Темы статей
Выбрать темы

Проверки прокуратуры: основания, порядок и последствия

Редакция СБ
Статья

Проверки прокуратуры:
 основания, порядок и последствия

 

 

Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен. Поэтому считаем, что информация о том, как себя вести при проверке из прокуратуры, не станет для вас лишней.

В предыдущих наших публикациях уже освещалась тема проверок. Начатый цикл статей, включающий материалы о проверках налоговой и пожарной службы, ГАСК и Земинспекции, продолжается. Сегодня остановимся на прокуратуре, точнее, на том, как и когда проводит проверки столь сильный и грозный орган, как прокуратура.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Конституция — Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР.

КАСУ — Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-ІV.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

УПК Украины — Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 28.12.60 г.

ХК Украины — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-ІV.

Закон о прокуратуре — Закон Украины «О прокуратуре» от 05.11.91 г. № 1789-XІІ.

Закон о государственной службе — Закон Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XІІ.

Закон о доступе к публичной информации — Закон Украины «О доступе к публичной информации» от 13.01.2011 г. № 2939-VІ.

Закон о принципах предотвращения и противодействия коррупции — Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 07.04.2011 г. № 3206-VІ.

Указ о некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности — Указ Президента Украины от 23.07.98 г. № 817/98 «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23.07.98 г. № 817/98.

Приказ об организации правозащитной деятельности органов прокуратуры Украины — приказ Генерального прокурора Украины «Об организации правозащитной деятельности органов прокуратуры Украины» от 12.04.2011 г. № 3гн.

Письмо № 2-222/5094 — письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 15.08.2001 г. № 2-222/5094.

 

На сегодняшний день нет ни одного предприятия, которое в своей работе не сталкивалось бы с проверками контролирующих органов. Деятельность правоохранительных органов, проверяющих ваше предприятие, главным образом направлена на выявление любых нарушений законов, нарушений прав, свобод граждан либо интересов государства. Поэтому в каждом случае, когда работой вашего предприятия интересуются проверяющие органы, необходимо с особым вниманием отнестись к этому не слишком приятному моменту в деятельности вашего предприятия.

Одним из проверяющих органов, с которым вы можете встретиться, является прокуратура.

Прокуратура Украины составляет единую систему, на которую возлагаются такие задачи:

1) поддержка государственного обвинения в суде;

2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;

3) надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;

4) надзор за соблюдением законов при выполнении судебных решений по уголовным делам, а также в случае применения других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан (ст. 121 Конституции).

К тому же прокуратура продолжает выполнять в соответствии с действующими законами функцию надзора за соблюдением и применением законов и функцию предварительного следствия — до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов, и до создания системы досудебного следствия и введения в действие законов, регламентирующих ее функционирование (п. 9 Переходных положений Конституции).

Прокуратура Украины активно проводит проверки предприятий, деятельность которых связана с застройкой территорий. Так, на Киевщине проверкой прокуратуры установлено, что решением Киевсовета были переданы предприятию земельные участки общей площадью более 100 гектаров под видом строительства объектов социальной инфраструктуры, но с фактическим переводом участка в земли жилой застройки. По результатам проверки прокуратурой города внесен протест против незаконного решения Киевского городского совета. Впоследствии решения горсовета были отменены в судебном порядке (http://novynar.com.ua/polіtіcs/197952). На Одесчине прокуратура осуществляет проверку законности застройки на склонах, проверяется законность выделения участков под строительство за последние десять лет. В случае выявления нарушений планируется снос построенных зданий (http://www.kmu.gov.ua/control/publіsh/artіcle?art_іd=244666687). И таких примеров много.

Как защитить себя и свое предприятие в суровых реалиях прокурорских будней?

Поскольку на конституционном уровне на прокуратуру возложены важные задачи по выполнению ее деятельности, то и полномочия, которыми наделен этот орган, дают прокуратуре широкие возможности. Поэтому считаем необходимым предоставить читателям практические консультации, которые помогут подготовиться к прокурорской проверке и, несмотря на достаточно широкий круг полномочий органов прокуратуры, не допустить нарушения ваших законных прав и интересов.

Интересным представляется выяснение вопроса, а почему к вам пожаловала с проверкой прокуратура? Поэтому необходимо определить основания для проведения прокуратурой проверки вашего предприятия.

 

img 1

 

Веским основанием для проверки соблюдения законов должностными лицами органов прокуратуры являются заявления и другие уведомления о нарушениях законности, требующие прокурорского реагирования, а при наличии повода — собственная инициатива прокурора (ч. 2 ст. 19 Закона о прокуратуре).

Прокуроры всех уровней обязаны организовывать и осуществлять правозащитную деятельность с учетом состояния законности в регионе. Проверки они должны проводить по обращениям и сообщениям о нарушении законов, в том числе распространенным в средствах массовой информации, где указывается на ненадлежащее выполнение своих обязанностей должностными лицами контролирующих и правоохранительных органов, по материалам этих органов, а также по собственной инициативе. Поводами и основаниями для проведения проверки по собственной инициативе могут быть, в частности, результаты изучения статистических и оперативных данных, аналитических исследований, уголовных, гражданских, хозяйственных, административных дел (пп. 3, 3.2 приказа об организации правозащитной деятельности органов прокуратуры Украины).

Проверки по заявлениям граждан, юридических лиц, обращениям и запросам депутатов всех уровней, за исключением заявлений и сообщений о преступлениях, расследование которых относится к компетенции органов прокуратуры, проводятся только в случае их предварительного решения руководителями компетентных органов исполнительной власти, местного самоуправления и контроля. В других случаях такие обращения направляются по принадлежности в соответствующие органы государственной власти и контроля, органы местного самоуправления, а в предусмотренных действующим законодательством случаях — в суд (п. 3.1 приказа об организации правозащитной деятельности органов прокуратуры Украины).

К тому же проверка по сообщениям, опубликованным в прессе, может осуществляться также в порядке, предусмотренном УПК Украины, если деяние, описанное в таких сообщениях, содержит признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Украины.

Так, поводами и основаниями для возбуждения уголовного дела являются среди прочего сообщения, опубликованные в прессе. Если необходимо проверить заявление либо сообщение о преступлении (в том числе опубликованные в прессе) до возбуждения уголовного дела, такая проверка осуществляется прокурором, следователем либо органом дознания в срок не более десяти дней путем отбора пояснений от отдельных граждан или должностных лиц либо истребования необходимых документов (ч. 4 ст. 94 УПК Украины).

 

Основание проверки — собственная инициатива прокурора

Хотя законодатель предусматривает такое основание проверки, как собственная инициатива прокурора, однако последняя не является абсолютной и ограничивается положениями приказа об организации правозащитной деятельности органов прокуратуры Украины.

Виды проверок, осуществляемые прокуратурой по собственной инициативе :

1) плановые;

2) внеплановые.

Плановые проверки проводятся по плану работы соответствующей прокуратуры, который с учетом состояния законности в регионе составляется на полугодие, включает текущие и перспективные мероприятия, которые могут корректироваться ежеквартально. Городскими, районными, межрайонными и приравненными к ним прокурорами (кроме прокуроров городов с районным делением) самостоятельно определяются необходимость и периодичность составления и корректировки планов работы, включения в них текущих и перспективных мероприятий. Под плановые проверки подпадают физические лица — предприниматели и предприятия, учреждения, организации любой организационно-правовой формы и вида собственности. Никаких ограничений для включения в перечень проверяемых предприятий законодатель не определяет.

Основанием для проведения внеплановых проверок прокуратуры являются :

— решения коллегий органов прокуратуры, координационных и межведомственных совещаний;

— поручения руководства Генеральной прокуратуры Украины и прокуратур областного уровня (пп. 3.2, 3.3 приказа об организации правозащитной деятельности органов прокуратуры Украины).

В случае же если основанием внеплановой проверки по собственной инициативе прокурора не является решение коллегии либо поручение руководства Генеральной прокуратуры Украины и областных прокуратур, эта проверка является незаконной, а такие деяния работников прокуратуры подпадают под признаки коррупции.

Примечание . Коррупция — использование лицом, указанным в ч. 1 ст. 4 Закона о принципах предотвращения и противодействия коррупции, предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания/предложения такой выгоды для себя либо других лиц или соответственно обещание/предложение либо предоставление неправомерной выгоды лицу, указанному в ч. 1 ст. 4 Закона о принципах предотвращения и противодействия коррупции, или по его требованию другим физическим либо юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей.

Помните, что прокуратура при проведении проверок не заменяет органы государственного управления и контроля (т. е. не может менять руководство, решать, кому и что продавать, и т. п. — это компетенция директора или органа управления), не дублирует их функции (например, не может проводить проверку правильности начисления налогов и сборов, поскольку это компетенция ГНИ) (п. 2.1 приказа об организации правозащитной деятельности органов прокуратуры Украины).

 

Широкий круг полномочий органов прокуратуры , в частности предусмотренных нормами Закона о прокуратуре и нормами специальных законов, позволяет работникам прокуратуры найти мотив для проведения проверки. Однако вы в любом случае должны знать, что стало поводом для проведения проверки. Руководящими принципами деятельности органов прокуратуры являются принципы гласности и законности, что обязывает работников прокуратуры действовать открыто и исключительно в рамках законов и предоставленных им полномочий.

 

Каков порядок проведения прокурорской проверки?

Прокурорская проверка является разновидностью проверок, ей свойственны общие признаки проверок, проводимых правомочными органами. Как и проверка любого органа, проверка органов прокуратуры имеет свои особенности, обусловливающие необходимость особенного поведения с вашей стороны, а именно:

1) проверка прокуратуры не специализируется на определенной области (налоги, земельные отношения, охрана труда и т. п.). Прокуратура проверяет соблюдение законности во всех сферах. С одной стороны, это минус — поскольку вы не знаете, откуда ждать удара. Однако, с другой стороны, положительным является то, что работник прокуратуры не может знать все во всех областях, поэтому в случае вашего правильного поведения может и не заметить нарушения. Однако на проверку работник прокуратуры может прийти и не один, а с работником другого контролирующего органа;

2) проверки прокуратуры могут быть плановыми или внеплановыми . Однако законодательством на прокуратуру не возложена обязанность предупреждать о времени проведения проверки, вследствие чего прокуратура может пожаловать к вам даже тогда, когда вы этого не ожидаете;

3) проверка происходит в разных формах . Законодательством Украины не закреплены формы проведения прокурорских проверок. Однако на практике вы можете столкнуться со следующими вариациями, с которыми вы можете ознакомиться на рис. 2.

 

img 2

 

І. Прокурор в письменной форме направляет вам требование о предоставлении для проверки определенных документов с обязательным указанием срока их предоставления и в связи с чем указанная информация истребуется.

Ваши действия: Вам необходимо тщательным образом и внимательно проанализировать законность требований прокурора, т. е. соответствие такого требования Конституции, Закону о прокуратуре и другим законам и нормативно-правовым актам. Основные критерии законности (законность оснований проверки, актов прокурорского реагирования и т. п.) изложены в данной статье.

В случае если требования прокурора не обжалуются или их обжалование было безрезультатным, они являются обязательными для всех органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан и выполняются безотлагательно или в предусмотренные законом либо определенные прокурором сроки.

Также учитывайте, что статистическая и прочая информация или их копии, необходимые для осуществления прокурорского надзора, выдаются по требованию прокурора бесплатно.

Помните , что прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству (ч. 2 ст. 19 Закона о прокуратуре).

Незаконное вмешательство и препятствование хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования со стороны органов государственной власти, их должностных лиц при осуществлении ими государственного контроля и надзора запрещаются (ч. 5 ст. 19 ХК Украины).

Правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины (ст. 19 Конституции).

Таким образом, если в требовании прокурора о предоставлении документов для проверки вы усматриваете незаконность требования (т. е. вмешательство в хозяйственную деятельность вашего предприятия, подмену функций органов управления и контроля), необходимо направить ответ в прокуратуру со ссылкой на указанные нормы законодательства и обоснованием вашего отказа. По этим же основаниям вы можете отказать в предоставлении истребуемых документов, если это вам крайне невыгодно и предоставление документов грозит большей ответственностью, чем их непредоставление.

 

ІІ. Прокурор или его помощник может непосредственно проводить проверку на вашем предприятии

В такой ситуации Вам необходимо: попросить у проверяющих предъявить служебные удостоверения, выяснить Ф. И. О., должность, звание проверяющего и его служебный телефон. Выясните у проверяющих цель их визита и основания проведения ими проверки выполнения законов. Для проведения проверки работникам из прокуратуры не нужно направление, однако вы имеете право знать об основаниях проведения проверки вашего предприятия. Попросите предоставить подтверждение оснований для проверки и детализировать круг вопросов, подлежащих проверке. В случае если работник прокуратуры отказывается предоставить такую информацию, вам необходимо направить запрос на имя прокурора в порядке доступа к публичной информации. Законодательством не предусмотрено, в течение какого времени должна осуществляться проверка прокуратурой, поэтому не нужно разрешать проверяющим из прокуратуры до поздней ночи искать нарушения на вашем предприятии. В таком случае ссылайтесь на Правила внутреннего трудового распорядка вашего предприятия, где четко установлена продолжительность рабочего дня.

Также вам необходимо учесть следующие особенности прокурорской проверки.

Во-первых , если к вам пожаловали работники прокуратуры с проверкой, не нужно требовать от них расписаться в Журнале регистрации проверок.

Вообще-то, предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности рекомендовано ведение журналов посещения их и их структурных подразделений представителями контролирующих органов с обязательным указанием в этих журналах сроков и цели посещения, должности и фамилии представителя, который обязательно ставит свою подпись в этом журнале. Отказ представителя контролирующего органа от подписи в журнале является основанием для недопуска его к проведению проверки (ст. 7 Указа о некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности).

При проверке выполнения законов работники прокуратуры не обязаны заполнять Журнал регистрации проверок и ставить в нем свою подпись (письмо № 2-222/5094).

Во-вторых , прокурор или помощник прокурора имеет право требовать для проверки решения, распоряжения, инструкции, приказы и другие акты и документы, получать информацию о состоянии законности и мерах по ее обеспечению. Будьте внимательны и не допускайте типичных ошибок, встречающихся при проверке. Предоставляйте только ту информацию и документы, которые истребуются в письменных требованиях.

В-третьих , во время проверки проверяющий имеет право получать устные или письменные пояснения как от директора предприятия, так и от любого работника. Поэтому обязательно проводите инструктаж с работниками об их поведении в случае появления на предприятии работников контролирующих и правоохранительных органов. Вам вовсе не нужно, чтобы в ходе проверки, например, норм земельного законодательства проверяющими было обнаружено нарушение законодательства о труде.

В-четвертых , работники прокуратуры очень редко приходят поодиночке. В большинстве случаев проверке прокуратуры предшествует проверка других органов или же эти проверки проводятся одновременно.

Существуют две формы взаимодействия органов прокуратуры с контролирующими органами :

1. Привлечение работников контролирующих органов в качестве специалистов . В этом случае работники контролирующих органов владеют специальными знаниями и навыками, они предоставляют работнику прокуратуры консультации и разъяснения по вопросу проверки, не проводят собственную проверку и соответственно не составляют акт по ее результатам. Прокурор, по требованию которого проводится проверка, в рамках своей компетенции решает вопрос допуска должностных лиц контролирующего органа на предприятие, где проводится проверка.

2. Проведение проверок контролирующими органами по требованию органов прокуратуры одновременно с прокурорской проверкой . Прокурор в соответствии со ст. 20 Закона о прокуратуре имеет право требовать от руководителей контролирующих органов проведения проверок по соблюдению требований земельного законодательства. Порядок таких проверок регулируется соответствующими положениями о контролирующих органах. По результатам проверки составляется и надлежащим образом оформляется соответствующий акт, передаваемый в орган прокуратуры, направивший требование. В случае выявления во время проверки других нарушений закона контролирующий орган (например, Госземинспекция) принимает меры в рамках предоставленных ему полномочий.

Указанный пример взаимодействия органов прокуратуры и контролирующих органов доказывает, что проверка прокуратурой проводится:

— с привлечением работников контролирующих органов в качестве специалистов;

— по результатам проверок контролирующих органов;

— самостоятельно органами прокуратуры без привлечения специалистов контролирующих органов;

— одновременно органами прокуратуры и контролирующими органами по их требованию.

ІІІ. Прокурор или его помощник может непосредственно вызвать вас в прокуратуру для дачи устных или письменных пояснений

Должностные лица и граждане обязаны являться по вызову прокурора и давать пояснения по обстоятельствам, выясняемым прокурорской проверкой. В случае уклонения от прибытия должностное лицо или гражданин по постановлению прокурора могут быть доставлены принудительно органами милиции (ч. 4 ст. 8 Закона о прокуратуре).

Если в этой ситуации у вас возникают сложности (вы боитесь, что вам будут угрожать, требовать взятку, могут возбудить уголовное дело и т. п.), помните о своих конституционных правах.

Каждый имеет право на правовую помощь. В случаях, предусмотренных законом, эта помощь оказывается безвозмездно. Каждый свободен в выборе защитника своих прав (ст. 59 Конституции).

Поэтому лучше прийти в прокуратуру со своим представителем либо адвокатом. В любом случае квалифицированный специалист поможет вам не допустить ошибок в собеседовании с прокурором и не предоставлять излишнюю информацию.

Лицо не несет ответственности за отказ давать показания либо пояснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом (ст. 63 Конституции).

Скажите, что для обоснованного ответа вам необходимо документальное подтверждение. Лучше ничего не говорить, чем говорить лишнее. Позднее вы можете предоставить через канцелярию прокуратуры письменные пояснения, которые вам поможет составить юрист.

Законодательством Украины прокуратуре даны широкие полномочия, предоставляющие работникам прокуратуры большие возможности для выявления любого нарушения законодательства на вашем предприятии. Однако не нужно считать, что полномочия прокурора безграничны. Права прокурора закреплены в Законе о прокуратуре.

 

Полномочия прокурора:

беспрепятственно по удостоверению, подтверждающему занимаемую должность, входить в помещения органов государственной власти и органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, подчиненности или принадлежности, в воинские части, учреждения без особых пропусков, где таковые введены (наличие специальных направлений для реализации права беспрепятственного доступа к помещениям прокурора законодательством не предусмотрено. — Прим. авт.);

иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, в том числе по письменному требованию, а также содержащих коммерческую тайну или конфиденциальную информацию. В письменном виде требовать предоставления в прокуратуру для проверки указанных документов и материалов, выдачи необходимых справок, в том числе по операциям и счетам юридических лиц и других организаций, для решения вопросов, связанных с проверкой. Получение от банков информации, содержащей банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121-ІІІ;

требовать для проверки решения, распоряжения, инструкции, приказы и другие акты и документы, получать информацию о состоянии законности и мерах по ее обеспечению;

требовать от руководителей и коллегиальных органов проведения проверок, ревизий деятельности подчиненных и подконтрольных предприятий, учреждений, организаций и других структур независимо от форм собственности, а также выделения специалистов для проведения проверок, ведомственных и вневедомственных экспертиз;

вызывать должностных лиц и граждан, требовать от них устных или письменных пояснений по поводу нарушений закона.

При выявлении нарушений закона прокурор или его заместитель в рамках своей компетенции имеют право:

— опротестовывать акты премьер-министра Украины, Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, министерств и других центральных органов исполнительной власти, исполнительных органов местных Советов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, а также решения и действия должностных лиц;

— вносить представление или протест на решение местных Советов в зависимости от характера нарушений;

— возбуждать в установленном законом порядке уголовное дело, дисциплинарное производство либо производство об административном правонарушении, передавать материалы на рассмотрение общественных организаций;

— издавать предписания об устранении очевидных нарушений закона;

— вносить представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона и условий, которые им способствовали;

— обращаться в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов граждан, государства, а также предприятий и других юридических лиц (ст. 20 Закона о прокуратуре).

При проведении проверки работники прокуратуры чаще всего обращают внимание на следующие обстоятельства в сфере строительства :

1) надлежащим ли образом оформлены все работники, работающие в строительном предприятии;

2) имеются ли все разрешительные документы для начала и осуществления строительных работ;

3) надлежащим ли образом урегулированы правоотношения с землей (получен ли государственный акт на право собственности, заключен ли договор аренды);

4) не закончился ли срок действия лицензия;

5) если используются бюджетные средства — правильность учета и использования.

Этот перечень не является исчерпывающим, однако этих вопросов следует ожидать в первую очередь.

 

Когда проверка прокуратуры завершилась, чего вам ожидать дальше?

Если по результатам проверки выявлены нарушения, то прокурор:

— выносит протест на незаконные решения, действия должностного лица либо акты, противоречащие законодательству;

— вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона и условий, которые им способствовали;

— возбуждает в установленном законом порядке уголовное дело, дисциплинарное производство либо производство об административном правонарушении, передает материалы на рассмотрение общественных организаций;

— выдает предписания об устранении очевидных нарушений закона;

— обращается в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов граждан, государства, а также предприятий и других юридических лиц.

 

Таблица 1

Виды актов прокурорского реагирования

Виды актов прокурорского реагирования

Предписание прокурора

Представление прокурора

Протест прокурора

Постановление прокурора

Иск в суд

1

2

3

4

5

Письменное предписание об устранении нарушений закона вносится прокурором, его заместителем органу или должностному лицу, допустившим нарушение, или вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, которые правомочны устранить нарушение.

Письменное предписание вносится в случаях, когда нарушение закона имеет очевидный характер и может нанести существенный ущерб интересам государства, предприятия, учреждения, организации, а также гражданам, если не будет немедленно устранено

Представление с требованиями устранения нарушений закона, причин этих нарушений и условий, которые им способствуют, вносится прокурором, его заместителем в государственный орган, общественную организацию или должностному лицу, наделенным полномочиями устранить нарушение закона

Протест на акт, противоречащий закону, выносится прокурором, его заместителем в выдавший его орган или в вышестоящий орган. В таком же порядке выносится протест на незаконные решения или действия должностного лица.

В протесте прокурор ставит вопрос об отмене акта или приведении его в соответствие с законом, а также прекращении незаконного действия должностного лица, восстановлении нарушенного права

В случае нарушения закона должностным лицом или гражданином прокурор, его заместитель в зависимости от характера нарушения закона выносит мотивированное постановление об открытии дисциплинарного производства, производства об административном правонарушении или о возбуждении уголовного дела в отношении этих лиц

В случае отклонения протеста либо уклонения от его рассмотрения прокурор может обратиться с исковым заявлением в суд о признании акта незаконным

Порядок исполнения

Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем сообщается прокурору (ст. 22 Закона о прокуратуре)

Подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты соответствующие меры по устранению нарушений закона, причин и условий, которые им способствуют, и о последствиях сообщено прокурору (ст. 23 Закона о прокуратуре)

Протест прокурора приостанавливает действие опротестованного акта и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок после его поступления. О последствиях рассмотрения протеста в этот же срок сообщается прокурору (ст. 21 Закона о прокуратуре)

Постановление о возбуждении дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению полномочным должностным лицом или соответствующим органом в десятидневный срок после его поступления, если иное не установлено законом (ст. 24 Закона о прокуратуре)

Заявление в суд может быть подано в течение пятнадцати дней с момента получения уведомления об отклонении протеста или окончании предусмотренного законом срока для его рассмотрения. Однако если такой срок пропущен без уважительных причин, это является основанием для оставления иска без рассмотрения. Подача такого заявления приостанавливает действие правового акта

 

Вынесение постановления об открытии производства об административном правонарушении практически не используется работниками прокуратуры, поскольку они не подменяют контролирующие органы. Графу о таких постановлениях даже исключили из статистической отчетности органов прокуратуры. Однако есть исключения относительно случаев, когда было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и по резонансным делам.

Что делать, когда органы прокуратуры молчат о результатах проверки?

По результатам проверки вам не должен предоставляться ни один акт проверки. Составляется справка по результатам проверки на имя прокурора (этот документ имеет гриф «Для служебного пользования», поэтому не предоставляется посторонним лицам).

Поэтому если по результатам проверки выявлено нарушение законодательства, вы быстро узнаете об этом путем получения соответственно акта прокурорского реагирования. Однако как быть, когда нарушения в вашей деятельности не обнаружены? Закон не обязывает прокурора сообщать о последствиях проверки. Поэтому, как часто бывает, если не выявлены нарушения, то ваше предприятие больше не интересует прокуратуру и отпадает необходимость сообщить о благоприятных результатах проверки. И как быть?

В такой ситуации не нужно сидеть и ждать. Обратитесь к прокурору в порядке доступа к публичной информации и получите ответ о результатах проверки, проводившейся на вашем предприятии.

Каждое лицо имеет право, в частности, доступа к информации о нем, которая собирается и хранится (п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона о доступе к публичной информации).

Распорядители информации, владеющие информацией о лице, обязаны предоставлять ее беспрепятственно и бесплатно по требованию лиц, которых она касается, кроме случаев, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 10 Закона о доступе к публичной информации).

Распорядитель информации должен дать ответ на запрос об информации не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса (ч. 1 ст. 20 Закона о доступе к публичной информации).

Информация на запрос предоставляется бесплатно (ст. 21 Закона о доступе к публичной информации).

С 2012 года в большинстве прокуратур вводится электронный документооборот, т. е. электронная регистрация заявлений и сообщений, а также исходящей корреспонденции. Это значительно усилит дисциплину соблюдения сроков ответов на ваши запросы и усложнит ее сокрытие.

 

Каков порядок обжалования решения прокурора?

Если вы считаете, что решение прокурора принято с нарушением норм законодательства, его можно обжаловать в административном или судебном порядке (см. рис. 3).

Принятое прокурором решение может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суде. После принятия решения по жалобе Генеральным прокурором Украины производство по таким жалобам в органах прокуратуры прекращается (ч. 3, 4 ст. 12 Закона о прокуратуре).

 

Сроки обращения в суд в случае судебного обжалования актов прокурорского реагирования

Административный иск может быть подан в пределах срока обращения в административный суд, установленного КАС или другими законами. Для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица устанавливается шестимесячный срок, который, если не установлено иное, исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно была узнать о нарушении своих прав, свобод либо интересов. Если законом предусмотрена возможность досудебного порядка решения спора и истец воспользовался этим порядком, то для обращения в административный суд устанавливается месячный срок, отсчитываемый от дня, когда истец узнал о решении субъекта властных полномочий по результатам рассмотрения его жалобы на решение, действия или бездействие субъекта властных полномочий. Для обращения в административный суд с обжалованием решения субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено требование о взыскании денежных средств, устанавливается месячный срок (ст. 99 КАС).

Таким образом, вы имеете право обжаловать в судебном порядке акт прокурорского реагирования в течение 6 месяцев со дня его вынесения. В случае обжалования вышестоящему прокурору обратиться в суд вы можете в течение одного месяца после получения результатов рассмотрения вашей жалобы. В случае если обжалуемое решение содержит требование о взыскании денежных средств, устанавливается один месяц со дня вынесения обжалуемого решения для обращения в суд о его отмене.

 

img 3

 

Ответственность за препятствование проведению проверки и неисполнение требований прокурора

Законодательством Украины предусмотрено несколько составов правонарушений в сфере отношений с органами прокуратуры.

Во-первых , оставление должностным лицом без рассмотрения предписания, протеста или представления прокурора, а также несвоевременный ответ на представление, протест, предписание — влекут за собой наложение штрафа от 85 до 136 гривень
(ч. 2 ст. 1856 КоАП).

Акцентируем ваше внимание на том, что субъект указанного правонарушения является специальным — это должностное лицо.

Кстати, должностными лицами в соответствии со ст. 2 Закон о государственной службе считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций.

Поэтому к административной ответственности может привлекаться директор предприятия или другое должностное лицо вашего предприятия, наделенное соответствующими полномочиями. Это свидетельствует о том, что, например, предприниматель не является субъектом указанного правонарушения, так как не является должностным лицом и не может быть привлечен к ответственности.

К тому же правонарушение будет иметь место только тогда, когда акт прокурорского реагирования соответствует требованиям, предусмотренным законодательством, а именно: в протесте, представлении, предписании либо постановлении прокурора обязательно указывается, кем и какое положение закона нарушено, в чем заключается нарушение и какие меры и в какой срок должностное лицо либо орган должны принять для его устранения (ст. 25 Закона о прокуратуре).

Как свидетельствует судебная практика, акты прокурорского реагирования могут быть отменены судом именно по основаниям несоответствия требованиям законодательства. Так, в нарушение указанных выше норм законодательства обжалуемое предписание вынесено без четкого указания, в чем именно заключается нарушение и что является основанием для вынесения обжалуемого предписания (постановление суда от 14.06.2011 г. по делу: № 2а-9403/10/2670).

Во-вторых , неисполнение должностным лицом законных требований прокурора о проведении проверки или ревизии деятельности подконтрольных или подчиненных предприятий, учреждений, организаций либо о выделении специалистов для проведения такой проверки, о предоставлении необходимых материалов — влечет за собой наложение штрафа
от 34 до 85 гривень (ч. 1 ст. 1858 КоАП).

Анализируя состав указанного правонарушения, отметим, что к ответственности можно привлечь только при наличии следующих оснований:

1) субъектом правонарушения является исключительно должностное лицо;

2) требования прокурора должны быть законными.

Законность этих требований должна быть доказана прокурором.

Так, по административным делам о противоправности решений, действий или бездействия субъекта властных полномочий обязанность по доказыванию правомерности своего решения, действия или бездействия возлагается на ответчика, если он возражает против административного иска (ч. 2 ст. 72 КАС).

В-третьих , уклонение от прибытия по вызову в прокуратуру — влечет за собой наложение штрафа на граждан от 51 до 136 гривень, а на должностных лиц — от 85 до 170 гривень (ч. 2 ст. 1858 КоАП).

В таком случае вам (независимо от того, являетесь ли вы должностным лицом) необходимо предоставить обоснованные доказательства, которые докажут невозможность прибытия по вызову в прокуратуру (справки из больницы, судебная повестка об участии в судебном заседании, приказ о направлении в командировку и т. п.).

 

И в заключение — практические советы:

1. Проверка вашего предприятия или вызов вас в прокуратуру всегда тревожит, невзирая на последствия. Помните, что прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству. Поэтому, если вами заинтересовалась прокуратура, ожидайте следующей проверки контролирующих органов (налоговой, СЭС, Госпожарнадзора или других).

2. Полномочия прокурора широки, поэтому на вопросы проверяющих давайте четкие, конструктивные ответы в рамках поставленного вопроса; предоставляйте только те документы, которые от вас требуют.

3. Требования прокурора, подлежащие обязательному исполнению, должны носить законный характер и быть изложены в письменной форме.

4. Помните, что незаконные действия прокурора, акты реагирования, принятые с нарушением норм действующего законодательства, могут быть вами обжалованы в административном и судебном порядке.

5. Проведение проверки и ее последствия зависят от уровня вашей информированности о действующем законодательстве, нормы которого регулируют основания проведения прокурорских проверок, полномочия, которыми наделяются проверяющие, требования к актам прокурорского реагирования, порядок и сроки их обжалования.

 

Не медлите! Будьте всегда готовы в правовом смысле к встрече с проверяющими, знайте свои права и не допускайте их нарушения!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше