ГАСИ:
как защититься?
Владимир Лежнин, юрист
Контроль в сфере градостроительства и архитектурной деятельности осуществляется Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины (ГАСИ) и ее территориальными органами (инспекциями). Целью такого контроля является проверка соблюдения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил при выполнении подготовительных и строительных работ и лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов строительства (п. 1 Порядка). Однако чаще проверяющие имеют цель, отличающуюся от задекларированной в законе. В таком случае еще большую актуальность приобретают знания «правил игры» — норм законодательства о проверках, особенно правовых нюансов, позволяющих с наименьшими затратами пройти такой контроль.
ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ
Конституция — Конституция Украины от 28.06.2011 г. № 254к/96-ВР.
КАС — Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.
Закон о регулировании градостроительной деятельности — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.
Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.
Порядок — Порядок осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 23.05.2011 г. № 553.
Положение — Положение о Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 08.04.2011 г. № 439/2011.
Порядок лицензирования — Порядок лицензирования хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 05.12.2007 г. № 1396 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 23.05.2011 г. № 551).
Лицензионные условия — Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденные приказом Министерства регионального развития и строительства Украины от 27.01.2009 г. № 47 (в редакции приказа Министерства регионального развития и строительства Украины от 06.10.2010 г. № 392).
О видах проверок
По периодичности проверки можно разделить на плановые и внеплановые.
Виды проверок по периодичности | |
ПЛАНОВАЯ | ВНЕПЛАНОВАЯ |
1 | 2 |
— это проверка, предусмотренная планом работы инспекции, утверждаемым руководителем соответствующей инспекции | — это проверка, не предусмотренная планом работы инспекции |
Основание для проведения: | |
• план работы инспекции | • подача субъектом градостроительства письменного заявления о проведении проверки объекта строительства или строительной продукции по его желанию либо письменного заявления о проведении проверки по соблюдению субъектом хозяйствования лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры; • выявление факта самовольного строительства объекта; • проверка выполнения субъектом градостроительной деятельности предписаний и требований инспекций; • проверка выполнения субъектом хозяйствования требований инспекции по устранению нарушений лицензиатом лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры; • обращение физических либо юридических лиц о нарушении субъектом градостроительства требований градостроительного законодательства; • требование правоохранительных органов о проведении проверки |
Периодичность: | |
не чаще одного раза в полгода | в зависимости от наличия оснований для проверки |
Срок проведения: | |
не более 10 рабочих дней, а в случае необходимости может быть единовременно продлен по письменному решению руководителя соответствующей инспекции либо его заместителя не более чем на 5 рабочих дней | не более 5 рабочих дней, а в случае необходимости может быть единовременно продлен по письменному решению руководителя соответствующей инспекции либо его заместителя не более чем на 2 рабочих дня |
При проведении проверки должностное лицо инспекции обязано предъявить служебное удостоверение и направление на внеплановую проверку. Порядок не определяет, какой документ должны предъявлять должностные лица при осуществлении плановой проверки, поэтому на практике возможно направление или уведомление о плановой проверке. При ознакомлении с направлением обращайте внимание на основание проверки. В случае если основание не указано либо отличается от предусмотренного Порядком , субъект градостроительства имеет право отказать в допуске на проверку.
По предмету архитектурно-строительный контроль условно можно классифицировать как проверки :
• за соблюдением требований законодательства при выполнении подготовительных и строительных работ, архитектурных, инженерно-технических и конструктивных решений, применении строительной продукции;
• порядка осуществления авторского и технического надзора, ведения общего и (или) специальных журналов учета выполнения работ, исполнительной документации, составления актов выполненных строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
• за соблюдением субъектами хозяйствования лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры.
Проверки могут осуществляться по одному направлению либо одновременно по всем. Поэтому следует внимательно знакомиться с направлением на проверку (уведомлением о проверке), чтобы определить ее предмет.
Какими полномочиями наделены должностные лица ГАСИ
при осуществлении контроля?
Должностные лица инспекций при осуществлении государственного архитектурно-строительного контроля имеют право:
• беспрепятственного доступа на место строительства объекта либо местонахождения субъекта градостроительства;
• привлекать к проведению проверок представителей центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций (по согласованию с их руководителями), специалистов научно-исследовательских, опытно-конструкторских, экспертных и проектных учреждений;
• получать (безвозмездно) в установленном законодательством порядке от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, физических лиц информацию и документы, необходимые для осуществления государственного архитектурно-строительного контроля (п.п. 3 п. 5 Положения, п.п. 8 п. 11 Порядка) (подробнее читайте в газете «Строительная бухгалтерия», 2011, № 13, с. 29);
• требовать в случаях, предусмотренных законодательством, выборочного раскрытия отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений, проведения съемки и замеров, дополнительных лабораторных и других испытаний строительных материалов, изделий и конструкций;
• осуществлять фиксацию процесса проведения проверки с использованием аудио- и видеотехники.
Ограничение полномочий инспекции
Закон о регулировании градостроительной деятельности определяет, что запрещается требовать информацию и документы налоговой, финансовой отчетности, об оплате труда, движении средств и другие, не связанные с осуществлением государственного архитектурно-строительного контроля (абз. 2 п. 7 п. 41 Порядка). Эта норма защищает субъектов градостроительства от злоупотреблений при проверке. Ведь предоставление документации, не касающейся цели проверки, в дальнейшем может быть использовано против таких лиц.
Общим же критерием законности действий и требований должностных лиц является ст. 19 Конституции. В соответствии с ней правовой порядок в Украине базируется на принципах, согласно которым никого нельзя заставить делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.
Должностные лица инспекции
при осуществлении государственного архитектурно-строительного контроля обязаны:
• в полном объеме, объективно и непредвзято осуществлять государственный архитектурно-строительный контроль в рамках полномочий, предусмотренных законодательством;
• соблюдать деловую этику во взаимоотношениях с субъектами хозяйствования и физическими лицами;
• знакомить субъекта градостроительства либо уполномоченное им лицо с результатами государственного архитектурно-строительного контроля в сроки, предусмотренные законодательством;
• по письменному обращению субъекта градостроительства оказывать консультативную помощь в осуществлении государственного архитектурно-строительного контроля.
О правах и обязанностях субъекта градостроительства при проверке
Субъект градостроительства, в отношении которого осуществляется государственный архитектурно-строительный контроль, имеет право:
• требовать от должностных лиц инспекции соблюдения требований законодательства;
• проверять наличие у должностных лиц инспекции служебных удостоверений;
• присутствовать при осуществлении государственного архитектурно-строительного контроля;
• по результатам проверки получать и знакомиться с актом проверки, составленным инспекцией;
• подавать в письменной форме свои объяснения, замечания или возражения к акту проверки, составленному инспекцией по результатам проверки;
• обжаловать незаконные решения должностных лиц инспекции.
Субъект градостроительства, в отношении которого осуществляется государственный архитектурно-строительный контроль, обязан :
• допускать должностных лиц инспекции к проведению проверки при условии соблюдения порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля;
• выполнять требования инспекции по устранению выявленных нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности;
• подавать документы, пояснения, справки, сведения, материалы по вопросам, возникающим при осуществлении государственного архитектурно-строительного контроля.
Чего ожидать, когда проверка закончилась?
По результатам государственного архитектурно-строительного контроля должностным лицом инспекции составляется акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр предоставляется субъекту градостроительства. Внимательно прочитайте акт проверки. Если Вы не соглашаетесь с актом проверки, необходимо подписать его с замечаниями, являющимися неотъемлемой частью такого акта. В замечаниях необходимо отразить все нарушения должностных лиц при осуществлении контроля, указать, в чем ошибочность выводов и несоответствие акта фактическим данным, если таковые имеют место.
При выявлении нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности на основании акта могут составляться следующие документы :
• протокол, на основании которого в течение трех дней выносится постановление о наложении штрафа;
• предписание об устранении нарушения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил;
• предписание о приостановлении подготовительных и строительных работ, выполняемых без уведомления, регистрации декларации о начале их выполнения либо разрешения на выполнение строительных работ;
• мотивированное письменное решение руководителя соответствующей инспекции либо его заместителя о запрете эксплуатации законченных строительством объектов, не принятых в эксплуатацию.
Об обжаловании решений ГАСИ по результатам проверки
Решения инспекций государственного архитектурно-строительного контроля могут быть обжалованы в ГАСИ или в суде.
Иски о признании противоправными и отмене предписаний, постановлений подаются в окружной административный суд. Внимание! В соответствии со ст. 99 КАС устанавливаются следующие сроки обращения в административный суд:
— по обжалованию предписаний, решений о запрете эксплуатации — 6-месячный срок с момента получения;
— по обжалованию постановлений о наложении штрафа — 1 месяц с момента получения;
— если предписания или постановление обжаловались в ГАСИ — 1 месяц с момента получения ответа.
Подача административного иска, а также открытие производства по административному делу не приостанавливают действие обжалуемого решения инспекции, однако суд в порядке обеспечения административного иска может соответствующим определением приостановить действие такого решения либо его отдельных обжалуемых положений (ч. 3 ст. 117 КАС).
Основанием такого обеспечения является существование очевидной опасности причинения ущерба правам, свободам и интересам истца до принятия решения по административному делу, или если защита этих прав, свобод и интересов станет невозможной без применения таких мер, или для их восстановления необходимо будет приложить значительные усилия и расходы, а также если очевидными являются признаки противоправности предписания либо постановления (ч. 1 ст. 117 КАС).
Также с целью обжалования незаконных действий (бездействия) Вы можете обратиться в ГАСИ, органы прокуратуры, милиции и т. п.
Если незаконными действиями должностных лиц причинен материальный или моральный (деловой репутации) ущерб, Вы можете обратиться с соответствующим иском в суд.
Особенности проверок соблюдения субъектами
хозяйствования лицензионных условий
осуществления хозяйственной деятельности,
связанной с созданием объектов архитектуры
Хотя проверка соблюдения лицензионных требований урегулирована Порядком, однако ее особенности определяются Законом о лицензировании, Порядком лицензирования, Лицензионными условиями.
Специфика вытекает из особой цели — проверить соблюдение лицензионных условий. Для этого нет необходимости проверять всю деятельность, а только лишь определенную Лицензионными условиями.
Обычно при такой проверке инспекция направляет уведомление о проведении плановой проверки и требование предоставить копии документов. Срок предоставления документов в законодательстве не урегулирован, поэтому определяется в требовании.
По результатам проверки инспекция имеет право :
• аннулировать выданную лицензию;
• приостановить действие лицензии;
• принять решение об устранении субъектом строительной деятельности нарушений, связанных с соблюдением лицензионных условий осуществления строительной деятельности.
Основаниями для аннулирования лицензии по результатам проверки являются :
• акт о выявлении недостоверных сведений в документах, поданных субъектом строительной деятельности для получения лицензии;
• акт о невыполнении решения органа лицензирования об устранении нарушений, связанных с соблюдением лицензионных условий осуществления строительной деятельности, требований нормативно-правовых актов, которые стали основанием для принятия решения об устранении таких нарушений;
• акт о повторном в течение года нарушении субъектом строительной деятельности лицензионных условий осуществления строительной деятельности или требований нормативно-правовых актов;
• акт об установлении факта передачи лицензии либо ее копии другому юридическому или физическому лицу для осуществления хозяйственной деятельности;
• акт об установлении факта неподачи в установленный срок уведомления об изменении данных, указанных в документах, прилагавшихся к заявлению о выдаче лицензии;
• акт комиссии по расследованию причин аварии на строительстве объекта, приведшей к гибели людей или тяжелым экологическим последствиям;
• невозможность субъекта строительной деятельности обеспечить выполнение лицензионных условий;
• акт об отказе субъекта строительной деятельности от проведения органом лицензирования проверки.
Основаниями для приостановления действия лицензии являются :
• акт проверки субъекта строительной деятельности о нарушении лицензионных условий, если выявленные нарушения невозможно устранить в процессе осуществления строительной деятельности;
• акт комиссии по расследованию причин аварии на строительстве объекта, которая не привела к гибели людей или тяжелым экологическим последствиям.
Принятие решений инспекцией о приостановлении и аннулировании лицензии осуществляется по результатам рассмотрения указанных вопросов на заседании лицензионной комиссии.
В случае аннулирования лицензии субъект строительной деятельности имеет право обратиться с письменным заявлением о получении новой лицензии для продолжения строительной деятельности не ранее чем через год с даты принятия органом лицензирования решения об аннулировании предыдущей лицензии.
Однако в законодательстве были найдены соответствующие способы защиты от таких жестких санкций.
Инспекция принимает решение об аннулировании лицензии в течение десяти рабочих дней с даты установления оснований для аннулирования лицензии, которое вручается (направляется) субъекту градостроительства с указанием оснований аннулирования не позднее трех рабочих дней с даты его принятия.
Рассмотрение вопросов об аннулировании лицензии на основании акта о выявлении недостоверных сведений в документах, поданных субъектом хозяйствования для получения лицензии; акта об установлении факта передачи лицензии другому юридическому или физическому лицу для осуществления хозяйственной деятельности; акта о невыполнении распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий осуществляется инспекцией с обязательным приглашением субъекта градостроительства либо его представителей.
Внимание! Решение об аннулировании лицензии вступает в силу через 30 дней со дня его принятия. Если субъект градостроительства в течение этого времени подает жалобу в экспертно-апелляционный совет, действие данного решения инспекции приостанавливается до принятия соответствующего решения .
Решение об аннулировании лицензии может быть обжаловано в судебном порядке путем подачи иска в окружной административный суд
Практические советы
при проведении проверок ГАСИ:
1. Проверить удостоверение, переписать данные должностных лиц.
2. Внимательно ознакомиться с уведомлением о проверке, направлением и требованием о предоставлении документов. Из этих документов можно узнать о виде, цели и основании проверки.
3. В случае отсутствия оснований для отказа в допуске проверяющих допустить их к проверке.
4. Прикрепить к проверяющим своего работника, который будет наблюдать за их перемещениями на объекте. Для работы с документами выделить отдельную комнату.
5. В порядке письменной консультации требовать от инспектора предоставления письменного перечня документов, с обоснованием необходимости их предоставления. Подавать оригиналы документов для просмотра следует в присутствии своего работника. Советуем составлять полный перечень предоставляемых документов с указанием названия документа и количества листов. При передаче документов необходимо требовать от инспектора поставить на перечне свою подпись, дату, фамилию. Это подтвердит передачу документов и станет гарантией того, что они не «исчезнут».
6. Не предоставлять лишние документы, которые от Вас не требуют, но которые могут Вам навредить.
7. В случае выявления нарушений составлять об этом акты за подписями своих работников с последующим отражением таких нарушений в акте проверки.
8. В случае требования предоставить объяснение писать собственноручно только то, которое отвечает Вашим интересам. На провокационные вопросы — не отвечать, мотивируя это правом на отказ от дачи объяснений против себя, что закреплено ч. 1 ст. 63 Конституции.
9. После окончания проверки ознакомиться с актом. В случае несогласия — подписать его с замечаниями.
10. Помнить о возможности обжалования решений инспекции и сроках обращения в административный суд.