Темы статей
Выбрать темы

Изменен порядок оформления штрафов в строительстве

Редакция СБ
Статья

Изменен порядок оформления штрафов в строительстве

Анастасия Семененко, юрист-аналитик ИД «Фактор»

 

Следует отметить, что в одной из наших предыдущих статей1 мы уже касались вопроса о том, как и в каком порядке налагаются штрафы за правонарушения в сфере градостроительной деятельности, предусмотренные Законом № 208. Напомним, что этот документ согласно Закону № 4220 был изложен в новой редакции. Так, обновленный Закон № 208 расширил круг субъектов градостроительства, привлекаемых к ответственности в сфере градостроительной деятельности, и закрепил новую дифференциацию штрафных санкций. Кроме того, новый Закон № 208 предусмотрел и новые положения о порядке наложения штрафов (ст. 4 Закона № 208). При этом в качестве «базового» документа, предусматривающего последовательные этапы наложения штрафов, Закон № 208 определил, как и ранее, порядок, который должен устанавливаться КМУ. Таким документом на сегодняшний день остается постановление № 244. Вот о нем и поговорим...

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон № 4220 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению ответственности и совершенствованию государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности» от 22.12.2011 г. № 4220-VI.

Закон № 208 — Закон Украины «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» от 14.10.94 г. № 208-94/ВР (в редакции Закона № 4220-VI).

Закон № 3038 — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

Закон № 606 — Закон Украины «Об исполнительном производстве» от 21.04.99 г. № 606-XIV.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Постановление № 148 — постановление КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины и признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Украины от 22 июля 2009 г. № 759» от 27.02.2012 г. № 148.

Постановление № 244 — постановление КМУ «Об утверждении Порядка наложения штрафов за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» от 06.04.95 г. № 244 (в редакции постановления № 148).

Постановление № 553 — постановление КМУ «Об утверждении Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля» от 23.05.2011 г. № 553.

 

1 См. статью «Увеличены штрафы в строительстве» (часть 3) // «Строительная бухгалтерия», 2012, № 4, с. 37 — 44.

 

Сразу же отметим, что наши прогнозы оправдались — в постановление № 244 внесены изменения, коснувшиеся и названия порядка, устанавливающего процедуру наложения штрафов, — отныне это Порядок наложения штрафов за правонарушения в сфере градостроительной деятельности (далее — Порядок). Документом, «подкорректировавшим» этот нормативно-правовой акт, стало постановление № 148. Как мы и говорили, обновлений следовало ожидать, особенно в свете изменений, внесенных в Закон № 208. А теперь обо всем по порядку...

 

От инспекции до конкретного должностного лица...

Думаем, не будет новостью, что «фиксация» фактов совершения нарушений в сфере градостроительной деятельности относится к полномочиям Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины (далее — ГАСИ) и ее территориальных органов (далее — инспекция). Так, в частности, в постановлении № 553 указывается, что государственный архитектурно-строительный контроль, в том числе и за соблюдением требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, осуществляется ГАСИ и инспекциями. При осуществлении такого контроля должностные лица ГАСИ и инспекций имеют право составлять протоколы о совершении правонарушений.

Как видите, постановление № 553 не определяет лиц ГАСИ и инспекций, имеющих право составлять протоколы о правонарушениях. Такая конкретизация отсутствовала и в предыдущей редакции постановления № 244. Так, в частности, в ней указывалось, что штрафы налагаются инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля по результатам контрольных проверок, а также проверок, проведенных по обращениям заинтересованных юридических или физических лиц.

Отныне же п. 2 Порядка определено, что дела о правонарушениях в сфере градостроительной деятельности рассматриваются ГАСИ и инспекциями, причем налагать штрафы от имени ГАСИ и инспекций имеют право:

руководитель ГАСИ и его заместители;

руководители инспекций и их заместители.

Штрафы налагаются на юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — субъект градостроительства) за правонарушения в сфере градостроительной деятельности.

 

Об исключении...

Порядок подвергся и некоторой оптимизации.

Первое. Из Порядка был исключен п. 3, которым предусматривалось, что стоимость выполненных с нарушениями работ для расчета размера штрафа определяется в соответствии с порядком определения стоимости строительства и проектно-изыскательских работ, устанавливаемым Минрегионом. Эта норма утратила свою актуальность со вступлением в силу Закона № 4220, предусмотревшего, что размеры штрафных санкций «вычисляются» исходя из размера минимальной заработной платы.

Второе. Все три приложения к Порядку (Протокол о правонарушениях в сфере градостроительства, Предписание, Постановление о наложении штрафа за правонарушения в сфере градостроительства) были исключены, следовательно, эти формы документов применяться уже не могут.

Следует также отметить, что на смену ранее существующим формам документов новые утверждены не были, поэтому возникает вопрос: какими документами должны руководствоваться должностные лица ГАСИ и инспекций при выявлении правонарушений со стороны субъектов градостроительства? Считаем, что придется ждать новых форм соответствующих документов. До того же времени, вероятнее всего, ГАСИ и инспекции при составлении протоколов о совершении правонарушений будут руководствоваться общими положениями КоАП.

Так, в частности, ст. 256 КоАП предусмотрено, что в протоколе должны быть указаны:

— дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

— сведения о лице, привлекаемом к ответственности;

— место, время совершения и суть правонарушения;

— нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;

— фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются;

— пояснение лица, привлекаемого к административной ответственности;

— другие сведения, необходимые для решения дела.

Протокол подписывается составившим его лицом и лицом, привлекаемым к ответственности; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

В случае отказа лица, привлекаемого к ответственности, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, привлекаемое к ответственности, имеет право подать пояснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

Считаем, что указанные выше требования к составлению протокола, установленные КоАП, могут применяться и при составлении протоколов о совершении правонарушений, предусмотренных Законом № 208 (хотя бы до момента утверждения новой соответствующей формы).

Что же касается постановления о наложении штрафа, то здесь ситуация проще, но не намного. Так, в частности, в п. 7 Порядка указывается, что решение о наложении штрафа оформляется постановлением о наложении на субъекта градостроительства штрафа за правонарушение в сфере градостроительной деятельности, которое является исполнительным документом и подлежит исполнению в установленном законом порядке.

Постановление должно соответствовать требованиям к исполнительному документу , установленным ст. 18 Закона № 606. Так, в исполнительном документе должны указываться:

— название и дата выдачи документа, наименование органа, фамилия и инициалы должностного лица, выдавшего протокол;

— дата принятия и номер решения, согласно которому выдан документ;

— полное наименование (для юридических лиц) либо имя (фамилия, имя и отчество при наличии) (для физических лиц) взыскателя и должника, их местонахождение (для юридических лиц) или место проживания либо пребывания (для физических лиц), идентификационный код субъекта хозяйственной деятельности взыскателя и должника при наличии (для юридических лиц), индивидуальный идентификационный номер взыскателя и должника при наличии (для физических лиц — плательщиков налогов), а также другие данные, если они известны суду или другому органу, выдавшему исполнительный документ, которые идентифицируют взыскателя и должника или могут способствовать принудительному исполнению, в частности дата рождения должника и его место работы (для физических лиц), местонахождение имущества должника, счета взыскателя и должника и т. п.;

— резолютивная часть решения;

— дата вступления решения в законную (юридическую) силу;

— срок предъявления исполнительного документа к исполнению.

Исполнительный документ должен быть подписан уполномоченным должностным лицом с указанием его фамилии и инициалов и скреплен печатью. Скрепление исполнительного документа гербовой печатью является обязательным в случае, если орган (должностное лицо), выдавший исполнительный документ, согласно закону обязан иметь печать с изображением Государственного Герба Украины.

Исходя из вышеизложенного пока еще трудно себе представить, что же именно будет содержаться в постановлении о наложении штрафа, поскольку общие требования к содержанию исполнительного документа (указанные выше) все-таки должны быть более-менее адаптированы для конкретного документа — постановления о наложении штрафа. Надеемся, что соответствующая форма постановления о наложении штрафа будет утверждена в ближайшее время.

Единственное, что четко прописано в п. 7 Порядка, так это то, что в постановлении должен быть указан размер штрафа.

Что же касается формы предписания, то этот вопрос пока еще остается полностью открытым. О требованиях к его содержанию не идет речь ни в одном действующем нормативно-правовом акте.

 

Порядок выполнения постановления о наложении штрафа

В соответствии с п. 9 Порядка постановление о наложении штрафа должно составляться в трех экземплярах. При этом первый экземпляр постановления в трехдневный срок после принятия постановления вручается под роспись руководителю или уполномоченному представителю субъекта градостроительства либо отправляется по почте, о чем делается запись в деле. Второй экземпляр в случае неуплаты штрафа в установленный срок предъявляется инспекцией к принудительному исполнению в порядке и сроки, определенные Законом № 606.

Следует отметить, что срок, отведенный для уплаты штрафа, как и ранее, составляет 15 дней со дня вручения либо направления постановления о наложении штрафа. Подтверждением того, что штраф уплачен, служит копия заверенного банком платежного документа, которая, как указано в п. 10 Порядка, направляется в трехдневный срок со дня уплаты в инспекцию, наложившую штраф. Напомним: такие же требования определены и в Законе № 208. Обращаем внимание, что указанные выше документы предусматривают именно направление копии заверенного банком платежного документа, но, по нашему мнению, не будет нарушением, если такой документ будет передан в соответствующую инспекцию собственноручно (к тому же это более надежно). Как видите, Порядок ввел дополнительное требование по сравнению с предыдущей его редакцией: отныне недостаточно просто предъявить копию документа об уплате штрафа — это должна быть обязательно заверенная банком копия платежного документа.

Кроме того, в п. 11 Порядка (что является новеллой) указывается, что не подлежит выполнению постановление о наложении штрафа, которое не было обращено к выполнению в течение двух лет со дня вынесения. То есть, если по каким-либо основаниям нарушитель не уплатил штраф в течение 15 дней, а соответствующая инспекция не направила постановление для принудительного выполнения в соответствующую государственную исполнительную службу, такой штраф уплате не подлежит.

Как и ранее, Порядок предусматривает (в чем повторяет положения Закона № 208), что постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суде в течение 15 дней со дня его вынесения с уведомлением о таком обжаловании в тот же срок в инспекцию, наложившую штраф.

Кроме того, Порядок продублировал ряд других положений, предусмотренных в ч. 12 ст. 2 Закона № 208. Так, в частности, в нем предусматривается, что штраф может быть наложен на субъектов градостроительства в течение шести месяцев со дня выявления правонарушения, но не позднее чем через три года со дня его совершения. В случае же совершения субъектами градостроительства двух или более правонарушений штрафы налагаются за каждое совершенное правонарушение отдельно (дополнительно см. статью «Увеличены штрафы в строительстве» (часть 3) // «Строительная бухгалтерия», 2012, № 4, с. 37 — 44).

На этом мы заканчиваем анализ обновленного порядка наложения штрафов за правонарушения в строительстве. Безусловно, внесенные изменения не безукоризненны и требуют дополнений со стороны контролирующих органов в сфере строительства. Постановление № 244 порождает вопросы, ответы на которые, мы надеемся, ГАСИ предоставит в скором будущем, о чем мы вас, безусловно, проинформируем — следите за нашими комментариями.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше