Масштабные изменения по лицензированию в строительстве
Информационно-методический анализ процедуры лицензирования строительной деятельности в разрезе изменений, внесенных постановлением КМУ от 27.02.2012 г. № 148
Исходя из анализа изменений, внесенных постановлением КМУ от 27.02.2012 г. № 148 в постановление Кабинета Министров Украины «О лицензировании хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры» от 05.12.2007 г. № 1396, Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины отмечает.
Изменения, внесенные постановлением КМУ от 27.02.2012 г. № 148 в пункт 1 указанного Порядка, определили, что: «1. Данный Порядок, разработанный в соответствии с законами Украины «Об архитектурной деятельности», «Об основах градостроительства» и «О регулировании градостроительной деятельности», устанавливает общие требования к лицензированию хозяйственной деятельности, связанной со строительством объекта архитектуры, который по сложности архитектурно-строительного решения и (или) инженерного оборудования относится к IV и V категориям сложности (далее — строительная деятельность)».
То есть действие указанного порядка лицензирования хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, распространяется только на строительство объектов архитектуры, которые по сложности архитектурно-строительного решения и (или) инженерного оборудования относятся к IV и V категориям сложности.
Во исполнение указанного постановления органы лицензирования осуществляют все действия по лицензированию, не противоречащие его содержанию.
Учитывая то, что Министерству регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства вместе с Министерством юстиции и Государственной службой по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства отведен трехмесячный срок для приведения своих нормативно-правовых актов в соответствие с этим постановлением, будут разработаны новые лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности, связанной со строительством объекта архитектуры, который по сложности архитектурно-строительного решения и (или) инженерного оборудования относится к IV и V категориям сложности (далее — строительная деятельность).
До приведения нормативно-правовых актов в соответствие с этим постановлением органы лицензирования строительной деятельности должны исходить из того, что:
1. Документы на получение, дополнение, переоформление и изготовление дубликатов лицензий или внесение изменений могут приниматься только согласно Перечню работ осуществления хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденному приказом Минрегионстроя от 27.01.2009 г. № 47 (в редакции приказа Минрегионстроя от 06.10.2010 г. № 392, зарегистрированного в Минюсте Украины 22.10.2010 г. под № 965/18260), на следующие работы:
4.00.00 | СТРОИТЕЛЬНЫЕ И МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ |
4.18.00 | Класс последствий (ответственности) объектов строительства: класс СС3 — значительные последствия, класс СС2 — средние последствия |
5.00.00 | МОНТАЖ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ |
5.02.08 | Класс последствий (ответственности) инженерных сетей, систем, сооружений: класс СС3 — значительные последствия, класс СС2 — средние последствия |
6.00.00 | СТРОИТЕЛЬСТВО ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ |
6.08.00 | Класс последствий (ответственности) транспортных сооружений: класс СС3 — значительные последствия, класс СС2 — средние последствия |
Эти работы осуществляются в соответствии со следующими разделами Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры класса последствий (ответственности) СС3 — значительные последствия (V категории сложности), класс СС2 — средние последствия (IV категории сложности):
— «Общие требования»;
— «Требования к проведению строительных и монтажных работ»;
— «Требования к монтажу инженерных сетей»;
— «Требования к строительству транспортных сетей».
2. В случае поступления документов от субъектов хозяйствования, у которых указаны, кроме приведенных в таблице, другие виды работ, такие документы рассматриваются только в части согласно пункту 1.
3. Документы субъектов хозяйствования на другие виды работ, кроме указанных в таблице, возвращаются заявителям в связи с отсутствием порядка лицензирования таких работ.
4. Плановые (внеплановые) проверки по соблюдению лицензионных требований (перечень см. в пункте 1) могут проводиться только в отношении субъектов хозяйствования, имеющих лицензии с видами работ, указанными в таблице.
5. При переоформлении лицензий, выданных до момента введения в действие постановления КМУ от 27.02.2012 г. № 148, производится оформление нового бланка лицензии, с внесением в приложение к переоформляемой лицензии соответствующей записи, связывающей его с новым бланком лицензии.
Обращаем внимание, что этот информационно-методический анализ не является нормативно-правовыми актом, имеет информационный характер и не устанавливает правовые нормы.
(Документ размещен на официальном сайте ГАСИ — http://www.dabi.gov.ua)
КОММЕНТАРИЙ
Основанием для подготовки этого комментария стал размещенный на официальном сайте Государственной архитектурно-строительной инспекции (далее — ГАСИ) документ — Информационно-методический анализ процедуры лицензирования строительной деятельности в разрезе изменений, внесенных постановлением КМУ от 27.02.2012 № 48 (далее — Информационный анализ).
Напомним, что постановлением КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины и признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Украины от 22 июля 2009 г. № 759» от 27.02.2012 г. № 148 (далее — постановление № 148) были внесены изменения в постановление КМУ «О лицензировании хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры» от 05.12.2007 г. № 1396 (далее — постановление № 1396). Изменения коснулись не всего документа, а лишь незначительной его части. Тем не менее этого оказалось достаточным для возникновения большого количества вопросов, и как следствие — очередных попыток ГАСИ разъяснить нововведения, которые в будущем должны быть урегулированы в соответствующих нормативно-правовых актах. А теперь по существу...
1. Действие постановления № 1396 отныне не ограничено во времени, как это было до сих пор. Так, в частности, в п. 4 постановления № 1396 слова и цифры «с января 2008 года и действует до 19 марта 2012 года» были заменены словами и цифрами «с 1 января 2008 года». Следует напомнить, что в течение определенного времени в п. 4 этого документа определялся срок его действия: сначала до 01.01.2012 г., потом до 19.01.2012 г.
2. Пункт 1 Порядка лицензирования хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденного постановлением № 1396 (далее — Порядок), был изложен в новой редакции. Так, в новой редакции указанного пункта сужен перечень видов работ по осуществлению хозяйственной деятельности, связанной с созданием объекта архитектуры, которые подлежат лицензированию в соответствии с постановлением № 1396. Отныне, о чем указывается и в Информационном анализе, действие Порядка распространяется только на строительство объекта архитектуры, который по сложности архитектурно-строительного решения и (или) инженерного оборудования относится к IV и V категориям сложности.
В то же время, учитывая нововведения, установленные постановлением № 1396, Минрегиону вместе с Минюстом и Государственной службой по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства дан трехмесячный срок для приведения собственных нормативно-правовых актов в соответствие с этим постановлением. Так, в частности, напомним, что до сих пор остаются действующими (без изменений) Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденные еще приказом Министерства регионального развития и строительства Украины от 27.01.2009 г. № 47 (далее — Лицензионные условия). Вскоре должны «увидеть свет» новые Лицензионные условия, действие которых будет распространяться только на осуществление хозяйственной деятельности, связанной со строительством объекта архитектуры, который по сложности архитектурно-строительного решения и (или) инженерного оборудования относится к IV и V категориям сложности. С текстом этого документа, кстати, можно ознакомиться на официальном сайте Минрегиона. До вступления в силу новых Лицензионных условий придется руководствоваться старыми. Но, к сожалению, они отныне не отвечают положениям постановления № 1396.
По этому поводу ГАСИ в Информационном анализе указала:
2.1. Документы, в частности, на получение лицензий могут приниматься только по соответствующему перечню работ по осуществлению хозяйственной деятельности в строительстве (он приведен в Информационном анализе). Если его проанализировать, то можно прийти к выводу, что этот перечень соответствует предложенному в новых Лицензионных условиях.
2.2. Логично, что теперь у субъектов хозяйствования может возникнуть вопрос: а как поступать с теми документами, в которых приведены виды работ, отличные от «предложенных» в Информационном анализе? По этому поводу ГАСИ поясняет, что такие документы будут рассматриваться только в части согласно п. 1 постановления № 1396. Такое объяснение дает повод думать, что рассматриваться будут лишь те документы, в которых указаны виды работ, связанные со строительством объектов IV и V категорий сложности. Кроме того (о чем ГАСИ не указала в своем Информационном анализе), скорее всего, документы, в которых будут приведены виды работ, даже связанные с созданием объектов IV и V категорий сложности, но не предусмотренные перечнем, предложенным в Информационном анализе, по результатам их рассмотрения позитивного решения не получат.
2.3. ГАСИ также указала, что документы субъектов хозяйствования на другие виды работ, кроме приведенных в Информационном анализе, возвращаются заявителям. В качестве основания для возврата будет указано отсутствие порядка лицензирования. В такой позиции ГАСИ есть много «но». Одно из них то, что все-таки порядок лицензирования существует — старые Лицензионные условия. Тем не менее можно найти логическое объяснение такой ситуации — уже существует проект новых Лицензионных условий, под которые уже сегодня хотят «перекроить» деятельность лицензионных органов.
2.4. А вот что не может не порадовать отдельных субъектов хозяйствования, так это то, что плановые (внеплановые) проверки в Информационном анализе предлагается проводить только в отношении тех субъектов хозяйствования, которые имеют лицензии по видам работ, приведенным в том же Информационном анализе. Соответствующие изменения были внесены в постановление КМУ «Об утверждении Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля» от 23.05.2011 г. № 553. Так, в частности, в п. 1 этого Порядка указывается, что он определяет процедуру осуществления мероприятий, направленных на соблюдение требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил и лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности, связанной со строительством объекта архитектуры, который по сложности архитектурно-строительного решения и (или) инженерного оборудования относится к IV и V категориям сложности.
2.5. Кроме того, ГАСИ в Информационном анализе отмечает, что в случае переоформления лицензий, выданных до момента введения в действие постановления № 148, производится оформление нового бланка лицензий.
И напоследок в Информационном анализе ГАСИ указала, что этот документ не является нормативно-правовым актом, а имеет лишь информационный характер. Конечно, это так. А потому необходимо как можно скорее принять новые Лицензионные условия во избежание несогласованностей, существующих на сегодняшний день, между постановлением № 1396 (с изменениями, внесенными постановлением № 148) и действующими Лицензионными условиями. Кроме того, остаются вопросы по другим видам работ, которые не «попали» в перечень работ по осуществлению хозяйственной деятельности в строительстве, предложенный в проекте новых Лицензионных условий. А значит, опять придется ждать...
Анастасия Романова