Темы статей
Выбрать темы

О проведении внеплановых проверок

Редакция СБ
Письмо от 11.05.2012 г. № 40-19-3295

О проведении внеплановых проверок

 

Письмо Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины от 11.05.2012 г. № 40-19-3295

 

Согласно части 2 статьи 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Полномочия Госархстройинспекции по осуществлению государственного архитектурно-строительного контроля определены статьей 41 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», Положением о Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 08.04.2011 г. № 439/2011, и Порядком осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 23.05.2011 г. № 553 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины от 27.02.2012 г. № 148).

В соответствии с пунктом 1 Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 23.05.2011 г. № 553 (далее — Порядок), определена процедура осуществления мероприятий, направленных на соблюдение требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил и лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов строительства.

Согласно абзацу 4 пункта 7 Порядка определено, что основанием для проведения внеплановой проверки является необходимость проведения проверки достоверности данных, приведенных в сообщении и декларации о начале выполнения подготовительных работ, сообщении и декларации о начале выполнения строительных работ, декларации о готовности объекта к эксплуатации, в течение трех месяцев со дня представления указанных документов.

Учитывая указанное, должностные лица инспекций государственного архитектурно-строительного контроля имеют право проводить внеплановые проверки с целью проверки достоверности данных, приведенных в декларации о готовности объекта к эксплуатации.

В соответствии с пунктом 11 Порядка должностные лица инспекций во время осуществления государственного архитектурно-строительного контроля имеют право беспрепятственного доступа на место строительства объекта или местонахождение субъекта хозяйствования, осуществляющего хозяйственную деятельность, связанную со строительством объекта архитектуры, который по сложности архитектурно-строительного решения и (или) инженерного оборудования принадлежит к IV и V категориям сложности.

Согласно пункту 14 Порядка субъект градостроительства, в отношении которого осуществляется государственный архитектурно-строительный контроль, обязан: допускать должностных лиц инспекции к проведению проверки при условии соблюдения порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля; выполнять требования инспекции по устранению обнаруженных нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности; подавать документы, объяснения, справки, сведения, материалы по вопросам, возникающим во время осуществления государственного архитектурно-строительного контроля.

В случае отказа субъекта градостроительства, в отношении которого осуществляется государственный архитектурно-строительный контроль, в допуске должностных лиц инспекции к проведению проверки составляется соответствующий акт.

В соответствии с частью 2 статьи 18842 Кодекса Украины об административных правонарушениях недопущение должностных лиц Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины или ее территориальных органов на объекты строительства влечет за собой наложение штрафа от трехсот до четырехсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Порядка срок проведения внеплановой проверки не может превышать пяти рабочих дней, а в случае необходимости может быть одноразово продлен по письменному решению руководителя соответствующей инспекции либо его заместителя не более чем на два рабочих дня.

В случае необходимости продления внеплановой проверки руководителем инспекции государственного архитектурно-строительного контроля либо его заместителем издается приказ.

 

Заместитель Председателя В. Папка

 

КОММЕНТАРИЙ

 

На страницах нашего издания мы уже неоднократно освещали вопросы проведения проверок должностными лицами инспекций государственного архитектурно-строительного контроля (далее — инспекции ГАСК). Однако к этой теме придется возвращаться снова и снова. Так, в частности, по этому поводу Госархстройинспекцией уже в который раз было издано соответствующее разъяснение.

И согласно уже сложившейся практике Госархстройинспекция в своих письмах больше дублирует нормы действующего законодательства, чем пытается разъяснить некоторые «проблемные» моменты.

Комментируемое письмо, в частности, касается вопросов проведения именно внеплановых проверок.

В своем письме Госархстройинспекция напоминает, что ее полномочия по осуществлению государственного архитектурно-строительного контроля определены:

ст. 41 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI «О регулировании градостроительной деятельности» (далее — Закон № 3038);

— Положением о Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 08.04.2011 г. № 439/2011 (далее — Положение);

— Порядком осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, утвержденным постановлением КМУ от 23.05.2011 г. № 553.

Анализируя комментируемое письмо, можно воспринимать его как поэтапную «инструкцию» к действию должностными лицами, осуществляющими внеплановые проверки, основанием для которых является необходимость проведения проверки достоверных данных, приведенных в уведомлении и декларации о начале выполнения подготовительных работ, уведомлении и декларации о начале выполнения строительных работ, декларации о готовности объекта к эксплуатации. Такое основание предусмотрено п. 7 Порядка.

Кроме того, Госархстройинспекция в «подкрепление» прав на проведение внеплановых проверок приводит п. 11 Порядка, где указывается, что должностные лица при осуществлении государственного архитектурно-строительного контроля имеют право беспрепятственного доступа на место строительства объекта или местонахождение субъекта хозяйствования, осуществляющего хозяйственную деятельность, связанную со строительством объекта архитектуры, который по сложности архитектурно-строительного решения и (или) инженерного оборудования относится к IV и V категориям сложности. И снова остается актуальным вопрос: если буквально понимать указанную выше норму, то можно говорить о том, что на объекты архитектуры, которые, например, по сложности архитектурно-строительного решения относятся к I — III категориям сложности, проверяющие не имеют права беспрепятственного доступа? Хотя по этому поводу существует другая противоречивая норма, предусмотренная Положением. Так, в п. 5 Положения отмечается, что работники Госархстройинспекции Украины и ее территориальных органов в случаях, определенных законодательством, имеют право беспрепятственного доступа к местам строительства объектов, и объектов жилищно-коммунального хозяйства, а также с целью осуществления контроля за соблюдением субъектами хозяйствования лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, к местам осуществления такой хозяйственной деятельности независимо от формы собственности. Как видите, исходя из содержания приведенной нормы, она распространяется на все объекты строительства независимо от категории их сложности. То есть имеются основания говорить о том, что должностные лица инспекции ГАСК имеют право доступа на все объекты строительства.

Также Госархстройинспекция напоминает о требовании п. 14 Порядка, в соответствии с которым субъект градостроительства, в отношении которого осуществляется государственный архитектурно-строительный контроль, обязан:

— допускать должностных лиц инспекции к проведению проверки при условии соблюдения порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля;

— выполнять требования инспекции по устранению выявленных нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности;

— подавать документы, пояснения, справки, сведения, материалы по вопросам, возникающим при осуществлении государственного архитектурно-строительного контроля.

При этом Госархстройинспекция не говорит о правах субъектов градостроительства, а они предусмотрены п. 13 Порядка. Так, субъект градостроительства, в отношении которого осуществляется государственный архитектурно-строительный контроль, имеет право, в частности:

— требовать от должностных лиц инспекции соблюдения требований законодательства;

— проверять наличие у должностных лиц инспекции служебных удостоверений;

— присутствовать при осуществлении государственного архитектурно-строительного контроля;

— по результатам проверки получать и знакомиться с актом проверки, составленным инспекцией;

— подавать в письменной форме свои пояснения, замечания либо возражения к акту проверки, составленному инспекцией по результатам проверки.

Вместе с тем Госархстройинспекция напоминает, что в случае отказа субъекта градостроительства, в отношении которого осуществляется государственный архитектурно-строительный контроль, в допуске должностных лиц инспекции к проведению проверки составляется соответствующий акт. Обращаем внимание наших читателей, что уже существует форма такого акта, правда, постановление Минрегиона «Об утверждении форм актов и других документов, составляемых во время или по результатам осуществления государственного архитектурно-строительного контроля» от 15.05.2012 г. № 240, которым он утвержден, еще не вступило в силу. Однако мы считаем, что это дело времени.

И наконец, тех, кто осмелится безосновательно не допустить к проверке должностных лиц инспекций ГАСК, ждет неприятность в виде штрафа в размере от 300 (5100 грн.) до 400 (6800 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ст. 18842 Кодекса Украины об административных правонарушениях).

 

Яна Брусенцова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше