Темы статей
Выбрать темы

ГАСИ объясняет: когда и за что она штрафует самострои

Редакция СБ
Письмо от 30.01.2012 г. № 40-17-484

ГАСИ объясняет:
 когда и за что она штрафует самострои

 

Письмо Госархстройинспекции Украины от 30.01.2012 г. № 40-17-484

 

1. О рассмотрении вопроса о привлечении застройщика к ответственности за строительство индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, пристроек к ним, общественных зданий I и II категорий сложности (далее — объекты), осуществленное до 31 декабря 2009 года без разрешения на выполнение строительных работ (при рассмотрении документов, поданных заказчиком в соответствии с приказом Минрегиона от 24.06.2011 г. № 91)

19 января 2011 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению ответственности и совершенствованию государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности» № 4220 (далее — Закон № 4220), предусматривающий новые подходы по привлечению к ответственности в зависимости от категории сложности объекта.

Вместе с тем пунктом 9 «Переходных положений» Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» № 3038 (далее — пункт 9 «Переходных положений» Закона № 3038) и Порядком приема в эксплуатацию индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, пристроек к ним, общественных зданий I и II категорий сложности, которые построены без разрешения на выполнение строительных работ, и проведения технического обследования их строительных конструкций и инженерных сетей, утвержденным приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 24.06.2011 г. № 91 (далее — Порядок), в качестве временной меры предоставлено право застройщику принять в эксплуатацию построенные без разрешения на выполнение строительных работ объекты.

В соответствии с пунктом 3.8. Порядка Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины и ее территориальный орган рассматривают дела об административном правонарушении и налагают административные взыскания согласно статье 2446 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2446 Кодекса Украины об административных правонарушениях (с изменениями, внесенными Законом № 4220) Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины и ее территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований законодательства, строительных норм, государственных стандартов и правил при производстве, изготовлении и применении строительных материалов, изделий, конструкций, а также строительстве, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и приеме в эксплуатацию объектов или сооружений, невыполнением законных требований (предписаний) должностных лиц инспекций государственного архитектурно-строительного контроля (статьи 96, 961 (кроме части третьей), 18842).

Таким образом, со вступлением в силу Закона № 4220 Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины и ее территориальные органы не уполномочены рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных статьей 97 Кодекса Украины об административных правонарушениях (самовольное строительство).

Вместе с тем часть первая статьи 96 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований законодательства, строительных норм, государственных стандартов и правил и утвержденных проектных решений при новом строительстве, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте объектов или сооружений в виде наложения штрафа на граждан в размере от десяти до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц — от пятидесяти до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Ответственность юридических лиц и физических лиц — предпринимателей за строительство индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, пристроек к ним, общественных зданий I и II категорий сложности, законченное в период с 5 августа 1992 года до 31 декабря 2009 года без разрешения на выполнение строительных работ, в размере десяти минимальных заработных плат, предусмотренная пунктом вторым части второй статьи 2 Закона Украины «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» (с изменениями, внесенными Законом Украины от 22.12.2011 г. № 4220).

 

2. О принятии решения о привлечении физических лиц к ответственности за эксплуатацию объектов строительства, построенных до вступления в силу Закона № 4220, не принятых в эксплуатацию (при рассмотрении документов, поданных заказчиком в соответствии с приказом Минрегиона от 24.06.2011 г. № 91)

В соответствии с Конституцией Украины законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают либо отменяют ответственность лица.

Одновременно в соответствии со статьей 8 Кодекса Украины об административных правонарушениях законы, смягчающие либо отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, т. е. распространяются и на правонарушения, совершенные до издания данных законов. Законы, устанавливающие либо усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Ответственность физических лиц за эксплуатацию объектов строительства, построенных до вступления в силу Закона № 4220 и не принятых в эксплуатацию, не была установлена.

Исходя из конституционных принципов относительно действия актов во времени и руководствуясь Кодексом Украины об административных правонарушениях, решения о привлечении к ответственности физических лиц за правонарушения по эксплуатации объектов после окончания строительства, не принятых в эксплуатацию, применяются к объектам, которые построены и эксплуатируются с момента вступления в силу Закона № 4220, т. е. с 19.01.2012 г.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Комментируемое письмо подготовлено Государственной архитектурно-строительной инспекцией (далее — ГАСИ) и касается некоторых вопросов, возникающих в связи со вступлением 19.01.2012 г. в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению ответственности и совершенствованию государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности» от 22.12.2011 г. № 4220-VI (далее — Закон № 4220).

Напомним, что на страницах нашего издания вы уже имели возможность ознакомиться с новшествами, внесенными в градостроительное законодательство Законом № 4220. Также мы указывали, что этот документ вызывает вопросы по применению отдельных его положений. Это, в свою очередь, приводит к необходимости предоставления дополнительных разъяснений отдельных его норм. Одним из таких разъяснений и стало комментируемое письмо.

1. Так, в своем письме ГАСИ предоставляет разъяснения по рассмотрению вопроса о привлечении застройщика к ответственности за строительство (объектов):

— индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов;

— хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, пристроек к ним;

— общественных зданий I и II категорий сложности,

осуществленное до 31 декабря 2009 года без разрешения на выполнение строительных работ.

В частности, указанный выше вопрос возникает при рассмотрении ГАСИ и ее территориальными органами (далее — Инспекции) документов, поданных заказчиком в соответствии с приказом Минрегиона «Об утверждении Порядка приема в эксплуатацию индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, пристроек к ним, общественных зданий I и II категорий сложности, построенных без разрешения на выполнение строительных работ, и проведения технического обследования их строительных конструкций и инженерных сетей» от 24.06.2011 № 91, далее — приказ № 91).

Напомним, что в последнее время существовала такая практика: лицо, обращавшееся в Инспекцию с целью «узаконивания» «самостроев», должно было уплатить штраф за совершенное им административное правонарушение в виде самовольного строительства (ст. 97 Кодекса Украины об административных правонарушениях, далее — КоАП).

Так, в частности, в п. 6 постановления КМУ «Об утверждении Временного порядка приема в эксплуатацию законченных строительством частных жилых домов усадебного типа, дачных и садовых домов с хозяйственными сооружениями и зданиями, построенных без разрешения на выполнение строительных работ» от 09.09.2009 г. № 1035 (на смену ему «пришел» приказ № 91) четко указывалось, что на основании поданных документов Инспекция принимает решение о привлечении застройщика к административной ответственности за сооружение частного здания без разрешения на выполнение строительных работ и о наложении штрафа в порядке, установленном в соответствии со ст. 97 КоАП.

Следует также отметить, что полномочия Инспекций по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе и ст. 97 КоАП, были определены в ст. 2446 КоАП. Кроме того, в соответствии с положениями ст. 255 КоАП протоколы о совершении таких правонарушений также составлялись должностными лицами Инспекций.

Однако со вступлением в силу Закона № 4220 ст. 97 КоАП исключена из перечня правонарушений, дела о которых согласно ст. 2446 КоАП уполномочили рассматривать Инспекции.

Отныне же п. 3.8 приказа № 91 достаточно расширенно определяет, что Инспекция рассматривает дела об административных правонарушениях и налагает административные взыскания согласно ст. 2446 КоАП (уже при отсутствии в ней ст. 97 КоАП).

Тем не менее ст. 97 КоАП остается в Кодексе. Так, п. 1 раздела II «Заключительные положения» Закона № 4220 предусмотрено, что п.п. 1 п. 1 раздела I данного Закона в части исключения ст. 97 КоАП вступает в силу с 1 января 2013 года.

Учитывая изложенное выше, логично, что возник вопрос о действиях Инспекций в сложившейся ситуации.

В подтверждение того, что Инспекции больше не имеют полномочий рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 97 КоАП, ГАСИ дает свои разъяснения в комментируемом письме.

В то же время ГАСИ в этом письме отмечает, что ч. 1 ст. 96 КоАП предусматривает ответственность за нарушения требований законодательства, строительных норм, государственных стандартов и правил и утвержденных проектных решений при новом строительстве, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте объектов или сооружений. За совершение таких правонарушений гражданин может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере от 10 до 50 ннмдг 1, а должностное лицо в размере от 50 до 100 ннмдг.

1 Не облагаемых налогом минимумов доходов граждан — ннмдг.

Приведенный выше тезис ГАСИ, по нашему мнению, следует расценивать так: отныне собственников «самостроев» Инспекции будут привлекать к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 96 КоАП. Но это лишь догадки, поскольку снова-таки наблюдается полное отсутствие конкретики.

Следует отметить, что за правонарушения, предусмотренные ст. 96 КоАП, к ответственности в порядке, определенном КоАП, привлекаются только граждане и должностные лица.

Что же касается юридических лиц, то здесь действуют другие нормы.

Итак, ГАСИ в комментируемом письме указала, что ответственность юридических лиц и физических лиц — предпринимателей за строительство указанных выше объектов, законченное в период с 5 августа 1992 года до 31 декабря 2009 года без разрешения на выполнение строительных работ, предусмотрена п. 2 ч. 2 ст. 2 Закона Украины «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» (в редакции Закона № 4220). За совершение таких правонарушений юридическое лицо может быть привлечено к ответственности в размере 10 минимальных заработных плат. Все достаточно четко и понятно.

2. Что же касается второго вопроса, освещенного в комментируемом письме, то считаем, что он не требует отдельных комментариев. ГАСИ подтвердила принятые общие правила, новые нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. Следовательно, привлекать к ответственности за правонарушения по эксплуатации объектов (после окончания строительства), не принятых в эксплуатацию, будут лишь собственников тех объектов, которые построены и эксплуатируются с момента вступления в силу Закона № 4220, т. е. с 19.01.2012 г.

 

Яна Брусенцова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше