Темы статей
Выбрать темы

Контроль АМК в сфере строительства (часть 2)

Редакция СБ
Статья

Контроль АМК в сфере строительства

(часть 2)1

Владимир Лежнин, юрист (г. Харьков, e-mail: firm_law@ukr.net )

 

Сегодня речь пойдет о нарушениях, которые могут быть выявлены органами Антимонопольного комитета (далее — АМК) при осуществлении контроля (начало этой темы см. в предыдущем номере «СБ»).

Отметим, что практика относительно проверок АМК строительных предприятий на предмет нарушений антимонопольного законодательства еще не сложилась.

Как мы писали ранее, в 2012 году руководство АМК решило проверить строительные компании. Сообщение об этом было опубликовано 24.04.2012 г. на официальном сайте АМК (http://www.amc.gov.ua/amc/control/uk/publish/printable_article?art_id=215231).

Итак, чтобы оградить вас, уважаемые читатели, от возможных неприятностей при общении с работниками АМК, мы подготовили аналитический материал, где изложены возможные нарушения антимонопольного законодательства.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

 

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 2210 — Закон Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г.
№ 2210-III.

Закон № 236 — Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.96 г. № 236/96-В.

Постановление № 15 — постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Украины «О некоторых вопросах практики применения конкурентного законодательства» от 26.12.2011 г. № 15.

Обзорное письмо № 418 — Обзорное письмо Высшего хозяйственного суда Украины «О некоторых вопросах практики решения споров, связанных с применением конкурентного законодательства (по материалам дел, рассмотренных в кассационном порядке Высшим хозяйственным судом Украины)» от 04.04.2012 г. № 01-06/418/2012.

 

1 Начало см. в «СБ», 2012, № 11, с. 25.

 

Возможные нарушения,
встречающиеся в сфере строительства,
и ответственность за них

 

Классификация нарушений, их суть и ответственность за нарушения приведены в таблице.

 

№ п/п

Нарушение

Штраф

1

2

3

1. Нарушение законодательства о защите экономической конкуренции

1.1

Антиконкурентные согласованные действия

Антиконкурентными согласованными действиями являются согласованные действия, которые привели или могут привести к недопущению, устранению либо ограничению конкуренции.

Антиконкурентными согласованными действиями, в частности, признаются согласованные действия, касающиеся:

1) установления цен или других условий приобретения либо реализации товаров;

2) ограничения производства, рынков товаров, технико-технологического развития, инвестиций либо установления контроля над ними;

3) распределения рынков либо источников снабжения по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов, покупателей или потребителей либо по другим признакам;

4) искажения результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров;

5) устранения с рынка либо ограничения доступа на рынок (выхода с рынка) других субъектов хозяйствования, покупателей, продавцов;

6) применения разных условий к равнозначным соглашениям с другими субъектами хозяйствования, что ставит последних в невыгодное положение в конкуренции;

7) заключение соглашений при условии принятия другими субъектами хозяйствования дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности не касаются предмета этих соглашений;

8) существенного ограничения конкурентоспособности других субъектов хозяйствования на рынке без объективно оправданных на то причин.

Антиконкурентными согласованными действиями считается также совершение субъектами хозяйствования подобных действий (бездействие) на рынке товара, которые привели или могут привести к недопущению, устранению либо ограничению конкуренции в случае, если анализ ситуации на рынке товара опровергает наличие объективных причин для совершения таких действий (бездействия) (ст. 6 Закона № 2210).

Для доказательства такого нарушения АМК должен обосновать ограничение конкуренции в результате действий (бездействия) субъекта хозяйствования или другого негативного воздействия таких действий (бездействия) на состояние конкуренции на определенном соответствующим органом рынке, в течение определенного периода времени, исследованы ли в таком решении динамика цен, обстоятельства и мотивы их повышения либо снижения, обоснованность изменения цен, соотношение действий (бездействия) субъекта хозяйствования с поведением других участников товарного рынка, в том числе и не привлекавшихся к ответственности за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, расходы субъекта хозяйствования, влияющие на стоимость товара, и т. п. Именно орган АМК должен доказать безосновательность ссылки заинтересованного лица на другие факторы, которые могут отражаться на поведении субъекта хозяйствования (в частности, на специфику соответствующего товарного рынка; продолжительность и стоимость хранения товара; время и стоимость доставки; расходы на реализацию товара и т. п.) (п. 8.3 постановления № 15).

Следует помнить, что наличие либо отсутствие состава нарушения в виде антиконкурентных согласованных действий не связывается исключительно с тем, занимает ли определенный субъект хозяйствования монопольное (доминирующее) положение на рынке. Следовательно, совершение субъектами хозяйствования согласованных действий образует самостоятельный состав нарушения законодательства о защите экономической конкуренции и не зависит от того, занимают ли соответствующие субъекты хозяйствования либо один из них монопольное (доминирующее) положение на рынке (п. 8.1 постановления № 15)

До 10 % дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф (ч. 2 ст. 52 Закона № 2210)

1.2

Злоупотребление монопольным (доминирующим) положением

Субъект хозяйствования занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, если: — на этом рынке у него нет ни одного конкурента; — не испытывает значительной конкуренции вследствие ограниченности возможностей доступа других субъектов хозяйствования к закупке сырья, материалов и сбыту товаров, наличия барьеров для доступа на рынок других субъектов хозяйствования, наличия льгот или других обстоятельств (ст. 12 Закона № 2210). Установление монопольного (доминирующего) положения субъекта (субъектов) хозяйствования включает применение как структурных, так и поведенческих показателей, которые характеризуют состояние конкуренции на рынке. При этом применение структурных показателей предопределяется установлением объекта анализа,  определением товарных, территориальных (географических), временных границ рынка на основании информации, которая может быть использована для определения монопольного (доминирующего) положения (п. 15.1 постановления № 15).

Злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке являются действия или бездействие субъекта хозяйствования, занимающего монопольное (доминирующее) положение на рынке, которые привели или могут привести к недопущению, устранению либо ограничению конкуренции, или ущемлению интересов других субъектов хозяйствования или потребителей, которые были бы невозможны при условии существования значительной конкуренции на рынке.

Злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке, в частности, признается:

1) установление таких цен или других условий приобретения либо реализации товара, которые невозможно было бы установить при условии существования значительной конкуренции на рынке;

2) применение разных цен или различных других условий к равнозначным соглашениям с субъектами хозяйствования, продавцами или покупателями без объективно оправданных на то причин;

3) обусловливание заключения соглашений принятием субъектом хозяйствования дополнительных обязательств, которые по своей природе или согласно торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности не касаются предмета договора;

4) ограничение производства, рынков или технического развития, что причинило или может причинить ущерб другим субъектам хозяйствования, покупателям, продавцам;

5) частичный либо полный отказ от приобретения либо реализации товара при отсутствии альтернативных источников реализации или приобретения;

6) существенное ограничение конкурентоспособности других субъектов хозяйствования на рынке без объективно оправданных на то причин;

7) создание препятствий доступа на рынок (выхода с рынка) или устранение с рынка продавцов, покупателей, других субъектов хозяйствования (ст. 13 Закона № 2210).

Решая вопрос о наличии либо отсутствии в действиях (бездействии) субъекта хозяйствования признаков злоупотребления монопольным (доминирующим) положением, хозяйственному суду необходимо выяснить, каким именно образом такие действия (бездействие) привели или могли привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции либо ущемлению интересов других субъектов хозяйствования или потребителей и в чем конкретно заключаются или могли заключаться соответствующие негативные последствия (п. 12 постановления № 15)

До 10 % дохода (выручки) (ч. 2 ст. 52 Закона № 2210)

1.3

Невыполнение решения, предварительного решения органов АМК или их выполнение не в полном объеме

До 10 % дохода (выручки) за год (ч. 2 ст. 52 Закона № 2210)

1.4

Непредоставление информации органам АМК в установленные ими либо нормативно-правовыми актами сроки

До 1 % дохода (выручки) (ч. 2 ст. 52 Закона № 2210).

1.5

Предоставление информации в неполном объеме органам АМК в установленные ими либо нормативно-правовыми актами сроки

До 1 % дохода (выручки) (ч. 2 ст. 52 Закона № 2210)

1.6

Предоставление недостоверной информации органам АМК

До 1 % дохода (выручки) (ч. 2 ст. 52 Закона № 2210)

1.7

Создание препятствий работникам АМК, его территориального отделения в проведении проверок, осмотра, изъятия либо наложения ареста на имущество, документы, предметы или другие носители информации

До 1 % дохода (выручки) (ч. 2 ст. 52 Закона № 2210)

2. Недобросовестная конкуренция

2.1

Неправомерное использование обозначений

Неправомерным является использование имени, коммерческого (фирменного) наименования, торговой марки (знака для товаров и услуг), рекламных материалов, оформления упаковки товаров и периодических изданий, других обозначений без разрешения (согласия) субъекта хозяйствования, который раньше начал использовать их или похожие на них обозначения в хозяйственной деятельности, что привело или может привести к смешиванию с деятельностью этого субъекта хозяйствования.

Использование в фирменном наименовании собственного имени физического лица не признается неправомерным, если к собственному имени добавляется какой-либо отличительный элемент, исключающий смешивание с деятельностью другого субъекта хозяйствования (ст. 4 Закона № 236)

До 5 % дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъекта хозяйствования за последний отчетный год (ст. 21 Закона № 236)

2.2

Сравнительная реклама

Сравнительной является реклама, содержащая сравнение с товарами, работами, услугами или деятельностью другого субъекта хозяйствования.

Не признается неправомерным сравнение в рекламе, если приведенные сведения о товарах, работах, услугах подтверждены фактическими данными, являются достоверными, объективными, полезными для информирования потребителей (ст. 7 Закона № 236).

Обратите внимание, что для возложения ответственности за сравнительную рекламу не требуется доказательство факта снижения спроса на товары хозяйствующего субъекта, с которыми проведено неправомерное сравнение (п. 23 постановления № 15)

До 5 % дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъекта хозяйствования за последний отчетный год (ст. 21 Закона № 236)

2.3

Дискредитация субъекта хозяйствования

Дискредитацией субъекта хозяйствования является распространение в любой форме неправдивых, неточных или неполных сведений, связанных с личностью или деятельностью субъекта хозяйствования, в том числе относительно его товаров, которые причинили или могли причинить ущерб деловой репутации субъекта хозяйствования (ст. 8 Закона № 236)

До 5 % дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъекта хозяйствования за последний отчетный год (ст. 21 Закона № 236)

2.4

Распространение информации, вводящей в заблуждение

Распространением информации, вводящей в заблуждение, является сообщение субъектом хозяйствования, непосредственно или через другое лицо, одному, нескольким лицам либо неопределенному кругу лиц, в том числе в рекламе, неполных, неточных, ложных сведений, в частности в результате выбранного способа их изложения, замалчивания отдельных фактов или нечеткости формулировок, которые повлияли или могут повлиять на намерения этих лиц по приобретению (заказу) либо реализации (продаже, поставке, выполнению, предоставлению) товаров, работ, услуг этого субъекта хозяйствования.

Информацией, вводящей в заблуждение, являются, в частности, сведения, которые: — содержат неполные, неточные или ложные данные о происхождении товара, производителе, продавце, способе изготовления, источнике и способе приобретения, реализации, количестве, потребительских свойствах, качестве, комплектности, пригодности к применению, стандартах, характеристиках, особенностях реализации товаров, работ, услуг, цене и скидках на них, а также о существенных условиях договора; — содержат неполные, неточные либо ложные данные о финансовом состоянии или хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования; — приписывают полномочия и права, которых не имеют, либо отношения, в которых не состоят; — содержат ссылку на объемы производства, приобретения, продажи или поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг, которых фактически не было на день распространения информации (ст. 151 Закона № 236).

Информацией, вводящей в заблуждение, являются, в частности, сведения, которые: содержат неполные, неточные либо ложные данные об особенностях реализации товаров, работ, услуг, цене и скидках на них; приписывают полномочия и права, которые не имеют, либо отношения, в которых не состоят (п. 6 Обзорного письма № 418)

До 5 % дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъекта хозяйствования за последний отчетный год (ст. 21 Закона № 236)

2.5

Достижение неправомерных преимуществ в конкуренции

Достижением неправомерных преимуществ в конкуренции является получение таковых в отношении другого субъекта хозяйствования путем нарушения действующего законодательства, что подтверждено решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, наделенных соответствующей компетенцией (ст. 15 Закона № 236)

До 5 % дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъекта хозяйствования за последний отчетный год (ст. 21 Закона № 236)

3. Административная ответственность должностных лиц

3.1

Злоупотребление монопольным положением на рынке

Навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, не касающихся предмета договора, в том числе навязывание товара, ненужного контрагенту, ограничение либо прекращение производства, а также изъятие из оборота товаров с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо установления монопольных цен, частичный или полный отказ от реализации либо закупки товара при отсутствии альтернативных источников снабжения или сбыта с целью создания либо поддержания дефицита на рынке или установления монопольных цен, другие действия, направленные на создание препятствий доступа на рынок (выхода с рынка) других предпринимателей, установление монопольных цен (тарифов, расценок) на свои товары, а также дискриминационных цен, ограничивающих права отдельных потребителей

На руководителей (распорядителей кредитов) предприятий (объединений, хозяйственных обществ и т. п.) — в размере до 255 грн., а на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, — до 510 грн. (ст. 1661 КоАП)

3.2

Неправомерные соглашения между предпринимателями

Заключение соглашений, направленных на установление (поддержание) монопольных цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, распределение рынков по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или закупок либо по кругу потребителей или по другим признакам с целью их монополизации, устранения с рынка или ограничения доступа на него продавцов, покупателей, других предпринимателей

На руководителей (распорядителей кредитов) предприятий (объединений, хозяйственных обществ и т. п.) — в размере до 255 грн., а на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, — 510 грн. (ст. 1662 КоАП)

 

Таким образом, зная суть нарушений в сфере АМК и ответственность за них, можно разработать систему минимизации штрафов и возможные варианты их избежания.

Например, во избежание огромных штрафов за распространение информации, вводящей в заблуждение, дискредитацию субъекта хозяйствования, сравнительную рекламу и т. п. такие действия должно осуществлять лицо с минимальным годовым доходом. Поэтому для строительной компании (заказчика) лучше заключить договор с физическим лицом — предпринимателем (исполнителем) на проведение рекламной кампании. При этом условиями договора будет то, что исполнитель самостоятельно разрабатывает рекламную продукцию без согласования с заказчиком и потом размещает ее в СМИ. В таком случае именно исполнитель, а не строительная компания будет нести ответственность перед органами АМК за законность рекламы. К тому же штраф будет рассчитываться от дохода физического лица — предпринимателя, а не строительной компании. Также в своей рекламе можно делать сноски мелким шрифтом с объяснением высказываний либо ограничений их применения.

 

Если у вас возникли вопросы, пишите нам в редакцию, и мы с радостью поможем вам.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше