Темы статей
Выбрать темы

О предоставлении разъяснения по вопросам оформления декларации о начале выполнения строительных работ

Редакция СБ
Письмо от 28.09.2012 г. № 40-11-6939

О предоставлении разъяснения по вопросам оформления декларации о начале выполнения строительных работ

 

Письмо Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины от 28.09.2012 г. № 40-11-6939

 

В соответствии с Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (далее — Закон Украины) и Порядком выполнения строительных работ, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 г. № 466 (далее — Порядок), строительные работы — работы по новому строительству, реконструкции, техническому переоснащению действующих предприятий, реставрации, капитальному ремонту.

Так, согласно пункту 2 Порядка строительные работы могут выполняться заказчиком после получения документа, удостоверяющего право собственности либо пользования земельным участком, или договора суперфиция и: подачи заказчиком уведомления о начале выполнения строительных работ Государственной архитектурно-строительной инспекции либо ее территориальному органу (далее — Инспекция) по местонахождению объекта строительства — по объектам, строительство которых осуществляется на основании строительного паспорта, которые не требуют регистрации декларации о начале выполнения строительных работ (далее — декларация) либо получения разрешения на выполнение строительных работ, в соответствии с перечнем объектов, строительство которых осуществляется после направления уведомления о начале выполнения строительных работ; регистрации соответствующей Инспекцией декларации — по объектам строительства, относящимся к I — III категориям сложности; выдачи заказчику Инспекцией разрешения на выполнение строительных работ — по объектам строительства, относящимся к IV и V категориям сложности.

То есть в зависимости от категории сложности объекта строительства устанавливается, какой именно документ предоставляет право на выполнение строительных работ.

В соответствии с частью третьей статьи 32 Закона Украины отнесение объекта строительства к той или иной категории сложности осуществляется проектной организацией и заказчиком строительства. Кроме того, частью четвертой статьи 32 Закона Украины предусмотрено, что порядок отнесения объектов к IV и V категориям сложности определяется Кабинетом Министров Украины (постановление Кабинета Министров Украины от 27.04.2011 г. № 557 «Об утверждении Порядка отнесения объектов строительства к IV и V категориям сложности»).

Следует отметить, что решением научно-технического совета Министерства регионального развития и строительства Украины одобрено Руководство от 16.06.2011 г. № 59 «О применении строительных норм в части отнесения объектов строительства к категориям сложности для дальнейшего проектирования и экспертизы», разработанное для применения проектировщиками и заказчиками на стадии разработки задания на проектирование объектов строительства и при осуществлении их проектирования, а также для использования экспертами экспертных организаций при проведении экспертизы проектов строительства и должностными лицами Госархстройинспекции. (С текстом Руководства можно ознакомиться на официальном веб-сайте Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.)

В соответствии с пунктом 4.6 ДБН А.2.2-3-2012 «Состав и содержание проектной документации на строительство» категория сложности объекта строительства определяется в соответствии со строительными нормами и государственными стандартами на основании класса последствий (ответственности) такого объекта строительства согласно приложению М. Класс последствий (ответственности) устанавливается согласно ДБН В.1.2-14.

Методика определения класса последствий (ответственности) зданий, сооружений, линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и ее использования с целью определения категории сложности объекта строительства устанавливается ДСТУ-Н Б В.1.2-ХХI.

Следовательно, проектировщик и заказчик согласно государственным строительным нормам и стандартам и в соответствии с законодательством определяют категорию сложности (архитектурной и технической) объекта строительства, в зависимости от которой определяется документ, предоставляющий право на выполнение строительных работ.

В соответствии с пунктом 9 Порядка заказчик отвечает за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации.

Кроме того, Законом Украины и постановлениями Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 г. № 461 и № 466 при регистрации декларации не предусмотрена подача каких-либо других документов, кроме двух экземпляров указанной декларации.

Таким образом, при регистрации декларации о начале выполнения строительных работ Инспекция не имеет права требовать дополнительные документы , а в случае возврата декларации на доработку Инспекция обязана обосновать причины ее возврата.

 

Первый заместитель председателя А. Григор

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Комментируемое письмо (далее — Письмо) разъясняет вопросы оформления декларации о начале выполнения строительных работ, а именно: какие документы должны подаваться заявителем для осуществления ее регистрации.

Напомним, что декларация о начале выполнения строительных работ (далее — декларация) является документом, дающим право на выполнение строительных работ по объектам строительства, относящимся к I — III категориям сложности. Это следует из ст. 34 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI (далее — Закон). Отнесение же объекта строительства к той или иной категории сложности должно осуществляться проектной организацией и заказчиком строительства — такая обязанность закреплена в ч. 3 ст. 32 Закона № 3038.

Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины (далее — Инспекция) в Письме привела требования, которыми должен руководствоваться, в частности, заказчик, определяя категорию сложности объекта строительства. Определенность с категорией сложности является очень важным моментом, ведь от этого будет зависеть вид документа, дающего право на начало выполнения строительных работ.

Так, если заказчик придет к выводу, что его объект строительства относится к I — III категориям сложности, ему, чтобы начать строительные работы, достаточно подать на регистрацию в соответствующий территориальный орган Инспекции декларацию. Это предусмотрено как ст. 34 Закона № 3038, так и п. 2 Порядка выполнения строительных работ, утвержденного постановлением КМУ «Некоторые вопросы выполнения подготовительных и строительных работ» от 13.04.2011 г. № 466 (далее — Порядок).

Напомним, что механизм подачи и регистрации декларации определен в пп. 9 — 14 Порядка. Так, предусматривается, что заказчик (его уполномоченное лицо) заполняет и подает лично либо направляет заказным письмом с описью вложения или через электронную систему осуществления декларативных процедур в строительстве в соответствующий территориальный орган Инспекции два экземпляра декларации (ее форма приведена в приложении 2 к Порядку). При этом один экземпляр после проведения регистрации возвращается заказчику, второй — остается в Инспекции, которая такую декларацию зарегистрировала.

Следует отметить, что сутью декларативного принципа является подача документа, подаваемого в соответствующий государственный орган, с указанием сведений, на основании которых он выполняет определенные действия по осуществлению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности, относящихся к его компетенции. В подтверждение этого достаточно вспомнить, как переводится слово «декларация» с латинского языка — «заявляю», «оповещаю». То есть декларация даже не считается разрешительным документом, а является документом, которым территориальный орган Инспекции оповещается о начале выполнения строительных работ. Более того, декларация является единым документом, подаваемым в Инспекцию с целью оповещения, — приложение других документов к ней не предусмотрено действующим законодательством, что и было указано Инспекцией в Письме. Следовательно, при регистрации декларации территориальный орган Инспекции не имеет права требовать дополнительные документы, кроме двух экземпляров самой декларации.

И еще одно. Поскольку заказчик лично определяет категорию сложности объекта, самостоятельно заполняет декларацию, следовательно, и за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации, также отвечает заказчик. Это определено в п. 9 Порядка. Форма декларации также предоставляет заказчику возможность быть осведомленным о негативных последствиях заполнения декларации с нарушением установленных требований. Так, при заполнении декларации заказчик обязательно ставит свою подпись под предложением следующего содержания: «Мне известно, что за предоставление не в полном объеме и недостоверных данных, указанных в этой декларации, и выполнение строительных работ без зарегистрированной декларации, с нарушением требований, определенных проектной документацией, государственными строительными нормами, стандартами и правилами, установлена ответственность согласно закону».

Ответственность за приведение недостоверных данных в декларации предусмотрена ч. 6 — 8 ст. 96 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Следует отметить, что размер административных взысканий за указанное нарушение дифференцирован в зависимости от категории сложности объекта строительства. То есть заказчик, указавший в декларации недостоверные данные по объекту I категории сложности, уплатит меньшую сумму штрафа, чем заказчик, строящий объект III категории сложности.

 

Яна Брусенцова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше