Темы статей
Выбрать темы

Декларация — это не разрешительный документ: таково мнение ГАСИ

Редакция СБ
Письмо от 01.11.2011 г. № 40-17-3856

Декларация — это не разрешительный документ:
 таково мнение ГАСИ

 

Письмо Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины от 01.11.2011 г. № 40-17-3856

 

В соответствии с Законом Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» документ разрешительного характера — разрешение, заключение, решение, согласование, свидетельство, другой документ, который разрешительный орган обязан выдать субъекту хозяйствования в случае предоставления ему права на осуществление определенных действий по проведению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности и/или без наличия которого субъект хозяйствования не может производить определенные действия по осуществлению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности.

Декларация соответствия материально-технической базы требованиям законодательства — документ, которым субъект хозяйствования уведомляет государственного администратора или представителя соответствующего разрешительного органа о соответствии своей материально-технической базы требованиям законодательства. Таким образом субъект хозяйствования приобретает право на осуществление определенных действий по проведению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности без получения документа разрешительного характера.

Вместе с тем Законом Украины от 19.05.2011 г. № 3392-VI утвержден Перечень документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности, в соответствии с которым документами разрешительного характера в сфере градостроительной деятельности являются разрешение на выполнение строительных работ и сертификат относительно законченного строительством объекта. Таким образом, Декларация не является документом разрешительного характера.

В соответствии с Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности», постановлениями Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 г. № 461 «Вопросы приема в эксплуатацию законченных строительством объектов» и № 466 «Некоторые вопросы выполнения подготовительных и строительных работ», если декларация о начале выполнения подготовительных работ /декларация о начале выполнения строительных работ, декларация о готовности объекта к эксплуатации/ (далее — Декларация) подана либо оформлена с нарушением установленных требований, Государственная архитектурно-строительная инспекция или ее территориальный орган (далее — Инспекция) возвращает ее заказчику с обоснованием причин возврата в срок, предусмотренный для ее регистрации.

Указанными законодательными актами определен исчерпывающий перечень оснований возврата Декларации заказчику. Возврат Декларации по другим основаниям не допускается.

Учитывая указанное, если заказчик подал либо оформил Декларацию надлежащим образом, основания для ее возврата отсутствуют.

Кроме того, Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» и постановлениями Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 г. № 461 и № 466 при регистрации Декларации не предусмотрена подача каких-либо других документов, кроме двух экземпляров указанной Декларации.

Таким образом, при регистрации Декларации Инспекция не имеет права требовать дополнительные документы, а в случае возврата Декларации на доработку Инспекция обязана обосновать причины ее возврата.

 

Председатель А. Рыбак

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Комментируемое письмо подготовлено Государственной архитектурно-строительной инспекцией (далее — ГАСИ) и касается некоторых вопросов, которые возникают (могут возникнуть) относительно такого документа в сфере строительства, как декларация.

Напомню: Закон Украины «О регулировании в сфере градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038 (далее — Закон № 3038), постановление КМУ «Вопросы приема в эксплуатацию законченных строительством объектов» от 13.04.2011 г. № 461 и постановление КМУ «Некоторые вопросы выполнения подготовительных и строительных работ» от 13.04.2011 г. № 466 предусматривают такие виды деклараций, как:

— декларация о начале выполнения подготовительных работ;

— декларация о начале строительных работ;

— декларация о готовности объекта к эксплуатации.

Для удобства при дальнейшем рассмотрении письма ГАСИ объединим указанные выше виды деклараций под одним словом — «Декларация».

1. Итак, в своем письме ГАСИ выражает мнение, что Декларация не является документом разрешительного характера.

ГАСИ логично подводит к такому выводу путем проведенного анализа ряда терминов, содержащихся в Законе Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV (далее — Закон № 2806).

Так, в соответствии со ст. 1 Закона № 2806 документами разрешительного характера являются разрешение, заключение, решение, согласование, свидетельство, другой документ, который разрешительный орган обязан выдать субъекту хозяйствования в случае предоставления ему права на осуществление определенных действий по ведению хозяйственной деятельности либо видов хозяйственной деятельности и/или без наличия которого субъект хозяйствования не может проводить определенные действия по осуществлению хозяйственной деятельности либо видов хозяйственной деятельности.

В то же время в указанном выше документе содержится и определение такого вида документа, как декларация (декларация соответствия материально-технической базы требованиям законодательства) — это документ, которым субъект хозяйствования уведомляет государственного администратора или представителя соответствующего разрешительного органа о соответствии своей материально-технической базы требованиям законодательства. Таким образом субъект хозяйствования приобретает право на осуществление определенных действий по ведению хозяйственной деятельности либо видов хозяйственной деятельности без получения документа разрешительного характера. Следовательно, ГАСИ, вероятно, «подводит» под то, что указанные в Законе № 3038 декларации относятся именно к декларациям соответствия материально-технической базы требованиям законодательства.

Также в комментируемом письме ГАСИ ссылается на Закон Украины «О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности» от 19.05.2011 г. № 3392-VI (далее — Закон № 3392), в котором определено, что документами разрешительного характера в сфере градостроительной деятельности являются только разрешение на выполнение строительных работ и сертификат по законченному строительством объекту. Исходя из этого ГАСИ делает вывод, что Декларация не является документом разрешительного характера.

Кроме того, в ч. 6 ст. 1 Закона № 3392 указано, что установление других видов документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности может осуществляться путем внесения соответствующих изменений в данный Закон. Поэтому можно говорить о том, что документы, отсутствующие в утвержденном Законом № 3392 Перечне, не являются разрешительными документами в понимании Закона № 2806 . Если же проанализировать весь Перечень, то оказывается, что действительно в большинстве своем в нем содержатся документы, которые по своей форме являются заключениями, разрешениями, свидетельствами, сертификатами и согласованиями — именно такие документы охватываются определением «разрешительные документы», приводимом выше.

В то же время интересен тот факт, что в соответствии с приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства «О Временном порядке формирования, ведения и пользования реестром документов разрешительного характера» от 18.04.2006 г. № 39 сведения о декларациях соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства (дате их поступления) должны вноситься в Реестр документов разрешительного характера (его ведение предусмотрено ст. 6 Закона № 2806).

Кроме того, например, постановлением № 461 предусмотрено, что ГАСИ и ее территориальные органы (далее — инспекция) должны зарегистрировать декларацию о готовности объекта к эксплуатации (конечно, если она подана без нарушений условий ее подачи и оформления) в течение десяти рабочих дней со дня ее поступления. При этом один экземпляр после проведения регистрации возвращается заказчику, второй — остается в инспекции, которая ее зарегистрировала.

То есть в данной ситуации Декларация является документом, подаваемым субъектом хозяйствования (своего рода уведомление о соответствии своей материально-технической базы требованиям законодательства) инспекции. Но этот документ проверяется инспекцией и возвращается субъекту хозяйствования. Впоследствии такая Декларация является необходимым «атрибутом» для дальнейшей деятельности субъекта хозяйствования. Напомню, в соответствии со ст. 9 Закона № 3038 зарегистрированная Декларация о готовности объекта к эксплуатации является одним из оснований для заключения договоров о поставке на принятый в эксплуатацию объект необходимых для его функционирования ресурсов — воды, газа, тепла, электроэнергии, включении данных о таком объекте в государственную статистическую отчетность и оформления права собственности на него. А без такой Декларации, вероятно, будет трудно обойтись... Если принимать во внимание указанные выше критерии, то Декларацию можно назвать и разрешительным документом — другой документ, который разрешительный орган обязан выдать субъекту хозяйствования в случае предоставления ему права на осуществление определенных действий по ведению хозяйственной деятельности либо видов хозяйственной деятельности и/или без наличия которого субъект хозяйствования не может проводить определенные действия по осуществлению хозяйственной деятельности либо видов хозяйственной деятельности.

Неотнесение ГАСИ Декларации к разрешительным документам на сегодняшний день может снять любую ответственность с инспекций, например, за непроведение регистрации этого документа в предусмотренные законодательством сроки. Прямо ответственность за такое нарушение не предусмотрена действующим законодательством, в том числе и Кодексом Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (далее — КоАП), поэтому в таком случае это должностное лицо на сегодняшний день было бы возможно привлечь к административной ответственности только на основании ч. 2 ст. 16610 КоАПза нарушение сроков принятия разрешительным органом решения о выдаче документа разрешительного характера. Однако «исключение» ГАСИ Декларации из списка разрешительных документов перечеркивает и эту возможность. А это, в свою очередь, может создать ситуации, когда должностные лица ГАСИ и ее территориальных органов будут безнаказанно избегать выполнения предусмотренных законоведением функций (вовремя зарегистрировать Декларацию).

Также относительно нарушений в сфере градостроительства следует напомнить, что по состоянию на 04.01.2012 г. на подписи у Президента Украины находится Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о повышении ответственности и совершенствовании государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности». Этот документ вводит административную ответственность именно за нарушение сроков регистрации соответствующей Декларации (пока данный Закон еще не подписан).

2. Что касается других разъяснений, предоставленных ГАСИ в ее письме, то о большинстве из них уже неоднократно писала и сама ГАСИ, и предоставлялись комментарии нашей редакцией. Кроме того, положения о документах, которые должны подаваться для регистрации Декларации, и об основаниях для отказа в регистрации Декларации доступно прописаны в соответствующих нормативно-правовых актах и, на наш взгляд, не требуют дополнительных расширенных комментариев.

 

Яна Брусенцова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше