О предоставлении разъяснений по вопросам отмены регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации, декларации о начале выполнения подготовительных (строительных) работ
Письмо Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины от 11.05.2012 г. № 40-12-3294
Кабинетом Министров Украины во исполнение Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» 13.04.2011 приняты постановления № 461 «Вопросы приема в эксплуатацию законченных строительством объектов» и № 466 «Некоторые вопросы выполнения подготовительных и строительных работ», которыми утверждены Порядок приема в эксплуатацию законченных строительством объектов, Порядок выполнения подготовительных работ и Порядок выполнения строительных работ.
Вместе с тем, следует отметить, что процедура отмены декларации о готовности объекта к эксплуатации, декларации о начале выполнения подготовительных (строительных) работ законодательством не предусмотрена.
Кроме того, заказчик в соответствии с законом отвечает за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации. 19 января 2011 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению ответственности и совершенствованию государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности» № 4220, который предусматривает новые подходы по привлечению к ответственности юридических и физических лиц.
Вместе с тем, Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины разработан проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам регулирования градостроительной деятельности», которым предусматривается отмена соответствующих уведомлений и деклараций.
Заместитель председателя В. Папка
КОММЕНТАРИЙ
Комментируемое письмо заслуживает определенного внимания, хотя, строго говоря, новой информации в нем не содержится.
Так, в частности, Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины (далее — ГАСИ) уже в который раз сообщает заказчикам, что процедура отмены декларации о готовности объекта к эксплуатации, декларации о начале подготовительных (строительных) работ законодательством не предусмотрена. Это, в свою очередь, вызывает определенные «неудобства» у заказчиков. И действительно, представим себе такую ситуацию: заказчик направляет в соответствующую инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля (далее — Инспекция) для проведения регистрации, например, декларацию о начале строительных работ. Напомним: процесс регистрации такой декларации предусмотрен Порядком выполнения строительных работ, утвержденным постановлением КМУ «Некоторые вопросы выполнения подготовительных и строительных работ» от 13.04.2011 г. № 466 (далее — Порядок). Декларация направлена, но, например, в тот же день заказчик понимает, что ошибся и указал в декларации неправильные сведения.
Как известно, согласно п. 10 Порядка Инспекция в течение пяти рабочих дней со дня поступления декларации должна проверить полноту данных, указанных в декларации, и зарегистрировать ее. При этом в п. 11 Порядка указано, что если декларация подана или оформлена с нарушением установленных требований, Инспекция возвращает ее заказчику с обоснованием причин возврата в срок, предусмотренный для ее регистрации. Возможности же для заказчика «отозвать» декларацию, например в связи с выявленными впоследствии ошибками, не предусмотрено.
А теперь напомним об основаниях для проведения внеплановых проверок ГАСИ. Одной из них является необходимость проведения проверки достоверности данных, приведенных в уведомлении и декларации о начале выполнения подготовительных работ, уведомлении и декларации о начале выполнения строительных работ, декларации о готовности объекта к эксплуатации, в течение трех месяцев со дня подачи указанных документов (абз. 4 п. 7 постановления КМУ «Об утверждении Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля» от 23.05.2011 г. № 553).
Итак, возникает следующая ситуация:
— заказчик знает, что он ошибся и привел в декларации неправильные сведения, которые могут быть расценены как недостоверные;
— у соответствующей инспекции возникает необходимость проверить достоверность данных, приведенных в декларации.
Результат: штрафные санкции для заказчика, предусмотренные ст. 96 Кодекса Украины об административных правонарушениях (подробно об этом см. в нашем комментарии к письму ГАСИ от 30.01.2012 г. № 40-17-484 // «Строительная бухгалтерия», 2012, № 4, с. 5).
Следовательно, на сегодняшний день существует необходимость внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты, чтобы дать заказчикам возможность вовремя исправлять ошибки в поданных декларациях во избежание нежелательных финансовых санкций. Подобная проблема существует и с подачей уведомлений.
Однако на основании комментируемого письма можно надеяться — ситуация изменится в ближайшее время. Так, ГАСИ сообщает, что Минирегионом разработан проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам регулирования градостроительной деятельности», которым предусматривается отмена соответствующих уведомлений и деклараций.
В частности, предложенными изменениями предусматривается дополнить Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.11 г. № 3038-VI (далее — Закон № 3038) ст. 391, где будет предусмотрена возможность отмены уведомлений и деклараций.
Так, в соответствии с новой статьей в случае, если:
— заказчик самостоятельно выявляет ошибки, содержащиеся в направленном уведомлении о начале выполнения подготовительных или строительных работ, зарегистрированной декларации о начале выполнения подготовительных или строительных работ либо о готовности объекта к эксплуатации;
— в случае выявления Инспекцией недостоверных данных, приведенных в направленном уведомлении либо зарегистрированной декларации,
такое уведомление или декларация подлежит отмене Инспекцией с внесением соответствующих сведений в реестр.
При этом после отмены соответствующего уведомления или декларации заказчик будет иметь право повторно подать (направить) уведомление либо подать декларацию согласно требованиям, установленным Законом № 3038 для выполнения подготовительных и строительных работ и приема объекта в эксплуатацию.
Обращаем внимание: если ч. 3 ст. 391 вступит-таки в силу, то к заказчику, который самостоятельно выявит факт допущенной ошибки путем подачи соответствующего заявления, штрафные санкции за предоставление недостоверных данных применяться не будут.
Яна Брусенцова