Темы статей
Выбрать темы

Перепланируем жилые помещения

Редакция СБ
Статья

Перепланируем жилые помещения

Яна Брусенцова, юрист-аналитик ИД «Фактор»

 

Поводом для написания этой статьи стало письмо ГАСИ № 40-17-3019 (см. на с. 7). В нем предоставляются разъяснения по заполнению декларации о начале выполнения строительных работ при реконструкции либо капитальном ремонте квартир (помещений) в многоквартирном доме. Также в этом письме было уделено особое внимание вопросу перепланировки жилья, которая, как отмечает ГАСИ, не относится к строительству.

Предлагаем в основу этой статьи «положить» вопросы, приведенные в упомянутом выше письме, но больше внимания уделить проблемам перепланировки жилья, достаточно актуальным на сегодняшний день.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон № 3038 — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

Закон № 687 — Закон Украины «Об архитектурной деятельности» от 20.05.99 г. № 687-XIV.

ЗКУ — Земельный кодекс Украины от25.10.2001 г.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от16.01.2003 г.

ЖК — Жилищный кодекс Украинской ССР от 30.06.83 г.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г.

Постановление № 466 — постановление КМУ «Некоторые вопросы выполнения подготовительных и строительных работ» от 13.04.2011 г. № 466.

Постановление № 1104 — постановление КМУ «Некоторые вопросы предоставления разрешений на выполнение подготовительных и строительных работ» от 30.09.2009 г. № 1104.

Правила № 76 — Правила содержания жилых домов и придомовых территорий, утвержденные приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 17.05.2005 г. № 76.

Правила — Правила пользования помещениями жилых домов и общежитий, утвержденные постановлением КМУ «О механизме внедрения Закона Украины «О приватизации государственного жилого фонда» от 08.10.92 г. № 572 (в редакции постановления КМУ от 24.01.2006 г. № 45).

Письмо № 3019 — письмо ГАСИ «О заполнении декларации о начале выполнения строительных работ при реконструкции или капитальном ремонте квартир (помещений) в многоэтажном доме /по вопросам права собственности или пользования земельным участком» от 29.09.2011 г. № 40-17-3019 (текст документа приведен на с. 7 этого номера газеты «Строительная бухгалтерия»).

Письмо № 513 — письмо ГАСИ «Об условиях и порядке переоборудования и перепланировки жилых помещений» от 17.06.2011 г. № 40-16-513 (текст документа и комментарий к нему см. в газете «Строительная бухгалтерия», 2011, № 17, с. 11, с. 12).

 

Декларация о начале выполнения строительных работ

Итак, декларация о начале выполнения строительных работ является одним из «разрешительных» документов, который дает право на выполнение таких работ.

Напомню: кроме декларации, Закон № 3038 предусматривает еще два «разрешительных» документа, которые дают право на выполнение строительных работ:

уведомление о начале выполнения строительных работ, направляемое заказчиком ГАСИ либо ее территориальному органу (далее — инспекции) по местонахождению объекта строительства, — по объектам, строительство которых осуществляется на основании строительного паспорта, которые не требуют регистрации декларации о начале выполнения строительных работ либо получения разрешения на выполнение строительных работ согласно перечню объектов строительства, утвержденному Кабинетом Министров Украины;

разрешение на выполнение строительных работ, выдаваемое инспекцией, — по объектам строительства, относящимся к IV и V категориям сложности.

Напомню, что вид «разрешительного» документа , который должен получить либо направить заказчик (застройщик), зависит от категории сложности строящегося объекта.

Так, в частности, декларацию о начале выполнения строительных работ путем ее регистрации в соответствующей инспекции застройщик получает в том случае, когда ведется строительство объектов, относящихся к I — III категориям сложности.

В свою очередь, ст. 36 Закона № 3038 предусмотрено, что право на выполнение подготовительных работ (если они не были выполнены ранее согласно уведомлению либо зарегистрированной декларации о начале выполнения подготовительных работ) и строительных работ на объектах, относящихся к I — III категориям сложности, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружениям предоставляется заказчику и генеральному подрядчику или подрядчику (если строительные работы выполняются без привлечения субподрядчиков) после регистрации декларации о начале выполнения строительных работ.

 

Земельный вопрос...

Независимо от того, какой объект планируется строить и получение (предоставление) какого «разрешительного» документа для этого необходимо, строительные работы могут выполняться только после получения заказчиком документа, удостоверяющего право собственности либо пользования земельным участком, или договора суперфиция. Такое требование содержится в п. 2 Порядка выполнения строительных работ, утвержденного постановлением № 466.

В соответствии же со ст. 126 ЗКУ документами, удостоверяющими право на земельный участок, являются:

— государственный акт на право собственности на земельный участок;

— государственный акт на право постоянного пользования земельным участком;

— договор аренды земли.

Согласно ст. 116 ЗКУ приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.

Суперфиций заключается в предоставлении лицу, в пользу которого он установлен, прав пользования чужим земельным участком для застройки.

Приобретение и осуществление суперфиция регулируется как ЗКУ, так и ГКУ, но все же более полно положения о суперфиции раскрыты в ГКУ.

Так, ст. 413 ГКУ определено, что право суперфиция может возникать на основании:

— договора;

— завещания.

Субъектами суперфициарных отношений являются собственник земельного участка, предоставляемого под застройку, и лицо, имеющее право пользования указанным участком для застройки (суперфициарий).

Объектом суперфиция является право пользования земельным участком для строительства определенных видов сооружений или зданий с возможностью для суперфициария приобрести право собственности на них и для землевладельца — получать часть прибыли землепользователя.

Так, указание информации о земельном участке предусмотрено формой декларации о начале выполнения строительных работ, утвержденной постановлением № 466. В частности, такая информация должна содержать сведения о:

— месте расположения земельного участка;

— площади участка;

— кадастровом номере земельного участка;

— целевом назначении земельного участка;

— форме собственности либо пользования;

— документе, удостоверяющем право заказчика на земельный участок (его название, номер, дату выдачи и наименование выдавшего его органа).

Заполнение указанных выше сведений в декларации не вызывало бы особых трудностей, если бы речь не шла о строительных работах, которые планируется проводить в многоэтажках. А с такими объектами возникают сложности, и вот почему...

Статья 79 ЗКУ дает определение понятия земельного участка — это часть земной поверхности с установленными границами, определенным местом расположения, с определенными относительно него правами.

ГАСИ в своем письме № 3019 указывает на невозможность предоставить в аренду или в собственность земельный участок, например, для обслуживания встроенного или пристроенного помещения в многоэтажном доме, поскольку невозможно создать сам объект земельных отношений — земельный участок, не нарушив единый комплекс недвижимого имущества — выделить помещение дома как отдельное здание и предоставить ему отдельный адрес, необходимый для определения места расположения земельного участка как составная часть понятия «земельный участок». К тому же не представляется возможным в таком случае установить границы отдельной части земельного участка под единственным комплексом недвижимого имущества в виде многоэтажного дома.

В соответствии с приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам (далее — Госкомзем) «Об утверждении Инструкции об установлении (восстановлении) границ земельных участков в натуре (на местности) и их закреплении межевыми знаками» от 18.05.2010 г. № 376 установление (восстановление) границ земельного участка осуществляется с целью определения в натуре (на местности) метрических данных земельного участка, в том числе местоположения поворотных точек его границ и их закрепления межевыми знаками. Межевой знак — специальный знак установленного образца, которым закрепляется местоположение поворотных точек границ земельного участка в натуре (на местности).

Кроме того, в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 42 ЗКУ земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории государственной или коммунальной собственности, предоставляются в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим управление этими домами.

В случае же приватизации гражданами многоквартирного жилого дома соответствующий земельный участок может передаваться безвозмездно в собственность или предоставляться в пользование объединению собственников.

Таким образом, как разъясняет Госкомзем в своем письме «О разъяснении некоторых вопросов земельного законодательства» от 26.05.2010 г. № 10046/17/4-10, действующим законодательством предусмотрена возможность передачи в собственность или предоставления в пользование земельных участков под многоквартирными жилыми домов только объединению собственников дома или предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим управление этими домами.

Учитывая все изложенное выше, ГАСИ в письме № 3019 подводит итог, что при заполнении деклараций о начале выполнения подготовительных и строительных работ по реконструкции либо капитальному ремонту объектов государственной и коммунальной собственности и помещений в многоэтажном доме без изменения геометрических размеров таких объектов раздел по информации о земельном участке и документе, удостоверяющем право собственности или пользования земельным участком, не заполняется .

Так постепенно мы подошли ко второму вопросу, изложенному в письме ГАСИ, суть которого заключается в том, что нужно отличать строительные работы от работ по перепланировке.

 

Перепланировка не строительство?

Итак, в соответствии со ст. 4, 9 Закона № 687 и абз. 2 п. 1 постановления № 466 строительство (строительные работы) — это работы по новому строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту.

Поэтому возникает логичный вопрос: относятся ли работы по перепланировке к строительным работам?

ГАСИ в письме № 3019 выразила свое мнение по этому поводу и считает, что перепланировка не относится к строительству, а следовательно, вопросы перепланировки не относятся к компетенции ГАСИ. Поэтому напрашивается вывод, что получать какие-либо «разрешительные» документы в случае проведения работ по перепланировке в соответствующих инспекциях нет необходимости.

Кстати, это не первое письмо, в котором ГАСИ придерживается именно такой позиции. В частности, в своем письме № 513 ГАСИ1 также указала, что перепланировка квартир в многоквартирных жилых домах, комнат в общежитии, объектов общественного назначения, а также зданий учреждений для предварительного заключения и исполнения наказаний не относится к строительным работам и не является объектом регулирования постановления № 466.

1 Текст документа и комментарий к нему приведен в газете «Строительная бухгалтерия», 2011, № 17, с. 11, с. 12.

Что касается последнего письма № 3019, то необходимость в нем возникла, скорее всего, в связи со вступлением с 13.05.2011 г. в силу постановления № 466. Напомним, этот документ «пришел» на смену постановлению № 1104. Однако это «старое» постановление, в отличие от постановления № 466, давало четкий ответ, что перепланировка квартир не требует получения разрешения на выполнение строительных работ.

Так, в частности, постановлением № 1104 был утвержден Перечень строительных работ, на выполнение которых не требуется разрешение, в том числе и на перепланировку. Обратите внимание на полное название указанного выше перечня — «Перечень строительных работ...».

То есть можно говорить о том, что в понимании постановления № 1104 перепланировки все-таки были отнесены к строительным работам... Кроме того, о спорности вопроса, относятся ли работы по перепланировке к строительным, свидетельствуют и другие нормативно-правовые документы2.

2 См. Правила определения стоимости строительства (ДБН Д.1.1-1-2000), утвержденные приказом Госстроя Украины от 27.08.2000 г. № 174. К тому же понятие «строительные работы» также приведено в таких документах, как Конвенция о безопасности и гигиене труда в строительстве от 20.06.88 г. № 167; приказ Минфина «Об утверждении Положения (стандарта) бухгалтерского учета 18 «Строительные контракты» от 28.04.2001 г. № 205; приказ Министерства регионального развития; строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины «Об утверждении Порядка разработки проектной документации на строительство объектов» от 16.05.2011 г. № 45.

На сегодняшний день, как видите, ГАСИ изменила свое мнение, но только относительно того, что перепланировка отныне не является строительными работами (а это только в интересах тех, кто выразил желание провести перепланировку жилого помещения). Что же касается процедурных моментов, а именно прохождения узаконивания перепланировки квартир, то никаких изменений здесь нет.

Следовательно, на сегодняшний день ничего не изменилось: как и ранее, для осуществления перепланировки в разрешительных документах ГАСИ нет необходимости .

А теперь определимся с некоторыми терминами, о которых шла речь выше. По этому поводу Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины было подготовлено письмо «О предоставлении разъяснений по определению терминов: «реконструкция», «капитальный ремонт», «перепланировка» от 04.03.2011 г. № 22-23/185/0/7-11. В соответствии с этим письмом:

Реконструкция — перестройка существующих (наличие конструктивной схемы с несущими и ограждающими конструкциями и фундаментами) объектов производственного и гражданского назначения, связанная с усовершенствованием производства, повышением его технико-экономического уровня и качества производимой продукции, улучшением условий эксплуатации и проживания, качества услуг, изменением основных технико-экономических показателей (количество продукции, мощность, функциональное назначение, геометрические размеры)

(Приложение Б к ДБН А.2.2-3-2004 «Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства»)

 

Капитальный ремонт дома — комплекс ремонтно-строительных работ, связанных с восстановлением либо улучшением эксплуатационных показателей здания, с заменой или восстановлением несущих или ограждающих конструкций, инженерного оборудования и оборудования противопожарной защиты без изменения строительных габаритов объекта и его технико-экономических показателей.

 

Перепланировка — к элементам перепланировки жилых помещений относятся: перенос и разборка перегородок, перенос и устройство дверных проемов, устройство и переоборудование тамбуров, пристройка балконов на уровне первых этажей многоэтажных домов.

(Правила № 76)

Следовательно, перепланировка — это такой вид работ, который не приводит к изменению конструктивных элементов здания, т. е. можно изменять только размещение внутренних перегородок, дверей, санитарно-техническое оборудование.

 

Перепланировка и переоборудование не являются равнозначными

Статьей 100 ЖУ определено, что переоборудование и перепланировка жилого дома и жилого помещения осуществляются с целью повышения их благоустройства и преобразования коммунальных квартир в отдельные квартиры на семью. Переоборудование и перепланировка жилого помещения допускаются с согласия нанимателя, членов семьи, проживающих вместе с ним, и наймодателя и с разрешения исполнительного комитета соответствующего местного совета.

На всякий случай следует отметить, что перепланировка и переоборудование не являются тождественными, хотя некоторые ставят между ними знак равенства.

Переоборудование это устройство в отдельных квартирах многоквартирных домов индивидуального отопления и другого инженерного оборудования, перенос нагревательных, сантехнических и газовых приборов; устройство и переоборудование туалетов, ванных комнат, вентиляционных каналов.

(Правила № 76)

 

О праве на перепланировку

В соответствии с ч. 2 ст. 383 ГКУ собственник квартиры может по своему усмотрению осуществлять ремонт и изменения в квартире при условии, что эти изменения не приведут к нарушению прав собственников других квартир в многоквартирном жилом доме и не нарушат санитарно-технических требований и правил эксплуатации дома.

На сегодняшний день перепланировки жилого дома (квартиры), принадлежащего гражданину на праве частной собственности, осуществляются с разрешения исполнительного комитета местного совета. Об этом указывается в ст. 152 ЖК и в п.п. 1.4.1 п. 1.4 Правил № 76.

Правилами № 76 также установлено, что собственники, наниматели (арендаторы) помещений жилых домов и общежитий имеют право на перепланировку жилых помещений, балконов и лоджий по соответствующим проектам без ограничения интересов других граждан, проживающих в доме, общежитии, с разрешения собственника дома (квартиры), собственника общежития (жилого помещения в общежитии) и органа местного самоуправления, выдаваемого в установленном порядке.

Итак, чтобы начать перепланировку жилого помещения, необходимо:

— иметь соответствующий проект;

— не ограничивать интересы других граждан, проживающих в доме;

— иметь разрешение собственника дома;

— иметь разрешение соответствующего органа местного самоуправления.

 

Общие условия и порядок перепланировки

Общие условия и порядок перепланировки зданий, жилых и нежилых в жилых домах помещений определены в Правилах № 76.

В частности, собственник, желающий перепланировать свою недвижимость, должен помнить, что:

 

1

перепланировки жилых помещений, приводящие к нарушению прочности либо разрушению несущих конструкций дома, ухудшению целостности и наружного вида фасадов, нарушению требований противопожарной безопасности и средств противопожарной защиты, не допускаются

2

перепланировка жилых помещений, ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех либо отдельных граждан в доме или квартире, не допускается

3

собственник, наниматель (арендатор) жилого дома, жилого помещения, допустивший самовольную перепланировку, приводящую к нарушению конструктивных элементов или средств противопожарной защиты, обязан за свой счет привести это помещение в прежнее состояние

4

в случае если самовольная перепланировка приводит к ухудшению технического состояния жилого дома в целом и нарушаются права других потребителей, указанные работы выполняются исполнителем услуг. Вопрос возмещения стоимости этих работ собственником, нанимателем (арендатором) жилого помещения решается в судебном порядке

 

Действующее законодательство не содержит четких правил по проведению перепланировки квартир. Кроме того, большинство норм уже утратили свою актуальность и требуют усовершенствования. Так, в частности, ЖК был введен в действие еще 1 января 1984 года, что свидетельствует о его «пенсионном» возрасте.

Поэтому мы самостоятельно попробуем разобраться, какие правила, кроме указанных выше, необходимо соблюдать при перепланировке квартиры.

С чего начать?

Согласно п.п. 1.4.5 п. 1.4 Правил № 76 для получения разрешения на перепланировку собственник или уполномоченное им лицо, наниматель (арендатор) помещения с согласия его собственника должны подать в соответствующий орган местного самоуправления заявление о предоставлении разрешения на перепланировку и, в случае необходимости, следующие документы:

 

1

копию свидетельства на право собственности или договора найма (аренды) помещения

2

копию поэтажных планов, заверенных в установленном порядке

3

проект перепланировки жилых помещений, согласованный в установленном порядке. Он должен быть выполнен специализированной проектной организацией, имеющей соответствующую лицензию

4

согласие владельцев, совладельцев (нанимателей) либо уполномоченных ими лиц на перепланировку помещений, находящихся в их общей собственности

 

Следует отметить, что указанный выше перечень не является исчерпывающим.

Поскольку разрешение на перепланировку предоставляется органами местного самоуправления, то и соответствующие порядки выдачи таких разрешений также утверждаются именно этими органами. Следует отметить: какие-либо другие нормативно-правовые акты, которые бы содержали подробное описание процесса перепланировки от его начала и до завершения, отсутствуют.

Чтобы понять для себя, когда, кому и какие именно документы придется подавать и каким требованиям должен соответствовать каждый этап перепланировки, нужно обратиться к множеству нормативных документов: законов, подзаконных актов, ДБН и СНиП. Эти требования, в большинстве своем, учтены в утвержденных органами местного самоуправления порядках.

Следовательно, чтобы определиться, в каком порядке нужно действовать, чтобы провести перепланировку и при этом не нарушить требования законодательства, вам необходимо обратиться в соответствующий орган местного самоуправления и ознакомиться с утвержденным им порядком (такие порядки наличествуют и на сайтах органов местного самоуправления).

Проанализировав ряд таких порядков, можно выяснить: кроме указанных в Правилах № 76 документов, от заявителя для получения разрешения на перепланировку могут потребоваться следующие документы:

 

1

копия паспорта физического лица

2

справка о составе семьи

3

технический паспорт

4

техническое заключение о возможности перепланировки, изготовленное проектной организацией, имеющей соответствующую лицензию

5

согласование органов государственного санитарного и пожарного надзора, управления градостроительства и архитектуры, а в случае отнесения здания к памятникам архитектуры — еще и согласование органа власти в сфере охраны культурного наследия

6

договор на вывоз строительных отходов

 

С первыми тремя позициями таблицы все понятно.

Не вызывает больших сложностей и четвертая позиция о необходимости получения технического заключения о возможности перепланировки — оно может служить подтверждением того, что перепланировка не приведет к разрушению несущих конструкций здания или не ухудшит условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан в доме.

Также, как видите, некоторые органы местного самоуправления могут требовать предоставления заявителем согласований от органов санитарного и пожарного надзора. Согласитесь, условия пожарной безопасности и санитарно-гигиенические требования, установленные ДБН В.2.2-15-2005 «Жилые дома. Основные положения», утвержденными приказом Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре от 18.05.2005 г. № 80, должны также выполняться при проведении перепланировки.

По этому поводу можно упрекнуть органы местного самоуправления, в порядках которых указаны требования о подаче указанных выше документов, ведь в нашем государстве сегодня «взят курс» на упрощение разрешительных процедур. Однако необходимо учитывать, что перепланировка производится в многоэтажке, поэтому целесообразно позаботиться о безопасности жителей других помещений.

Так, если будут затронуты стены, несущие основную нагрузку, делаться проемы, какие-либо отверстия без предварительного обследования и расчетов специалистов, это может стать причиной для ослабления конструкции здания или привести к обвалам.

Вот с чем нельзя согласиться, так это с требованиями некоторых органов местного самоуправления о предоставлении им еще на стадии получения разрешения на перепланировку проекта перепланировки. Так, некоторые органы местного самоуправления, выполняя положения Правил № 76 (где проект перепланировки включен в перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению на получение соответствующего разрешения), не учитывают, что этот перечень не является обязательным Правилах № 76 указывается: «в случае необходимости»).

Заявитель потратит на изготовление проекта перепланировки деньги, а получит ли он разрешение — уже спорный вопрос.

И еще одно... Анализ некоторых решений органов местного самоуправления показал, что в них иногда содержатся положения, в соответствии с которыми заявитель должен предоставить разрешительный документ на выполнение строительных работ. Но выше мы уже ознакомились с позицией ГАСИ (письмо № 3019).

Следовательно, является ли целесообразным требование о получении такого разрешительного документа? Считаем, что нет, учитывая еще и практику предыдущих лет, базировавшуюся на требованиях постановления № 1104. Так, выше уже указывалось, что согласно этому постановлению перепланировка содержалась в перечне строительных работ, разрешение на выполнение которых не требовалось.

Срок рассмотрения заявления с приложенными к нему документами устанавливают органы местного самоуправления в утвержденных ими порядках (как правило, он составляет от 20 до 30 дней).

Рассматривает эти документы в большинстве случаев либо исполнительный комитет органа местного самоуправления, либо один из его департаментов (отделов, секторов).

Однако разрешение на перепланировку выдает только исполнительный комитет путем принятия соответствующего решения.

Получив разрешение, вы имеете полное право приступать к перепланировке.

 

Оговорки при осуществлении перепланировки

Начиная перепланировку, необходимо помнить, что на стадии проведения работ по перепланировке должны соблюдаться определенные правила. Так, например:

 

правила соблюдения тишины, утверждаемые органами местного самоуправления на подотчетных им территориях

нарушитель может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 182 КоАП, в виде предупреждения или штрафа в размере от 5 до 15 ннмдг3 (от 85 до 255 грн.)

не загромождать и не загрязнять строительными материалами и их отходами эвакуационные пути, другие вспомогательные помещения внутри жилого дома и т. п.

за такое нарушение гражданин может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 150 КоАП, в виде штрафа от 1 до 3 ннмдг (от 17 до 51 грн.)

 

3 Не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

 

В заключение следует отметить, что большинство наших соотечественников, чтобы избежать долгоиграющего процесса получения разрешения на перепланировку, прибегают к самовольному ее осуществлению. Хотим напомнить, что за такое нарушение тоже предусмотрена ответственность (ст. 150 КоАП). Конечно, штрафы незначительны (от 17 до 51 грн.), но, кроме этого, вас могут ожидать и другие неприятные неожиданности.

Так, в частности, нарушителя могут обязать привести самовольно перепланированное им помещение в прежнее состояние. Этого требует ст. 100 ЖК, в которой указывается, что наниматель (собственник), допустивший самовольную перепланировку жилого или подсобного помещения, обязан за свой счет привести помещение в прежнее состояние.

К тому же незаконная перепланировка квартиры может стать препятствием при обращении за получением справки-характеристики в бюро технической инвентаризации, если собственник квартиры в дальнейшем пожелает произвести ее отчуждение. Конечно, если отчуждение не предусматривается, то самовольная перепланировка может и не быть обнаружена и не повлечет за собой негативных юридических последствий. Но следует помнить, что незаконная перепланировка домов (квартир) может привести к обрушению несущих конструкций здания, а это, в свою очередь, — к увечью и даже смерти людей...

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше