Темы статей
Выбрать темы

Новые штрафы в строительстве (часть 1)

Редакция СБ
Статья

Новые штрафы в строительстве

(часть 1)

Яна Брусенцова, юрист-аналитик ИД «Фактор»

 

Следует сразу напомнить читателям, что вопрос административной ответственности за нарушения в сфере градостроительства уже поднимался на страницах нашего издания. Так, еще в прошлом году с целью подготовки застройщиков к будущим изменениям мы начали рассматривать проект № 8597 к Закону № 4220 (см. «Строительная бухгалтерия», 2011, № 19, с. 40 — 43). И вот наконец 22.12.2011 г. Верховная Рада Украины приняла «долгожданный» законодательный акт, вступивший в силу 19.01.2012 г., кроме некоторых его положений.

Закон № 4220 по сравнению с предложенными в проекте № 8597 нормами не претерпел кардинальных изменений, но все-таки они произошли. В связи с этим предлагаем «освежить» полученную нашими читателями информацию с учетом уже принятого Закона № 4220. Итак, начнем...

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Проект № 8597 — проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по повышению ответственности и совершенствованию государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности» от 31.05.2011 г. № 8597.

Закон № 4220 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению ответственности и совершенствованию государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности» от 22.12.2011 г. № 4220.

Закон № 208 — Закон Украины «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства» от 14.10.94 г. № 208-94/ВР.

Закон № 3038 — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Постановление № 466 — постановление КМУ «Некоторые вопросы выполнения подготовительных и строительных работ» от 13.04.2011 г. № 466.

Приказ № 91 — приказ Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины «Об утверждении Порядка приема в эксплуатацию индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, пристроек к ним, общественных зданий I и II категорий сложности, которые построены без разрешения на выполнение строительных работ, и проведения технического обследования их строительных конструкций и инженерных сетей» от 24.06.2011 г. № 91

 

Изменены штрафные санкции...

Субъекты градостроительства могут вздохнуть с облегчением... Верховная Рада «решила» не применять к нарушителям градостроительного законодательства те размеры штрафных санкций, которые предлагались в проекте № 8597. Нынешние штрафы более гуманны, но, тем не менее, «малыми» их также не назовешь. Кроме того, введена градация штрафных санкций — «от» и «до». Отныне нет оснований сетовать на несоответствие новых норм ст. 33 КоАП. Напоминаем: в соответствии с этой нормой при наложении взыскания (в том числе и определении размера штрафных санкций) должны учитываться характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное состояние, обстоятельства, смягчающие и отягощающие ответственность. Проект № 8597 в противовес Закону № 4220 не давал возможности «выбирать» между размерами штрафов — в нем штрафные санкции были четко предусмотрены (за соответствующее правонарушение штраф определенного размера). По мнению некоторых специалистов, это должно было дать возможность избежать злоупотреблений со стороны лиц, которые будут составлять протоколы, а затем и выносить постановления о правонарушении. Так, в частности, если объем ответственности установлен жестко, говорить о «заинтересованности» лица в уменьшении суммы назначенного штрафа не придется.

Также в Законе № 4220 законодатель вернул разграничение штрафных санкций в зависимости от субъектов правонарушения. Напоминаем: проект № 8597 в своих нормах предлагал применять и к гражданам — заказчикам объектов строительства, и к должностным лицам один и тот же размер штрафа. Согласитесь, это предложение трудно назвать справедливым. Закон № 4220 разделил заказчиков объектов строительства и должностных лиц в части применяемых к ним размеров штрафных санкций за определенное совершенное правонарушение. В «выигрышном» положении оказались, конечно, заказчики.

 

КоАП и Закон № 3038

А теперь едва ли не о самом главном... Закон № 4220 наконец урегулировал нормы КоАП, которые требовали безотлагательного обновления после стихийных изменений, произошедших в течение последнего года в градостроительной отрасли. Прежде всего мы имеем в виду принятие Закона № 3038. Этот документ в корне изменил разрешительную процедуру в градостроительстве, дифференцировал разрешительную документацию в зависимости от категории сложности объектов строительства и ввел дополнительные для субъектов градостроительства обязательства, за невыполнение которых должна быть предусмотрена ответственность. Тем не менее практическое применение к нарушителям норм законодательства в части наложения на них соответствующих административных взысканий было все еще невозможным из-за отсутствия соответствующих норм в КоАП. Так, мы уже указывали, что КоАП ранее не предусматривал дифференциацию разрешительной документации в сфере градостроительства. Это, в свою очередь, усложняло применение к нарушителям санкций за совершение соответствующих нарушений. Так, в предыдущей редакции КоАП отсутствовали нормы, которые бы предусматривали ответственность за выполнение подготовительных работ без направления уведомления о начале указанных работ или проведение этих же работ без регистрации декларации о начале их выполнения. Отныне этот пробел заполнен — эти и другие нормы предусмотрены в ст. 96 КоАП.

 

Ответственность застройщиков дифференцирована...

Так, Закон № 3038, а затем и постановление № 466 позволили застройщикам начинать строительство в зависимости от категории сложности объектов строительства после направления уведомления о начале строительных работ, на основании зарегистрированной декларации о начале выполнения указанных работ или на основании разрешения. А вот относительно того, как привлекать «незаконопослушных» застройщиков к ответственности, если они начинают возводить объекты строительства без получения или направления соответствующих документов, возникли вопросы. Теперь в той же ст. 96 КоАП четко определены санкции за нарушение той или другой нормы. Так, в частности, согласно ч. 5 ст. 96 КоАП выполнение строительных работ без уведомления о начале указанных работ влечет за собой наложение штрафа от 250 до 350 ннмдг1 (от 4250 до 5950 грн.). Кстати, на примере этой нормы обратим внимание на то, что законодатель преимущественно не конкретизирует субъектов, к которым применяется санкция в виде штрафа. Это, в свою очередь, наводит на мысль, что к ответственности могут быть привлечены как граждане-застройщики, так и должностные лица, совершившие указанное в соответствующей части статьи правонарушение.

1 Не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

 

Об ответственности должностных лиц ГАСИ

Не оставил вне поля зрения Закон № 4220 и тех, кто находится по другую сторону «баррикад», т. е. тех, кто решает: быть или не быть строительству. Напомним: то ли уведомление о начале выполнения строительных работ, то ли декларация о начале выполнения указанных работ, то ли разрешение — все эти документы должны «пройти» через Государственную архитектурно-строительную инспекцию (далее — ГАСИ) или ее территориальные органы (далее — Инспекция). Нормативно-правовыми актами предусмотрены определенные сроки, в течение которых Инспекция, например, должна зарегистрировать декларацию или выдать соответствующее разрешение. Так, в частности, согласно п. 10 Порядка выполнения строительных работ, утвержденного постановлением № 466, Инспекция должна зарегистрировать декларацию о начале выполнения строительных работ в течение пяти рабочих дней со дня поступления декларации. При этом ранее ни одна норма законодательства прямо не предусматривала ответственности для должностного лица Инспекции, не выполнившего указанную выше норму постановления № 466 в указанный срок. Теперь ст. 961 КоАП наконец урегулировала этот вопрос, и не только:

 

Вид нарушения

Взыскание

ч. 4 ст. 961 КоАП

Нарушение сроков регистрации (отказа в регистрации) декларации о начале выполнения подготовительных работ и декларации о начале выполнения строительных работ, выдачи (отказа в выдаче) разрешения на выполнение строительных работ, регистрации (отказа в регистрации) декларации о готовности объекта к эксплуатации и выдачи (отказа в выдаче) сертификата, выдаваемого в случае приема в эксплуатацию законченного строительством объекта, истребования при регистрации таких деклараций и выдаче разрешений и сертификатов документов, не предусмотренных законодательством, выдача сертификата о приеме в эксплуатацию законченного строительством объекта, построенного с нарушением строительных норм

влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от 150 до 200 ннмдг (от 2550 до 3400 грн.)

 

Если же действия, предусмотренные указанной выше нормой, будут совершены лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, к такому лицу уже будут применены штрафные санкции в размере от 200 до 250 ннмдг (от 3400 до 4250 грн.).

Следовательно, уважаемые застройщики, начиная с 19.01.2012 г. уровень защиты ваших прав становится значительно более надежным. Ведь если до недавнего времени трудно было «ставить вопрос» о привлечении к ответственности должностного лица за несвоевременное проведение (или вообще непроведение) соответствующей декларации, то теперь это становится возможным. Но опять-таки все зависит от вас.

 

Перечень видов правонарушений в сфере градостроительства расширен...

Так, в частности, ст. 961 КоАП была значительно расширена и конкретизирована по сравнению с предыдущей ее редакцией. В этой статье отныне предусмотрена ответственность и за:

 

Вид нарушения

Взыскание

...ч. 13 ст. 961 КоАП

применение строительных материалов, изделий и конструкций, которые не удовлетворяют государственным нормам, стандартам, техническим условиям, проектным решениям, а также подлежащих обязательной сертификации, но не прошедших ее

влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 300 до 400 ннмдг (от 5100 до 6800 грн.)

ч. 14 ст. 961 КоАП

действие, предусмотренное ч. 13 этой статьи, совершенное лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такое же нарушение

влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 400 до 500 ннмдг (от 6800 до 8500 грн.)

 

Обратите внимание, уважаемые застройщики: по сравнению с проектом № 8597 в указанной выше норме исключены из состава нарушителей граждане — заказчики объектов строительства. То есть за предусмотренные в чч. 13, 14 ст. 961 КоАП правонарушения ответственность может быть применена только к должностным лицам.

Невыполнение законных требований должностных лиц ГАСИ

Раньше уже отмечалось, что еще в проекте № 8597 было предусмотрено дополнить КоАП статьей, в которой устанавливается ответственность за невыполнение законных требований (предписаний) должностных лиц Государственной архитектурно-строительной инспекции или ее территориальных органов. И это произошло. Знакомьтесь: что вас ожидает, если вам заблагорассудится «ослушаться» инспекторов:

 

Вид нарушения

Взыскание

ч. 1 ст. 18842 КоАП

Невыполнение законных требований (предписаний) должностных лиц Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины или ее территориальных органов

влечет за собой наложение штрафа от 300 до 400 ннмдг (от 5100 до 6800 грн.)

ч. 2 ст. 18842 КоАП

Недопущение должностных лиц Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины или ее территориальных органов на объекты строительства

влечет за собой наложение штрафа от 300 до 400 ннмдг (от 5100 до 6800 грн.)

 

Следует отметить: в отличие от проекта № 8597, Закон № 4220 уравнял размеры штрафных санкций за совершение предусмотренных выше правонарушений. Кроме того, размер штрафа за недопущение должностных лиц ГАСИ на объекты строительства был значительно увеличен (проект № 8597 предлагал 250 нмдг (4250 грн.)).

 

Ответственности за «самострои» не будет?

В соответствии с Законом № 4220 из КоАП с 01.01.2013 г. будет исключена ст. 97. Напомним: эта статья предусматривает ответственность за самовольное строительство зданий или сооружений.

Исключение указанной выше статьи из КоАП именно с указанной даты связано, по нашему мнению, с другим нормативно-правовым документом. Так, п. 9 раздела V «Заключительные положения» Закона № 3038 был разрешен прием в эксплуатацию построенных до 31 декабря 2009 года:

— индивидуальных (усадебных) жилых домов;

— садовых, дачных домов;

— хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, пристроек к ним;

— общественных зданий I и II категорий сложности,

которые возведены без разрешения на выполнение строительных работ и заявления о приеме в эксплуатацию которых будут поданы до 31 декабря 2012 года. Прием таких объектов строительства осуществляется Инспекциями безвозмездно. Впоследствии во исполнение этой нормы 24.06.2011 г. Минрегионом был издан приказ № 91 (наш комментарий к нему см. в «Строительной бухгалтерии», 2011, № 19, ст. 35), который будет действовать до 01.01.2013 г.

Впоследствии, считаем, в полной мере обретет практическое применение ст. 38 Закона № 3038. Так, согласно этой норме при выявлении факта самовольного строительства объекта, перестройка которого с целью устранения:

— существенного отклонения от проекта;

— устранения нарушений законных прав и интересов других лиц;

— существенного нарушения строительных норм,

является невозможной , должностное лицо соответствующей Инспекции выдает лицу, осуществившему (осуществляющему) такое строительство, предписание об устранении нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил. В предписании определяется срок для его добровольного выполнения. Если лицо в установленный срок добровольно не выполнит требования, установленные в предписании, Инспекция имеет полное право подать в суд иск о сносе «самостроя» и компенсации расходов, связанных с таким сносом. После принятия судом соответствующего решения самовольно построенный объект подлежит сносу.

Принимая во внимание, что с 01.01.2013 г. ст. 97 КоАП будет исключена, вероятно, широкое применение может обрести «новая» ст. 18842 КоАП. То есть, прежде чем обратиться в суд с иском о сносе самовольно построенного объекта, Инспекция имеет право привлечь нарушителя к ответственности за невыполнение ее предписаний. Размер же штрафных санкций за «игнорирование» предписания инспектора согласно этой норме значительно превышает предусмотренный на сегодняшний день за осуществление самовольного строительства.

Так, согласно ст. 97 КоАП самовольное строительство зданий или сооружений влечет за собой наложение штрафа на граждан от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.), на должностных лиц — от 9 до 18 ннмдг (от 153 до 306 грн.). Согласно же ст. 18842 КоАП размер штрафа за невыполнение предписания должностного лица Инспекции составляет от 300 до 400 ннмдг (от 5100 до 6800 грн.). Как видите, разница существенная.

 

И наконец...

Появления Закона № 4220 достаточно долго ждали. Предложенные еще в проекте данного Закона размеры штрафных санкций вызывали водоворот эмоций как у застройщиков, так и у тех, кто уже в недалеком будущем будет составлять протоколы о нарушениях градостроительного законодательства. По сравнению с проектом № 8597 штрафы уменьшены, но не настолько, чтобы игнорировать требования действующего законодательства.

В следующей статье мы продолжим обзор Закона № 4220 в части изменений, внесенных в Закон № 208. Они также заслуживают внимания, особенно касающиеся размеров штрафов.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше