Темы статей
Выбрать темы

Контроль АМК в сфере строительства (часть 3)

Редакция СБ
Статья

Контроль АМК в сфере строительства

(часть 3)1

Владимир Лежнин, юрист (г. Харьков, e-mail: firm_law@ukr.net)

 

В завершающей третьей части статьи «Контроль АМК в сфере строительства» будет подробно проанализирована процедура рассмотрения дел и заявлений, основания и порядок вынесения решения Антимонопольного комитета (далее — АМК), о наложении штрафа. Также рассмотрена процедура административного и судебного обжалования решений органов АМК и некоторые особенности рассмотрения таких дел.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Конституция — Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР.

ХК — Хозяйственный кодекс Украины от16.01.2003 г. № 436-IV.

КАСУ — Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.

ХПК — Хозяйственный процессуальный кодекс Украины от 06.11.91 г. № 1798-XII.

Закон № 2210 — Закон Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г. № 2210-III.

Закон № 236 — Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.96 г. № 236/96-ВР.

Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» — Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 07.07.2010 г. № 2453-VI.

Правила рассмотрения дел — Правила рассмотрения заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции (Правила рассмотрения дел), утвержденные распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 19.04.94 г. № 5 (в редакции распоряжения Антимонопольного комитета Украины от 29.06.98 г. № 169-р).

Постановление № 15 — Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Украины «О некоторых вопросах практики применения конкурентного законодательства» от 26.12.2011 г. № 15.

Обзорное письмо № 418 — Обзорное письмо Высшего хозяйственного суда Украины «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением конкурентного законодательства (по материалам дел, рассмотренных в кассационном порядке Высшим хозяйственным судом Украины)» от 04.04.2012 г. № 0-06/418/2012.

 

1 Начало см. в «СБ», 2012, № 11, с. 25, № 12, с. 25.

 

1. Рассмотрение заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции

Рассмотрение дела АМК имеет много сходного с рассмотрением дел в хозяйственных судах. Однако есть и свои отличия, поскольку АМК не является судебным органом и не может осуществлять правосудие.

Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами . Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются (ст. 124 Конституции).

 

1.1. Начало рассмотрения дела

Рассмотрение дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции начинается с принятия распоряжения о начале рассмотрения дела и заканчивается принятием решения по делу (ч. 1 ст. 35 Закона № 2210).

Основаниями для начала рассмотрения дела являются:

— заявления субъектов хозяйствования, граждан, объединений, учреждений, организаций о нарушении их прав в результате действий или бездействия, определенных Законом № 2210 как нарушение законодательства о защите экономической конкуренции;

— представления органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции;

— собственная инициатива органов АМК.

При поступлении от заявителя ходатайства о возможности наступления негативных последствий, связанных с подачей заявления, и с целью защиты его интересов рассмотрение дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции начинается по собственной инициативе органов АМК (ст. 362 Закона № 2210).

 

img 1

Стадии рассмотрения дела

 

Не все лица могут подавать заявления о начале рассмотрения дела . Лицами, имеющими право подавать заявление, соответственно являются субъекты хозяйствования — конкуренты, поставщики или покупатели ответчика и другие физические и юридические лица, которые могут подтвердить, что действия или бездействие ответчика, определенные указанными законами как нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, могут непосредственно и негативно повлиять на их права.

Заявления лиц, которые не имеют права их подавать, не рассматриваются , что не является препятствием для проведения при необходимости по собственной инициативе органов АМК расследования по фактам, изложенным в таком заявлении (п. 17 Правил рассмотрения дел).

Кроме того, такие заявления должны соответствовать определенным требованиям. Заявление подается в письменной форме и должно содержать:

— наименование органа, в который подается заявление (АМК или соответствующее территориальное отделение АМК);

— наименование (для юридических лиц) или имя (фамилия, собственное имя и отчество для физических лиц) сторон (заявителя и ответчика), их местонахождение (для юридических лиц) или местожительство (для физических лиц), другие реквизиты сторон, в частности почтовый адрес, а также, если таковые имеются, номер средства связи (телефон, факс и т. п.), адрес электронной почты;

— имя контактного лица (для юридических лиц), номер средства связи (телефон, факс и т. п.), а также, если таковая имеется, адрес электронной почты;

— содержание требований, в частности ожидаемые заявителем от органов Комитета решения;

— изложение обстоятельств, которыми заявитель обосновывает свои требования, обоснования того, каким образом права заявителя нарушаются в результате действий или бездействия ответчика, определенных законом как нарушение законодательства о защите экономической конкуренции;

— информацию об обращении в какой-либо другой орган государственной власти, в частности в суд, по вопросам, поставленным в заявлении;

— перечень документов и других материалов, которые прилагаются к заявлению.

Заявление подписывается полномочным должностным лицом заявителя — юридического лица или его представителем, заявителем — физическим лицом или его представителем.

К заявлению прилагаются имеющиеся у заявителя документы и другие материалы, подтверждающие изложенные в заявлении обстоятельства (п. 18 Правил рассмотрения дел).

Установив, что заявление подано без соблюдения этих требований и это препятствует рассмотрению заявления, государственный уполномоченный, председатель отделения, оставляет заявление без движения, о чем в письменном виде уведомляет заявителя и предоставляет ему срок для устранения недостатков. В случае невыполнения указанных требований в установленный срок заявление может быть оставлено без рассмотрения, о чем в письменном виде уведомляется заявитель (п. 19 Правил рассмотрения дела).

Итак, следует очень тщательно изучать документы о начале рассмотрения дела (распоряжение). При выявлении фактов, что лицо, подавшее заявление, не имело на это права, или заявление не соответствует условиям Правил рассмотрения дела, необходимо подавать ходатайство об оставлении такого заявления без рассмотрения.

Начало рассмотрения дела. При выявлении признаков нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, в том числе последствий такого нарушения, органы Антимонопольного комитета Украины принимают распоряжение о начале рассмотрения дела.

Распоряжение о начале рассмотрения дела направляется ответчику в течение 3-х рабочих дней со дня его принятия. Если ответчик определен после начала рассмотрения дела, ему в течение трех рабочих дней направляется распоряжение о привлечении к участию по делу в качестве ответчика вместе с распоряжением о начале рассмотрения дела (ст. 37 Закона № 2210).

 

Лицами, принимающими участие в деле, признаются:

— стороны —

заявитель — это лицо, подавшее заявление, представление о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции;

ответчик — это лицо, в отношении которого осуществляется рассмотрение дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции;

третье лицо — это лицо, привлеченное к участию в деле в связи с тем, что решение может существенно затронуть его права и интересы, охраняемые Законом № 2210;

представители сторон и третьих лиц (ст. 39 Закона № 2210).

 

Лица, принимающие (принимавшие) участие в деле, имеют право:

— на ознакомление с материалами дела (кроме информации с ограниченным доступом, а также информации, разглашение которой может нанести вред интересам других лиц, принимающих (принимавших) участие в деле, или помешать дальнейшему рассмотрению дела);

— приводить доказательства, подавать ходатайства (в том числе о назначении экспертизы), устные и письменные объяснения (возражения), предложения по вопросам, которые выносятся на экспертизу;

— на получение копий решений по делу (извлечений из них, кроме информации с ограниченным доступом, а также информации, разглашение которой может нанести вред интересам других лиц, принимавших участие в деле);

— на обжалование решений (ч. 1 ст. 40 Закона № 2210).

 

1.2. Рассмотрение дела

Рассмотрение дел осуществляется на принципах равенства сторон перед законом и органами АМК, рассматривающими дела (п. 2 Правил рассмотрения дел).

При рассмотрении дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции органы АМК:

собирают и анализируют документы, заключения экспертов, объяснения лиц, другую информацию, являющуюся доказательством по делу, и принимают решение по делу в пределах своих полномочий;

получают объяснения лиц, принимающих участие в деле, или любых лиц по их ходатайству либо по собственной инициативе (ч. 2 ст. 35 Закона № 2210).

Полномочия служащих АМК по сбору доказательств во время рассмотрения дела утверждаются служебным поручением (п. 22 Правил рассмотрения дел).

Служащими АМК, которым поручен сбор и анализ доказательств, проводятся действия, направленные на всестороннее, полное и объективное выяснение действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон (п. 23 Правил рассмотрения дел).

Для выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела и требующих специальных знаний в сфере науки, техники, ремесла и т. п., распоряжением органов Комитета, которым подведомственно дело, может быть назначена экспертиза (п. 23 Правил рассмотрения дел). Органы АМК по собственной инициативе либо по ходатайству лица, принимающего участие в деле, имеют право назначать экспертизу, о чем принимается распоряжение (ч. 1 ст. 43 Закона № 2210).

Срок рассмотрения дела составляет 30 календарных дней, но может быть продлен на 60 календарных дней. Так, заявление о нарушении рассматривается в течение 30 календарных дней, а в случае необходимости получения дополнительной информации, которая не может быть предоставлена заявителем, срок рассмотрения заявления может быть продлен государственным уполномоченным, председателем отделения на 60 календарных дней, о чем в письменном виде уведомляется заявитель (п. 19 Правил рассмотрения дел).

Порядок изъятия доказательств и наложения ареста органами АМК. Изъятие письменных и вещественных доказательств, в частности документов, предметов или других носителей информации, которые могут быть доказательствами или источником доказательств по делу о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, проводится на основании распоряжения органов АМК в случаях, если:

— доказательства не были предоставлены и имеются достаточные основания считать, что документы, предметы либо другие носители информации, которые могут быть доказательствами или источником доказательств по делу, находятся в определенном месте;

— существует угроза, что соответствующие документы, предметы или другие носители информации могут быть уничтожены (ч. 1 ст. 44 Закона № 2210).

Как следует из приведенной нормы, изъятие доказательств должно быть мотивировано в распоряжении органов АМК. Поэтому если у вашего предприятия пытаются изъять документы без надлежащих оснований (документы ранее не истребовались и не мотивирована угроза их уничтожения), это свидетельствует о злоупотреблении со стороны работников АМК. В таком случае об этом необходимо написать в протоколе изъятия и подать жалобу в вышестоящие органы АМК либо в правоохранительные органы.

Однако в случае изъятия оригиналов письменных доказательств органы АМК по ходатайству лица, у которого изъяты соответствующие доказательства, в течение 3-х дней со дня внесения ходатайства предоставляют этому лицу заверенные копии этих доказательств. Заверенные органами АМК копии письменных доказательств имеют силу оригинала при предъявлении их другим лицам (ч. 2 ст. 44 Закона № 2210). Этим правом необходимо пользоваться, поскольку при дальнейшем обжаловании решений АМК необходимо будет подавать доказательства по делу, которыми могут быть в том числе и изъятые документы.

Если изъятие письменных доказательств усложнено, например, по причине их многочисленности или в силу того, что только часть из них имеет значение для дела, органы АМК могут получать извлечения из них, удостоверенные в установленном порядке лицом, которому принадлежат документы (ч. 3 ст. 44 Закона № 2210).

Если изъять доказательства нет возможности, органы АМК налагают арест на предметы, документы, другие носители информации, которые могут быть доказательствами либо источником доказательств по делу (ч. 4 ст. 44 Закона № 2210).

Изъятие или наложение ареста на имущество, предметы, документы, другие носители информации проводится в рабочее время независимо от их местонахождения, в том числе в служебных помещениях и транспортных средствах, принадлежащих субъекту хозяйствования, на рабочих местах работников на основании распоряжения государственного уполномоченного или председателя территориального отделения АМК; по месту жительства и в других владениях лиц — на основании решения хозяйственного суда.

Об изъятии или наложении ареста на имущество, предметы, документы, другие носители информации составляется протокол, копия которого предоставляется субъекту хозяйствования (ч. 5 ст. 44 Закона № 2210).

По ходатайству лиц, у которых были изъяты оригиналы письменных доказательств, эти доказательства могут быть возвращены по окончании срока обжалования соответствующего решения органа АМК в хозяйственный суд. В материалах соответствующего дела остается копия письменного доказательства, удостоверенная в установленном порядке лицом, которому возвращается оригинал.

В отдельных случаях (к сожалению, эти случаи не определены законодательно) вещественные доказательства после осмотра и исследования их соответствующим органом АМК могут быть возвращены по ходатайству лиц, от которых они были получены, до окончания рассмотрения дела, если удовлетворение такого ходатайства возможно без ущерба для рассмотрения дела (ч. 3 ст. 44 Закона № 2210).

Возврат изъятых предметов , документов, других носителей информации оформляется протоколом в порядке, установленном для изъятия. О возврате или снятии ареста с имущества, предметов, документов, других носителей информации органы АМК принимают распоряжение (ч. 6 ст. 44 Закона № 2210).

 

1.3. О слушании по делу

Органы АМК, которые рассматривают дело о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, до принятия решения по существу могут проводить слушание по делу. О дне, времени и месте проведения слушания по делу лица, принимающие участие в деле, уведомляются не позднее чем за 5 дней до проведения слушания.

Слушание проводится органом АМК, рассматривающим дело, либо по поручению председателя коллегиального органа, одним или несколькими его членами. Орган АМК на слушание по делу приглашает лиц, принимающих участие в деле, для предоставления ими замечаний, объяснений, доводов, необходимых для установления фактических обстоятельств дела. На слушание по делу могут быть приглашены другие лица, если заявитель и ответчик не выразили против этого обоснованных возражений.

Орган АМК по собственной инициативе либо по заявлению лиц, принимающих участие в деле, может провести полностью или частично закрытое слушание по делу, если открытое слушание может навредить интересам государства, лицам, принимающим участие в деле, либо другим лицам, или помешать дальнейшему рассмотрению дела.

Председательствующий на слушании принимает меры для установления фактических обстоятельств дела. Он может удалить из слушания лиц, нарушающих порядок его проведения. В этом случае слушание продолжается без участия этих лиц (п. 56 Правил рассмотрения дел).

Слушание или его часть может не проводиться, если его проведение может повлечь угрозу общественному порядку, государственной безопасности либо угрозу разглашения информации с ограниченным доступом или информации, разглашение которой может нанести вред интересам лиц, принимающих участие в рассмотрении дела.

Слушание протоколируется. В протоколе указываются:

— орган АМК, который проводит слушание;

— форма проведения слушания (открытое, закрытое), место, дата, время начала и окончания слушания;

— фамилии, имена и отчества председательствующего, членов коллегиального органа АМК, с указанием их должностей и других лиц, присутствующих на слушании;

— рассмотренные вопросы и основное содержание замечаний, объяснений, доводов, приведенных участниками слушания.

Протокол слушания в течение трех дней подписывается председательствующим, членами коллегиального органа АМК, проводившими слушание. В этот же срок лица, принимавшие участие в слушании, могут ознакомиться с содержанием протокола, подать объяснения или замечания к нему, которые прилагаются к протоколу.

Об ознакомлении лиц, принимавших участие в слушании, с содержанием протокола указывается в протоколе (п. 57 Правил рассмотрения дел).

 

О предварительном решении по делу

В процессе рассмотрения дела органы АМК по поданному субъектом хозяйствования заявлению о принятии мер для предупреждения негативных и непоправимых последствий для субъектов хозяйствования в результате нарушения законодательства о защите экономической конкуренции могут принять предварительное решение о:

— запрете лицу (ответчику), в действиях которого усматриваются признаки нарушения, совершать определенные действия, в том числе о блокировании ценных бумаг;

— обязательном совершении определенных действий, если безотлагательное совершение этих действий является необходимым, исходя из законных прав и интересов других лиц.

Предварительное решение может быть обжаловано в 15-дневный срок со дня его получения. Этот срок не может быть возобновлен. Порядок обжалования будет изложен далее.

При закрытии рассмотрения дела по недоказанности совершения нарушения ответчик может обратиться в хозяйственный суд о возмещении ему субъектом хозяйствования, подавшим заявление, убытков, нанесенных в связи с принятием предварительного решения.

Предварительное решение, если в нем не указан более короткий срок, утрачивает силу со дня получения ответчиком решения, принятого по результатам рассмотрения дела (ст. 47 Закона № 2210).

 

О предварительном заключении по делу

Узнать об ожидаемом решении можно из представления о предварительном заключении. Копия такого представления (или извлечения из него, не содержащие информации с ограниченным доступом, а также определенной соответствующим государственным уполномоченным, председателем отделения информации, разглашение которой может нанести вред интересам других лиц, принимающих участие в деле, или помешать дальнейшему рассмотрению дела) не позднее чем за 10 дней до принятия решения по делу направляется сторонам и третьим лицам.

По мотивированному ходатайству лица, принимающего участие в деле, о необходимости более продолжительного времени для рассмотрения представления и подготовки ответа на него рассмотрение дела может быть отложено.

В случаях, когда решение АМК касается интересов широкого круга субъектов хозяйствования или потребителей, с целью быстрейшего прекращения нарушения и устранения его последствий, срок, указанный в абзаце первом этого пункта, может быть сокращен до семи дней. О сокращении срока лица, принимающие участие в деле, уведомляются одновременно с уведомлением о дате, времени и месте рассмотрения дела (п. 26 Правил рассмотрения дела).

Поэтому, ознакомившись с предварительным заключением, необходимо предоставить ответ со всеми аргументами в вашу пользу.

 

О сроке давности

Субъект хозяйствования не может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, если истек срок давности привлечения к ответственности.

Срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции составляет 5 лет со дня совершения нарушения, а при длящемся нарушении — со дня окончания совершения нарушения.

Срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, а именно непредставление, несвоевременное представление или не в полном объеме, представление недостоверной информации, создание препятствий работникам АМК, составляет 3 года со дня совершения нарушения, а при длящемся нарушении — со дня окончания совершения нарушения (ч. 1 ст. 42 Закона № 2210).

 

1.4. Окончание рассмотрения дел и заявлений

Заканчивается рассмотрение дела АМК принятием одного или нескольких следующих решений:

— рекомендаций в виде письма;

— решений органов АМК.

В решении приводятся мотивы решения, указываются установленные органом АМК обстоятельства дела со ссылкой на соответствующие доказательства, а также положения законодательства, которым орган Комитета руководствовался, принимая решение (п. 32 Правил рассмотрения дел).

 

Рекомендации органов Антимонопольного комитета Украины

Органы АМК имеют право предоставлять рекомендации субъектам хозяйствования и объединениям по вопросам прекращения действий, содержащих признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, устранения причин возникновения этих нарушений и способствующих им условий, а в случае, если нарушение прекращено, — по принятию мер для устранения последствий этих нарушений. Рекомендации предоставляются в форме письма (ч. 1 ст. 46 Закона № 2210).

Рекомендации органов АМК подлежат обязательному рассмотрению органами либо лицами, которым они предоставлены. О результатах их рассмотрения АМК, его территориальное отделение уведомляются в 10-дневный срок со дня получения рекомендаций, если органами АМК не продлен этот срок (ч. 2 ст. 46 Закона № 2210).

Рекомендации не являются обязательными для исполнения, но являются обязательными для рассмотрения. Поэтому предприятие должно рассмотреть их и удовлетворить либо отказаться от удовлетворения с мотивированием своего решения.

Внимание! При условии выполнения положений рекомендаций в случае, если нарушение не привело к существенному ограничению или искажению конкуренции, не причинило значительных убытков отдельным лицам или обществу и приняты соответствующие меры для устранения последствий нарушения, производство по делу о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции не начинается, а начатое производство закрывается (ч. 3 ст. 46 Закона № 2210).

 

Решения по делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции

По результатам рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции органы АМК принимают решение, в том числе о:

— признании совершения нарушения законодательства о защите экономической конкуренции;

— прекращении нарушения законодательства о защите экономической конкуренции;

— признании субъекта хозяйствования занимающим монопольное (доминирующее) положение на рынке;

— принудительном разделении субъекта хозяйствования, занимающего монопольное (доминирующее) положение на рынке;

— наложении штрафа;

— блокировании ценных бумаг;

— устранении последствий нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, в частности устранении или смягчении негативного влияния согласованных действий, концентрации субъектов хозяйствования, на конкуренцию;

— отмене разрешения на согласованные действия;

— обнародовании ответчиком за собственные средства официальной информации органа АМК о решении, принятом по делу о нарушении, в том числе опубликовании решений в полном объеме (за исключением информации с ограниченным доступом, а также определенной соответствующим государственным уполномоченным, председателем территориального отделения информации, разглашение которой может нанести вред интересам других лиц, принимавших участие в деле), в срок и способом, определенными этим решением или законодательством;

— закрытии производства по делу (ч. 1 ст. 48 Закона № 2210);

— признании факта недобросовестной конкуренции;

— прекращении недобросовестной конкуренции;

— официальном опровержении за счет нарушителя распространенных им неправдивых, неточных или неполных сведений (ч. 1 ст. 30 Закона № 236).

С целью защиты общественных интересов или предупреждения негативных или неисправимых последствий для субъектов хозяйствования органы АМК принимают решение о признании такого решения таким, действие которого не приостанавливается в связи с:

— возбуждением хозяйственным судом производства по делу о признании его недействительным;

— пересмотром соответствующего решения (постановления) хозяйственного суда.

Решение органа Антимонопольного комитета Украины, предусмотренное этой частью, может быть принято по заявлению лиц, принимающих участие по делу, либо по собственной инициативе органов АМК. Такое решение может приниматься как перед подачей иска в хозяйственный суд, так и после подачи такого иска, если хозяйственным судом не приостановлено действие обжалуемого решения органа АМК (ч. 3 ст. 48 Закона № 2210).

 

Рассмотрение дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции подлежит закрытию без принятия решения по существу, если:

— дело не подлежит рассмотрению в органах АМК;

— не установлен ответчик или его местонахождение;

— ответчик — юридическое лицо ликвидирован;

— уже рассмотрено или рассматривается органами АМК дело по тем же основаниям в отношении того же ответчика;

— не доказано совершение нарушения;

— имеются другие основания, предусмотренные законом (ст. 49 Закона № 2210).

 

Помните об ответственности без вины. Конкурентное законодательство не ставит применение предусмотренной им ответственности за нарушение этого законодательства в зависимость от наличия у субъекта хозяйствования вины в какой-либо форме. Также устранение субъектом хозяйствования последствий соответствующего нарушения на время разрешения спора хозяйственным судом само по себе не является основанием для освобождения его судом от ответственности (если производство по делу о нарушении указанного законодательства не закрыто органами АМК) (п. 3 Постановления № 15).

 

1.5. Исполнение решений и распоряжений органов АМК

Решения и распоряжения органов АМК являются обязательными к исполнению (ч. 2 ст. 56 Закона № 2210).

Решение (извлечение из него, за исключением информации с ограниченным доступом), распоряжение органов АМК предоставляется для исполнения путем направления или вручения под расписку либо уведомления иным способом (ч. 1 ст. 56 Закона № 2210).

Лицо, на которое наложен штраф по решению органа АМК, уплачивает его в двухмесячный срок со дня получения решения о наложении штрафа (ч. 3 ст. 56 Закона № 2210).

За каждый день просрочки уплаты штрафа взыскивается пеня в размере 1,5 % от суммы штрафа. Размер пени не может превышать размер штрафа, наложенного соответствующим решением органа АМК. Начисление пени прекращается со дня принятия хозяйственным судом решения о взыскании соответствующего штрафа.

Начисление пени приостанавливается на время рассмотрения или пересмотра хозяйственным судом:

— дела о признании недействительным решения органа Антимонопольного комитета Украины о наложении штрафа;

— соответствующего решения (постановления) хозяйственного суда.

Следовательно, продолжительность такого приостановления определяется исключительно периодом времени, в течение которого фактически осуществлялось указанное рассмотрение или пересмотр (например, в суде первой инстанции — со дня возбуждения производства по делу до дня принятия решения по нему; в судах апелляционной и кассационной инстанций — со дня принятия апелляционной или кассационной жалобы до дня принятия постановления), и в этот период не включается время нахождения материалов дела в суде, когда упомянутые рассмотрение или пересмотр не осуществлялись (п. 20.2 Постановления № 15).

Начисление пени приостанавливается на время рассмотрения органом АМК заявления лица, на которое наложен штраф, о проверке либо пересмотре решения по делу о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции (ч. 5 ст. 56 Закона № 2210).

По заявлению лица, на которое наложен штраф, органы АМК своим решением имеют право отсрочить либо рассрочить уплату наложенного им штрафа (ч. 6 ст. 56 Закона № 2210).

При неуплате штрафа в сроки, предусмотренные решением, и пени органы АМК взыскивают штраф и пеню в судебном порядке (ч. 7 ст. 56 Закона № 2210).

В течение 5 дней со дня уплаты штрафа субъект хозяйствования обязан направить в соответствии с АМК документы, подтверждающие уплату штрафа (ч. 8 ст. 56 Закона № 2210).

 

1.6. Проверка решений по делу органами АМК

Решения, принятые органами АМК, могут быть проверены по заявлению лиц, принимавших участие в деле, либо по собственной инициативе АМК (ч. 1 ст. 57 Закона № 2210).

Решения, принятые административной коллегией территориального отделения Комитета, могут быть проверены Комитетом или административной коллегией Комитета по заявлению лиц, принимавших участие в деле, либо по собственной инициативе на основании представления государственного уполномоченного Комитета о проверке решения.

Решения, принятые государственным уполномоченным, административной коллегией Комитета, могут быть проверены Комитетом по заявлению лиц, принимавших участие в деле, либо по собственной инициативе на основании представления Председателя Комитета о проверке решения (п. 37 Правил рассмотрения дел).

Заявление о проверке решения может быть подано в двухмесячный срок со дня получения решения. Этот срок не может быть возобновлен, т. е. является пресекающим (ч. 1 ст. 57 Закона № 2210).

Заявление о проверке подается в письменной форме и должно содержать требования заявителя, в том числе ожидаемые им решения по результатам проверки, а также указание оснований для изменения или отмены решения и доказательств в их подтверждение (п. 38 Правил рассмотрения дел).

Органы АМК, осуществляющие проверку решения, могут приостановить исполнение решения до окончания его проверки, о чем в письменном виде уведомляются лица, принимающие участие в деле (ч. 4 ст. 57 Закона № 2210).

Срок рассмотрения заявления о проверке не должен превышать 2 месяца (п. 44 Правил рассмотрения дел).

По результатам проверки решения органы АМК имеют право:

— оставить решение без изменений;

— изменить решение;

— отменить решение частично и направить дело на новое рассмотрение в этой части;

— отменить решение и принять новое решение либо передать дело на новое рассмотрение или прекратить производство по делу (ч. 5 ст. 57 Закона № 2210).

 

1.7. Пересмотр решений АМК

 

Органы АМК по собственной инициативе либо по заявлениям лиц могут пересмотреть решения, принятые ими по делам, в случае:

— если существенные обстоятельства не были и не могли быть известны органам АМК, что привело к принятию незаконного или необоснованного решения — в течение 5 лет со дня принятия соответствующего решения;

— если решение было принято на основании недостоверной информации, что привело к принятию незаконного или необоснованного решения — в течение 5 лет со дня принятия соответствующего решения;

— наличия других оснований, предусмотренных законами Украины, в течение трех лет со дня принятия решения, если иное не установлено законом.

Заявление лица о пересмотре решения (далее — заявление о пересмотре), принятого административной коллегией территориального отделения АМК, подается в соответствующее отделение. Заявление о пересмотре решений других органов АМК подается в АМК. Заявление о пересмотре подается в письменной форме и должно содержать требования заявителя, в том числе ожидаемые им решения по результатам пересмотра, а также указания оснований для пересмотра решения и доказательств в их подтверждение (п. 47 Правил рассмотрения дел).

Органы АМК, принявшие решение, могут приостановить исполнение решения до окончания его пересмотра, о чем в письменном виде уведомляются лица, принимающие участие в деле (ч.ч. 1, 2 ст. 58 Закона № 2210).

По результатам пересмотра органы АМК могут:

— оставить решение без изменений;

— изменить решение;

— отменить решение;

— принять новое решение (ч. 3 ст. 58 Закона № 2210).

 

1.8. Обжалование решений АМК

Основаниями для изменения, отмены или признания недействительными решений органов АМК являются:

— неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;

— недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела и признанных установленными;

— несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;

— нарушение либо неверное применение норм материального или процессуального права (ч. 1 ст. 59 Закона № 2210).

Однако нарушение или неверное применение норм процессуального права может быть основанием для изменения, отмены или признания недействительным решения только при условии, если это нарушение привело к принятию неправильного решения (ч. 2 ст. 59 Закона № 2210).

Так, нарушение органами АМК определенной законом компетенции этих органов в принятии ими решений должно иметь следствием признание хозяйственным судом соответствующих решений недействительными.

Порядок принятия решения органом АМК считается нарушенным, если такое решение подписано не уполномоченным на это лицом.

Что же касается несоблюдения органом АМК других процедурных правил в рассмотрении дел о нарушении конкурентного законодательства или при проведении им проверки соблюдения субъектом хозяйствования конкурентного законодательства, то оно может иметь следствием признание хозяйственным судом соответствующего решения такого органа недействительным лишь в случаях, когда соответствующее нарушение сделало невозможным или существенно усложнило выяснение фактических обстоятельств, имеющих значение для принятия органом АМК правильного решения по делу, например, нарушено право лица, принимающего участие в деле, на представление доказательств, ходатайств, устных и письменных объяснений (возражений), предложений по вопросам, которые выносятся на экспертизу, и т. п.

Если нарушение органом АМК процедурных правил в рассмотрении дела о нарушении конкурентного законодательства не привело к принятию неправильного решения по существу рассмотренного им дела, то у хозяйственного суда нет оснований для признания оспариваемого решения недействительным.

Однако признание хозяйственным судом полностью или частично недействительным решения органов АМК не является препятствием для проведения соответствующим органом новой проверки соблюдения требований законодательства о защите экономической конкуренции, исследования рынка и т. п. с целью устранения нарушений или недостатков, повлекших за собой признание решения недействительным. По результатам такой проверки возможно принятие иного решения, которое, в свою очередь, в случае несогласия с ним заинтересованных лиц может быть обжаловано ими в установленном порядке (п. 6 Постановления № 15).

 

Какие суды рассматривают споры и сроки обращения с иском?

Иск об отмене или признании недействительным решения органов АМК может быть подан в хозяйственный суд в двухмесячный срок со дня получения решения. Если этот срок пропущен, то он не может быть возобновлен (ч. 1 ст. 60 Закона № 2210).

Окончание двухмесячного пресекающего срока, независимо от причин его пропуска заинтересованным лицом, является основанием для отказа в иске о признании недействительным решения (распоряжения) АМК и его органов (п. 2 Постановления № 15).

Решения АМК, административной коллегии АМК и государственного уполномоченного АМК обжалуются в хозяйственном суде города Киева. Решения административной коллегии территориального отделения АМК обжалуются в хозяйственных судах Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя в зависимости от местонахождения ответчика (ч. 2 ст. 60 Закона № 2210).

Возникает вопрос, почему дела об обжаловании решений субъекта властных полномочий рассматривают хозяйственные суды, а не административные? На этот вопрос дает ответ обобщение судебной практики в Постановлении № 15.

Правоотношения, связанные с ограничением монополизма и защитой субъектов хозяйствования от недобросовестной конкуренции, являются предметом регулирования хозяйственного законодательства, в том числе и ХК, и, следовательно, хозяйственными, а потому дела, возникающие из соответствующих правоотношений, согласно ч. 3 ст. 21 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», рассматриваются хозяйственными судами.

Согласно ст. 4 КАСУ юрисдикция административных судов распространяется на все публично-правовые споры, кроме споров, для которых законом установлен иной порядок судебного решения, дела по спорам об обжаловании решений (распоряжений) органов АМК подведомственны хозяйственным судам и подлежат рассмотрению по правилам ХПК (п. 1 Постановления № 15).

 

Особенности рассмотрения дела по обжалованию решений АМК

Закон № 2210 не содержит норм, которые предоставляли бы хозяйственному суду право уменьшать размер (а следовательно, и сумму) взыскиваемых штрафа и/или пени (в случае их правомерного начисления) (п. 20.1 Постановления № 15)

Рассматривая иск о признании недействительным решения АМК о нарушении законодательства о защите от недобросовестной конкуренции, хозяйственный суд обязан проверить наличие или отсутствие определенных законом оснований для признания решения АМК недействительным, а не устанавливать непосредственно наличие либо отсутствие акта недобросовестной конкуренции со стороны нарушителя (п. 4 Обзорного письма № 418).

 

Заключение

В качестве заключения рассмотрим пример. Так, физическое лицо подает жалобу в отделение АМК. Нарушение, по мнению лица, заключается в том, что застройщик в срок не завершил строительство, что якобы является «проявлением недобросовестной конкуренции».

Рассматривая такое заявление, председатель отделения АМК направляет запрос о предоставлении информации, документов и объяснений застройщику. Уже с этого времени начинается невыездная проверка. Поэтому необходимо точно по перечню и в установленный срок представить документы, предоставить объяснения по поводу невозможности завершения строительства в срок.

Если лицо, которое обращается с жалобой, не является инвестором дома, то необходимо указать об этом и обратить внимание, что по такому заявлению не может быть возбуждено дело.

Если все истребованные документы не касаются проверки соблюдения антимонопольного законодательства, об этом следует указать в ответе и отказать в предоставлении таких документов.

 

Предоставлять ответ с документами необходимо:

— либо через канцелярию — с отметкой на вашем экземпляре;

— либо по почте — ценным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Если, рассмотрев предоставленные вами документы, отделение АМК пришло к выводу о необходимости осуществления внеплановой выездной проверки, то председатель отделения АМК выдаст соответствующее распоряжение. Поэтому ожидайте комиссию по проверке.

Помните! Комиссия должна предъявить:

— приказ (распоряжение) о проведении проверки и создании Комиссии;

— план проведения проверки;

— поручение Председателя Комитета, государственного уполномоченного Комитета, председателя отделения о делегировании соответствующих полномочий по проведению проверки.

По окончании проверки, в случае несогласия с актом, подпишите его и подайте отдельно возражение.

На основании акта председатель отделения АМК может начать рассмотрение дела, о чем застройщика должны уведомить в течение 3-х дней. Застройщик может обжаловать такое распоряжение по причине отсутствия оснований для начала рассмотрения или нарушения процедуры.

Если распоряжение не отменено или не обжаловалось, необходимо приложить все усилия для позитивного решения дела. Необходимо предоставлять объяснения, заявлять ходатайства о назначении экспертизы, приводить доказательства и предоставлять исследования специалистов и т. п.

Если и это не помогло и решение против застройщика вынесено, то в двухмесячный срок с момента получения застройщик может обжаловать решение АМК в хозяйственном суде. Однако чем раньше будет подан иск, тем лучше, поскольку начисление пени (1,5 % в день) приостанавливается возбуждением производства, а не подачей иска.

В рассмотренном примере во избежание ответственности следует ссылаться на следующее. Во-первых, невозможность завершения строительства не является недобросовестной конкуренцией, поскольку не определена как таковая Законом № 236. Во-вторых, невозможность связана с объективными факторами (экономический кризис, отсутствие средств и т. п.).

Напоследок автор указывает, что в каждом конкретном случае необходимо приводить собственные убедительные аргументы, в том числе и те, которые изложены в настоящей статье.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше