Темы статей
Выбрать темы

Возможен ли контроль за уплатой средств паевого участия в местный бюджет?

Редакция СБ
Ответы на вопросы

Возможен ли контроль за уплатой средств паевого участия в местный бюджет?

 

Имеют ли право Государственная архитектурно-строительная инспекция и ее территориальные органы осуществлять контроль за уплатой средств паевого участия заказчиков в развитие инфраструктуры населенного пункта? Каким образом органы местного самоуправления имеют право влиять на заказчиков строительства, не уплативших средства паевого участия в местный бюджет?

 

Напомним: на страницах нашего издания1 мы уже знакомили читателей с вопросом привлечения средств паевого участия заказчиков в развитие инфраструктуры населенного пункта (далее — паевое участие). Тем не менее снова придется вернуться к этой теме.

1 Статья «О паевом участии заказчиков в развитии инфраструктуры» // «Строительная бухгалтерия», 2012, № 6, с. 31 — 35.

Общие положения паевого участия определены в ст. 40 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI (далее — Закон № 3038). В то же время напомним, что эта статья в части срока уплаты паевого участия вступит в силу только с 01.01.2013 г. Так, ч. 3 и абз. 7 ч. 9 ст. 40 Закона № 3038 установлена норма, согласно которой заказчик строительства должен перечислять определенную для него величину средств паевого участия в полном объеме до приема объекта строительства в эксплуатацию. Однако до 01.01.2013 г. заказчики строительства согласно п. 1 раздела V Заключительных положений Закона № 3038 получили право на отсрочку уплаты средств паевого участия на период после приема объекта строительства в эксплуатацию, но не позднее 01.01.2013 г. (времени, когда вступают в силу ч. 3 и абз. 7 ч. 9 ст. 40 Закона № 3038).

Как мы уже неоднократно отмечали, градостроительное законодательство в последнее время претерпело значительные изменения, в том числе изменились полномочия органов и учреждений, причастных к градостроительной деятельности. Настроенность нормотворцев на упрощение процедур в градостроительной отрасли является бесспорной. Но, как показывает практика, упрощение в одном направлении вызывает вопросы в других.

Так, как известно, на сегодняшний день согласно Закону № 3038 органы местного самоуправления и их исполнительные органы не участвуют в процессе приема законченных строительством объектов в эксплуатацию. Это, в свою очередь, лишило их возможности контролировать время, с которого они могут требовать от заказчиков строительства уплаты средств паевого участия. То есть на сегодняшний день возникает следующая ситуация: ранее согласно ст. 271 Закона Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 г. № 1699-III (далее — Закон № 1699) средства паевого участия должны были быть перечислены в местный бюджет после приема объекта в эксплуатацию (что в части сроков действует и сегодня), при этом органы местного самоуправления участвовали в приеме объектов в эксплуатацию, поэтому четко могли определить дату, начиная с которой должны быть уплачены средства. Кроме того, той же ст. 271 Закона № 1699 предусматривалось, что предельный срок уплаты паевого взноса не должен превышать одного месяца после приема объекта градостроительства в эксплуатацию.

Отныне же органы местного самоуправления лишены права своевременно получать информацию о дате приема объекта строительства в эксплуатацию. Конечно, Закон № 3038 предусматривает норму, в соответствии с которой заказчик обязан в течение семи календарных дней со дня ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта в письменном виде проинформировать об этом местный орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления по местонахождению объекта строительства (п. 11 ст. 39 Закона № 3038). Но, как показала практика, бывают случаи, когда органы местного самоуправления узнают о введенном на подотчетной им территории объекте строительства в эксплуатацию уже тогда, когда заказчик строительства обращается в орган местного самоуправления за получением свидетельства о праве собственности на такой объект, не уплатив требуемый взнос. То есть некоторые заказчики строительства, пользуясь «лояльностью» норм Закона № 3038, считают лишним обращаться в органы местного самоуправления для заключения договора о паевом участии, что прямо предусмотрено ст. 40 Закона № 3038.

Также напомним: Закон № 3038 определяет, что порядок привлечения, расчета размера и использования средств паевого участия в развитии инфраструктуры населенного пункта (далее — Порядок) устанавливается органами местного самоуправления. В свою очередь, пользуясь указанной нормой, некоторые органы местного самоуправления в Порядках предусматривают соответствующие требования, согласно которым предоставление документа об уплате средств паевого участия является одной из предпосылок получения свидетельства о праве собственности. Конечно, это незаконно, поскольку действующим законодательством не предусмотрено предоставление такого документа при осуществлении государственной регистрации права собственности на новостройку.

Неправомерными являются и действия Государственной инспекции государственного архитектурно-строительного контроля и ее территориальных органов (далее — ГАСИ) об осуществлении контроля за уплатой средств паевого участия.

Так, в частности, Положение о государственной архитектурно-строительной инспекции Украины, утвержденное Указом Президента от 08.04.2011 г. № 439, не предусматривает полномочия ГАСИ по осуществлению контроля за перечислением заказчиком средств паевого участия в соответствующий местный бюджет.

Кроме того, органам местного самоуправления не придется рассчитывать на сотрудничество с ГАСИ и в будущем, когда вступит в силу норма Закона № 3038, в соответствии с которой уплата паевого участия будет осуществляться до приема объекта в эксплуатацию.

Так, в частности, в письме «Об уплате паевого участия в развитие инфраструктуры населенного пункта» от 09.04.2012 г. № 40-12-2518 (текст этого письма см. на с. 4 данного номера газеты. — Примеч. ред.) ГАСИ отметила, что Закон № 3038 и постановление КМУ «Вопросы приема в эксплуатацию законченных строительством объектов» от 13.04.2011 г. № 461 при регистрации, например, декларации о готовности объекта к эксплуатации не предусматривают подачи каких-либо других документов, кроме двух экземпляров указанной декларации. Следовательно, при регистрации декларации инспекции не имеют права требовать дополнительные документы, в том числе и документ, подтверждающий уплату средств паевого участия. Не относятся требования о предоставления такого документа и к случаю приема в эксплуатацию объектов строительства путем выдачи инспекцией сертификата.

Учитывая изложенное выше и нормы действующего законодательства, органам местного самоуправления на сегодняшний день придется надеяться только на ответственность заказчиков строительства, т. е. надеяться, что заказчики лично обратятся для заключения соответствующих договоров об уплате средств паевого участия и будут выполнять его требования. В ином случае придется обращаться в суд: либо с исковым заявлением о побуждении заказчика строительства заключить соответствующий договор, либо, в случае нарушения его требований о перечислении средств в местный бюджет, с исковым заявлением о взыскании таких средств.

 

Яна Брусенцова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше