного законодательства его контрагентами, апелляционный хозяйственный суд считает безосновательными. Материалами дела доказано, что именно истец является разработчиком и производителем упаковки (коробки для конфет), которая является рекламоносителем, в связи с чем именно истец должен соблюдать нормы действующего законодательства о рекламе (постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 14.10.2003 г. по делу № 12/215).

Так, использование в рекламе объектов авторского права или смежных прав осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Украины об авторском праве и смежных правах (п. 3 Обзорного письма ВХСУ № 01-8/205).

Ответственность также несут распространители рекламы , виновные в нарушении установленного законодательством порядка распространения и размещения рекламы, — в размере пятикратной стоимости распространения рекламы (ст. 27 Закона о рекламе).

Из этой нормы следует вывод, что распространитель рекламы не должен нести ответственность за нарушение прав третьих лиц при изготовлении рекламы (п. 3 Обзорного письма ВХСУ № 01-8/2622).

Повторное совершение перечисленных нарушений на протяжении года влечет за собой наложение штрафа в двойном от предусмотренного за эти нарушения размере (ч. 2, 4 ст. 27 Закона о рекламе).

За неподачу или подачу в Госпотребинспекцию заведомо недостоверной информации о стоимости распространенной рекламы и/или изготовлении рекламы и/или стоимости распространения рекламы, на рекламодателей, изготовителей рекламы и распространителей рекламы налагается штраф в размере 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан – 1700 грн. (ч. 6 ст. 27 Закона о рекламе).

Приведем пример из практики. Во время проведения контроля по соблюдению законодательства о рекламе Госпотребинспекцией был обнаружен факт распространения предприятием внешней рекламы объекта строительства с нарушением требований ст. 25-1 Закона о рекламе, а именно — без ссылки на номер лицензии/разрешения, дату их выдачи и наименования органа, выдавшего лицензию/разрешение. Также Госпотребинспекцией был составлен протокол о наличии признаков нарушения ч. 2 ст. 26 Закона о рекламе о непредоставлении информации о стоимости распространения рекламы согласно его требованиям. По результатам рассмотрения дела принято Решение и за непредоставление истребованной информации о стоимости рекламы в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 27 Закона о рекламе наложено на предприятие штраф в сумме 1700,00 грн. Предприятие обжаловало такое решение, однако оно было оставлено в силе, а в иске отказано (определение ВАСУ от 08.05.2012 г. по делу № К/9991/9899/11).

В случае невозможности установления стоимости рекламы, распространенной с нарушением требований Законом о рекламе, на рекламодателей и распространителей рекламы решением специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей налагается штраф в размере до 300 не облагаемых налогов минимумов доходов граждан – 5100 грн. (ч. 7 ст. 27 Закона о рекламе).

 

Какой порядок наложения штрафов Госпотребинспекцией?

Налагать штрафы на рекламодателей, изготовителей и распространителей рекламы имеют право Председатель Госпотребинспекции, его заместители, начальники территориальных органов Госпотребинспекции и их заместители.

Решение о наложении штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 300 и более ннмдг1 (что равняется 5100 грн.) принимается исключительно уполномоченным должностным лицом Госпотребинспекции (п. 8 Порядка № 693).

1Не облагаемый налогом минимум доходов граждан — ннмдг — равняется 17 грн.

Основанием для рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе (далее — дело) является соответствующий протокол, составленный уполномоченным должностным лицом Антимонопольного комитета, Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, Минфина, НКЦПФР или Госпотребинспекции и ее территориальных органов (п. 9 Порядка № 693).

Протокол о нарушении законодательства о рекламе подается в Госпотребинспекцию или ее территориальный орган по месту совершения нарушения и рассматривается в месячный срок (п. 10 Порядка № 693).

При наличии признаков нарушения законодательства о рекламе принимается решение о начале рассмотрения дела (п. 11 Порядка № 693).

Дело рассматривается в месячный срок со дня принятия решения о начале его рассмотрения. В срок рассмотрения дела не засчитывается время на получение необходимых доказательств и проведение экспертизы. Срок рассмотрения дела может быть продлен Председателем Госпотребинспекции, его заместителями, начальниками территориальных органов Госпотребинспекции, их заместителями не более чем на три месяца (п. 12 Порядка № 693).

Должностные лица Госпотребинспекции и ее территориальных органов, рассматривающие дело:

— проверяют соответствие рекламы требованиям законодательства к содержанию и достоверности рекламы, порядку ее изготовления и распространения;

— получают документы, устные или письменные объяснения, видео- и звукозаписи, а также другую информацию, касающуюся нарушений законодательства о рекламе;

— готовят предварительные выводы и вносят их на рассмотрение Председателя Госпотребинспекции, его заместителей, начальников территориальных органов Госпотребинспекции, их заместителей (п. 13 Порядка № 693).

Госпотребинспекция и ее территориальные органы уведомляют рекламодателей, изготовителей и распространителей рекламы о рассмотрении дела не позднее чем за три дня до даты рассмотрения, а в безотлагательных случаях — не позднее чем за один день (п. 14 Порядка № 693).

Дело рассматривается при участии представителя лица, в отношении которого возбуждено дело. В случае его отсутствия дело может быть рассмотрено, если, невзирая на своевременное уведомление о месте и времени рассмотрения дела, не поступило обоснованное ходатайство об отложении рассмотрения дела (п. 16 Порядка № 693).

Производство по делу прекращается, если в действиях рекламодателя, производителя и распространителя рекламы не обнаружено признаков нарушения законодательства о рекламе или не доказан факт совершения нарушения (п. 17 Порядка № 693).

По результатам рассмотрения дела принимается решение, которое оформляется в двух экземплярах, один из которых остается в Госпотребинспекции или ее территориальном органе, второй — в 10-дневный срок посылается лицу, в отношении которого было принято решение, или выдается его представителю под роспись (п. 18 Порядка № 693).

Сумма штрафов за нарушение законодательства о рекламе уплачивается добровольно или взыскивается в судебном порядке (п. 20 Порядка № 693).

Решение о наложении штрафа может быть обжаловано в окружном административном суде по местонахождению истца в 30-дневный срок с момента его получения.

 

Как защититься от незаконной рекламы?

Материал этой статьи можно использовать не только для анализа собственной рекламы, но также и для оценки рекламы других лиц. Например, в случаях нарушения прав и интересов вашего предприятия.

Так, с целью защиты интересов общества, государства, потребителей рекламы и участников рекламного рынка органы государственной власти могут обращаться в суд с исками о запрете соответствующей рекламы и ее публичном опровержении (ч. 3 ст. 27 Закона о рекламе).

Органы Госпотребинспекции могут требовать от рекламодателей публикации сведения, уточняющие, дополняющие рекламу, и обращаться с иском в суд по поводу противоправных действий рекламодателей, производителей и распространителей рекламы (ч. 9 ст. 27 Закона о рекламе).

Публичное опровержение недобросовестной и неправомерной сравнительной рекламы осуществляется добровольно или по решению суда за счет виновного лица и в таком же порядке, в котором она была размещена (ст. 28 Закона о рекламе)

Также следует помнить о самозащите — применении лицом средств противодействия, не запрещенных законом и не противоречащих моральным принципам общества (ч. 1 ст. 19 ГК). Приведем пример из судебной практики: демонтаж ответчиком по делу незаконно размещенных носителей информации на здании, являющейся его собственностью, правильно определен судом как подпадающий под признаки самозащиты в понимании ст. 19 ГК (п. 6 Обзорного письма ВХСУ № 01-8/2622).

 

Выводы и практические
рекомендации

1. Таким образом, в случае рекламирования объектов строительства необходимо учитывать как принципы, общие требования (например, ограничение относительно детей), так и специальные требования (относительно объектов строительства IV и V категориям сложности).

2. Во избежание признания рекламы недобросовестной необходимо быть точным в формулировках и в подтверждение каждого высказывания иметь соответствующий документ. Например, для рекламы «наши цены на строительные работы в этом регионе самые низкие» — необходимо иметь вывод на основании маркетингового исследования, проведенного другим предприятием, или официальные данные органа государственной власти или местного самоуправления об уровне цен на строительные работы в этом регионе. Кроме этого, в такой рекламе необходимо указать, на какой момент (дату) цены были самыми низкими, для этого можно поставить возле слова самые «низкие» звездочку и внизу рекламы маленькими буквами указать, на какую дату проведено исследование цен.

Аналогичный прием, где главный смысл рекламы излагается большими буквами со звездочкой, а разъяснение или ограничение излагаются внизу рекламы маленькими буквами, не запрещен законодательством и его нельзя считать нарушением Закона о рекламе, поскольку данный Закон не регулирует величину букв в рекламе.

3. Необходимость указания в рекламе реквизитов лицензии и разрешения на выполнение строительных работ распространяется на объекты строительства, принадлежащие к IV и V категориям сложности.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше