Темы статей
Выбрать темы

О приеме и выдаче деклараций о начале выполнения подготовительных (строительных) работ, декларации о готовности объекта к эксплуатации

Редакция СБ
Письмо от 15.03.2012 г. № 40-12-1839

О приеме и выдаче деклараций о начале выполнения подготовительных (строительных) работ, декларации о готовности объекта к эксплуатации

 

Письмо Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины от 15.03.2012 г. № 40-12-1839

 

В соответствии с Законом Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» документ разрешительного характера — разрешение, заключение, решение, согласование, свидетельство, другой документ, который разрешительный орган обязан выдать субъекту хозяйствования в случае предоставления ему права на осуществление определенных действий по проведению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности и/или без наличия которого субъект хозяйствования не может осуществлять определенные действия по проведению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности.

Декларация соответствия материально-технической базы требованиям законодательства — документ, которым субъект хозяйствования уведомляет государственного администратора или представителя соответствующего разрешительного органа о соответствии своей материально-технической базы требованиям законодательства. Таким образом, субъект хозяйствования приобретает право на осуществление определенных действий по проведению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности без получения документа разрешительного характера.

Вместе с тем Законом Украины от 19.05.2011 г. № 3392-VI утвержден Перечень документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности, в соответствии с которым документами разрешительного характера в сфере градостроительной деятельности являются разрешение на выполнение строительных работ и сертификат по законченному строительством объекту.

В соответствии с требованиями Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» 13.04.2011 г. Кабинетом Министров Украины приняты постановления № 461 «Вопросы приема в эксплуатацию законченных строительством объектов» и № 466 «Некоторые вопросы выполнения подготовительных и строительных работ», которыми упрощены разрешительные процедуры в строительстве, в частности введен декларативный принцип путем регистрации декларации о начале выполнения подготовительных и строительных работ, о готовности объекта к эксплуатации. Регистрация декларации осуществляется с соблюдением требований Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности». Декларации принимаются в разрешительном центре по местонахождению объекта.

Кроме того, заказчик (его уполномоченное лицо) в соответствии с указанными постановлениями (пп. 18, 23 Порядка приема в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 г. № 461, п. 8 Порядка выполнения подготовительных работ и п. 9 Порядка выполнения строительных работ, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 г. № 466) может подать лично или направить заказным письмом с описью вложения в инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля два экземпляра декларации.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

В комментируемом уже в который раз предоставляются разъяснения по поводу порядка приема и выдачи деклараций о начале выполнения подготовительных (строительных) работ, декларации о готовности объекта к эксплуатации. Следует отметить, что по указанным выше вопросам, кроме ГАСИ, соответствующие разъяснения дает и Минэкономики.

На страницах нашего издания мы уже комментировали этот вопрос (см. ).

Интересно то, что позиции Минэкономики и ГАСИ по одному и тому же вопросу почти противоположны.

Так, Минэкономики придерживается мнения, что декларации о начале выполнения подготовительных (строительных) работ, декларации о готовности объекта к эксплуатации должны подаваться исключительно по принципу организационного единства, т. е. документы подаются государственному администратору соответствующего разрешительного офиса.

Зато ГАСИ предоставляет заказчику строительства право выбора: подавать декларацию в разрешительный центр по местонахождению объекта строительства или подать лично (послать заказным письмом с описью вложения) в ГАСИ .

Существование спорных моментов относительно того, в каком порядке и кому застройщик должен подавать ту или иную декларацию, обусловлено прежде всего некорректностью правовых норм, регулирующих эти вопросы.

Так, напомним, что регистрация декларации о готовности объекта к эксплуатации осуществляется в соответствии с (далее )Пунктом 17 этого,в частности, предусмотрено, что регистрация декларации осуществляется с соблюдением требований (далее )Декларация принимается в разрешительном центре по местонахождению объекта. В то же время п. 18 предусмотрено, что заказчик (его уполномоченное лицо) подает лично или направляет заказным письмом с описью вложения в ГАСИ. В случае же подачи декларации в разрешительный центр он передает ее ГАСИ не позднее следующего рабочего дня.

Учитывая указанные выше нормы, можно говорить об их неоднозначности. С одной стороны, предусматривается, что декларация должна быть подана с соблюдением требований , что само по себе предусматривает подачу документов через созданные разрешительные центры. С другой же стороны, п. 18 содержит четкую «инструкцию к действию» для заказчика строительства, которая (если не принимать во внимание п. 17 )не вызывает сомнений относительно порядка подачи декларации — она подается непосредственно в ГАСИ.

То есть один нормативно-правовой документ содержит нормы, регулирующие один и тот же вопрос, но при этом противоречат друг другу .

Похожая ситуация возникает и с декларациями о начале выполнения подготовительных (строительных) работ, регистрация которых производится в соответствии с . Так, непонятно, должны ли подаваться соответствующие декларации в разрешительный центр или они могут быть поданы непосредственно в ГАСИ?

И еще одно: почему-то ни ГАСИ, ни Минэкономики в своих разъяснениях не указывают, что в соответствии с его действие распространяется только на отношения, участниками которых являются субъекты хозяйствования, намеревающиеся осуществлять либо осуществляющие хозяйственную деятельность. То есть физические лица, являющиеся заказчиками строительства, могут не мучиться выбором между разрешительным центром и ГАСИ, а направляться непосредственно в ГАСИ.

В свою очередь, субъекты хозяйствования остались один на один с правовыми коллизиями, с учетом того, что разъяснения Минрегиона и Минэкономики различаются. Поэтому единственным выходом, по нашему мнению, является принятие соответствующих изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы регистрации деклараций.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше