Увеличены штрафы в строительстве
(часть 3)
Яна Брусенцова,
юрист-аналитик
ИД «Фактор»
Напомним нашим читателям: 19.01.2012 г. вступил в силу Закон № 4220, которым были внесены изменения в некоторые законодательные акты по усилению ответственности в сфере градостроительной деятельности. В частности, документами, претерпевшими кардинальные изменения, стали КоАП и Закон № 208. Так, в предыдущих статьях («Строительная бухгалтерия», 2012, № 2, с. 42, № 3, с. 37) мы в полной мере осветили «нововведения» в КоАП. Сегодняшняя статья будет посвящена изменениям, внесенным в Закон № 208.
ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ
Закон № 4220 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению ответственности и совершенствованию государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности» от 22.12.2011 г. № 4220-VI.
Закон № 208 — Закон Украины «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» от 14.10.94 г. № 208-94/ВР (в редакции Закона № 4220).
Закон № 3038 — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.
Закон № 4282 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» от 22.12.2011 г. № 4282-VI.
КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.
Постановление № 244 — постановление КМУ «Об утверждении Положения о порядке наложения штрафов за правонарушения в сфере градостроительства» от 06.04.95 г. № 244.
Письмо № 40-16-3452 — письмо Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины от 14.10.2011 г. № 40-16-3452.
Письмо № 40-19-6656 — письмо Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины от 06.12.2010 г. № 40-16-3452.
КоАП или Закон об ответственности?
Законом № 4220 изложен в новой редакции Закон № 208. Кроме того, этот законодательный акт изменил и свое название — с Закона Украины «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства» на Закон Украины «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности».
Даже краткий анализ КоАП (в части норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в сфере строительства) и Закона об ответственности дает возможность говорить о том, что перечни правонарушений, которые определены ими и за которые лицо может быть привлечено к административной ответственности, достаточно похожи. Разница заключается в субъекте правонарушения.
Так, в частности:
— КоАП определяет административную ответственность для граждан и должностных лиц;
— Закон об ответственности устанавливает административную ответственность для юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.
Следует отметить, что административная ответственность в сфере строительства наступает за: несоблюдение строительных норм, государственных стандартов, норм и правил при проектировании и строительстве (ст. 96 КоАП); нарушение законодательства при планировании и застройке территорий (ст. 961 КоАП); самовольное строительство зданий или сооружений (ст. 97 КоАП). Нормами, закрепленными в КоАП, еще раз подтверждается тот факт, что субъектами административной ответственности за правонарушения в сфере строительства могут быть как граждане, так и должностные лица.
Таким образом, в КоАП отсутствует правовая норма, которая бы устанавливала ответственность юридических лиц (физических лиц — предпринимателей) за административные правонарушения в сфере строительства.
Тем не менее достаточно часто, например, возникают вопросы: в соответствии с каким нормативно-правовым документом будет нести ответственность юридическое лицо, совершившее нарушение, предусмотренное как в КоАП, так и в действующем уже сегодня Законе об ответственности ? Отвечаем — конечно, в соответствии с Законом № 208.
В подтверждение наших слов предлагаем обратиться к письму № 40-16-3452. В нем, в частности, идет речь об ответственности юридических лиц за совершение самовольного строительства.
Так, в этом письме ГАСИ подтверждает, что ответственность физических лиц за правонарушения, связанные с несоблюдением государственных стандартов, норм и правил при проектировании и строительстве, а также за самовольное строительство зданий и сооружений определена КоАП.
«Вместе с тем ответственность предприятий, их объединений, учреждений и организаций всех форм собственности за правонарушения в сфере градостроительства определена Законом Украины «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства» — отмечается в письме № 40-16-3452. И хотя в этом письме ссылка делается еще на Закон № 208 в старой редакции, его смело можно применять и в новой редакции, действующей с 19.01.2012 г. То есть юридические лица, совершившие правонарушения в сфере градостроительного законодательства, будут отвечать именно согласно требованиям Закона № 208.
Об общем...
Общеизвестно, что фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, наказуемых административными санкциями, т. е. запрещенное правом деяние. В частности, именно так понятие административного проступка физического лица формируется в КоАП.
В соответствии со ст. 9 КоАП административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное либо неосторожное) действие или бездействие, которое посягает на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная ответственность.
При этом Закон № 208 не дает определения административного проступка. Но есть все основания считать, что это нормативное понятие применяется и к юридическим лицам (физическим лицам — предпринимателям) с учетом особенностей относительно субъективной стороны административных правонарушений этих лиц.
Так, юридическое лицо (физическое лицо — предприниматель) может быть привлечено к административной ответственности, если в его деянии выявлены установленные в законе признаки элементов правонарушения .
Таблица 1
Объект | Конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты и т. п., т. е. общий объект посягательства. Иными словами, то, что нарушается. Например, передача заказчику проектной документации для выполнения строительных работ на объекте строительства, разработанной с нарушением требований законодательства, градостроительной документации, исходных данных для проектирования объектов градостроительства, строительных норм, государственных стандартов и правил (предусмотренная ст. 2 Закона № 208) посягает на установленный порядок управления в сфере градостроительства |
Объективная сторона | Противоправное деяние (действие или бездействие), ущерб, причиненный правонарушением и причинная связь между противоправным поведением и причиненным ущербом |
Субъект | Юридическое лицо, физическое лицо — предприниматель |
Субъективная сторона | Вина (по общим правилам КоАП характеризуется в форме умысла либо неосторожности), мотив и цель поведения правонарушителя. В отличие от вины физических лиц, содержание вины юридического лица имеет определенную специфику, поскольку к такому субъекту нельзя применить такой человеческий психологический фактор, как совершение правонарушения с умыслом или по неосторожности. Поэтому вину юридического лица в совершении административного проступка, как правило, понимают: — как неприложение юридическим лицом усилий для выполнения возложенных на него обязанностей, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность; — неиспользование предоставленных прав и возможностей для устранения причин административного правонарушения. Например, п. 1 ч. 6 ст. 2 Закона № 208 предусмотрена ответственность за невыполнение предписаний Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины или ее территориальных органов по устранению нарушения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил |
А теперь о Законе № 208
Как уже отмечалось выше, Законом № 4220 изложен в новой редакции Закон № 208, которым устанавливалась ответственность предприятий, их объединений, учреждений и организаций всех форм собственности за правонарушения в сфере градостроительства. Отныне он изменил свое название, а также был расширен круг субъектов, подпадающих под его действие. Кроме юридических лиц, за нарушения, предусмотренные Законом № 208, будут отвечать и физические лица — предприниматели.
Более того, Закон № 208 «разграничил» виды правонарушений (а также ответственность за их совершение) в зависимости от «категории» субъекта градостроительства.
Таблица 2
Субъект | Вид нарушения | Взыскание (штраф) |
1 | 2 | 3 |
Субъекты градостроительства, осуществляющие проектирование объектов, экспертизу проектов строительства: — проектная организация; — экспертная организация | — передача заказчику проектной документации для выполнения строительных работ на объекте строительства, разработанной с нарушением требований законодательства, градостроительной документации, исходных данных для проектирования объектов градостроительства, строительных норм, государственных стандартов и правил; — занижение категории сложности объекта строительства
| Проектная организация — в размере 90 МЗП*(96570 грн.);
экспертная организация — в размере 18 МЗП (19314 грн.) |
*Минимальная заработная плата — МЗП. В соответствии со ст. 13 Закона № 4282 размер МЗП по состоянию на февраль 2012 года составляет 1073 грн. (с апреля 2012 года — 1094 грн.). | ||
Субъекты градостроительства: — являющиеся заказчиками строительства объектов (при осуществлении градостроительной деятельности); — выполняющие функции заказчика и подрядчика одновременно | — выполнение подготовительных работ без уведомления о начале их выполнения; — приведение недостоверных данных в уведомлении о начале выполнения подготовительных работ | В размере 5 МЗП (5365 грн.) |
— выполнение строительных работ без уведомления о начале их выполнения; — строительство индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, пристроек к ним, общественных зданий I и II категорий сложности, завершенное в период с 5 августа 1992 года до 31 декабря 2009 года без разрешения на выполнение строительных работ; — приведение недостоверных данных в уведомлении | В размере 10 МЗП (10730 грн.) | |
— выполнение подготовительных работ без регистрации декларации о начале выполнения таких работ, если указанные работы не выполнялись на основании зарегистрированной декларации о начале выполнения строительных работ либо разрешения на выполнение строительных работ; — приведение недостоверных данных в декларации о начале выполнения подготовительных работ | В размере 20 МЗП (21460 грн.) | |
— выполнение строительных работ без регистрации декларации о начале выполнения таких работ; — приведение недостоверных данных в указанной декларации (ответственность за указанные выше нарушения дифференцирована в зависимости от категории сложности объекта строительства): на объектах I категории сложности;
на объектах II категории сложности;
на объектах III категории сложности |
В размере 18 МЗП (19314 грн.); в размере 36 МЗП (38628 грн.); в размере 90 МЗП (96570 грн.) | |
выполнение строительных работ без получения разрешения на их выполнение: |
В размере 370 МЗП (397010 грн.); | |
— эксплуатация либо использование объектов строительства, не принятых в эксплуатацию; (ответственность за указанные выше нарушения дифференцирована в зависимости от категории сложности объекта строительства): — объектов II категории сложности; — объектов III категории сложности; — объектов IV категории сложности; — объектов V категории сложности |
В размере 18 МЗП (19314 грн.); | |
необеспечение заказчиком осуществления технического надзора в случаях, когда такой надзор является обязательным согласно законодательству | В размере 36 МЗП (38628 грн.) | |
необеспечение заказчиком осуществления авторского надзора в случаях, когда такой надзор является обязательным согласно законодательству | В размере 45 МЗП (48285 грн.) | |
непредоставление либо несвоевременное предоставление заказчиком: — информации о передаче права на строительство объекта другому заказчику, изменение генерального подрядчика или подрядчика, лиц, ответственных за проведение авторского и технического надзора, ответственных исполнителей работ; — информации о начале выполнения подготовительных или строительных работ и о вводе в эксплуатацию законченного строительством объекта в случаях, когда предоставление такой информации является обязательным согласно законодательству | В размере 5 МЗП (5365 грн.) | |
Субъекты градостроительства, выполняющие строительные работы
| — выполнение подготовительных работ без уведомления о начале их выполнения; — приведение недостоверных данных в таком уведомлении | В размере 3 МЗП (3219 грн.) |
— выполнение строительных работ без уведомления о начале их выполнения; — приведение недостоверных данных в указанном уведомлении | В размере 5 МЗП (5365 грн.) | |
выполнение подготовительных работ без регистрации декларации о начале выполнения таких работ, если указанные работы не выполнялись на основании зарегистрированной декларации о начале выполнения строительных работ либо разрешения на выполнение строительных работ без регистрации декларации о начале выполнения таких работ | В размере 90 МЗП (96570 грн.) | |
выполнение строительных работ без регистрации декларации о начале выполнения таких работ: — на объектах I категории сложности;
— на объектах II категории сложности;
— на объектах III категории сложности |
В размере 18 МЗП (19314 грн.); в размере 36 МЗП (38628 грн.); в размере 90 МЗП (96570 грн.) | |
выполнение строительных работ без получения разрешения на их выполнение: — на объектах IV категории сложности;
— на объектах V категории сложности |
В размере 370 МЗП (397010 грн.); в размере 900 МЗП | |
ведение исполнительной документации с нарушением строительных норм, государственных стандартов и правил | В размере 18 МЗП (19314 грн.) | |
применение строительных материалов, изделий и конструкций: — не удовлетворяющих государственным нормам, стандартам, техническим условиям, проектным решениям; — подлежащих обязательной сертификации, но не прошедших ее | В размере 90 МЗП (96570 грн.) | |
выполнение строительных работ с нарушением требований строительных норм, государственных стандартов и правил или утвержденных проектных решений | В размере 45 МЗП (48285 грн.) | |
Субъекты градостроительства, которые: — осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с созданием объектов архитектуры, подлежащую лицензированию; — поручают выполнение отдельных видов работ ответственным исполнителям, которые согласно законодательству должны иметь квалификационный сертификат | — осуществление хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, без получения в установленном порядке лицензии; — привлечение к выполнению отдельных видов работ ответственных исполнителей, не имеющих соответствующего квалификационного сертификата, в случаях, когда такой сертификат является обязательным согласно законодательству | В размере 90 МЗП (96570 грн.); в размере 10 МЗП (10730 грн.)
|
Субъекты градостроительства, изготавливающие строительные материалы, изделия и конструкции | — производство либо изготовление строительных материалов, изделий, конструкций, которые подлежат обязательной сертификации или показатели безопасности которых приводятся в нормативных документах и подлежат подтверждению соответствия путем сертификации либо декларирования, но не прошли их; — производство либо изготовление строительных материалов, изделий, конструкций, не соответствующих требованиям государственных норм, стандартов или техническим условиям | В размере 63 МЗП (67599 грн.);
|
Как видите, законодатель кардинально изменил подход к определению размеров штрафов за нарушения в градостроительной деятельности. Так, отныне основанием для расчета штрафных санкций является МЗП, которая, кстати, является «величиной непостоянной» — она увеличивается.
Следует напомнить, что в соответствии с предыдущей редакцией Закона № 208 штрафы в зависимости от вида правонарушения рассчитывались исходя из стоимости разработанной рабочей документации, выполненных работ, соответствующих объектов или в ннмдг1.
1 Не облагаемых налогом минимумах доходов граждан — ннмдг.
Кроме того, новый Закон № 208, как и КоАП, дифференцировал ряд правонарушений в зависимости от категории сложности объектов строительства. Также Закон № 208 учел закрепленные Законом № 3038 разновидности документов, согласно которым, например, в предусмотренных законодательством случаях разрешается начинать строительство (уведомление, декларация, разрешение). Напомним: раньше в части разрешительных документов была предусмотрена только ответственность за проведение подготовительных работ (строительных работ) без соответствующих разрешений на выполнение таких работ.
Кроме того, ч. 6 ст. 2 Закона № 208 предусмотрена, так сказать, общая для всех субъектов градостроительства ответственность в виде штрафа за следующие правонарушения:
Таблица 3
Вид нарушения | Взыскание (штраф) |
Невыполнение предписаний ГАСИ или ее территориальных органов об: 1) устранении нарушения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил; 2) приостановлении подготовительных и строительных работ, которые: — не соответствуют законодательству, строительным нормам, государственным стандартам и правилам, архитектурным требованиям, утвержденным проектным решениям, техническим условиям и другим нормативно-правовым актам; — выполняются без регистрации декларации о начале их выполнения или без получения разрешения на выполнение строительных работ |
В размере 10 МЗП (10730 грн.);
в размере 18 МЗП (19314 грн.) |
Недопуск должностных лиц ГАСИ и ее территориальных органов на объекты строительства, предприятия строительной отрасли для выполнения возложенных на них функций | В размере 10 МЗП (10730 грн.) |
Следует отметить, что предыдущая редакция Закона № 208 не конкретизировала предписания ГАСИ, невыполнение которых может стать основанием для привлечения юридического лица к ответственности. Так, в частности, абз. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 208 содержал только обобщенный вид правонарушения — уклонение от выполнения либо несвоевременное выполнение предписаний ГАСИ.
К тому же в новой редакции Закона № 208 появляется новый субъект градостроительства, который может быть привлечен к ответственности за нарушения норм градостроительного законодательства.
Таблица 4
Субъект | Вид нарушения | Взыскание (штраф) |
Субъекты градостроительства, привлекаемые ГАСИ и ее территориальными органами к проведению проверок | Предоставление недостоверных или необоснованных заключений по результатам проверок | В размере 10 МЗП (10730 грн.) |
Напомним, что в соответствии с п. 6 ч. 4 Закона № 3038 должностные лица инспекций государственно-строительного контроля имеют право привлекать к проведению проверок представителей центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, экспертных и общественных организаций (по согласованию с их руководителями), специалистов отраслевых научно-исследовательских и научно-технических организаций, которые прошли государственную аттестацию в центральном органе исполнительной власти по вопросам строительства, градостроительства и архитектуры.
Предусмотрена также ответственность и для предприятий, предоставляющих технические условия по инженерному обеспечению объекта строительства. Так, в частности, такие предприятия могут быть привлечены к ответственности за:
Таблица 5
Вид нарушения | Взыскание (штраф) |
Предоставление недостоверной информации в составе ранее предоставленных технических условий по инженерному обеспечению объекта строительства | В размере 90 МЗП (96570 грн.) |
Отказ в предоставлении технических условий по инженерному обеспечению объекта строительства либо нарушение срока их предоставления | |
Незаключение договора об обеспечении объекта строительства на основании предоставленных технических условий | |
Неподключение объекта строительства к инженерным сетям согласно техническим условиям и заключенному договору об обеспечении объекта строительства |
Следовательно, уважаемые застройщики, если вам, например, будет отказано в предоставлении технических условий или нарушены сроки их предоставления, имейте в виду, что такие действия не являются «безнаказанными». Кроме того, напоминаем: ваше право на получение технических условий закреплено в ч. 2 ст. 30 Закона № 3038. Этой нормой предусмотрено, что физическое либо юридическое лицо, имеющее намерения по застройке земельного участка, находящегося в его собственности или пользовании, имеет право на получение технических условий согласно поданному им заявлению. Технические условия должны быть предоставлены в течение 10 дней со дня регистрации заявления.
И для завершения вопроса о размере штрафных санкций хотим предостеречь субъектов градостроительства — Закон № 208 содержит еще несколько сюрпризов.
Так, ч. 9 ст. 2 данного Закона определено, что действия, указанные в таблицах 2 — 5 этой статьи, совершенные субъектами градостроительства, которые в течение года были подвергнуты взысканию за такие же нарушения, влекут за собой наложение штрафа, определенного в соответствующем абзаце этой статьи, в двойном размере.
Кроме того, ч. 12 ст. 2 Закона № 208 установлено, что в случае совершения субъектами градостроительства двух или более правонарушений штрафы налагаются за каждое совершенное правонарушение отдельно. Эта норма (в части порядка наложения взысканий) подобна закрепленной в ст. 36 КоАП и применяется к физическим и должностным лицам. Но в то же время ч. 2 ст. 36 КоАП предусмотрено следующее: если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение из числа совершенных . К основному взысканию в этом случае может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за какое-либо из совершенных правонарушений.
Как видите, о таких «льготах» для юридических лиц и физических лиц — предпринимателей в Законе № 208 речь не идет, что дает основания говорить о том, что штрафы за каждое отдельное правонарушение будут «суммироваться».
Как и ранее, Закон № 208 предусматривает, что привлечение субъектов градостроительства к ответственности не освобождает их от возмещения причиненного в результате правонарушения ущерба.
Также ч. 12 ст. 2 Закона № 208 определено, что штраф может быть наложен на субъектов градостроительства в течение шести месяцев со дня выявления правонарушения, но не позднее чем через три года со дня его совершения.
Что касается определения шестимесячного срока, о котором идет речь выше, приведем извлечение из письма № 40-19-6656:
<...>
В административном праве различают продолжаемые и длящиеся административные правонарушения.
Так, продолжаемым административным проступком называют ряд идентичных проступков, совершаемых неоднократно с одинаковой целью, формой вины теми же субъектами и составляющих в совокупности единое правонарушение (например, мелкое хищение государственного или коллективного имущества).
Тем не менее длящимися административными проступками являются проступки, связанные с длительным, непрерывным невыполнением обязанностей, предусмотренных правовой нормой (например, самовольное строительство зданий или сооружений), они прекращаются либо выполнением регламентированных обязанностей, либо привлечением виновного в невыполнении лица к ответственности. Очень часто такие правонарушения являются последствиями противоправного бездействия.
То есть длящиеся правонарушения характеризуются тем, что лицо, совершившее какие-то определенные действия или бездействие, находится в дальнейшем в состоянии непрерывного продолжения этих действий (бездействия). Эти действия непрерывно нарушают закон в течение какого-либо времени. Иногда такое состояние продолжается значительное время и все время виновный непрерывно совершает правонарушение в виде невыполнения возложенных на него обязанностей.
Следовательно, отсчитывать шестимесячный срок привлечения к административной ответственности при длящемся правонарушении необходимо с того момента, когда должностному лицу инспекции государственного архитектурно-строительного контроля стало известно о факте совершения административного правонарушения...
Кто рассматривает дела о правонарушении?
Как и ранее, полномочия по рассмотрению дел о правонарушениях, предусмотренных Законом № 208, возложены на ГАСИ и ее территориальные органы.
Налагать же штрафы от имени ГАСИ и ее территориальных органов имеют право:
— руководитель ГАСИ и его заместители;
— руководители территориальных органов ГАСИ и их заместители.
Порядок наложения штрафов...
Так, в частности, ст. 4 Закона № 208 предусматривает, что порядок наложения штрафов за правонарушения в сфере градостроительной деятельности определяется Кабинетом Министров Украины. На сегодняшний день остается действующим постановление № 244, которым утверждено Положение о порядке наложения штрафов за правонарушения в сфере градостроительства (далее — Положение).
Но на наш взгляд, в это постановление в ближайшее время должны быть внесены изменения или должен быть принят новый соответствующий документ. Так, уже в настоящий момент является неактуальным п. 3 Положения. Этой нормой, в частности, предусматривается, что стоимость выполненных с нарушениями работ для расчета размера штрафа определяется в соответствии с порядком определения стоимости строительства и проектно-изыскательских работ, устанавливаемым Минрегионом. А как мы уже выяснили выше, со вступлением в силу Закона № 4220 размеры штрафных санкций «рассчитываются» в соответствии с МЗП.
Кроме того, ч. 3 ст. 4 Закона № 208 определено, что штраф подлежат уплате в пятнадцатидневный срок со дня вручения или направления постановления. В предыдущей редакции Закона № 208 штраф подлежал уплате в тот же срок, но отсчет его начинался со дня наложения штрафа.
При этом копия удостоверенного банком платежного документа, удостоверяющего факт уплаты суммы штрафа в полном объеме, направляется ГАСИ либо ее территориальному органу, наложившему штраф.
В случае же неуплаты штрафа в указанный срок второй экземпляр постановления направляется органу государственной исполнительной службы для выполнения постановления в принудительном порядке.
Следует обратить внимание застройщиков на то, что не подлежит выполнению постановление, которое не было обращено к выполнению в течение двух лет со дня вынесения.
Также ст. 5 Закона № 208, как и ранее, предусматривает возможность обжалования постановлений ГАСИ или ее территориальных органов. Жалоба может быть подана в суд в течение 15 дней со дня вынесения постановления и с обязательным уведомлением о таком обжаловании в тот же срок органу, вынесшему постановление.
Напоследок...
В этой статье мы, так сказать, сделали обзорный анализ Закона № 208. Бесспорно, новая редакция Закона № 208 является более усовершенствованной, чем предыдущая. Кроме того, наконец приведены в соответствие нормы, регулирующие вопросы ответственности юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, с последними новшествами градостроительного законодательства. Но в то же время следует отметить, что вопросы по применению Закона № 208 еще будут возникать, а следовательно, это не последняя публикация и мы еще вернемся к этой теме.