Темы статей
Выбрать темы

Контроль АМК в сфере строительства (часть 1)

Редакция СБ
Статья

Контроль АМК в сфере строительства

(часть 1)

Владимир Лежнин, юрист (г. Харьков,
e-mail: firm_law@ukr.net)

 

В 2012 году руководство Антимонопольного комитета Украины (далее — АМК) решило проверить строительные компании. Так, 24 апреля 2012 года на официальном сайте АМК было опубликовано сообщение о том, что АМК провел исследование рынка строительства жилья, в ходе которого выявлены проблемные вопросы, требующие решения (http://www.amc.gov.ua/amc/control/uk/publish/printable_article?art_id=215231).

Чего ждать от такого внимания? По-видимому, ничего хорошего, поэтому строительным компаниям следует подготовиться и, будучи вооруженными правовыми знаниями, встречать проверяющих АМК.

Мы начинаем ряд публикаций, в которых расскажем вам о видах, основаниях и порядке проверки органами АМК. Не оставлен без внимания и такой вопрос, как порядок и практика обжалования решений АМК.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Конституция — Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

КАСУ — Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.

ХПК — Хозяйственный процессуальный кодекс Украины от 06.11.91 г. № 1798-XII.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон об АМК — Закон Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26.11.93 г. № 3659-XII.

Закон № 2210 — Закон Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г. № 2210-III.

Закон № 236 — Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.96 г. № 236/96-В.

Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» — Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 07.07.2010 г. № 2453-VI.

Закон об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Положение о проверках — Положение о порядке проведения проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции, утвержденное распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 25.12.2001 г. № 182-р.

Правила рассмотрения дел — Правила рассмотрения заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции (Правила рассмотрения дел), утвержденные распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 19.04.94 г. № 5 (в редакции распоряжения Антимонопольного комитета Украины от 29.06.98 г. № 169-р).

Постановление № 15 — постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Украины «О некоторых вопросах практики применения конкурентного законодательства» от 26.12.2011 г. № 15.

Письмо № 2-221 — письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства «О рассмотрении письма» от 04.01.2003 г. № 2-221/41.

Обзорное письмо № 418 — Обзорное письмо Высшего хозяйственного суда Украины от 04.04.2012 г. № 01-06/418/2012 «О некоторых вопросах практики решения споров, связанных с применением конкурентного законодательства (по материалам дел, рассмотренных в кассационном порядке Высшим хозяйственным судом Украины)».

 

1. АМК, определение, состав, полномочия, формы контроля

Сфера деятельности АМК распространяется на строительные компании. В частности, последние веяния свидетельствуют о таких нарушениях, которые могут выявить работники АМК:

проявление недобросовестной конкуренции. Например, получив участок земли и начав строительство, конкретный субъект не продолжает это строительство и фактически не дает другим развивать его (из заявления председателя АМК Василия Цушко, http://gazeta.ua/articles/433010);

злоупотребление при получении земельных участков под застройку;

распространение недобросовестной рекламы и т. п.

Внимание! АМК наделен широкими полномочиями и имеет право самостоятельно налагать штрафы в размере до 10 % дохода (выручки) за год за одно нарушение(!). Поэтому к проверке АМК следует отнестись очень серьезно. Для правильного понимания сути проверки необходимо иметь представление о следующих понятиях.

Определение . АМК — это государственный орган со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности и в сфере государственных закупок (ч. 1 ст. 1 Закона об АМК).

Состав. АМК создается в составе председателя и восьми государственных уполномоченных, которые являются членами АМК как высшего коллегиального органа. АМК, административные коллегии АМК, государственные уполномоченные АМК, административные коллегии территориальных отделений АМК являются органами АМК (ст. 6 Закона об АМК).

Полномочия . К полномочиям АМК в сфере контроля хозяйственной деятельности относятся:

— рассматривать заявления и дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции и проводить расследования по этим заявлениям и делам;

— принимать распоряжения и решения по заявлениям и делам, проверять и пересматривать решения по делам, предоставлять заключения по квалификации действий в соответствии с законодательством о защите экономической конкуренции;

рассматривать дела об административных правонарушениях, принимать постановления и проверять их законность и обоснованность;

— проверять субъектов хозяйствования и их объединения на предмет соблюдения ими требований законодательства о защите экономической конкуренции и при проведении расследований по заявлениям и делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции;

— требовать от субъектов хозяйствования и их объединений, их должностных лиц и работников, других физических и юридических лиц информацию, в том числе с ограниченным доступом;

— назначать экспертизу и эксперта из числа лиц, владеющих необходимыми знаниями для предоставления экспертного заключения;

проводить осмотр служебных помещений и транспортных средств субъектов хозяйствования — юридических лиц, изымать или налагать арест на предметы, документы или другие носители информации, которые могут быть доказательствами либо источником доказательств по делу независимо от их местонахождения;

привлекать работников органов внутренних дел, таможенных и других правоохранительных органов для обеспечения рассмотрения дела, специалистов органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций по согласованию с их руководителями, депутатов местных советов с их согласия;

— предоставлять обязательные для рассмотрения рекомендации по прекращению действий или бездействия, содержащих признаки нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, и устранению причин возникновения этих нарушений и способствующих им условий;

— обращаться в суд с исками, заявлениями и жалобами в связи с применением законодательства о защите экономической конкуренции;

— обращаться и получать от компетентных органов других государств необходимую информацию для осуществления своих полномочий (ст. 7 Закона об АМК).

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности действие данного Закона не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении мероприятий государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции. Поэтому основания и порядок проверки регулируются специальными законодательными актами, о чем читайте ниже.

Законодательство не содержит четкого определения форм контроля. Системный анализ дает возможность выделить следующие формы контроля АМК (рис. ниже).

Подробнее о каждой форме контроля читайте дальше.

 

img 1

Формы контроля АМК

 

2. Невыездная проверка

Нормативным основанием невыездной проверки является право органов АМК запрашивать информацию. Так, субъекты хозяйствования, объединения, другие юридические лица, их структурные подразделения, филиалы, представительства, их должностные лица и работники, физические лица обязаны по требованию органов АМК предоставлять документы, предметы или другие носители информации, пояснения, другую информацию, в том числе с ограниченным доступом и банковскую тайну, необходимую для выполнения АМК, его территориальными отделениями задач, предусмотренных законодательством о защите экономической конкуренции (ч. 1 ст. 221 Закона об АМК).

Документы, статистическая и другая информация, необходимые для выполнения задач, предусмотренных законодательством о защите экономической конкуренции, предоставляются по требованию органов АМК бесплатно. Требования могут предусматривать как однократное , так и периодическое предоставление информации (ч. 2 ст. 221 Закона об АМК).

Требование органов АМК о предоставлении информации для проверки соблюдения антимонопольного законодательства в форме запроса, оформленного в установленном порядке, является правомерным, а следовательно, обязательным к выполнению в определенные государственным уполномоченным или председателем территориального отделения сроки. Вместе с тем органы АМК могут требовать не все документы и информацию о деятельности субъекта хозяйствования, а только те из них, которые необходимы и достаточны для проверки соблюдения антимонопольного законодательства (письмо № 2-221).

Требование предоставить информацию может быть составной частью выездной проверки, рассмотрения дела либо заявления или самостоятельной формой контроля АМК.

Законодательство не определяет оснований направления запроса , следовательно, таковыми могут быть выявленные нарушения, запросы или заявления, а также собственная инициатива АМК.

А вот Высший хозяйственный суд Украины считает, что направление органом АМК соответствующего запроса будет правомерным только в случае, прямо предусмотренном законом (п. 13.1 постановления № 15). Поэтому неуказание такой нормы в запросе является основанием для отказа в его удовлетворении.

Закон не определяет конкретной формы истребования информации , в связи с чем оно может быть осуществлено в любой письменной форме с учетом, однако, того, что в случае возражения субъектом хозяйствования факта получения им запроса о предоставлении информации орган АМК должен предоставить хозяйственному суду надлежащие доказательства направления такого запроса. Соответствующие доказательства должны свидетельствовать о направлении запроса по местонахождению субъекта хозяйствования, определенному согласно ЕГРПОУ, и о получении его от предприятия связи уполномоченным на это лицом.

С другой стороны, законодательством Украины не предусмотрены и какая-либо специальная форма, а также и порядок направления ответа на запрос о предоставлении информации. Следовательно, такая информация может предоставляться в любых не запрещенных законом форме и образом, принимая в то же время во внимание и то, что отрицание органом АМК предоставления субъектом хозяйствования информации требует предоставления последним надлежащих доказательств в подтверждение своих доводов о надлежащем выполнении обязанности по предоставлению истребованной информации (п. 13.2 постановления № 15).

Сроки предоставления документов и информации устанавливаются в запросе, однако должны соответствовать принципу разумности. В таком случае при предоставлении ответа необходимо обосновать невозможность своевременной подачи документов — вследствие малой численности персонала, наличия другой проверки и т. п.

Следует очень внимательно относиться к выполнению запросов, поскольку за нарушение сроков ответа, неподачу документов или предоставление ложной информации установлена серьезная ответственность.

Так, за непредоставление информации или предоставление информации в неполном объеме органам АМК в установленные органами АМК или нормативно-правовыми актами сроки, предоставление недостоверной информации органом АМК налагаются штраф в размере до 1 % дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф (пп. 13, 14, 15 ч. 1 ст. 50, абз. 4 ч. 2 ст. 51 Закона об АМК).

Если дохода (выручки) нет или субъект хозяйствования по требованию органов АМК не предоставил размер дохода (выручки), такой штраф налагается в размере до 10000 нмдг1 — 170000 грн. (ч. 5 ст. 51 Закона об АМК).

1 Не облагаемый налогом минимумов доходов граждан (17 грн.).

Кроме того, факты неоднократного непредоставления одним и тем же субъектом хозяйствования информации на запросы органа АМК не являются длящимся нарушением , а представляют собой самостоятельные (отдельные) нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, поэтому за каждое такое правонарушение будет наступать ответственность (п. 13.3 постановления № 15).

Однако наложение штрафа возможно только в процедуре рассмотрения дела органами АМК, о которой будет идти речь ниже.

Заканчивается невыездная проверка в случае отсутствия нарушений отсутствием реакции органов АМК. В случае выявления нарушений — назначением выездной внеплановой проверки или возбуждением рассмотрения дела либо заявления.

 

3. Выездные проверки АМК

3.1. Плановые и внеплановые выездные проверки

Положением о проверках подробно урегулирована процедура плановых и внеплановых выездных проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции при осуществлении хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования.

В приведенной ниже таблице определены основные отличия плановых и внеплановых проверок, что поможет принять решение о законности прихода работников АМК на предприятие.

 

Плановые и внеплановые выездные проверки

 

Плановая выездная проверка

Внеплановая выездная проверка

1

2

3

Определение

Проверка объектов, проводимая по их местонахождению или по местонахождению их обособленного структурного подразделения, в комплексе вопросов уполномоченными работниками АМК, отделения, исходя из их функциональных полномочий и предусмотренная планами работы (п. 3 Положения о проверках)

Проверка, не предусмотренная в планах работы АМК, отделения АМК (п. 8 Положения о проверках)

Периодичность

Не чаще одного раза в календарный год (п. 4 Положения о проверках)

Законодательством не определена

Предварительное уведомление

Не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения проверки направляется письменное уведомление с указанием даты ее проведения (п. 6 Положения о проверках)

Без предварительного письменного уведомления (п. 8 Положения о проверках)

Основания для проведения

План-график проверок, утвержденный председателем АМК, председателем отделения АМК (п. 5 Положения о проверках)

Приказ председателя АМК, председателя отделения, распоряжение органа АМК по местонахождению объекта проверки или по местонахождению его обособленного структурного подразделения, издаваемый при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

• по поручению Президента Украины, Кабинета Министров Украины;

• по заявлениям субъектов хозяйствования, граждан, объединений, учреждений, организаций о нарушении их прав в результате действий или бездействия, определенных Законом № 2210 как нарушение законодательства о защите экономической конкуренции;

• по представлению органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции объектом проверки;

• по инициативе АМК, председателя отделения в случае непосредственного выявления признаков нарушения объектом проверки законодательства о защите экономической конкуренции;

• по инициативе АМК в случае поступления от заявителя ходатайства о возможности наступления негативных последствий, связанных с подачей заявления, и с целью защиты его интересов;

• в случае выявления недостоверности данных, заявленных объектом проверки в документах, поданных на обязательный запрос АМК, председателя отделения;

• в случае подачи объектом проверки жалобы о нарушении законодательства должностными лицами АМК, отделения во при проведении плановой или внеплановой выездной проверки соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции;

• в случае возникновения необходимости в проверке сведений, полученных от лица, имевшего правовые отношения с объектом проверки (если оно не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на обязательный запрос АМК, председателя отделения в течение трех рабочих дней со дня получения запроса о соблюдении законодательства о защите экономической конкуренции);

• по личной просьбе объекта проверки;

• по поручению специальных органов борьбы с организованной преступностью
(СБУ, МВД);

• при наличии документально подтвержденных данных о монополизации рынка товара или антиконкурентных согласованных действиях, полученных АМК в соответствии с действующим законодательством при выполнении своих заданий;

• по инициативе АМК с целью обеспечения доказательств по делу о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции (п. 8 Положения о проверках)

 

Необходимо обратить внимание, что малые и средние предприниматели не могут проверяться планово!

Так, в перечни субъектов хозяйствования для включения в план-график проведения плановых выездных проверок не включаются малые и средние предприниматели (п. 13 Положения о проверках).

Малый и средний предприниматель — субъект хозяйствования, доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний финансовый год или стоимость активов которого не превышает сумму, эквивалентную 500 тысячам евро, определенную по курсу Национального банка Украины, действовавшему в последний день финансового года, если на рынках, на которых действует этот предприниматель, имеются конкуренты со значительно большей рыночной долей (ст. 1 Закона № 2210).

Поэтому в отношении таких категорий субъектов хозяйствования возможна только внеплановая проверка при наличии соответствующих оснований.

3.2. Первоначальные и повторные выездные проверки

Первоначальные — это проверки, проводимые один раз за один период. По общему правилу проверка проводится только один раз по одному периоду. Однако из этого правила существуют исключения.

Так, АМК и его председатель имеют право принять решение о перепроверке соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции объектом проверки только в том случае, когда в отношении проверяющих указанного объекта проверки начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело (п. 10 Положения о проверках).

Эта норма ограничивает, во-первых, состав лиц, имеющих право назначить перепроверку (АМК и его председатель), и, во-вторых, основания ее проведения (наличие возбужденного уголовного дела или служебного расследования).

 

3.3. Организация проведения выездной проверки

Решение о проведении проверки принимается председателем АМК, председателем отделения, органом АМК (п. 19 Положения о проверках).

Сроки проведения проверки четко не определены и в каждом конкретном случае определяются с учетом объекта проверки и ожидаемого объема работы, необходимого для выполнения поставленной задачи (п. 22 Положения о проверках).

Для проведения проверки по приказу председателя АМК, председателя отделения распоряжением органа АМК создается Комиссия по проверке (далее — Комиссия) в составе не менее двух специалистов. К работе Комиссии могут привлекаться в установленном порядке работники других предприятий, учреждений и организаций и специалисты (эксперты) (пп. 20, 21 Положения о проверках).

Для проведения проверки у проверяющих должны быть следующие документы :

— приказ (распоряжение) о проведении проверки и создании Комиссии;

— план проведения проверки;

— поручение председателя Комитета, государственного уполномоченного Комитета, председателя отделения о делегировании соответствующих полномочий по проведению проверки (п. 31 Положения о проверках).

План проведения проверки составляется председателем Комиссии и утверждается органом, должностным лицом, издавшим приказ (распоряжение) о проведении проверки и создании Комиссии, и должен включать в себя:

— определение задач проверки;

— определение круга вопросов, которые нужно выяснить в ходе проверки;

— сроки проверки (п. 32 Положения о проверках).

Особенность проверок АМК заключается в том, что конкретные полномочия проверяющих определены в поручении .

Так, поручение должно включать в себя указание о делегировании председателю и членам Комиссии на момент проведения проверки конкретного объекта проверки определенных актами законодательства полномочий Комиссии, а именно:

— беспрепятственно входить на предприятия, в учреждения, организации по служебному удостоверению и иметь доступ к документам и другим материалам, требуемым для проведения проверки. Для проверки предприятий, учреждений, организаций с особым режимом работы допускаются государственные служащие органов Комитета, имеющие соответствующий допуск к государственной тайне, оформленный в установленном порядке;

— требовать устных или письменных пояснений от должностных лиц и граждан;

— требовать необходимые документы и другую информацию, в том числе с ограниченным доступом, являющуюся коммерческой тайной, в связи с реализацией своих полномочий;

— изымать в установленном порядке письменные и вещественные доказательства, в частности документы, предметы или носители информации, которые могут быть доказательствами либо источником доказательств по делу о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, а в случае, когда изъять доказательства нет возможности, налагать арест на предметы, документы, другие носители информации, которые могут быть доказательствами либо источником доказательств по делу;

— привлекать по согласованию с соответствующими центральными и местными органами власти, органами местного самоуправления, предприятиями и объединениями их специалистов, депутатов местных советов для проведения проверки (п. 33 Положения о проверках).

После подписания приказа (распоряжения) о проведении проверки, но перед ее проведением, председатель Комиссии направляет руководителю объекта проверки не позднее чем за 10 календарных дней до начала проверки уведомление о дне начала проверки, кроме внеплановой и повторной проверки. При необходимости получения данных, требующих много времени для подготовки, заполнения и т. п., с уведомлением направляется перечень документов, данных, которые должны быть подготовлены до начала проведения проверки (п.п. 35.1 Положения о проверках). Предварительное направление документов позволит подготовиться и очертить для себя круг вопросов, которые будут проверяться.

 

3.4. Порядок проведения проверок

Первым днем проверки считается день прибытия членов Комиссии на объект проверки (п. 36 Положения о проверках).

В первый день проверки председатель Комиссии сообщает о цели и сроке проверки, предоставляет руководителю объекта проверки (в случае отсутствия руководителя — заменяющему его лицу) документы о составе Комиссии, полномочиях ее членов; перечень вопросов, которые следует выяснить при проведении проверки, а также предлагает руководителю (либо заменяющему его лицу) создать надлежащие условия для обеспечения работы Комиссии. Отсутствие руководителя объекта проверки (заменяющего его лица) не препятствует проведению проверки (п. 37 Положения о проверках).

Таким образом, сразу по прибытии на объект проверки Комиссия должна предоставить руководителю приказ (распоряжение) о проведении проверки и создании Комиссии, план проведения проверки, поручение. Законодательство не устанавливает такой специальный документ, как направление, поэтому всю необходимую информацию (вид проверки, основание, срок, состав и т. п.) можно узнать из указанных документов. Только после получения таких документов можно принять решение о допуске проверяющих к проведению проверки.

 

3.5. Порядок предоставления информации

Ориентировочный перечень запрашиваемых для проверки документов и информации. В зависимости от задачи и цели проверки председатель и члены Комиссии запрашивают у руководства объекта проверки, в частности руководителей и членов органов управления, руководителей структурных подразделений, а также у других работников объекта проверки, документы, письменные и устные пояснения и другую информацию, касающуюся задач и цели проверки (в том числе с ограниченным доступом), требуемую для осуществления Комиссией своих функций, в частности:

— распоряжения (решения) проверяемых органов административно-хозяйственного управления и контроля, протоколы совещаний и заседаний их структурных подразделений;

— сведения о структуре объекта проверки с указанием фамилий, имен, отчеств руководителей структурных подразделений, их должностей, номеров служебных телефонов;

— протоколы совещаний органов административно-хозяйственного управления и контроля, протоколы общих собраний акционеров (участников) и заседаний правления, наблюдательного совета, исполнительного и надзорного органа субъекта хозяйствования;

— входящую и исходящую документацию, учитывая тексты факсов и телефонограмм, материалы делопроизводства всех подразделений объекта проверки;

— приказы, распоряжения, резолюции руководства объекта проверки;

— перечни всех предприятий, организаций, финансовых учреждений и других юридических лиц в Украине и вне ее пределов, у которых субъект хозяйствования владеет долями (акциями, паями), которые бы позволили проверить соблюдение законодательства о защите экономической конкуренции в процессе концентрации, а также обнаружить отношения контроля;

— перечни всех предприятий, организаций, с учетом дочерних, основанных субъектами хозяйствования с целью осуществления снабженческой или сбытовой деятельности, с учетом дилерской или дистрибьюторской;

— перечни акционеров (участников) субъекта хозяйствования. В случае необходимости уточняется информация об акционерах (участниках) субъекта хозяйствования, имеющих во владении либо управлении 10 и более процентов акций этого эмитента;

— сведения об основных видах деятельности субъекта хозяйствования с данными об объемах произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) с конкретной расшифровкой этих видов и их долей на соответствующем товарном рынке, а также сведения об ассортименте произведенной продукции за один — два предыдущих года;

— сведения о себестоимости произведенной продукции (работ, услуг) и их отпускной стоимости;

— документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

— соглашения, подписанные субъектами хозяйствования как поставщиками или потребителями продукции (работ, услуг), в том числе внешнеторговые;

— соглашения (решения) о согласованных действиях;

— соглашения о совместной деятельности и соглашения о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ и разработок;

— перечень потребителей (субъектов хозяйствования) по видам продукции (работ, услуг) с указанием их местонахождения, сведений об объеме и ассортименте поставленной продукции основным потребителям на момент проверки и за два предыдущих года;

— сведения о поставщиках комплектующих изделий, сырья, материалов и объемов поставок от каждого поставщика;

— информационные материалы, которые постоянно или периодически направляются (получаются) объектом проверки (информационные письма, рекламные проспекты, статистические, аналитические разработки и др.), с указанием адресов рассылки;

— нормативные акты, стандарты, технические условия и т. п., распространяющиеся на объект проверки;

— любые другие фактические данные, которые дают возможность установить наличие либо отсутствие нарушения.

Комиссии должна быть предоставлена полная, всесторонняя и объективная информация по всем вопросам, содержащимся в плане проведения проверки (п. 38 Положения о проверках).

Устные пояснения служебных или должностных лиц и работников объекта проверки, содержащие данные, которые свидетельствуют о наличии либо отсутствии нарушения, фиксируются в протоколе (п. 39 Положения о проверках). Протокол подписывается соответственно государственным уполномоченным АМК и лицами, к которым были обращены устные требования. Об отказе лиц, к которым были обращены устные требования подписать протокол, указывается в протоколе. Лицо имеет право предоставить пояснения и замечания о содержании протокола, прилагаемые к протоколу, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания (ч. 6 ст. 221 Закона об АМК).

Комиссия, в случае необходимости, получает надлежащим образом удостоверенные копии (ксерокопии) документов (выписки из документов), справки, а также письменные пояснения, заверенные подписью руководителя, его заместителя или руководителей соответствующих служб объекта проверки (п. 40 Положения о проверках).

В случае выявления в ходе проверки признаков нарушения законодательства о защите экономической конкуренции председатель Комиссии, члены Комиссии имеют право изъять доказательства, если:

— доказательства этих нарушений не были предоставлены и имеются достаточные основания считать, что документы, предметы или другие носители информации, которые могут быть доказательствами либо источником доказательств по делу, находятся в определенном месте;

— существует угроза, что соответствующие документы, предметы или носители информации могут быть уничтожены (п. 41 Положения о проверках).

Изъятие письменных и вещественных доказательств, в частности документов, предметов или носителей информации, которые могут быть доказательствами либо источником доказательств по делу о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, производится на основании распоряжения государственного уполномоченного АМК или председателя территориального отделения. Распоряжение должно включать в себя полномочие председателя и членов Комиссии на изъятие письменных и вещественных доказательств (п. 42 Положения о проверках).

Если же изъять доказательства нет возможности, председатель Комиссии, члены Комиссии при наличии полномочий, предоставленных соответственно государственным уполномоченным Комитета или председателем отделения, налагают в установленном порядке арест на предметы, документы, другие носители информации, которые могут быть доказательствами либо источником доказательств по делу (п. 43 Положения о проверках).

Изъятие или наложение ареста на имущество, предметы, документы, другие носители информации производится в рабочее время независимо от местонахождения, в том числе в служебных помещениях и транспортных средствах, принадлежащих субъекту хозяйствования, на рабочих местах работников на основании распоряжения государственного уполномоченного или председателя отделения АМК; в местах проживания и других владениях лиц — на основании решения хозяйственного суда (п. 44 Положения о проверках).

Об изъятии либо наложении ареста на имущество, предметы, документы, другие носители информации составляется протокол, в котором указываются дата его составления, фамилия и должность лица, проведшего изъятие, наложившего арест, перечень изъятых или подвергнутых наложению ареста предметов, документов, других носителей информации либо имущества. Протокол подписывается двумя уполномоченными работниками АМК, его территориальных отделений, которые провели изъятие, наложили арест. Протокол также подписывают лица, присутствовавшие при изъятии, наложении ареста.

В случае отказа лиц от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо имеет право подать пояснения и замечания по содержанию протокола, прилагаемые к протоколу, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

Копия протокола об изъятии, наложении ареста предоставляется субъекту хозяйствования, документы, предметы, другие носители информации у которого были изъяты либо арестованы, или вручается представителю субъекта хозяйствования (ч. 5 ст. 44 Закона № 2210).

Члены Комиссии имеют право на беспрепятственный доступ к местам хранения информации, в том числе и к компьютерам объекта проверки, магнитным носителям и т. п., получать копии такой информации (п. 45 Положения о проверках).

 

3.6. Ответственность за препятствование работникам АМК при осуществлении проверки

Препятствование работникам АМК, его отделения в проведении проверок, осмотра, изъятия либо наложении ареста на имущество, документы, предметы или другие носители информации влечет за собой ответственность:

— согласно п. 16 ст. 50 Закона № 2210 — в виде наложения штрафа на объединение, субъектов хозяйствования в размере до 1 % дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф;

административную ответственность — в виде наложения штрафа на должностных лиц и руководителей в размере до 7 ннмдг (119 грн.), а на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, — до 20 ннмдг (340 грн.) (ст. 1664 КоАП).

3.7. Оформление результатов проверки

Председатель Комиссии суммирует поданные материалы и составляет акт проверки, который должен содержать:

— результаты проверки по всем вопросам, предусмотренным планом проведения проверки;

— объективную оценку деятельности объекта проверки по соблюдению законодательства о защите экономической конкуренции;

— предложения по возбуждению дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции и т. п. (пп. 52, 53 Положения о проверках).

Акт подается на подпись руководителю объекта проверки. При наличии возражений либо замечаний к акту проверки руководитель или другие лица, подписывающие акт, делают об этом оговорку перед своими подписями и не позднее чем через пять календарных дней со дня их подписания подают по этому поводу письменные пояснения или возражения. Достоверность обоснований, фактов, изложенных в пояснениях должностных лиц, члены Комиссии должны тщательным образом проверить и в 15-дневный срок дать по ним письменное заключение (пп. 57, 59 Положения о проверках).

Если в ходе проверки были установлены признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, председатель АМК, отделения, его заместитель рассматривают предоставленные материалы и решают вопрос о:

— предоставлении рекомендаций и внесении предложений органам власти, органам местного самоуправления, органам административно-хозяйственного управления и контроля, субъектам хозяйствования относительно прекращения действий, содержащих признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, устранению причин возникновения этих нарушений и способствующих им условий, а если нарушение прекращено — о принятии мер для устранения последствий этих нарушений;

— разработке проектов актов законодательства, регулирующих вопросы развития конкуренции, антимонопольной политики и демонополизации экономики;

— направлении правоохранительным органам материалов о нарушениях, содержащих признаки преступления;

— рассмотрении вопроса о возбуждении дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции (п. 67 Положения о проверках).

 

В следующем номере «СБ» ждите продолжения начатой темы. В предлагаемой статье будут рассмотрены возможные нарушения, которые встречаются в сфере строительства, и ответственность за них.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше